Меню

Что такое средства гармонизации

Средства гармонизации композиции

Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных геометрических и физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

— контраст, нюанс, тождество;

Каждому средству гармонизации отведена конкретная роль в организации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно в силу своих творческих задач.

Приемы композиции – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.

Ритмзакономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. (Рис.1-3)

Природные условия и явления, окружающие человека, так же, как и процессы в человеческом организме ритмизированы. Ритм является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Ритмичное воспринимается как имеющее естественный порядок, правильное. Наличие определенного ритма в композиции облегчает ее восприятие, делает ее более привычной. Поэтому и произведения современного графического дизайна чаще всего ритмичны: современный зритель предрасположен к восприятию ритмических структур в силу ритмичного, быстрого характера современной жизни.

В композициях ритм может быть явным и скрытым:

— явный ритм очевиден, это как поместить элементы на полосатый фон;

— скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, ино гда смысловых, направлений, технических приемов.

Для наилучшего восприятия ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Это наблюдение является достоянием древних греков, в храмах которых крайние колонны делались несколько толще, а промежуток между ними — меньше, что создавало зрительное ощущение остановки ритмического ряда.

Рис.1. Ритм в архитектуре. Колизей. Рим.

Рис.2. Ритм в живописи. П. Брейгель Старший «Притча о слепых».

Рис.3. Ритм в орнаменте. Ханты.

Метр частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Элементы располагаются через равные интервалы. (Рис.4.)

Особое значение ритм приобретает в поп-арте. Художники этого направления активно используют повторения, создают серии одинаковых произведений, что соответствует характеру эпохи постмодерна, когда многочисленные копии (в кино, дизайне, искусстве) нивелируют ценность оригинала.

Рис.4. Метрическая организация произведений Э. Уорхола.

Контраст – резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого. (Рис.5)

Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т. д.

Рис.5. Пример контраста линий, форм, цвета.

Нюанс – плавный переход характеристик, такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные отличия. (Рис.6)

Нюанс также является сильным выразительным средством, однако, если контраст привлекает внимание, вызывает сильные эмоции, то использование нюанса апеллирует к интеллекту, к тонкому вкусу, к игре ума. В современном дизайне активно используются оба средства выразительности. Контраст и нюанс – это не всегда противоположности, иногда, как например, в работах Энди Уорхолла, эти качества соседствуют: тонкие нюансные различия присутствуют в серии почти одинаковых работ, построенных на контрасте.

Тождество – отношение полностью сходных объектов. (Рис.7) Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

Рис.6. Пример нюанса линий, форм, цвета.

Рис.7. Пример тождества линий, форм, цвета.

Пропорциональность – соразмерность частей и целого, которая прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.

Классическим приемом достижения пропорциональности является использование Золотого сечения (изобретение древних греков). Золотое сечение – гармоническое деление отрезка на две части такимобразом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку (C = a + b; a : b = b : c).

Другие виды пропорциональных отношений:

— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…

— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…

— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…

— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

В современном дизайне пропорциональность чаще определяется «на глаз», интуитивно.

Масштаб, размер. Масштабность – соразмерность принятому эталону.

Размер– величина изображения по отношению к формату.

Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба – как на географических картах, и строящиеся на крупных планах – как например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора: хотел ли автор вызвать ощущение огромного пространства, или тесноты, или присутствия.

Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек. Это сформулировал еще Парменид: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Древние греки делали ступени и двери в храмы в таком масштабе, что они соответствовали не размерам человеческого тела, но росту богов, который считался примерно в 1,5 — 2 раза больше роста человека.

Большая часть живописи Нового Времени часто использует «натуральный» масштаб и почти всегда «натуральный» размер изображения: персонажи смотрятся так, что они соответствуют естественному размеру тела человека, вне зависимости от того, фреска ли это во дворце или станковая картина. Естественный масштаб соответствует идеологии Эпохи Просвещения: человек и его разум – главное, что существует, мир рационален.

Крупный масштаб при изображении обнаженного тела очень редко использовался до XX века, и чаще всего в картинах, которые не выставлялись, считаясь неприличными, как например, скандальная картина Г. Курбе «Происхождение мира» или «Даная» Г. Климта. Если на картине изображены резко приближенные части человеческого тела, то зритель оказывается в положении «любовника», он «неприлично» приближен к фигуре. Только в 60-е годы XX века человечество стало достаточно раскрепощенным, чтобы свободно использовать такой масштаб и размер изображаемых элементов.

