Меню

Анафора как одно из средств выразительности

Что такое Анафора

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. «.

«Город пышный, город бедный. «.

«Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!».

«Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья. «.

«Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины. «.

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой (об их отличиях мы поговорим ниже).

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Какие бывают виды анафоры?

  • лексическая;
  • звуковая;
  • морфемная;
  • синтаксическая;
  • строфическая;
  • ритмическая;
  • паузная.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

«Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. «.

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня. «.

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник».

«Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери».

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

«Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт».

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в «Слово о полку Игореве»

«Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов. «.

«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре. «.

«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам».

«Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!».

Читайте также:  Товары как средство платежа 6 букв

Отличие анафоры от эпифоры

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это единоконцовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. «.

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».

«— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? —
И сидели мы, выпятив груди. «.

«Струится нетихнущий дождь, томительный дождь. «.

Отличие анафоры от симплоки

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

«Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла. «.

Русская народная песня

«Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел. «.

Отличие анафоры от анадиплосиса

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

«К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась. «.

Источник



Анафора как одно из средств выразительности

Анафора [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
Анафора может быть

звуковой:

В речном тумане виснет ниже
Вечерний красный парус дня.

Наше оружие – наши песни,
Наше золото – звенящие голоса.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой! ( А.К.Толстой )

и видом ее – синтаксической:

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер,
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.

Обворожает царицу
Необозримой Руси.

Анафора может располагаться в начале полустиший («Город пышный, город бедный»), строк («Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат»), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, «Когда волнуется»; Фет, «Это утро, радость эта» и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

Лучистый лен любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов,
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
«А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем».

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева «Суд памяти»:

Вы думаете, павшие молчат.
Конечно, да, вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
А в нас,
За нас кричат,
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат
И будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля
С пятью материками.

Источник

Анафора — средство выразительности речи

Изучение стилистических фигур вызывает не только интерес учащихся, но и большие трудности. Данная презентация поможет школьникам эффективнее усвоить данную тему.

Презентация поможет создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи.

Планируемые результаты данного урока:

метапредметные: ученик учится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность;

личностные: ученик учится вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознает эстетическую ценность русского языка, способен к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

предметные: умение определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры, выявлять особенности употребления анафоры в текстах художественной литературы, составлять собственные тексты, используя анафору как выразительную фигуру речи;

Задачи урока: способствовать формированию познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД:

— формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза, подведение под понятие; умение комментировать авторский текст, выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения;

— формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности;

— формирование личностных УУД: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них; умение выражать собственное отношение к предмету обсуждения; способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

— формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка своих знаний; умение полно и ясно выражать свои мысли; развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.

В презентации проиллюстрированы основные виды такой стилистической фигуры как анафора. Даны задания для закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Анафора — средство выразительности речи»

Анафора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Анафора звуковая — повторение одних и тех же сочетаний звуков:

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища

Пушкин А. С. Медный всадник

Анафора морфемная — повторение одних и тех же морфем или частей слов:

Лермонтов М. Ю. Узник

Анафора лексическая — повторение одних и тех же слов:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Есенин С. А. Не напрасно дули ветры

Анафора синтаксическая — повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных

От влаги снеговой

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Она бежит, бежит

На тыщи верст вперед,

Над нею жаворонок дрожит

Всё краше и видней

Она вокруг лежит.

И лучше счастья нет, — на ней

До самой смерти жить.

На запад, на восток,

На север и на юг…

Припал бы, обнял Моргунок,

Да не хватает рук…

Твардовский А. Т .

Пока не жаждет пулемёт

Распотрошить людскую гущу,

Живёт и здравствует омет

Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм

Рассечь врага одним ударом,

Амбары полнятся недаром

Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром

Своё вступительное слово,

В полях не может быть иного

Ловца пространств, чем агроном.

Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:

Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\

Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\

Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\

Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\

Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\

По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\

Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\

Ку|да /\ ду|ша пере|носится…| /\ /\

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».

Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру):

Почтеннейшим, достоуважаемым, высокоучёным и благомудрым господам бургомистрам и ратманам и почтеннейшим, именитым и предусмотрительным господам эльтерманам и старикам вместе со всем бюргерством всех трёх гильдий королевского города Ревеля, моим повелителям и всемилостивейшим государям и добрым друзьям.

Бальтазар Руссов, «Хроника провинции Ливония»

Анафора встречается и в прозаической речи. Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку.

Укажите пример, где используется анафора.

1) Главные созвездия необходимо знать моряку, путешественнику, летчику, разведчику, геологу. Главные созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности.

2) Мы видим каждую звезду не такой, как она есть, а какой была в прошлом. Так, письмо, дошедшее до нас через неделю после его написания, сообщает только о событиях, происшедших неделю назад.

3) В лесу всегда теплее. Ветер не любит сюда добираться. Нет ему тут воли.

4) Теперь дальние кусты и деревья на поле, на межах казались тенями волков. Только то, что я знала здесь каждый куст и каждое дерево, выручало меня.

Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении?

Источник

ЗОЖ — это правильно © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!