Меню

Что значит художественное средство выразительности

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник



Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26.

Задание 26 приносит целых четыре первичных балла, то есть столько же, например, сколько с №9 по №12 вместе взятые. Времени же на решение оно требует гораздо меньше, если уметь пользоваться подсказками, данными в задании. Разберем алгоритм выполнения.

1. Задание представляет собой часть рецензии на текст, размещенный в КИМе между 21 и 22 заданиями.

Рецензия – (от лат. рассмотрение, отзыв о чем-либо) это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе и т. д.

Поэтому рецензия содержит сведения о художественно-выразительных средствах, использованных в предложенном тексте, а также подсказки, которыми надо уметь пользоваться. Тогда выполнять задание легко.

2. Все художественные средства делятся на три большие группы: лексические, синтаксические и фонетические.

Лексические зависят от значения слова, синтаксические – от построения фразы или предложения, а фонетические – от звучания. Необходимо поделить все термины, указанные в задании, на 4 основные группы и 1 добавочную (если она есть), подписать их и, используя подсказки в рецензии, выбирать уже не из 9 понятий, а 2 или 4. Так вы экономите время и исключаете ошибки.

3. Для того чтобы выполнять задание быстро, необходимо выучить деление всех средств выразительности на группы.

Проще всего запомнить их в виде таблицы.

Все теоретические пояснения терминов даны ниже.

4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства .

Тропы :

💥 Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

💥 Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:

1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются частицы как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо голубые.

2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.

3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.

💥 Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

💥 Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.

💥 Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:

1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.

2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.

3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.

4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

💥 Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).

💥 Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…

💥 Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.

💥 Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).

💥 Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.

Лексические средства :

🟢 Слова высокого стиля;

🟢 Разговорная (просторечная) лексика;

Источник

Cредства художественной выразительности — виды и примеры в литературе

Риторические приемы применяли ещё древнегреческие ораторы, а Аристотель и его ученики классифицировали их по ряду признаков.

Разновидности тропов

Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.

Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.

Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.

Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.

В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.

Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.

Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос.
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце.
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья.
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение).
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин.
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом.
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике.
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок.

Синтаксические средства выразительности

Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.

Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.

Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.

Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.

Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.

Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:

Средства делятся внутри каждой группы.

Фигуры слова

Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.

Фраза используется в одном виде.

Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.

Список часто употребляемых фигур:

  1. Прибавление. Повторение одного слова несколько раз с целью усиления. Части речи отбирают тщательно, иначе не получится достичь нужного эффекта. Вариант применения: «Всё выше, и выше, и выше».
  2. Плеоназм. Употребление рядом синонимов — лексем, близких или одинаковых по смыслу. Пример: «Он его целует и лобызает».
  3. Эллипсис. Пропуск несущественных лексем. Говоря «шампанское», принято обходиться без слова «вино», а вспоминая об оливье, никому не приходит в голову уточнять, что речь идёт о салате.
  4. Аллегория. Используют, когда необходимо иносказательно передать смысл, например, указать на пороки, не обозначая их. Так, ослом называют глупца, лисой — хитрого человека, волком — жадного. Мастером метафорических оборотов был И. А. Крылов.
  5. Пролепсис. Изобразительное средство реализуется двумя способами. 1 — о грядущем событии рассказывается так, как будто оно уже произошло. 2 — называется и объект, и местоимение, относящееся к нему, например: «Петров — он известный лодырь».
  6. Убавление. Сознательный пропуск одного из членов предложения. Примеры: «Решения Партии — в жизнь!», «Пятилетку — за 4 года!». На месте пропущенных слов стоит тире. Во времена СССР убавление использовалось при составлении лозунгов. Сейчас эта фигура востребована, когда нужно художественно подчеркнуть торжественность.

Сложные риторические приемы

Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:

  1. Перестановка. Нарушение принятой последовательности лексем, инверсия. Цель — придать нужную окраску. В обычной последовательности высказывание может быть нейтральным. Оно же, если применить инверсию, становится торжественным, насмешливым или саркастичным. Пример: «Скоро мы получим ответ» — «Получим скоро мы ответ» — «Ответ получим скоро мы».
  2. Градация. Усиление выразительности с помощью последовательного употребления нескольких слов с усиливающейся значимостью. Варианты: «Найду, догоню, доконаю, замучу!», «Готов растерзать, раздавить, уничтожить». Градация может быть восходящей и нисходящей. Это тот случай, когда языковое средство может быть представлено фигурой слова и речевой схемой. Второе используется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Старуха прошла путь от бедной крестьянки до вольной царицы — это восходящая развёрнутая градация.
  3. Полисиндетон. Применяют одинаковые союзы, обычно состоящие из одной буквы, например «и дождь, и снег, и ветер». Средство помогает автору усилить смысл.
  4. Апосиопеза. Намеренная недомолвка для создания интриги, когда присутствует скрытый смысл, но указывать на него прямо нежелательно. Часто обозначается многоточиями, вместо которых читатель может подставить слово или вывод. «Если мы не начнём работать лучше, то…»
  5. Аллитерация. Представляет собой намеренно частое употребление одинаковых согласных букв. Этим приёмом часто пользовался Маяковский, например: «Бей, барабан! Барабан, барабань!» (политический стих).

Редкие конструкции

Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.

Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.

Стилистические средства:

  1. Апокойну. Конструкция, в которой несколько разнородных дополнений относятся к одному управляющему члену предложения: «Он любил котиков и плотно поесть».
  2. Киклос. Кольцевая конструкция, в которой повторяются 2 одинаковых слова. Варианты: «Товарищи, выходим, не останавливаемся, товарищи!», «Митинг, который не привёл к результатам, не митинг».
  3. Гомеотелевтон. Фигура, основанная на звуковом повторе и ритмике. Часто используется в рекламных целях. «Ваша киска купила бы…» — увидев или услышав эту фразу, человек вспомнит название популярного кошачьего корма. Рифма стала обыденным средством, употребляющимся в повседневном дискурсе.
  4. Хиазм. Выражение, которое можно условно поделить на левую и правую части, причём они симметричны относительно друг друга. Хиазм может быть простым, синтаксически осложнённым или представлять собой хиастический каламбур. В последнем случае изменяется значение слов. «Жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить». «Мы забываем то, что хочется запомнить, и помним то, что желаем забыть». «Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
  5. Изоколон. Представляет собой полный параллелизм. В двух или более фразах изменяется только одно слово, а остальные повторяются в одинаковом порядке. Другой вариант — меняются слова, но сохраняется порядок частей речи. Примеры: «Я лугами иду, я лесами иду», «В тонкие пелёнки пеленала, в тёплые сапожки обувала».
  6. Парентеза. Стилистический приём, основанный на использовании вводных элементов. Примеры: «Эта девушка (мы случайно познакомились с ней на выставке) оказалась интересным собеседником», «Ты, должно быть, утомился».
  7. Литота (преуменьшение). Приём используется поэтами, писателями, а также журналистами и дипломатами, когда нужно сказать о чём-то обтекаемо. Способы реализации могут быть разными — от уменьшительных форм прилагательных до создания сложных конструкций. Примеры: «Восставшие пытаются показать, что они не очень довольны новыми законами», «Мэр купил маленький замок».

Речевые схемы

Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.

Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.

Виды синтаксических средств:

Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».

Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.

Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.

Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).

Некоторые нюансы

Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.

Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.

Источник

Читайте также:  Собственные средства как источник обеспеченности запасами