Меню

Что коменский считал средствами нравственного воспитания

Учение Я.А. Коменского о нравственном воспитании и дисциплине

Значительное место в учении Я.А. Коменского занимают проблемы нравственного воспитания.Главный девиз Коменского: «Человек должен быть воспитан для человечности». Христианско-протестантская этика «чешских братьев» лежит в ос­нове его нравственных принципов, его четырех добродетелей: муд­рости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Эти добродетели подрастающий человек приобретает в школе.

Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения,неоднократно подчеркивая, что «ученость – спутница высокой морали». В своих правилах развития нравственности он говорит о нравствен­ном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о ве­щах есть истинная основа всякой добродетели». Правильно орга­низованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «нико­го не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность».

Опираясь в содержании и организации нравственного воспита­ния на гуманистические, демократические основания, Я.А. Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, человеческих отношений между людьми. Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в самой школе должны господствовать доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость.

Методами нравственного воспитания можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание.

Примеру он придает большое значение и неоднократно возвращается к нему уже в «Материнской школе». Основывается значение примера на склонности детей к подражанию. Но пример не дает нужных результатов, если он не сопровождается словом, разъяснением, наставлением.Здесь важно непосредственное знакомство с нравственными требованиями, которые должны отличаться определенностью, доступностью, поддерживаться не только школой, но и семьей, родителями, всеми окружающими ребенка людьми. Воспитательное значение он придавал художественной литературе, которая изучается во всем ее богатстве.

Упражнениямидетей в нравственных поступках могут служить по Я.А. Коменскому, и игры детей.

Важное место он отводил поощрению.Он советовал учителю быть внимательным к поведению ученика и, если он проявляет старание, преодолевает трудности, надо поощрять его похвалой, отметкой, подарком.

Я.А. Коменский подробно рассматривал проблему наказаний.Он выделял те проявления в поведении ученика, которые заслуживают особой строгости. Это богохульство, упрямство, ложь. В таких случаях допустимо даже наказание розгой. Но надо строго отличать проступок нечаянный от злоумыш­ленного и строго наказывать лишь за сознательные проступки.

Проблема наказаний занимает большое место в системе вос­питания дисциплины,которую Я.А. Коменский рассматривает как ус­ловие успешного обучения и воспитания, как предмет воспита­ния и его метод (способ). Школа, считает он, это ма­ленькое государство, основу которого составляет порядок, стро­гое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», — пишет он в специальной главе «Ве­ликой дидактики», посвященной дисциплине (глава XXVI). Я.А. Коменский связывает дисциплину учени­ка с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он считал, что следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, откровенным благорасположением».

Не отрицая физичес­кие наказания в системе нравственного воспитания, Я.А. Коменский вводит их и в воспитание дисциплины. Он называет проступки, когда оправ­даны эти наказания: это проявление безбожия, выступление про­тив божественных законов, это упорное неповиновение и умыш­ленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 5036 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением.

Читайте также:  Бактерицидное действие дезинфицирующих средств

В книге «Законы хорошо организованной школы» Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости» [2, с. 37].

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 — 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

Источник



16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.
консультация

16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.

Скачать:

Вложение Размер
16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским. 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

16 правил для воспитателей по формированию нравственности у детей, выдвинутые Я.А. Коменским.

Важный вклад в развитие проблем нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа внес великий мыслитель-гуманист, основоположник педагогик нового времени Ян Амос Коменский (1592–1670). Следуя Платону и Аристотелю, основой нравственности в человеке он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость; кроме того, он советовал воспитывать у детей скромность, вежливость, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Педагогические сочинения Коменского пропитаны духом народности. Он горячо любил родной народ, родную культуру, родной язык. Об этом говорят даже названия его книг: «Чешская дидактика», «Чешская грамматика», «Чешская поэзия», «Мудрость старых чехов». В «Чешской поэзии» он показывает себя знатоком и тонким ценителем поэтических сокровищ родного народа. В «Мудрости старых чехов» он собрал пословицы, поговорки, которые в дальнейшем постоянно использовал в педагогической деятельности, восхищаясь духовным богатством родного народа и глубиной его наблюдений. Богатейший материал с образцами народной мудрости представлен и в книге «Сокровищница чешского языка».

В «Завещании умирающей матери братской общине» мать завещает остающимся жить: «Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер». Любовь к Родине, земле отцов он пронес через всю жизнь.

Чешский педагог впервые обобщил накопленный опыт воспитания и образования детей в семье, школе, разработал стройную педагогическую систему, в основе которой лежит принцип природосообразности, позволяющий учитывать природу воспитанников, их психолого-физиологические особенности. Данный принцип является одним из основных в этнопедагогике. Я. А. Коменский отмечал, что целью воспитания является не только совершенствование личности само по себе, но и подготовка ее к усовершенствованию окружающей жизни. Педагог-мыслитель неустанно подчеркивал необходимость развития интеллекта у формирующегося индивида и верил в создание счастливой жизни для всех людей с помощью разума и силами самих людей. Цели воспитания Коменский четко сформулировал в своей «Великой дидактике» (1633–1638). В ней он впервые в истории педагогики предложил стройную систему воспитания подрастающего поколения исходя из возрастных особенностей. Воспитание детей до 6-летнего возраста, по его мнению, должно проводиться в семье под руководством матери – это первая ступень воспитания и образования, или материнская школа, где образование должно осуществляться на родном языке на основе родной культуры. В этом возрасте, считал ученый, главной задачей родителей является развитие органов чувств детей, обогащение их представлений об окружающей жизни, развитие речи и первоначальных умений. Я. А. Коменский считал, что родители еще до поступления детей в школу должны подготовить их к основам нравственных норм поведения, к умственному восприятию вещей, научить ясно излагать мысли и дать им трудовые навыки. И выполнение этих задач, по мнению Коменского, возможно лишь на основе родной культуры. Второй этап подготовки детей – от 6 до 12 лет – Коменский называл школой родного языка, где воспитанники всех сословий изучают окружающий мир, совершенствуют владение родным языком, который является «средством цементирования нации как таковой». Здесь дети должны получить реальные знания по арифметике, географии, истории и т.д. На третьей ступени (подростки 12–18 лет) предусматривалось обучение наиболее способных подростков в гимназии или латинской школе, где они более углубленно продолжают изучение предметов, начатое в школе родного языка, с усилением их практической направленности. В завершающую ступень образования в системе Коменского входит академия (юноши 18–24 лет); такая высшая школа, по мнению просветителя, должна быть в каждом государстве, система ее работы описана в «Чешской дидактике».

Важную роль в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье. Этому вопросу он посвятил целый труд под названием «Материнская школа» – это первое в истории методическое руководство для семейного воспитания, построенное на идеях народной педагогики. В этой работе впервые в истории педагогики глубоко раскрывается система воспитания, развития и совершенствования личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Коменский в «Материнской школе» обобщил наиболее прогрессивные идеи о воспитании детей, материнскую мудрость разных народов, в книге представлена концепция всестороннего развития личности ребенка в процессе его воспитания. Рассматривая данный вопрос, Коменский исходил из принципа: «Будущее заключено в детях» и дополнил: «Так как дети являются драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью».

Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить «к благочестию», затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания.

Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как рассудительность, терпение, осторожность, правдивость, приветливость, храбрость, трудолюбие, остроумие, мужество, высокая нравственность. Вся деятельность человека, считал ученый, должна быть направлена на то, чтобы изучать народную мудрость, «которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными». Основой же нравственности, считал он, является труд, ибо «благородные умы питаются трудом».

Заботясь о подготовке достойной смены, он разработал для воспитателей 16 правил искусства развивать нравственность, пронизанные духом народной педагогики:

1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

2. Из этих добродетелей ведущими являются: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.

4. Человек во всем должен соблюдать умеренность: в пище и питье, во сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.

5. Учить юношей мужеству, чтобы они преодолевали самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре, обуздывая нетерпеливость, ропот, гнев; выработать у них привычку поступать во всем обдуманно.

6. Учить ребят справедливости, никогда никого не оскорблять, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность.

7. Быть мужественным, благородным и выносливым в труде.

8. Быть искренним с людьми и исполнительным.

9. Прививать детям и подросткам трудовые навыки; они должны постоянно заниматься каким-либо серьезным или занимательным трудом.

10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность с желанием услужить другим.

11. Развитие добродетелей в детях необходимо начинать с раннего возраста.

12. Добродетелям нужно учить ребят на положительных примерах старших.

13. В первую очередь образцами в поведении для детей, примером порядочной жизни, высокой нравственности должны быть их родители.

14. Примеры для подрастающего поколения нужно сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

15. Тщательно оберегать детей от сообщества испорченных людей, так как природа зла распространяется легче и держится упорнее.

