Меню

Что является основным средством речевого развития ребенка почему тест

Диагностика речевого развития
тест по развитию речи (старшая группа)

Комплексный тестовый метод речевого развития детей дошкольного возраста (Даскалова)

Скачать:

Вложение Размер
Диагностика речевого развития 109 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Ф.Г. ДАСКАЛОВА)

Старший дошкольный возраст

Обследуемый ребенок-Саша 5лет 6 месяцев.

1 тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову.

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово — какое ты хочешь».

  1. — стул — стол
  2. — мяч — шарик
  3. — Иван — Егор
  4. — зайчик — кролик
  5. — пою — песню
  6. — красный — желтый

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)).

2 тест . Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.

  1. — Ребенок толкает мяч.
  2. — Девочка качает куклу.
  3. — Зайчик хрупает морковку.
  4. — Мама стирает белье.
  5. —Девочка поливает цветы.
    Оценка: 5 верных ответов

З тест Подбор и активное употребление глаголов.

  1. — Что делает зайчик? Прыгает.
  2. — Что делает ребенок? Играет.
  3. — Что делает петух? Кукарекает.
  4. — Что делает мама? Готовит.
  5. — Что делает папа? Работает.-
    Оценка: 5 верных ответов.

4 тест. Подбор и активное употребления, имен прилагательных.

1— Какое яблоко? Спелое.

  1. — Какая собака? Злая.
  2. — Какой слон? Большой.
  3. — Какие цветы? Красивые.
  4. — Какая зима? Холодная.

Оценка: 5 верных ответов.

5 тест . Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов.

  1. — Как говорится о маленьком стуле? А если их много? Стульчик. Стульчиков.
  2. — Как говорится о маленькой собаке? А если их много? Щенок. Щенков.
  3. — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Яблочко. Яблочек.
    Оценка: 2 верных ответа.

6 тест. Составление предложения по одному определенному слову.

  1. — Мальчик играет в футбол.
  2. — Кукла спит в коляске.
  3. — Мишка валяется на полу.

Оценка: 2 верных ответа.

7тест Составление предложения по трем определенным словам .

  1. —»кукла, девочка, платье» Девочка расправила платье на кукле.
  2. — тетя, плита, пища На плите тетя готовит еду.
  3. — дядя, грузовик, дрова Дрова в грузовик дядя кладет..
    Оценка: 2 верных ответа.

8тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.

  1. — Он вышел, когда надел пальто.
  2. — Он не пошел на прогулку, потому что заболел.
  3. — Он не вышел во двор, куда. пошла мама.
  4. — Он не взял игрушку, которая .была его любимая.
    Оценка: 3 верных ответа.

9 тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения — обнаружение чутье к грамматической правильности.

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, т.к. в них есть ошибки. Можешь их исправить?»

! — Он ушла на реку.— Там увидел маленький рыбку. Он ушел на реку. Там увидел маленькую рыбку.

  1. — Потом бросил один камни. Потом бросил один камень.

4″— Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. Из реки выпрыгнула зеленая лягушка.

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования)..

10тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности.

Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик». Ответ: Надо сложить квадрат из кубиков, один кубик внизу, другой слева, третий справа, четвертый вверху. Два кубика сверху, получится крыша у домика.

2. «Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь». Ответ: Один ребенок должен закрыть глаза и сосчитать до десяти. Он водит. Все остальные должны спрятаться. А потом тот, кто водит всех ищет.

Оценка: Полное и понятное объяснение одной из задач.

11тест , Практическое осознание основных языковых элементов.
I — Скажи одно слово Мама.

2 — Скажи один звук (М)

3 — Скажи одно предложение Мама любит меня.
Оценка: 3 верных ответа.

12 тест . Произвольное и сознательное построение устного высказываний.

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слава»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».

  1. — ч т о любит зайчик? (Запрещенные слове: зайчик, морковь) Он любит прыгать.
  2. — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает) Охраняет мой дом.
  3. — Какая лиса? (Запрещенные слова; Лиса, хитрая) Рыжая.

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т.е. 2 связанных слова).

Оценка: Обследуемый ребенок-Маша правильно ответила на все 12 вопросов, таким образом, ВРР 12х6=72. Календарный возраст Саши 5лет 6 месяцев. КВ-66.

Обработка и интерпретаций результатов .

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется «о формуле:

где КоРР –коэффициент речевого развития, ВРР – возраст речевого развития, КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (KB) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца.

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.

Определены следующие границы распределения КоРР

КоРР: от 1до 9-значительное низкое речевое развитие;

КоРР от 10до 41 –низкое речевое развитие

КоРР от 42до 108 –нормальное речевое развитие

КоРР от 109 до141 высокое речевое развитие

КоРР от 142 до значительно высокое речевое развитие

Вывод: Саша. посещает детский сад уже четвертый год. Ей 5 лет 6 месяцев

В результате КоРР=109. Это показатель нормального речевого развития. Саша посещает логопеда, некоторые звуки пока еще не выговаривает. На некоторые вопросы она затруднялась ответить, но, немного подумав, дала правильные ответы.

Обследование фонематического слуха

Система включает следующие пробы:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

1.Узнавание неречевых звуков

Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

Ответ: Маша правильно определила, вначале звучал бубен, затем погремушка и колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало». — гудок автомашины — звон колокольчика — переливание воды — удары в бубен.

Ответ: Маша определила удары в бубен, звон колокольчика и переливание воды. Оценка: 4 балла .

3. Инструкция: «Скажи или покажи». — Что шумит? — Что гудит? — Кто смеется? — Что звучит? — Что шуршит?

Педагог для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

Ответ: Маша правильно определила, что я постукивала о металлическую коробку и стеклянную. Звук при постукивании о деревянную и пластмассовую коробку определить не смогла. Легко определила шуршание бумаги. Она правильно рассказала, что я взяла бумагу и пошуршала ей, рассказала, что я постукивала карандашом о коробки из разных материалов.

4. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко — тихо». Ответ: Саша нашла спрятанную мной игрушку- это был игрушечный фен. Звучание барабана очень ей помогло и эта игра очень понравилась.

5 . Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».

Ответ: Маша точно. справилась с этим заданием.

6. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

Ответ: Маша неточно отгадала звуки некоторых игрушек. Оценка:2 балла.

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания

Вывод: В сумме получился результат: 20 баллов. Это хороший показатель. Умение узнавать неречевые звуки у Саши сформировано.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

1 . Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал». Ребенка зовут по имени — 4 раза (каждый раз другой человек). Произносят короткое [ау] — 4 раза (каждый раз другой человек).

Ответ: Машу позвали: Алиса, Глеб, Злата и Дима. Она правильно назвала Диму и Алису. Оценка: 2 балла.

2 . Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»: — кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко) — свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) — коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко) — корова — теленок му (низко) му (высоко) Логопед раздает детям картинки с изображениями животных — взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

Ответ : Саша хорошо справилась с данным заданием.

3 . Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?» Мяу (громко) — белый; Мяу (тихо) — черный.

Ответ: Маша неточно выполнила это задание.

4 . Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял». Ав (низко) — собака; Ав (высоко) — щенок. 5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. — Кто спал на моей кровати? (низко) — Кто ел из моей миски? (средне) — Кто сидел на моем стуле? (высоко) Ответ: Саша быстро и точно справилась с этим заданием.

4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания.

Вывод: Результат: 12 баллов. Умение различать одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске сформировано у Саши на среднем уровне.

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1 . Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»: шляпа , сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа ; баман, панан , банан , ваван, баван; танки , фанки, шанки, танки , сянки; витанин, митавин, фитамин, витамин ; бумага , тумага, пумага, бумага , бумака, бубака; альбом , айбом, яньбом, альмом, альном; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец , птинеч; квекта, кветка, клетка , клетта, тлетка Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

Ответ: Саша правильно опознала на слух произношение слов, изображенных на картинках.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк». (Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.) [п — б, п’ — б’]: почка — бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил; [т — д, т’ — д’]: тачка — дачка, тоска — доска, подушка — кадушка, тина — Дина; [к — г, к’ — г’]: класс — глаз, кора — гора, калька — галька, кит — гид, крот — грот; [ф — в]: Фаня — Ваня, сова — софа; [л — в, л’ — в’]: лоск — воск, лодка — водка, ленок — венок; [л — и, л’ — й]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка; ‘ [р — л]: рожки — ложки; [p — л’]: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, марина — малина; [с — з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, коса — коза; [с — ц]: свет — цвет, лиса — лица; [ш — ж]: шар — жар, Луша — лужа; [ч — щ]: челка — щелка, плач — плащ, дочь — дождь; [ч — ш]: чурка — Шурка, кочка — кошка; [ч — т’]: челка — телка, печка — Петька, речка — редька; [с — ш]: каска — кашка, мыс — мышь, ус — уж; [с — ж]: сук — жук, сыр — жир, усы — уши; [с — щ]: лес — лещ, плюс — плющ; [с — ч]: сайка — чайка, нос — ночь; [з — ж]: роза — рожа, луза — лужа; [м — м’]: Мишка — мышка; [л — л’]: ел — ель, Юля — юла.

