Меню

Что такое языковые выразительные средства с помощью которых поэт рисует картину поздней осени

Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Метафора

Метафора — это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства.

Образное выражение превращается в реальную картину.

Вьюга злилась, мгла носилась в стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,
На мутном небе мгла носилась ;

Воет вьюга в стихотворении И.З. Сурикова «Детство»

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

Олицетворение

Олицетворение — этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает.

Резвяся и играя в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя ,
Грохочет в небе голубом.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»

В стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен , что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул .

Источник

какие художественные средства помогают фету создать картину поздней осени

Для А. А. Фета осень- пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.

“Ласточки пропали”, “грачи летали”, они прощались с нами.
“На дворе темно”, “журавли летят к югу”.
Поэт использует сравнение “грачи как сеть” “словно как с испугу раскричавшись” “перекати-поле прыгает как мяч”, олицетворение “ветер злится”.
Настроение поэта тяжелое:
“Тяжело, хоть плачь”, “Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад”.

Другое стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. «

Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении «странника бедного», ведь «кругом всё гудёт и колышется… «.
О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает странника. Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Читайте также:  Не растет борода какие средства

.А. Фет использует : эпитеты «глашатая медного», «странника бедного», олицетворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты», с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину.
Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков «р» ,»л»,»н»,»м», что позволяет представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

На примере конкретного стихотворения? Если да, то какого?

Источник

Какие средства художественной выразительности отбирает А. С. Пушкин для создания картины осени?

В стихотворении Пушкин использует широ­кую палитру изобразительных средств. Прежде всего это метафоры и метафорические сравне­ния. Несмотря на то что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он ис­пользует сравнение осени с чахоточной девой, прибегая к иронии:
. Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится.. .
Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото»,зеркало рек.
Пушкин завершает свое стихотворение пора­зительной по силе и смелости метафорой — упо­доблением поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Главную роль в описании осени играют и эпитеты:, «унылая пора» ,»очей очарованье»
,»прощальная краса» ,»пышное увяданье»,
» свежее дыханье»,» седой зимы», » мглой волнистою», «уснувшие дубравы».

Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.

Обращение «Унылая пора! » частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной.
Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье».
Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.

В стихотворении Пушкин использует широ­кую палитру изобразительных средств. Прежде всего это метафоры и метафорические сравне­ния. Несмотря на то что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он ис­пользует сравнение осени с чахоточной девой, прибегая к иронии:
. Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится.. .
Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото»,зеркало рек.
Пушкин завершает свое стихотворение пора­зительной по силе и смелости метафорой — упо­доблением поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Главную роль в описании осени играют и эпитеты:, «унылая пора» ,»очей очарованье»
,»прощальная краса» ,»пышное увяданье»,
» свежее дыханье»,» седой зимы», » мглой волнистою», «уснувшие дубравы».

Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.

Обращение «Унылая пора! » частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной.
Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье».
Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.

Источник



какие художественные средства помогают фету создать картину поздней осени

Для А. А. Фета осень- пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.

“Ласточки пропали”, “грачи летали”, они прощались с нами.
“На дворе темно”, “журавли летят к югу”.
Поэт использует сравнение “грачи как сеть” “словно как с испугу раскричавшись” “перекати-поле прыгает как мяч”, олицетворение “ветер злится”.
Настроение поэта тяжелое:
“Тяжело, хоть плачь”, “Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад”.

Читайте также:  Как избавиться от укусов клопов народными средствами

Другое стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. «

Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении «странника бедного», ведь «кругом всё гудёт и колышется… «.
О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает странника. Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

.А. Фет использует : эпитеты «глашатая медного», «странника бедного», олицетворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты», с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину.
Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков «р» ,»л»,»н»,»м», что позволяет представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

Источник

Презентация по Русскому родному языку на тему «Образность русской речи: метафора, олицетворение»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский родной язык. Тема урока: Образность русской речи: метафора, олицетворение Учитель русского языка и литературы МОУ «Верхнекуэнгинская ООШ» Козырина Л.В.