Статика – зрительное впечатление неподвижности.

Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика». (Рис.8)

Рис.8. Схема построения статичной композиции

Динамика – зрительное впечатление движения, скорости.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия,сила, дерзость, порыв, «альтернатива». (Рис.9)

Рис.9. Схема построения динамичной композиции

Каждый период в истории изобразительного искусства отмечен преобладанием статики или динамики как основной эстетической установки. Это связано с преобладающим типом сознания и мировоззрением. Общая установка исторической эпохи отражается в искусстве как склонность художников к предпочтению статичных или динамичных форм. Характер жизни в 20 веке стал более сложным и многогранным, чем в другие эпохи, поэтому в XX веке статика и динамика органично сочетаются между собой. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне.

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы.

Понятия «тектоника» и «атектоника» связаны, но не идентичны понятиям «динамика» и «статика». Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет. Искусство античной Греции тектонично, но не статично. Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их конструкция выражает стремление к полету.

Симметрия – определённый порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Типы симметрии: зеркальная (самый частый случай), центральная, осевая, симметрия поворота, симметрия переноса (принцип орнамента).

Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия, что связано с симметричностью человеческого тела. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Однако принцип симметрии нельзя абсолютизировать.

Асимметрия – полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.

Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты от инфракрасного излучения

Композиционная симметрия– принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве, предполагающий наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение. В соответствии с принципами симметрии, композиции могут быть: симметричные, асимметричные, диссимметричные и флаговые.

Источник



Средства гармонизации художественной формы

Композиционное целое как система отношений.

Объективные, присущие природе явления — симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, — воспринимаемые, человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как категории гармонии, — используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств раскрывается содержание и гармонизуется форма.

Каким образом осуществляется роль средств гармонизации, какое место в цепи формообразующих факторов они занимают? В художественном произведении, идейный замысел (или функциональное назначение) проявляет себя через выбор темы, сюжета, через художественно-образное решение и композиционное построение и реализуется в материале в процессе разработки формы с помощью средств гармонизации, которые воздействуют на материал, используя физические художественно-выразительные средства (цвет, тон, фактура, объем и др.). Художественно-образное решение темы проявляется в трактовке сюжета, в характеристике персонажей в определении отношений между смысловыми компонентами изображения. Оно осуществляется с помощью художественно-образного языка, посредством поэтической иносказательной речи признаками которой являются сравнения, метафоры, гипербола и т. д. сравнивая, сближая, противопоставляя, выражая одно через другое, образный язык осуществляет семантические связи произведении. Эти приемы характерны как для словесных искусств, так и для изобразительного искусства, в особенности, для искусства символического или абстрактного. Художественно-образное решение связывается в целостную картину композиционным построением с помощью средств гармонизации.

Композиционное решение определяет выбор формата, местоположение на картинном поле главного и второстепенного в изображении, расположение доминанты и всех смысловых и формальных элементов в соответствии с общей композиционной схемой, продиктованной содержанием — замыслом и трактовкой темы (см. элементы композиционно-структурной организации плоскости).

Композиционные средства, с помощью которых выявляются смысловые связи (например, отношения между персонажами или предметами, то есть, те же средства гармонизации — контраст, симметрия, масштаб и др. — служат одновременно средствами гармонизации формы. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность; организуя логическую последовательность восприятия формы и обеспечивая эмоциональное ее восприятие. Таким образом, участвуя в художественно-образном воплощении содержания и в композиционном расположении материала (понимаемого, в широком смысле), средства гармонизации способствуют созданию целостной художественной формы.

При непременном участии средств гармонизации реализуются в физическом материале те композиционные принципы, о которых говорилось выше: принцип, целесообразности, принцип сложного, принцип соподчинения частей в целом, принципы единства движения, равновесия и гармонии, т. е. создается целостная художественная форма.

Подведем итог: в художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно — образного решения темы и композиционного его построения с помощью средств гармонизации (композиционных правил).

Метод, который лежит в основе этого процесса, есть диалектическое противопоставление и объединение связанных между собой по смыслу и по формальным признакам элементов формы с целью достижения единства целого. Поэтому используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е. способные сравнивать сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя к целостности. Поэтому композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Определявшими моментами этой системы являются уравновешенность и взаимосвязанность.