Ответ: Для выполнения этого задания я использовала картинки из серии «Тематический словарь в картинках» на разные темы. Значение некоторых картинок пришлось объяснить Маше. После этого она неплохо справилась с этим заданием, но допускала ошибки.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха. Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

  • Наглядно-действенный способ — объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.
  • Словесно-контекстный способ — объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.
  • Смешанный способ — объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3 . Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение». Тень — день, удочка — уточка, мышка — мишка, коса — коза, дочка — точка, щенок — сынок, рак — лак. Ответ: Маша правильно сказала, что слова разные , но, затруднилась объяснить значение слов: тень, коса, точка, лак, удочка.

4 . Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть». Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

Ответ : Маша неточно выполнила это задание

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже». Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка. Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Ответ: При выполнении задания Маша допустила некоторые ошибки: не смогла выложить каток- платок, горка- корка. Остальные картинки выложила правильно. Оценка: 2 балла.

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания

3 балла — допускает негрубые ошибки

2 балла — выполнил 0,5 задания верно

1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания.

Вывод: Результат- 13 баллов. Навыки различения слов, близких по звуковому составу у Маши сформированы.

4. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

1 . Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог». на-на-на-па ка-ка-га-ка

Ответ: Слог « га » Маша не смогла определить, а «па» она определила.

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний». Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

Ответ : слог «ба» Маша не определила.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.) да-та-да ба-па-ба га-ка-га та-да-та па-ба-па ка-га-ка са-ша-са за-са-за ца-са-ца ша-са-ша са-за-са са-ца-са жа-ша-жа ча-тя-ча ща-ча-ща ша-жа-ша тя-ча-тя ча-ща-ча ра-ла-ра ла-ра-ла

Ответ: Выполнение этого задания вызвало затруднение у Саши.

Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка. 2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4 . Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь». Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

Ответ: Саша немного перепутала когда надо топать, а когда хлопать .

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания 3 балла — допускает негрубые ошибки 2 балла — выполнил 0,5 задания верно 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания

Вывод: Результат- 6 баллов. Способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость- глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие сформирована у Маши слабо.

5. Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем. 2. Проверка готовности к формировании звукового анализа .

I. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку». Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее. У — поезд Т — молоток А — ребенок В — ветер И — птичка З — комар М — корова Э – жук.

Ответ: Саша это задание выполнила неточно.

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков — [а, о, у, и, ы, а, э].

Ответ: Хорошо справилась с заданием.

3 . Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А». (Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук [у].) Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

Ответ : Маша выполнила задание неточно, несколько раз пришлось повторять ей какого цвета круг надо поднять.

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Педагог произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

Ответ: Маша правильно выполнила данное задание.

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»: — ао, уа, аи, ио — аиу, иао, уао, оиы — аоуи, иоуа, иыоу, аоыу Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха

. Ответ: Выполнение задания встретило некоторые затруднения при повторении: аиу, оиы, аоуи, иыюу.

Оценка : 2 балла.

6 . Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков. [ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]; [щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ]; [ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц]; [ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч]; [с]: [с, с’, ж, ц, с, ч].

Ответ: Затруднение вызвало: определить звук (ц) и (ч).

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания 3 балла — допускает негрубые ошибки 2 балла — выполнил 0,5 задания верно 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания

Вывод: Результат-15 баллов. Навыки дифференциации фонем и готовность к формированию звукового анализа у Саши сформированы.

6. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

1 . Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а ау иоу

Ответ: Маша выложила не все круги. т. е. услышала не все звуки.

2 . Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

Ответ: Задание выполнено Сашей правильно.

3 . Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»: Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

Ответ: Саша запуталась когда какие фигуры поднимать, звуки все услышала, поэтому задание выполнено не полностью.

4 . Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»: а, ауи, иуа, ау.

Ответ: Услышала не все звуки.

5 . Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к». Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

Ответ: Правильное выполнение задания ребенком.

6 . Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком». Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот. тан- ро- пау- ко- вени- со- самоле- бегемо-

Ответ: Маша отлично выполнила это задание.

7 . Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист Иван утка арбуз Илья улитка альбом иголка улица

Ответ: вызвало затруднение назвать первый звук в слове: Илья, улитка. Остальные звуки Маша назвала.

8 . Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

Ответ: Придумала слова: аист, айва, уголь, уголек, игрушка, Иван.

9 . Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина волны капуста молоко вафли кошка

Ответ: Маша правильно назвала все первые звуки в этих словах.

10 . Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»: иголка избушка улица осы ослики антилопа

Ответ: Маша правильно назвала первые звуки в словах, затруднение вызвало только слово: ослики. А вот последние звуки вызвали у нее затруднение. Правильно она назвала только последние звуки в словах: избушка и антилопа.

Вывод: Результат-30 баллов. Это подтверждает результат предыдущего теста о том, что умения и навыки выполнения звукового анализа у Маши сформированы хорошо .

