Меню

Что такое выразительные средства в фотоискусстве

Выразительные средства в фотоискусстве

Презентация к уроку по изо в 9 классе на тему: Выразительные средства в фотоискусстве

Просмотр содержимого документа
«Выразительные средства в фотоискусстве»

Основные средства художественной фотографии:

  • Композиция
  • Цвет
  • Линия
  • Ритм
  • Формат
  • Распределение света
  • Момент съемки
  • Ракурс

это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения.

Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.

В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску.

Правило «золотого сечения»

Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.

Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой

Примеры плохого цвета

Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов.

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии — это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см.

Съемка против света (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного ракурса фотохудожник создает интересные фотографии.

Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным.

Направленный (прямой) свет часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно.

Рассеянный свет значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.

Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.

Под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.

Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.

1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?

2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел

Источник



Презентация Изобразительные средства фотографии

Презентация Изобразительные средства фотографии

Скачать:

Вложение Размер
volshebniki_4_tarskaya_sosh_no4_zadanie_1.2.ppt 563.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изобразительные средства фотографии Волшебники_4_Тарская СОШ №4

Изобразительные средства — это группа приемов пространственной организации элементов изображения. К изобразительным средствам фотографии относятся кадрирование, сюжетно важный композиционный центр, заполненность, симметрия и асимметрия кадра, чередующиеся элементы и многое другое. Рассмотрим подробнее изобразительные средства фотоискусства.

Кадрирование — определение границ кадра. Границы при этом определяются как по плоскости, так и по глубине (глубине резкости) Узкий горизонтальный формат. Фото скадрировано сверху и снизу.

Стул и тень Снимок очень прост, а потому эффектен — крупноплановое кадрирование резко очерченного изображения. Фотограф Фрэнк Геррманн выбрал необычную точку съемки и заставил «работать» освещение, тональный контраст, форму и линии.

2. Сюжетно важный композиционный центр Наличие четко выраженного сюжетно важного композиционного центра (СВКЦ) делает снимок эффектным, запоминающимся, сильнее воздействующим на эмоциональное состояние зрителя. Примеры СВКЦ: размещение СВКЦ в зоне одной из «активных точек», определяемых в соответствии с принципом «золотого сечения» используется первая точка; вынесение СВКЦ на передний план; выделение СВКЦ светом или цветом; размещение СВКЦ в зоне самого светлого или темного на снимке, а так же на границе светлого и темного; размещение СВКЦ в разрыве чередующегося ряда изображенных объектов или в этом ряду; таким построением кадра, в котором линии сходятся на СВКЦ; малой глубиной резкости, при этом резкость наведена на СВКЦ.

3. Заполненность площади кадра Различают 2 вида заполненности: равномерную и неравномерную. Существует и частичное заполнение площади кадра — нечто среднее между равномерной и неравномерной заполненностью.

4. Симметрия и асимметрия кадра рассматриваются по отношению к горизонтальной или вертикальной линиям, проходящим через центр кадра . Объекты внизу и вверху были расположены строго симметрично, что удалось за счет тщательного кадрирования. Симметричная композиция позволяет сбалансировать снимок, но если пользоваться только ею, появится монотонность. Элементы, нарушающие симметрию — вертикальная планка на правой створке двери, старая ступенька — нарушают строгость рисунка, делают изображение более интересным.

5. Кадр с чередующимися элементами Как пример, можно привести снимки с изображением ступеней лестницы, элементов изгороди и т.п. Линии эмоционально воздействуют на зрителя, изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные — спокойствие и безмятежность; диагональные — динамичность.

6. Уравновешенность и неуравновешенность Если на одной стороне снимка изображен какой-то объект, а на противоположной нет никаких объектов, то зритель воспринимает это пустое место как площадь, куда можно поместить изображение еще какого-то объекта и таким образом «уравновесить» весь кадр. На фотографии справа с помощью оконной рамы и кадрировки созданы четыре отдельные зоны. Композиция асимметрична, но в ней есть равновесие , обеспечивают его цветы и оконная задвижка. Каждая из четырех секций отлична от остальных формой и размером, что придает снимку оригинальность.