Уравновешенность — равновесие между правой и левой частями изображения. Равновесие это носит динамический характер. В картине все — и динамическое, и статическое — выражает разные моменты движения, направленное движение и остановку, взаимодействие противоборствующих сил, причем характер движения выражается посредством ритма. Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм.

Таким образом, целостная форма как гармонически уравновешенное единство противоположностей пластически моделируется с помощью средств гармонизации через отношения сходного и противоположного.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Средства гармонизации

Объемно-пространственная структура и тектоника являются основными общими категориями композиции. Для того чтобы композицию привести в полную гармонию, создать соразмерность и гармоничность соотношений всех ее частей и деталей, придать ей наиболее полную эстетическую выразительность, необходимо применить некоторые специфические средства композиции или, как их называют, средства гармонизации.

Симметрия и асимметрия является наиболее простым и ясным средством композиции зданий. Оно определяет основу построения как всей объемно-пространственной композиции, так и отдельных частей здания и архитектурных деталей. Принцип симметрии и асимметрии используется и при создании архитектурных ансамблей и планировочных комплексов.

Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых элементов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр плоскости или объема.

Вертикальные оси симметрии присутствуют в композиции центрических зданий. Вертикальные плоскости симметрии присутствуют в композиции отдельных зданий, ансамблей, интерьеров. Эта симметрия называется зеркальной. В вертикальных и горизонтальных проекциях плоскости симметрии превращаются в оси. В сложных композициях может быть несколько таких осей, которые в этом случае подразделяются на главные и второстепенные.

В произведениях архитектуры абсолютно строгая симметрия встречается редко, что объясняется сложным функциональным содержанием зданий; в большинстве случаев применяется так называемая частично нарушенная симметрия (например, при строго симметричном по форме плане несимметричное расположение некоторых помещений).

При асимметричном построении композиции ее отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют. При этом неравные по величине и разные по форме части располагаются так, что создают зрительное равновесие, чем сохраняют единство композиции.

В сложных композициях симметрия и асимметрия обычно сопутствуют друг другу. Выбор того или иного приема построения композиции в каждом конкретном случае зависит от функциональных особенностей здания, места его расположения (значение здания в ансамбле площади, улицы и т. д.) и идейно-художественного замысла.

Симметричный прием помогает выразить строгость, торжественность, парадность. В архитектурной практике иногда встречаются формалистические приемы, когда несоответствующее функциональное содержание насильно втиснуто в симметричную композицию, ради ее ложной «представительности».

В современной архитектуре асимметричный прием композиции получил широкое распространение. Это объясняется стремлением к наиболее органичной связи формы со сложным функциональным содержанием современных зданий и желанием придать композиции более свободный живописный характер, максимально сблизить ее с при­родой.

Метр и ритм в архитектуре проявляются как закономерное повторение и чередование элементов (архитектурных деталей, форм, объемов). Это чередование используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных зданий, так и для целых ансамблей.

Пример метроритмических и ритмических построений в архитектуре: а) библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде; б) Московский государственный университет на Ленинских горах

Существует два вида повторности — метрическая и ритмическая. Простейший вид повторностиметроснован на чередовании одинаковых элементов с равными интервалами между ними.

Более сложный вид повторностиритмоснован на закономерном изменении форм и интервалов. Этот порядок, помимо повторности, характеризуется изменением каких-либо свойств элементов и интервалов: нарастание или убывание их числа, размеров, форм и т. д. Метр и ритм в архитектуре часто выступают в единстве, образуя еще более сложные — метроритмические сочетания.

Все эти закономерности выступают прежде всего как непосредственное выражение функциональных и конструктивных особенностей здания. Вместе с тем метр и ритм является мощным средством художественной выразительности. Метрическое построение характеризует покой, статичность композиции; ритмическое — выражает направленность, динамичность (рис. 9).

При современном строительстве массовых зданий индустриальными методами метрическая структура играет значительную роль в композиции. Это метрическое расположение квартир жилых зданий, школьных классов, боль­ничных палат, рабочих помещений различных учреждений и лабораторий. Этот внутренний строй подчеркивается чередованием одинаковых конструктивных элементов — стеновых панелей, оконных проемов и т. д.

На этом равномерном фоне часто создаются ритмические акценты, связывающие элементы метрического ряда в целостную композицию. Такими акцентами служат балконы, эркеры, проемы лестничных клеток, входы.

Метроритмические закономерности широко используются в комплексной ансамблевой застройке, где метрические и ритмические ряды образуются уже не отдельными архитектурными элементами, а группами зданий и пространством между ними.

Читайте также:  Дезинфицирующие моющие средства вирулицидного действия

Ритмические закономерности связаны со всеми средствами композиции, в том числе и с принципом симметрии. Так, например, ритмическое расположение элементов часто присуще зданиям, имеющим ясно выраженный композиционный центр. Как правило, это крупные общественные здания. Здесь прием симметрии подчеркивает их значительность, а ритмическое нарастание к центру создает зрительное движение ко входу в здание.

Масштабность в архитектуре — это восприятие человеком величины и значительности сооружения, это «подходящая предмету мера», приданная ему человеком, это, следовательно, соразмерность сооружения человеку и окружающей среде (в этом же значении употребляется иногда и термин «масштаб» в архитектуре).

Взаимосвязь абсолютных размеров здания, архитектурных членений и масштабности: а) колокольня монастыря в Москве; б) колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

Здесь соизмеримость с человеком следует понимать не только как соотношение абсолютных размеров человека и архитектурных форм, но и как степень соответствия величины сооружения и его деталей тому назначению, которое придал ему человек.

Таким образом, понятие о масштабе сооружения нельзя заменить понятием о его размере. Маленькое по абсолютной величине здание может иметь крупный масштаб и большое здание — мелкий масштаб. Ярким примером этого может служить сравнение мавзолея и многоэтажного жилого дома. Одинаковые по своим физическим размерам здания могут иметь различную масштабность. Например, кинотеатр, универмаг и равный с ними по высоте п ширине жилой дом.

Подчеркнуть средствами архитектуры физическую величину сооружения не означает укрупнить его масштабность. Так здание, расчлененное поэтажными тягами или ярусами пилястр, зрительно будет казаться боль­ше по размеру, чем такое же здание, решенное единым приемом — гладкой стеной или ордером, охватывающим все этажи. Но масштабность второго здания будет крупнее, чем первого. Такая закономерность объясняется тем, что архитектурные членения объема создают ощущение его большой физической величины, но размельчают масштаб. Так, например, многоярусная ко­локольня Новодевичьего монастыря кажется выше колокольни Ивана Великого, хотя на самом деле она ниже на 9 м, но масштаб последней несравненно крупнее, значительнее.

Все сказанное выше вовсе не означает, что масштабная выразительность ничем не связана с абсолютными размерами здания. Если маленькое здание расчленить множеством деталей, как большое, или большое трактовать, как маленькое, то и в том и в другом случае здания окажутся немасштабными. Большое будет казаться маленьким, и наоборот.

Таким образом, масштабность, как н все другие средства композиции, — это не формальный композиционный прием, а закономерность, вытекающая из жизни, из самой материальной природы архитектуры.

Масштабность архитектурных сооружений обусловливается их функциональным назначением, характером идейно-художественного содержания, местом и значением в ансамбле улицы, площади, города, наконец, природным окружением; большое влияние на трактовку масштабности сооружения оказывают применяемые для строительства материалы и конструкции.

Примеры подобия линейных элементов в архитектуре: а) членение отрезков на подобные части; б) членение антаблемента на подобные части (Пантеон в Риме); в) членение фасада и его элементов на подобные части (Палаццо Строцци во Флоренции)

Масштабное здание не только гармонично, красиво, оно в первую очередь целесообразно, удобно. Если масштабный строй композиции не соответствует содержанию здания и его окружению, мы говорим, что масштаб искажен, здание немасштабно.

Масштабная выразительность сооружений и ансамблей дифференцируется в соответствии с их конкретным содержанием и назначением. Общественным зданиям, как правило, соответствует несколько укрупненная, приподнятая масштабность; для уникальных общественных зданий, играющих организующую роль в ансамбле, характерен величественный, монументальный масштаб: жилым зданиям присущ более скромный, естественный масштаб.

Масштабность может быть качеством не только здания или ансамбля; это качество присуще и таким пространственным архитектурным образованиям, как площадь, улица, микрорайон. Здесь масштабный строй имеет свои закономерности, но строится на тех же принципах.

Каким же образом достигается та или иная масштабная выразительность, что оказывает влияние на восприятие масштаба зданий, площадей, улиц? Масштабный строй складывается в результате взаимодействия, со­гласованности масштабных связей: соразмерности здания с человеком, соразмерности частей здания и целого, соразмерности здания с окружающей средой. В создании масштабного строя сооружения используются различные средства композиции: членение объема, пластическая разработка архитектурных деталей, фактура, цвет и т. д.

Масштабные представления человека в архитектуре возникают и постепенно формируются в практике и процессе развития архитектуры как представления о целесообразном: о размерах и форме помещений, предназначенных для той или иной деятельности человека, о размере ступеней, удобных для подъема, о размере и форме окон и дверей различного назначения. Поэтому эти привычные элементы зданий, имеющие относительно постоянные размеры, называют «указателям и» масштаба. Большое значение при восприятии масштаба имеют также привычные представления человека о свойствах известных ему строительных материалов.

Особое значение в создании масштабного строя сооружения имеет пластическая разработка архитектурных деталей, характер которой уточняет масштабное выражение архитектурной формы. Детали монументального здания, крупные по своим абсолютным размерам, нуждаются в соответствующей разработке, моделировке. Мелкие детали не нуждаются в дополнительной разработке.

В масштабном строе сооружения различие масштаба его внешних и внутренних форм является закономерным. Это объясняется тем, что архитектурные элементы и детали всегда выглядят относительно крупнее в интерьере, чем в наружном пространстве. Внешний объем здания поэтому разрабатывается в более крупных формах, чем интерьер. Переход из внешнего пространства в помещение требует изменения масштаба. Масштабность интерьера имеет свои закономерности.

На формирование масштабной выразительности здания оказывает влияние масштаб архитектурной среды, в которой оно находится, и значение этого здания в ансамбле. Сооружение, играющее в ансамбле ведущую роль, должно иметь более крупный масштаб и в то же время оно должно подчиняться общему масштабному строю ан­самбля.

Ярким примером в этом смысле может служить здание мавзолея Ленина, которое решено в приподнятой монументальной масштабности и в то же время органически вошло в общий масштабный строй Красной площади, прекрасно согласуясь со всеми ее сооружениями и пространством.

Масштабный строй гостиницы «Россия» не имеет ничего общего с масштабным строем Кремля, храма Василия Блаженного, мавзолея. И хотя масштаб гостиницы не может идти ни в какое сравнение с величественным масштабом этих сооружений, она по­давляет их своими размерами, своей массой.

Примеры пропорциональной зависимости в архитектурных сооружениях на основе подобия фигур: а) возможные виды пропорциональной взаимосвязи; б) Эрехтейон в Афинах; в) Грановитая палата в Московском Кремле

Таким образом, здание может быть масштабным или немасштабным по отношению к масштабу соседних зданий, масштабу улицы, площади, наконец, по отношению к масштабу города или населенного пункта.

Представления о масштабе, так же как и о других средствах композиции, изменяются, обогащаются и дополняются в процессе развития архитектуры. Каждая эпоха имеет свой оттенок масштабной выразительности архитектурных форм, соответствующий характеру и уровню развития общества.

Уровень развития современного общества, влияние свойств новых строительных материалов и методов строительства проявляются в укрупнении масштабного строя сооружений. Это выражается и в крупном шаге опор, и в крупных формах покрытий над большими внутренними пространствами, и в больших плоскостях стекла, в прос­тых лаконичных профилях деталей.

Пропорции — одно из основных композиционных средств, применяемых в архитектуре для приведения соотношений всех частей сооружения в зрительную гармонию. Таким образом, пропорцией называется определенное соотношение, соразмерность частей между собой и с целым. Это относится к соразмерности линейных размеров (высота, ширина), площадей и объемов. Охватывая все сооружение или ансамбль, пропорции образуют в своем единстве пропорциональный строй.

Так же как и другие средства архитектурной композиции, пропорциональный строй неотделим от материальной основы сооружения, способствуя художественному выявлению ее специфических качеств. Характер пропорциональных соотношений в здании определяется конкретными условиями и требованиями — функциональными, техническими, экономическими. В то же время пропорции являются одним из важнейших средств создания архитектурно-художественного образа. С их помощью может быть выражена монументальность, торжественность или, наоборот, скромность, простота; применением того или иного пропорционального строя зданию может быть придана зрительная легкость или тяжеловесность. Таким образом, работа над пропорциями — это не изолированный отвлеченный процесс, а одна из сторон общего процесса проектирования, направленного па решение конкретных задач.