16. Для противодействия дурным нравам необходима дисциплина.

Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики неоценим. Он теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах рельефно прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания. Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику, оказал значительное влияние на последующее развитие педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Буду делать хорошо и не буду плохо.

Доклад (из опыта работы) для педагогов.

Статья обращена прежде всего к педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры.

Источник

Учение Яна Амоса Коменского о нравственном воспитании

На педагогические взгляды Коменского оказало особое влияние острые общественно-политические события, которые происходили в его время в Западной Европе. В своей нравственной теории Коменский опирается на традицию нравственной дисциплины, изложенную в «Уставе Общины братской». В ситуации тридцатилетней войны, борьбы буржуазии с феодализмом, стремление угнетенных народов к национальной независимости и протест бедноты против жестокой эксплуатации со стороны феодалов приводит Коменского к демократизму, сочувствию, готовности прийти на помощь. Однако невозможно осуществлять демократические преобразования, пока общество не восстановит в себе честь и национально-государственный смысл. Общественно-политические взгляды Коменского, считает А.А. Красновский, по своему демократизму перерастали рамки феодализма и капитализма и значительно опережало свое время.

Можно смело утверждать, пишет И.Ф. Харламов, что какой бы области общественной жизни и научных знаний ни касался Коменский, он проявлял себя как прогрессивный и оригинальный мыслитель, чуждый национальной ограниченности, проявляющий заботу о нуждах угнетенных и стремящийся к прогрессу всего человечности [5]. В приведенной мысли И.Ф. Харламова обнаруживается идея гуманизма, определившие впоследствии в теории нравственного воспитания Я.А. Коменского.

Итак, в развитии теории нравственного воспитания, основанного на идеях гуманизма, особое место занимает теория Коменского. Его заслуженно называют Коперником воспитания. Основным средством воспитания человечности Коменский считал: спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Он в своем труде особо отмечает, что « дружественная и мирная беседа будет содействовать тому, что они не будут дрожать перед учителем, как перед тираном (ибо боязнь приводит ум в замешательство), но будут любить его, как отца, и обращаться с ним непринужденно» [3.] Действительно в современных условиях авторитарный стиль педагогической деятельности не развивает личность, а подавляет ее.

Великий педагог уделял исключительное внимание проблемам нравственного воспитания. Так, во «Всеобщем воспитании» он дает, до деталей, продуманную систему нравственного воспитания, как прививать ребенку дошкольного возраста элементарные понятия нравственности. В своем монументальном труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» Коменский включает методические разработки от воспитания в раннем детстве вплоть да старости. Воспитание нравственности, любви к человеку у Коменского связано с требованием воспитывать дружбу, педагог, что доверие и взаимное уважение лежит между учащимися. Он пишет: « школьник должен жить в дружбе со всеми сотоварищами и никого не обижать рукой и словом, так чтобы ссоры и несогласие были далеки от нашей школы» [4]. Следует отметить, что ведущим признаком нравственного воспитания ученый рассматривал отношение между учащимися.

В «Великой дидактике» высказал идею о воспитывающем характере учебной работы, о нравственном формировании учащихся средствами обучения. Такой подход в современных условиях, воспитание через обучение, является особо актуальной. В его трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» приводятся моральные черты: умеренность в пище; опрятность; почтительность к старшим; предупредительность; правдивость, не допускающую лжи в шутку; справедливость к людям; щедрость, подавляющую скупость и завистливость к людям; привычку к труду; терпение и т.д.. [2.]. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяю моральный облик человека. «Нравственные качества личности, подчеркивает В.Т. Чепиков, — выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру» [ 6.].

Для Коменского особое место занимают вопросы гуманного отношения к людям и трудолюбия. Он впервые включает в число этических требований к личности выработку «выносливости в труде» [1].

Изучение трудов по проблеме нравственного воспитания Я.А. Коменского позволяет сделать вывод, что его идеи особо актуальны и в наши дни, а также позволят решить вопросы нравственного воспитания.

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. – изб. пед. соч. М.: Учпедгиз. Гл. XXIII. 1955.

2. Коменский Я.А. Материнская школа. М., 1947.

3. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Каменский. — изд. 2 –е, М.6 Педагогика С. 168. 1970.

4. Роберт Альт. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – изд. Академия педагогических наук РСФСР. – М.: Учпедгиз. С.6. 1955.

5. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания/ История и современная проблематика и основные педагогические идеи. Мн. Изд БГУ, 1972.

Источник