7. Замкнутость и разомкнутость Теория композиции рассматривает замкнутость и разомкнутость в двух аспектах: по графическому построению и по отраженности действия в кадре. Можно выделить следующие основные схемы замкнутого изображения по графическому построению: линии, рисующие изображение, сходятся в точке на плоскости кадра; линии, рисующие изображение, заканчиваются на изображении какого-то предмета; линии, рисующие изображение, некоторым образом огибают СВКЦ; съемка замкнутого пространства.

8. Передача пространства Для передачи пространства на плоскости существуют три основных изобразительных приема: линейная перспектива, тональная перспектива и глубина резкости. линейная перспектива тональная перспектива глубина резкости

9. Фрагментирование Это выделение из единого общего чего-то меньшего, что входит в это общее. Фрагментирование используется для акцентирования внимания на какой-то частности, детали. Выделен главный объект и размыты второстепенные Выделение контрастом Выделение светом Отбор деталей

10. Колорит — система сочетаний цветов и света Иногда система сочетания цветов строится на основе эмоциональных оценок тех или иных цветов, в этом случае говорят о теплом или холодном колорите, пастельном колорите, ярком колорите и т.п. Часто используется словосочетание «национальный колорит», говорящее об отражении типичных национальных особенностях, при этом иногда прилагательное «национальный» опускается. Национальный колорит Монохромный колорит

В световом решении снимка различают: светотеневое, когда на изображении четко видны тени и световые блики; светотональное, когда использован мягкий, распределенный свет, не дающий резких теней. Следует отметить, что в теории фотокомпозиции существует еще три понятия, связанных со световым решением снимка: снимок в темной тональности, когда площадь светлых пятен на снимке составляет 10%-20% от всей площади изображения; снимок в серой тональности, когда на всей площади изображения преобладают серые тона; снимок в светлой тональности, когда площадь темных пятен на снимке составляет 10%-20% от всей площади изображения.

11. Динамика кадра делится на внешнюю и внутреннюю Внешняя динамика кадра используется для передачи движения, динамики происходящего действия, отражает механическое перемещение объектов съемки. Внутренняя динамика кадра используется для передачи ожидания предстоящего действия или отражает эмоциональную реакцию на какое-то действие или событие. СМАЗАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

12. Точка съемки Точка съемки определяется положением фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту. При изменении точки съемки объекты меняют свое взаиморасположение в кадре и тем самым, меняется композиционное решение. Выбирая разные точки съемки можно, например, получить как уравновешенное, так и не уравновешенное изображение или закрыть несущественные для идеи кадра объекты на заднем плане объектом, изображенным на переднем плане . ВЫСОКАЯ ТОЧКА СЪЕМКИ. НИЗКАЯ ТОЧКА СЪЕМКИ

13. Формат позитивного отпечатка, его размер и рамки В фотографии различают следующие форматы: прямоугольные: вертикальные и горизонтальные; квадратные; круглые или овальные; и другие, в том числе без определенной формы . Каждому кадру, если это требуется, подбирается рамка нужной ширины и плотности тона в зависимости от содержания снимка, его формы, композиции и эстетических воззрений автора.

14. Ракурс Ракурс (фр. raccoursir — сокращение) — изображение объекта в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей. Для получения ракурсного снимка используют верхнюю, нижнюю или боковую точки съемки по отношению к снимаемому объекту.

15. Момент съемки Это изобразительное средство иногда является главным для получения интересного и выразительного кадра. Упущенный момент может быть причиной того, что снимок не удался или вообще не сделан. Особенно важен момент съемки в жанровой и репортажной фотографии. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ СИТУАЦИИ

16. Нюанс (фр. nuance — тонкое отличие, едва заметный переход, оттенок) Нюанс — это незаметный переход одного качества в другое.

17. Подобие Это изобразительное средство основано на изображении разнородных предметов, имеющих внутреннее или внешнее сходство, причем часто это подобие имеет субъективную природу восприятия. Можно выделять несколько типов: подобие по форме, подобие по фактуре, подобие по действию, подобие по выраженности эмоций и т.д.

18. Масштабность — сравнение изображенных предметов, размеры одного из которых хорошо известны Часто масштабность используется для подчеркивания разницы в размерах.

Изобразительные средства фотографии следует использовать с точным расчетом, но подходить к этому творчески. Одной из основных задач в работе фотографов — это подобрать самые необходимые изобразительные средства из всех известных и умело их использовать при построении композиции кадра.

Источник

Выразительные средства фотографии

Системы изобразительных средств фотографии многообразны. Однако главной из них является композиция снимка.

Композиция – это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения. С другой стороны, композиция – это комплексное изобразительное средство, которое реализуется с помощью многочисленных изобразительных и технических средств. Таким образом, композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.

В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску.

Основой конструкции фотоснимка служит четко выделенный сюжетно — композиционный центр.

Одним из условий фотокомпозиции является гармония. Ею может быть гармоничное сочетание горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония красок, света и тени. Сочетание отдельных элементов немыслимо без баланса, без дополнения их друг другом. Например, композицию, построенную на одних горизонталях, для избежания однообразия часто оживляют каким — либо вертикальным построением или усложняют диагональными линиями. Равновесие может быть также достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка. Для избежания асимметрии нельзя перегружать правый нижний угол по сравнению с левым. Аналогично, сильно перегруженная верхняя часть также создает впечатление композиционной неуравновешенности. Симметричные и асимметричные композиции могут создаваться при проведении любых видов съемки. Они зависят в первую очередь от замысла фотографа, а также от выбранной им точки зрения.

Композиция создается не только на передней плоскости фотоснимка, но может быть и многоплановой. Плоскостные композиции, как правило, пространственно замкнуты и статичны, их геометрия сильно ограничена. Ощущение динамизма лучше передают незамкнутые композиции. При этом находят главное направление движения таким образом, чтобы зритель видел движение в прошлом (движение, происходившее до момента съемки), в настоящем (движение, запечатленное в кадре) и в будущем (движение, которое должно продолжаться после щелчка затвора).

Иллюзия движения возникает при оптической нечеткости быстро движущегося объекта на резко запечатленном фоне окружающей обстановки. Иллюзия быстрого движения объекта достигается также и тогда, когда он снят резко на нерезком, размытом фоне. Возможно сочетание обоих этих приемов, когда сам объект и фон несколько расплывчаты. Ощущение движения возникает и при определенном местоположении предметов, цветовых, световых пятен.

Одной из основ композиционного порядка выступает контраст. Контраст увеличивает эмоциональное звучание фотоснимка, делает его более выразительным. Он основывается на соотношениях черного и белого или других цветов, на противопоставлении кривых линий мягким очертаниям, симметрии и асимметрии, статики и динамики. Противоположным контрасту выразительным приемом фотографии является аналогия. Она строится на чередовании одинаковых элементов. В практике фотографии существует огромное число вариантов использования и сочетания этих двух принципов.

В художественной фотографии они обычно дополняют друг друга. Один из них выполняет главную эстетическую и этическую нагрузку, а другой дополняет, проясняет контекст фотоснимка. Так, например, цветовой контраст может быть усилен использованием аналогий форм, окрашенных в разные цвета.

Понятие масштаба и масштабноститакже относится к выразительным средствам фотографии. Соблюдение масштаба нужно для того, чтобы зритель мог реально ощущать величину изображаемого объекта. Для этого обычно вводят в композицию хорошо знакомые предметы для сопоставления их с главным объектом съемки. Понятие масштабности как элемента снимка связывается с понятием монументальности. Чтобы подчеркнуть масштабность, значительность, монументальность фотографируемого объекта, используется множество разных композиционных и выразительных средств – контраст, определенное освещение, цвет, ритм, принимая во внимание законы зрительского восприятия.

Так, например, светлое пятно всегда выглядит большим, чем равное ему по площади темное. Объект съемки, размещенный на маленькой площади, среди меньших по размеру предметов будет казаться значительнее, чем в окружении более крупных элементов композиции. Масштаб предметов находится в тесной связи с перспективой – линейной и тональной.

Уменьшение масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности от фотоаппарата. Этим свойством отличается прямая или линейная перспектива. При такой перспективе выявляется стремление параллельных линий сойтись в одной точке, а грани предметов, совпадающие с лучом зрения глаза, кажутся короче, чем в реальности.

Относительно дистанции между объектом и фотоаппаратом меняются цвета и тона. Таким образом, расстояние определяет тональную перспективу, при которой четкость и ясность очертаний исчезают по мере удаления от глаз фотографа, снижается насыщенность цвета. Таким образом, в отдалении цвет теряет свою яркость,контрасты света и тени смягчаются, глубина кажется светлее, чем передний план.

Линейная и тональная перспективы существуют в природе и схватываются объективом независимо от фотографа, Однако фотограф имеет возможность лучше выявить перспективу на снимке. Так, например, использование короткофокусного объектива позволяет существенно расширить пространство и, следовательно, увеличить перспективу, и, наоборот, длиннофокусный объектив ограничивает рамки изображения. Линейная перспектива существенно увеличивается, если на фотоснимке показывают точку схождения линий, уходящих вдаль. Иллюзию большей глубины пространства можно создать с помощью тональной перспективы, создавая воздушную дымку и расплывчатые очертания предметов вдали. Местоположение объектов на фотоснимке, при котором один предмет частично закрывает другой, также создает впечатление пространственной глубины. Такой же эффект достигается в том случае, если объект снят резко, а фон – расплывчато. Перспектива в фотографии – важная эстетическая категория, так как от нее зависит глубина изображаемого пространства.

Другим активным изобразительным средством фотографии является свет,естественный или специально созданный с помощью осветительных приборов.

Световое решение снимка при натурных съемках зависит от выбора реального освещения и меняется в зависимости от того, в какое время фотографируется объект – рано утром, в полдень, в сумерки или ночью. Реальные эффекты освещения могут быть крайне разнообразными. Поэтому задача фотографа – найти световые параметры, наилучшие для изображения данного объекта. Так, архитектурная съемка обычно требует интенсивного направленного света, раскрывающего объемы, рельефы, архитектурные детали. В пейзажах с водой часто применяется контровое освещение, хорошо обрисовывающее блестящую водную поверхность и ее фактуру.

Свет нужен не только для получения необходимого уровня освещенности. С помощью света моделируются объемы, подчеркивается их пластика, плотность или весомость, если того требует идея фотоснимка. Светом можно создать сложную композицию светотеней, сделать нужный смысловой акцент, отметить сюжетно — композиционный центр. От расположения источников света зависит вид изображаемого пространства. При этом один и тот же вид освещения может давать разные эффекты.

В одном случае боковой свет может драматизировать ситуацию, отображаемую на фотоснимке, формировать глубокие тени, контрастные сочетания света и тени, черного и белого цвета. В другом случае применение бокового или рисующего света придает композиции камерный характер, поскольку свет, образованный, как правило, одним источником, будет выхватывать из общего фона отдельные элементы. Используя свет, таким образом, можно превратить геометрические объемы в фантастические видения. При создании фотографических портретов свет является главным художественным приемом, с помощью которого можно сгладить природные недостатки и подчеркнуть наиболее выразительные черты, а при умелом использовании «эффектного» света создать яркий, необычный образ. Варианты сочетания различных типов освещения очень разнообразны, и их использование зависит от фантазии автора, его опыта и мастерства.

Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в фотографии несет цвет. Однако перед фотографом стоит более сложная в техническом отношении задача, нежели перед художником, так как фотографические материалы не столь совершенны, как талант художника. Поэтому при съемках учитывается такая особенность цветной фотографии, как цветовые искажения. Но даже при совершенном владении фотографической техникой остается обязательным эстетическое осмысление предполагаемого изображения, правильная расстановка цветовых акцентов, правильно подобранное их сочетание.

Цвета взаимодействуют, дополняют, усиливают друг друга. Кроме того, цвета, находясь в гармоническом единстве друг с другом, должны согласовываться с другими компонентами композиции: светом, движением и пространством. Цветовая композиция может быть построена на контрастах или решена в одной тональности, может быть выделен или искажен один из цветов, если этого требует идея фотоснимка. Цвет в фотографии всегда создает определенное настроение, что связано еще и с физиологическим восприятием различных цветов. Так, например, красный цвет вызывает у человека чувство тревоги, возбуждает его, черный ассоциируется с горем, вызывает страх, придает ощущение таинственности, зеленый цвет действует успокаивающе.

В фотографии существует понятие ракурсных искажений. Это не что иное, как применение такого художественного приема, как гротеск. Гротеск в фотографии посредством ракурсных искажений – это всегда неожиданность, открытие новой грани в восприятии знакомых образов. Необычная точка зрения свидетельствует об оригинальном взгляде фотографа, об его умении открыть в привычных явлениях или объектах новое, неожиданное качество.