Читайте также:  От кашля что помогает для детей народными средствами 4 года

В современной архитектуре, в основе которой лежит простота объемов, лишенных декоративных украшений, пропорциональная гармонизация композиции приобретает ведущее значение в вопросах художественной выразительности.

Вопросы пропорций разрабатывались еще в древности. Исследованиями в этой области занимались зодчие древней Греции и Рима, известные архитекторы эпохи Возрождения, многие западно-европейские ученые, русские архитекторы. Интерес к этому вопросу не ослабевает и в настоящее время. Однако до сих пор еще нет строй­ной, научно разработанной теории пропорций.

Графическое построение пропорции золотого сечения / Пример членения фасада в золотых отношениях (церковь Вознесенья в Коломенском)

Остановимся на рассмотрении принципа основных пропорциональных систем, имеющих значение в практической работе архитектора.

Наиболее простой является модульная система пропорций, которая характеризуется кратностью всех размеров сооружения некоторой единой величине, называемой модулем. Эта величина служит мерой всех частей сооружений и используется для создания соразмерности, т. е. полного взаимного соответствия размеров здания и его частей.

Модульная система пропорций лежит в основе классических архитектурных ордеров, где за модуль принят нижний диаметр (греческие ордера) пли радиус (римские ордера) колонны. Все размеры сооружений — высота колонн и расстояние между ними, высота антаблемента и его частей, общие размеры здания и все детали измеряются этим модулем, т. е. числом укладывающихся в них радиусов или диаметров колонн.

Введение системы модульных отношений облегчало процесс возведения зданий из отдельных элементов (каменных блоков) и разбивку их на участке. Появившись как следствие практической необходимости, модуль в античной архитектуре приобрел п большой художественный смысл. Модульная система позволила установить простые, легко воспринимаемые глазом соотношения, которые получили широкое рас­пространение в архитектурно-строительной практике.

В современном массовом строительстве модульная система пропорций является необходимой предпосылкой типизации и унификации всех строительных элементов и габаритов зданий. Другая система пропорции строится на принципе геометрического подобия.

Эта система имеет широкое применение, так как в практической работе архитектору, как правило, приходится иметь дело именно с геометрическим, линейным выражением различных математических зависимостей (числовых отношений).

Пропорциональная зависимость существует как между линейными, вертикально расположенными элементами зданий, так и между вертикальными и горизонтальными элементами. Первая зависимость может быть выражена геометрическим подобием отрезков, вторая — подобием фигур — прямоугольников. Подобие отрезков и фигур связывают отдельные элементы в определенную зависимость, что н приводит их в единое гармоничное целое.

Уже в своем простейшем выражении — геометрическом подобии отрезков — пропорция иллюстрирует взаимосвязь, взаимообусловленность и строгую согласованность входящих в нее членов.

На схеме представлена схема, показывающая графическую зависимость двух линейных элементов, расчлененных в отношении: А: а=В : Ь=С : с, и примеры такой пропорциональной зависимости в некоторых памятниках архитектуры.

Признаком подобия здесь является параллельное или перпендикулярное расположение диагоналей соответственно расположенных фигур. Это свойство диагоналей позволяет практически строить и находить пропорциональные отношения при проектировании и при исследовании произведений архитектуры.

Особое место среди различных про­порциональных систем занимает «з олотое сечение», которым широко пользовались зодчие античности. В эпоху Возрождения оно считалось «божественной пропорцией». Исследователи указывают на многочисленные примеры проявления «золотого сечения» в природе (строение дерева, листа и т. д.), чем и объясняют силу эмоционального воздействия этого пропорционального соотношения на человека.

Принцип построения «золотого сечения» заключается в делении отрезка таким образом, что большая его часть является средней пропорциональной величиной между всем отрезком и его меньшей частью: а : 6 = 6 : (а + b).

Геометрическое построение деления отрезка в таком отношении проще всего осуществляется при помощи прямоугольного треугольника с отношением катетов 1 : 2, где больший катет, условно принимаемый за единицу, делит­ся в заданном отношении. Это отношение иррационально. Достаточно точным его выражением является: а = 0,382; 6 = 0,618. Золотое сечение можно обнаружить в пропорциях многих архитектурных сооружений различных эпох.