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания 3 балла — допускает негрубые ошибки 2 балла — выполнил 0,5 задания верно 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов — отказ или невыполнение задания Примечание: 1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов. 2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

Общий вывод: Обследовав по данной методике воспитанницу детского сада Машу я сделала заключение о нормальном речевом развитии девочки. При обследовании фонематического слуха т. е, способности выделять и различать фонемы родного языка, я выявила, что самое сложное для Маши- дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость- глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие и т.д. Маша хорошо узнает неречевые звуки, неплохо различает высоту, силу и тембр голоса. Девочка посещает занятия с логопедом второй год, занятия по развитию речи в детском саду проводятся по методике Н.В.Нищевой, что позволяет совершенствовать фонематические представления и навыки слогового анализа слов, автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков. Хотя всего два года назад она была замкнутым ребенком, не способным правильно высказать свою мысль. Сейчас она с удовольствием составляет рассказы по картинкам. У нее появилось много друзей и в процессе общения с окружающими фонематический слух развивается еще лучше.

От результатов этого обследования я получила удовлетворение, связанное с тем, что ожидала худший результат. Все-таки Маша не все звуки выговаривает. Эти показатели, результат и моего труда тоже.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлен материал для обследования словаря, грамматического строя, фонематического восприятия, состояния познавательных психических процессов.

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.Методика обследования звуковой стороны речи детей.а) Общие принципы обследованияб) Материал для обследо.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей.

«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб.

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог.

Результативность работы учителя-логопеда в 2015-2016 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР).

Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет.

Источник

Тесты для воспитателей по разделу «Развитие речи дошкольников»
тест на тему

Тесты для воспитателей по разделу «Развитие речи дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
Тесты 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты для воспитателей по развитию речи.

1. Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2.Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; словообразованием: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.

3 . Каковы задачи словарной работы?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.

Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия. Использование ИТ технологии на занятиях

5. Назовите формы речи.

Диалогическая и монологическая

6.Какие умения развиваются в диалоге.

Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

7.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи .

Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

8.Ведущий прием обучения правильному произношению

9.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

10.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

11.Система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — это _мнемотехника

12. Что является предметом изучения методики развития речи?
Варианты ответа:
а) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;
б) процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;
в) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;
г) развитие речи детей в игровой деятельности;
д) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

13. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.
Варианты ответа:
а) на основе врожденных способностей к языку;
б) в процессе игры;
в) в процессе общения;
г) в процессе развития интеллекта;
д) в процессе предметной деятельности ребенка.

14. Словообразование — это компонент .
Варианты ответа:
а) грамматической стороны речи;
б) звуковой стороны речи;
в) связной речи;
г) лексической стороны речи;
д) образной речи.

15. Что не считается формой словесного творчества детей
Варианты ответа:
а) создание слов-неологизмов;
б) сочинение стихотворений;
в) чтение стихотворений наизусть;
г) сочинение рассказов и сказок;

16.Какие формы диалогической речи Вы знаете?

17.Какой прием считается ведущим при организации беседы?

18.В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?

1. Репродуктивные вопросы

19. Какие виды монологической речи существуют?

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание об игрушке

4. Рассказывание детей из опыта

20.Назовите словесные методы и приемы развития речи.

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

21.Назовите наглядные методы развития речи

4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

1. Показ картинки, игрушки, движения или действия

2.Показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для воспитателей по физическому воспитанию дошкольников.

Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников.

Значимость дошкольного учреждения как социального инструмента в жизни ребенка очень четка отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: «На детский сад следует смотреть ни как на подготовку к школе, а как на.

« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования».

Игровой тест для воспитателей на Педсовете.

Все движения организма и речевая моторика имеют одинаковые корни. Поэтому чем более развитыми и ловкими будут детские пальчики, тем эффективнее и продуктивнее будут результаты по развитию речи.

Консультация для воспитателей на тему «Развитие связной речи дошкольника».Презентация включает в себя:- целевая аудитория;- форма взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС;- актуально.

Источник



Что является основным средством речевого развития ребенка почему тест

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

§ 4. Средства развития речи

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

· общение взрослых и детей;

· культурная языковая среда, речь воспитателя;

· обучение родной речи и языку на занятиях;

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Источник

Общение — средство развития речи ребенка
статья по развитию речи на тему

Общение — средство развития речи ребенка

Скачать:

Вложение Размер
obshchenie_-_sredstvo_razvitiya_rechi_rebenka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общение — средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

Общение — oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит, прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит, переход к таким фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой ситуацией.

Большой опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью также происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в пoзнании. Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы, понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

Источник

Читайте также:  Моющие средства казахстанского производства