Такова система изобразительных средств фотоискусства. Кроме них у фотографа существует и система средств технических. В элементарной, протокольной фотографии эти средства выполняют простейшие функции: с их помощью получают технически грамотные снимки, резкие по оптическому рисунку, с проработанными светом и тенями и пр. При грамотном использовании технические средства расширяют творческие возможности фотографа. В фотографии любой самый тонкий и сложный творческий замысел реализуется не только при помощи изобразительных средств, но и технических приемов. Например, получение резкого изображения – чисто технический прием, известный каждому фотографу.

Оптика в фотографии

К выразительным оптическим средствам фотографии относятся: 1) различные специальные объективы, фокусное расстояние которых короче или длиннее фокусного расстояния нормального объектива, обеспечивающего правильную перспективу, обычное восприятие пространства, и 2) свето –
и цветофильтры.

Короткофокусные объективы позволяют увеличивать угол изображения. При этом, чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше угол изображения. Используя такие объективы, фотограф имеет возможность создавать так называемую сферическую перспективу. Это – эффектные снимки, запечатлевающие огромные пространства. Короткофокусные объективы используют и при съемке массовых сцен, когда необходимо передать взглядом огромное пространство. Подобные объективы обладают свойством искажать предметы, преувеличивать перспективу при различных наклонах фотоаппарата. К ним относятся и уникальные объективы, получившие название «рыбьего глаза», дающие охват пространства на 180°.

Длиннофокусные объективы, напротив, уменьшают угол изображения и имеют малую глубину резкости. Они используются в том случае, если надо дать крупным планом объект, находящийся на большом расстоянии от точки съемки, приблизить задний план к переднему. Таким образом, можно добиться ощущения замкнутого ограниченного пространства.

С помощью широкоугольных объективов можно гипертрофировать формы запечатлеваемых предметов, создавая один из вариантов фотографического гротеска. Фотографические объективы различаются не только по величине угла, но и по фотографическому рисунку. Мягко рисующая оптика позволяет смягчить резкие переходы от света к тени, придать изображению более живописный характер. Существуют объективы, дающие резкие, жесткие изображения в графической манере.

К оптическим средствам выразительности относятся различные свето — и цветофильтры. Существуют светофильтры, с помощью которых можно получить эффекты, основанные на таких физических явлениях, как диффузия и дифракция. Дифракционные светофильтры создают световой рисунок, характер которого будет зависеть от конфигураций нанесенных на стекло линий. Дифракционный круг на светофильтре может превратить источник света в кадре в сплошное, излучающее сияние пятно или в огненный шар, а дифракционное кольцо создаст вокруг источника света красивый ореол. Если рисунок на дифракционном светофильтре будет в виде креста, то лучи, идущие от источника света, на фотоснимке образуют крест.

Несколько пересекающихся в одной точке линий создадут в фотокадре декоративный эффект лучевого пучка. Подобных рисунков на светофильтре может быть несколько, но, чтобы получить желаемый эффект, необходимо визуально совместить точку пересечения нанесенных линий с источником света. Диффузионными светофильтрами могут служить марлевые, тюлевые, капроновые сетки, стекла, смазанные жирным веществом. Такие светофильтры, как бы размывая свет, создают ощущение легкой дымки, окутывающей предметы, или погружения объектов в туман. Возможно сочетание на одном светофильтре явлений диффузии и дифракции. Так, например, часть поверхности светофильтра можно смазать жирным веществом, отчего произойдет диффузия света и на чистом участке нанести рисунок или знак. Таким образом, часть изображения на фотоснимке будет окутана туманом, смягчающим резкие переходы света и тени, размывающим контуры предметов, а дифракция рисунка или знака даст острые яркие лучи, полученные в результате разложения светового потока.

Подобные композиции могут передавать удивительные состояния природы, когда сияние солнечного света разливается в свежем и влажном воздухе. Вариации эффектов, получаемых с помощью диффузионных и дифракционных светофильтров, полностью находятся во власти фантазии фотографа.

Компенсационные светофильтры позволяют изменить тональность, высветлить или притемнить отдельные объекты.

Поляризационный фильтр устраняет в фотокадре блики, образованные при отражении света от гладких поверхностей, создавая приглушенную светотеневую тональность.

Нейтрально — серый фильтр при съемках на натуре притемнит яркий цвет неба, а окраску растительности сделает более насыщенной. Различные методы обработки как негативов, так и позитивов в лабораторных условиях, а также особая техника печати фотоснимков могут быть использованы и как дополнительные средства выразительности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Моющие средства для пола ребенка