Как уже говорилось, пропорции теснейшим образом связаны со всеми остальными средствами композиции. Пропорционирование размеров здания должно быть согласовано с тектоническими, масштабными и другими закономерностями. Так, например, в Парфеноне использована пропорция золотого сечения в тесной связи с тектоническими особенностями этого сооружения. Применение этой же пропорциональной закономерности, но без связи с тектоникой (архитравная балка слишком велика по высоте для данного пролета) приводит к полному нарушению общей гармоничности сооружения.

Понятие пропорциональности, гармоничности неразрывно связано и с нашими представлениями об удобстве и функциональной целесообразности. Так, например, комната, имеющая в плане «хорошие» пропорции, удобна для проходящих в ней жизненных процессов.

Пропорциональный строй, таким образом, нельзя рассматривать абстрактно, оторвано от конкретного сооружения. Поиски лучших пропорций должны вестись с учетом материальной основы здания. При этом главным фактором пропорционирования является создание гармонической согласованности элементов сооружения, единства и соразмерности частей и целого.

Многие современные архитектурные формы, создаваемые из железобетона, очень пластичны, пространственны, они не имеют плоскостей, на которых основывалась классическая теория пропорций (подобие фигур, отношение отрезков и т. д.). Новым архитектурным формам должна соответствовать и новая теория пропорционирования. Разработка такой теории является актуальной проблемой.

Контраст и нюанс — одно из ярких средств достижения художественной выразительности в архитектуре, характеризующее и выявляющее степень сходства или различия между определенными свойствами сооружения.

Контрастные отношения подчеркивают резко выраженные различия этих свойств; нюансные отношения означают очень постепенный, едва заметный переход от одного свойства к другому.

В отношениях контраста или нюанса могут находиться размеры и форма (большое и малое, горизонтальное и вертикальное, прямолинейное и криволинейное, простое и сложное, массивное и легкое), фактура, окраска, освещенность.

Прием контраста или нюанса не может быть искусственно, формально присвоен той или иной композиции — он должен явиться следствием действительных свойств данного объекта — функциональных, конструктивных, тектонических. Только в тех случаях, когда контрастные пли нюансные отношения соответствуют логике построения композиции, они становятся сильным средством эмоциональной выразительности. Однако не всякие объективные свойства следует противопоставлять — здесь архитектор должен уметь правильно видеть, что следует подчеркнуть с определенной целью выявления главного, наиболее значительного для общего строя данной композиции.

Применение приема контрастных и нюансных отношений самых разнообразных свойств (формы, размеров, фактуры, цвета) мы можем видеть на примерах многих сооружений древней и современной архитектуры. Он широко используется и в застройке улиц, пло­щадей, современных микрорайонов, городов.

Дополнительные средства архитектурной композиции (цвет, фактура, освещение, орнамент, скульптура и живопись) могут играть очень значительную роль в композиции. Называются они дополнительными условно, главным образом потому, что подчиняются главным средствам композиции (пропорции, метру и ритму, контрасту и нюансу), а применение некоторых из них (орнамент, скульптура, живопись) далеко не всегда необходимо. Однако в композиции некоторых сооружений скульптура и живопись играют очень значительную роль.

В архитектуре используются как средства композиции и прикладные искусства — мебель, обои, драпировки и т. д., имеющие большое значение в решении композиции интерьера.

В современной архитектуре с ее простыми формами и деталями заводского изготовления такие композиционные средства, как фактура и цвет, особенно важны. Не меньшую роль в композиции современного интерьера играет освещение.

В условиях массового индустриального строительства введение в архитектуру цвета открывает новые возможности композиционных решений отдельных зданий и ансамблей при сохранении стандартности архитектурных элементов.

Богатейшими цветовыми возможностями обладают многие новые строительные материалы — керамика, пластики, цветные бетоны, стекло, — которые могут оказать самое сильное влияние на развитие архитектуры.

Все композиционные средства, основные и второстепенные, участвуют в создании архитектурного произведения в органической взаимосвязи и применяются в соответствии с конкретными условиями — назначением здания, его ролью в ансамбле, применяемыми материалами и т. д.

Эти средства и приемы композиции не являются неизменными, они развиваются и видоизменяются вместе с развитием потребностей общества, внедрением новых конструкций, материалов и методов строительства.

Источник