Отгадайте загадки Красная девушка по небу ходит. (Солнце) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга) Красна девица сидит в темнице, а коса наружу. (Морковь) А что означает слово загадать? Загадка имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих сходство с теми, о которых умалчивается. — Что используют для обозначения загаданного предмета?

Соотнесите загадку с отгадкой Три братца пошли на речку купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли. В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы. В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок; всего одна рука и то на спине. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит. Чайник Петух Лошадь Вёдра, коромысло Улей, пчёлы, соты

Метафора (с греч. – перенос) Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например: озеро как зеркало — зеркало озера; руки как золото — золотые руки; волосы как серебро — серебряные волосы. Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле: баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством: подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос; цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва; общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку); похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.

Диалог культур. В разных европейских языках называют «маленький король»: королёк – русский, roitelet – французский, realtino – итальянский, basolicos – греческий, Zaunkonig – немецкий, kinglet – английский. Русские говорят: «Вам ясно?», имея в виду: «Вы поняли?» Англичане: «Is it clear?» Королёк

ласточка Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля: Гнездо ласточки разорять грех; Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать; Голубь и ласточка – любимые богом птицы; Благовещенье без ласточки – холодная весна. В английском языке одна пословица связана с образом ласточки: One swallow does not make spring (Одна ласточка весны не делает)

Читайте также:  Чистящие средства в вычислительной технике

Утка Существительное duck – утка имеет переносное значение голубушка, дорогуша. Русское слово утка лишено оттенков ласкательности. Англичане же нежно и ласково воспринимают слово утка.

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Найдите метафоры И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С. Пушкин) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) Пора золотая была, да сокрылась. (А. Кольцов) Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

Проверьте себя И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин) Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов) Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов) Луна будет улыбаться весь вечер.(А. Чехов) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

Олицетворение — прием в литературе Часто писатели и поэты прибегают к одной из разновидностей метафоры — олицетворению, чтобы создать ёмкий и яркий образ природы или явления. Художники слова наделяют неживые предметы свойствами и качествами человека. Так возникает олицетворение. Предметы остаются неживыми, но у них появляются человеческие качества. Явления или предметы, животные, птицы ведут себя как люди: разговаривают, думают, печалятся или радуются. Могучий день пришел. Деревья встали прямо, Вздохнули листья. В деревянных жилах Вода закапала. Н. Заболоцкий. Утренняя песня.

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. С. Есенин Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Ф. Тютчев Лазурь небесная смеётся, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. лес проснулся (сравните: ребенок проснулся); камыш шепчет (девушка шепчет); темнота подкралась (разведчик подкрался).

Моя Россия Берёза – символ России. А.И. Куинджи Но всех милей мне девушка – берёза, Пришедшая из сказок и былин…

Прочитайте стихотворение Д.Б. Кедрина. Какое впечатление оно на вас произвело? Какое время года изображено в стихотворении? И.И. Левитан «Золотая осень» Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке – Русская румяная зима! — Найдите языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени.

Итак, завершая урок, я попрошу вас закончить предложения: 1)Для меня на уроке самым трудным было… 2)Для меня на уроке самым интересным было… 3)Из урока я узнал(а) новое… 4) На уроке мне понравилось…

Тропы (от греч. tropos – поворот, оборот речи, прием, образ) – такие обороты речи, которые основываются на употреблении слов в переносном значении и используются для усиления выразительности речи говорящего или пишущего.

Метафора (от греч. metafora – перенос, переносное значение) – перенос наименования с одной реалии на другую на основе сходства признаков. (Говор волн).
Сравнение – сопоставление двух понятий, при котором обнаруживается их сходство по какому-либо признаку. (Снежинки блестели, как бриллианты).

Номер материала: ДБ-487086

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник