Меню

Арт терапия как средство развития ребенка

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья (средняя группа)

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В современном обществе все более возрастает интерес к арт-терапии как к методу лечения с помощью творчества. Арт-терапия сегодня — это направление современной психотерапии, которое стремительно развивается и становится все более популярным в профессиональной среде как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод используется с целями терапевтического воздействия и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы, общества в целом стимулирует развитие арт-терапевтических технологий педагогического и социально-психологического направления. «Важно отметить значительный профилактический, психокоррекционный и воспитательный эффект занятий арт-терапией. Все чаще средства и методы арт-терапии используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения »[1, с. 56].

Арт-терапия — это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выражать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для его полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии уделяется отношению ребенка к своей деятельности, к своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и ​​тому подобное. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.

Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, способствует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное воздействие на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохранившихся функциональных систем.

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность и учет общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности. Но этот метод целесообразно использовать в работе и со здоровыми детьми для улучшения их работы на занятиях и для снятия переутомления.

Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции и хорошо влияют на всех детей. Арт-терапия дает высокий положительный эмоциональный заряд, формирует уверенность в своих силах у детей, их личность. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании и не требует больших способностей к изобразительной деятельности или определенных навыков. Арт-терапия является средством общения педагога с воспитанниками.

• осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

• установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;

• подобрать виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

• дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задания;

• установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;

• регламентировать работу ребенка, что позволяет повысить сосредоточенность внимания. [2, с. 276].

Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.

Анализ современных исследователей по арт-терапии позволяет видеть, что этот метод для лечебных целей целесообразен и потому:

• дает возможность для выражения агрессивных чувств в социально доступной манере. Рисование красками или лепка являются безопасным способом разрядки напряжения, которое присутствует у ребенка;

• ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

• дает основания для интерпретации и диагностической работы в процессе арт-терапии. Творчество является основным в такой работе;

• позволяет работать с ощущениями и является единственным инструментом для улучшения ощущения и убеждений;

• помогает поднять эмоциональное состояние к положительному;

• является цепочкой в ​​возникновении чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости использования формы и цвета;

• развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творчества, которая дает возможность изменить зрительное ощущение и позволяет экспериментировать с ними;

• усиливает ощущение того, что индивидуальность является ценным и нужно творчески ее развивать [3, с. 121-124].

Таким образом, можно утверждать, что арт-терапия является активно эволюционирующим направлением в лечебной, социальной и педагогической работе. Такая терапия помогает решить конфликты и достичь гармонии в себе, учит фантазировать и представлять.

Список использованных источников:

1. Коротчук О. Ю. Арт-терапия в жизни детей с особыми потребностями

// Образование и наука в измерениях XXI века: Материалы отчетно-научной конференции, 12-13 мая / М-во образования и науки Украины, НПУ им. М.П. Драгоманова. — М .: НПУ, 2006. — С. 56-58.

2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. — СПб .: Питер, 2002. — 366 с.

3. Рыбакова С. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С. Рыбакова. — СПб .: Речь, 2007. — 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред.

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст.

Арт-терапия- это развитие личности посредством художественного творчества.В данной презентации представлена информация о методе арт-терапии и его направлениях.

Танцевальная терапия как средство развитиятворческих способностей дошкольников.

Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра.

Логопед, используя игры с песком, может сделать традиционную работу по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраст.

laquo;Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка&raquo.

Источник



Арт-терапия – как средство развития возможностей вашего ребенка.
статья на тему

Совершенствование существующих и создание новых эффектив­ных средств и методов, повышающих резервные возможности орга­низма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих со­временных исследователей все больше обращаются в сторону раз­личных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактиче­ских, лечебных, коррекционных средств.

Арт-терапия представляет собой совокупность развивающих методик, имеющих различия и особенности, определяющи­еся как жанровой принадлежностью к определенному виду искус­ства, так и направленностью, технологией психокоррекционного, ле­чебного применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на спе­цифике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразитель­ное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литера­тура, книга — библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия).

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОБАНОВА Надежда Ивановна

Арт-терапия – как средство развития возможностей вашего ребенка.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

Арт-терапия представляет собой совокупность развивающих методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного, лечебного применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия).

Развитие Вашего ребенка в процессе творчества.

  • стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики;
  • формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;
  • профилактика и коррекция тревожности, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;
  • профилактика и коррекция коммуникативных нарушений,
    возникающих как из-за речевых нарушений, так и вследствие социальных ограничений;
  • развитие всех видов восприятия, временных, пространственных представлений, представлений о схеме тела, подготовка руки к письму, развитие графических навыков и изодеятельности;
  • формирование целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;
  • развивать любознательность, воображение;
  • расширять запас знаний и представлений;

-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Вся работа с детьми строится с учётом структуры дефекта и возможностями каждого ребёнка индивидуально.

Рисование с закрытыми глазами.

В начале занятия с детьми была проведена короткая беседа. На вопрос: «Что такое фантазия?» — многие дети не могут ответить. Получив задание (нарисовать любые каракули с закрытыми глазами: а потом открыть глаза и дорисовать, кто что захочет), все пришли в восторг. Никто не пытался хитрить или подглядывать. Некоторые вычерчивали размашистые замысловатые кривые, другие сразу пытались нарисовать что-то определенное. Яна очень тихая маленькая девочка, нарисовала с закрытыми глазами несколько аккуратных цифр и треугольник, а открыв глаза, старательно их раскрасила. Егор В. так увлекся, что рисовал с закрытыми, глазами даже тогда, когда разрешено было открыть. Зажал в руки сразу три фломастера и с упоением водил ими по бумаге. Преобразование рисунка у него идет по пути различных агрессивных образов (кулак, танки, самолеты, стрельба). Так делают многие мальчики. У девочек, другая тематика: коврики, цветы, красавицы.

Цель занятия — показать детям, что даже их каракули могут быть интересными и значимыми. Другая цель — пробудить интерес к поискам образа в произвольном переплетении линий, активизировать работу воображения. Некоторые дети хорошо справляются с этой задачей, другие же оставляют нарисованное с закрытыми глазами и рисуют то, что им хочется. Наконец третья, может быть, самая важная цель — демонстрация того (удивительного для детей) факта, что все они разные, у каждого свой особый внутренний мир и мир этот прекрасен, и ценен сам по себе. От занятия к занятию это ощущение укрепляется, доставляет детям радость, они все чаще просят показать все рисунки, предлагая: «А давайте посмотрим, у кого какая фантазия». Само слово «фантазия» прочно входит в их лексикон.

Источник

Арт-терапия как средство социально-эмоционального развития детей
статья на тему

Арт-терапия как средство социально-эмоционального развития детей

Согласно резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации «Арт-терапия — это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, для коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала. Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Арт-терапия также тесно связана с художественной деятельностью. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности его работы».

Арт-терапия зачастую рассматривается в качестве альтернативного или комплементарного метода лечения, поскольку выходит далеко за пределы большинства методов вербальной психотерапии. Показательно, что еще в 1991 году Национальным институтом здоровья США арт-терапия была включена в список методов альтернативной медицины, составляющих группу вмешательств психосоматического или ментально-физического лечения. Благодаря развитию и научному изучению методов арт-терапии, она получает дополнительные шансы интегрироваться в систему медицинских и психотерапевтических (психологических) услуг для решения разнообразных задач, связанных с сохранением физического и психического здоровья населения.

Игры на песке

Скачать:

Вложение Размер
art-terapiya.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как средство социально-эмоционального развития детей

Согласно резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации «Арт-терапия — это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, для коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала. Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Арт-терапия также тесно связана с художественной деятельностью. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности его работы».

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;

5) пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эффектам.

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

— нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения длительное время — они не должны носить слишком рациональный характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального процесса;

— вселять чувство надежды — преодоление трудностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

— предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

— трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

— пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент “потребляет” художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Динамически ориентированная арт-терапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания. В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арт-терапии.

К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт-терапия . Целями коррекции в этом виде арт-терапии выступают:

— излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

— помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

— пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Приемами арт-терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт-терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.

Показаниями для проведения арт-терапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка “участвует” в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».

Набор фигурок и предметов отражает, по-возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.

В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.

По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».

Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.

Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.

При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.

М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.

Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Метод песочной терапии подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствует, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями».

В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. Исключение составляют лишь психотические больные.

«Знакомство с песком». Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать). На этом занятии ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует.

«Отпечатки наших рук». На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.

«Волшебные секреты». Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».

«Домики для животных». Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки, Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п.

«Озеро-река». Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребенка. В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих птиц.

«Транспорт». Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров. Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы игрушками , либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.

Игры с песком для детей 3-5 лет.

«Автогонщик». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

«Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

«Заборчик». На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

«Сад- огород». Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.

«Что изменилось». Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.

«Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и величину (большой, маленький, средний).

«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

«Столовая». Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахара.

«Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.

«Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.

«Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Игры с песком для детей 5-7 лет.

«Угадай по описанию».

Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

«Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка рродолжить его.

«Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.

«Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.

«Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.

«Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и дорисовать одну линию. Взрослый должен придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние изменения.

«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

«Подсказка». Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек.В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения порядкового счета, количество кучек может возрасти до 10.

«Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.

«Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

1. Журнал «Дошкольная педагогика» №1, 2007 год, г. Санкт-Петербург

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 год, Московская область, г. Мытищи

3. Журнал «Обруч». Дошкольное начальное образование, №6, 1997 год, г. Москва

4. Журнал «Обруч». Дошкольное образование, №2, 1998 год, г. Москва

5. Журнал «Обруч», №5, 2005 год, г. Москва

6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии. — М.: Психотерапия, 2011. — 128 с.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 510 с.

8. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с.

9. Трошихина Е., к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт. URL: http://www.sandtherapy.org/юнгианская-песочная-терапия/ (Дата обращения 21.05.2014)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но.

Обобщение педагогического опыта на конкурсе «Учитель года — 2012» в номинации «Классный руководитель».

Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции.

В статье рассматривается художественно — творческая деятельность как средство социально — культурного развития детей.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, эк.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ:ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Источник

Читайте также:  Эффективное средство для носа от рождения