Меню

Что такое сравнение как средство художественной выразительности

Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Метафора

Метафора — это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства.

Образное выражение превращается в реальную картину.

Вьюга злилась, мгла носилась в стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,
На мутном небе мгла носилась ;

Воет вьюга в стихотворении И.З. Сурикова «Детство»

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

Олицетворение

Олицетворение — этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает.

Резвяся и играя в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя ,
Грохочет в небе голубом.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»

В стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен , что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул .

Источник

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:

— при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):

Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя! (A.C.

— формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (A.C. Се­рафимович);

— с помощью слов типа похожий, подобный: Бога­тые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);

Читайте также:  Какие средство есть от синяков

— с помощью отрицания:

Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. (С.А. Есенин);

— сравнительной степенью прилагательного или на­речия:

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. .(А.С. Пушкин)

Метафора — это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту,. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно. отсутствуют. Например: пыш­ное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).

Разновидностями метафоры являются олицетворе­ние и овеществление.

Олицетворение — — это -изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойства­ми, чертами живых существ. Например: И костер, дро­жа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал крас­ными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (A.C. Серафимович).

Овеществление — это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и теку­чая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в рус­ле своем (A.C. Серафимович).

Метонимия — это перенос названия с одного пред­мета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (A.C.

Синекдоха (разновидность метонимии) — это спо­собность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные ко­зырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (A.C. Серафимович).

Эпитет — это художественное определение, подчер­кивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:

Капустная синяя свежесть. И красные клены вдали. Последняя кроткая нежность Притихшей осенней земли.

— существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);

— наречием: И сладостно шумят полуденные вол­ны (A.C. Пушкин).

Гипербола — это средство художественного изо­бражения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и при­ходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (ИЛ. Ильф, Е.П. Петров).

Литота — это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или яв­ления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шеве­лятся сердито брови, шершавые усы (A.C. Серафимович).

Аллегория — это иносказательное выражение абст­рактного понятия или явления через конкретный образ. Например:

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громкокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

Ирония — это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приоб­ретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!» (И.А. Крылов)

Оксюморон — это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противо­речивые (взаимоисключающие) свойства.

Перифраз — это замена слова иносказательным опи­сательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паус­товский).

Антитеза — противопоставление образов, понятий, t свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:

Я все имел, лишился вдруг всего; Лишь начал сон. исчезло сновиденье! (Е. Баратынский)

Повтор — это неоднократное употребление одних f и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, \ мой нежный друг. люблю. твоя. твоя. (A.C. Пуш- E кин).

Разновидностями повтора являются анафора и эпи-1 фора.

Анафора (единоначатие) — это повторение началь- I ных слов в смежных строках, строфах, фразах. Напри-1 мер:

Читайте также:  Учет основного средства как товаров

Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)

Эпифора — это повторение конечных слов в смеж- i ных строках, строфах, фразах. Например:

Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить.

Градация — — это особая группировка однородных [ членов предложения с постепенным нарастанием (или | убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. I Например:

И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (A.C. Пушкин)

Параллелизм — это повтор типа смежных предло­жений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:

Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю. (A.C. Пушкин)

Инверсия — это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:

Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень. (A.C. Пушкин)

Эллипсис — — это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма.

Парцелляция — художественный прием, при кото­ром предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (A.C. Серафимович).

Риторический вопрос (обращение, восклицание) -это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция — привлечение внимания, усиле­ние впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (A.C. Пушкин)

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для при­дания речи динамичности. Например:

Приманивать изысканным ^убором, Игрою глаз, блестящим разговором. (Е. Баратынский)

Многосоюзие — это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык. (А. С. Пушкин)

В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Фразеологическая единица, или фразеологизм —

это устойчивое сочетание слов, которое функционирует: в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, [ ни днем ни ночью.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, ; близкие по смыслу. Виды синонимов:

— общеязыковые: смелый — храбрый;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. (A.C. Пушкин)

Антонимы — это слова одной и той же части речи, I имеющие противоположное значение. Виды антонимов:

— общеязыковые: добрый — злой;

Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. (A.C. Пушкин)

Как известно, значение слова точнее всего определя- I ется в контексте речи. Это позволяет, в частности, оп­ределять значение многозначных слов, а также разгра- I ничивать омонимы (слова одной и той же части речи, i совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие \ разные лексические значения: вкусный плод — надеж­ный плот, брак в работе — счастливый брак).

Источник



Сравнение

Сравнение (в литературе) — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов («как», «будто», других сравнительных союзов); это стилистический приём, троп, т.е. сравнение считается лексическим средством выразительности.

Примеры:

  • как жираф высокий;
  • белый как снег;
  • чёрный, будто уголь из костра.

Примеры из литературы:

«И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит».
«Что ты спишь, мужичок?», А. В. Кольцов

«В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй».
«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб

«И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги
,
и тонкие, как певчий слух«.
«Молитва», Т. Ю. Кибиров

Способы образования сравнения

Сравнение в русском языке образуется:

  • путём использования сравнительных союзов (как, словно, точно); например: она была стройная, словно тростинка;
  • при помощи «похожий» или «подобный»; например: он был похож на летнее солнышко;
  • используя сравнительную степень прилагательного или наречия; например: глаза зеленее моря;
  • путём творительного падежа; например: ходить гоголем.
Читайте также:  Народное средство как сбить температуру у ребенка в домашних условиях

Какие существуют виды сравнения?

Некоторые лингвисты выделяют два вида сравнений (прямое / косвенное). Однако возможно это не так, существует несколько различных мнений.

Прямое сравнение (либо «с союзами«) образовывается при помощи сравнительных союзов (например: как, словно, будто). Например:

  • застыл как статуя;
  • «Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной». (А. Я. Яшин)

Косвенное сравнение (либо «без союзов«) — образование при помощи творительного падежа. Например: улепётывал зайцем.

Развёрнутое сравнение

Развёрнутое сравнение — автор указывает на несколько общих признаков, и сравнивая, он развивает свою мысль в целые предложения. Таким образом создаётся и передаётся более яркий образ.

«Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом
,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом
.

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!»
«Как над горячею золой. «. Ф. И. Тютчев

Источник

Сравнение как средство художественной выразительности

1 ответ

Сравнение – это средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении одного предмета, действия или явления с другим по какому-то признаку.

Сравнение может быть выражено несколькими способами:

  • При помощи союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем). Пример: Ты прекрасна, словно весна.
  • Формой творительного падежа. Пример: Ее тень легла на желтый песок причудливым узором.
  • При помощи слов «похожий», «подобный». Пример: Татьяна была подобна кроткому ангелу.

Оценка: 3.8 ( 19 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Юрий Острогов 1,441
  2. 2. Капитан Немо 521
  3. 3. Павел Никитин 191
  4. 4. Витя Зан-Дин-Юн 190
  5. 5. Игорь Проскуренко 180
  6. 6. Валерия Кириллова 157
  7. 7. Веселый Утконос 145
  8. 8. Angry Elk 130
  9. 9. Полина Михеева 116
  10. 10. Филипп Барышников 115
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,721
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник