Меню

Доклад самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога

Доклад на тему «Самообразование педагога как средство совершенствования профессионального мастерства»

Самообразование педагога как средство совершенствования профессионального мастерства.

учитель начальных классов

Обучать – значит вдвойне учиться….”

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов. Самообразование педагога — есть необходимое условие его профессиональной деятельности .

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Самообразование — процесс творческий, оно предусматривает целенаправленную и планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная работа учителя как можно больше получила практический выход, а это непременно ведет к улучшению знаний учащихся, к повышению уровня их развития, воспитания.

Необходимость самообразования, как средства совершенствования профессионального мастерства, наиболее остро осознается учителями начальных классов , на плечи которых ложится сложная задача по формированию личности школьника, вооружению его не только элементарными знаниями, навыками и умениями, но и способами учебного труда, что во многом определяет успешность дальнейшего обучения и воспитания.

Однако путь к мастерству непрост, и для учителей нашей школы он лежит, прежде всего, через самообразование.

Самообразование учителя — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб­ разования учителей начальной школы, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

В нашей школе учителя начальных классов ежегодно посещают курсы повышения квалификации. Все учителя прошли курсы «Педагогические условия введения ФГОС второго поколения в начальной школе»; в 2012 году учителя Баранова Т.Ю., Чуранова М.А., Тарасова О.В. прошли курс «Работа и интерактивной доской и оборудование Interwrit . Работа с учебно-лабораторным оборудованием»(ФОТО)Эти знания и умения мы применяем на практике.

эпизодичность прохождения курсов;

время проведения — в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы ;

качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего.

2. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

изучение научно-методической и учебной литературы;

участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

Темы для самообразования подбираются учителями с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

(СПИСОК ТЕМ учителей)

Формы практического выхода работы над темой самые разнообразные: открытые уроки, доклады, выступления на производственных совещаниях, педсоветах, разработка рекомендаций, памяток, творческий отчет.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб­разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

3. Сетевые педагогические сообщества —новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей стра­ны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

освоение информационных концепций, знаний и навыков;

наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

методическая помощь является персональной и адресной;

Читайте также:  Каким средством умывать лицо каждый день

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время;

педагоги могут размещать на сайте свои мате­риалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Социальная сеть работников образования (nsportal.ru) и многие другие сообщества.

В некоторых интернет объединениях учителя нашей начальной школы открыли свои сайты и публикуют там свои работы и работы своих учеников.

4 Тесное сотрудничество с различными городскими организациями

Как уже было сказано самообразование — процесс творческий, оно предусматривает планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная работа учителя как можно больше получила практический выход, а это непременно ведет к улучшению знаний учащихся, к повышению уровня их развития, воспитания.

Поэтому, общественные организации стали активными помощниками учителям в воспитании подрастающего поколения. Данное взаимодействие осуществляется через систему дополнительного образования в школе, через систему сотрудничества.

На этапе сотрудничества наши учителя обмениваются опытом с педагогами различных городских организаций, что является важным фактором в процессе самообразования педагогов.

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома — лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завер­шенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформирован­ной. Стать авторитетным — значит быть компетентным в вопросах, интересую­щих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Хочется пожелать педагогам дальнейших успехов в самообразовании и самореализации.

Источник



Доклад: «Самообразование — эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
статья на тему

Доклад на педсовете «Самообразование — эффективный способ педагогическогомастерства педагога».

Скачать:

Вложение Размер
doklady.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

учреждение «Детский сад №1 «Пчелка»

г. Мичуринска Тамбовской области

«Самообразование — эффективный способ

повышения педагогического мастерства педагогов

(Из опыта работы)»

Выход: педсовет Воспитатель: Карайчева Е.В.

Мичуринск 2014 г.

Самообразование — эффективный способ повышения педагогического

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам педагогам предлагается огромный спектр услуг: в дошкольных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». «Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия профессионального роста:

1 .Самообразовательная работа

2.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

3.Обзор в Интернете

4.Посещение семинаров, конференций, мастер-классы, мероприятия по

обмену опытом с коллегами.

5.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6.Проведение открытой образовательной деятельности для анализа со

7.Изучение информационно-компьютерных технологий.

8.Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.

9.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.

Ю.Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.

Формы самообразования педагогов:

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Результативность заключается в:

— самостоятельной работе по самообразованию позволяющая пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлении глубокого и детального анализа возникающих в работе с детьми ситуаций;

— развитии потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформированности гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательного процесса, раскроется творческий потенциал.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовании есть банк материалов:

  • Нормативные и законодательные документы;
  • Документы по содержанию работы учреждения:
  • Локальные (Образовательная программа, Программа развития)
  • Годовой план работы учреждения;
  • Система контроля;
  • Система мониторинга и т.д.

— Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • Авторские программы.
  • Публикации.
  • Учебно-методическая литература.
  • Периодика.
  • Справочники.
  • Учебные средства.
  • Видео-аудиоматериалы.
  • Анкетирование.
  • Мониторинг и диагностика детей.
  • Партфолио педагогов.

Формы и методы руководства самообразованием педагогов

1 .Вынесение на педсоветы вопросы, организация выступлений педагогов по

вопросам обмена опытом самообразования.

2.Индивидуальные беседы методиста с педагогами об основных

3.Совместное обсуждение с педагогами методов изучения трудных разделов

и тем программы, проведение групповых и индивидуальных консультаций,

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь,

влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и

анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий

человек не сможет из года в год работать по одному и тому же

пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же

доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим»

или «плохим». Никто не хочет быть плохим педагогом!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки

зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения

новых знаний не добиться более продуктивной работы.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной

активности, растущей потребности педагога в самореализации путём

Мной была выбрана на 2014-2015 учебный год тема для самообразования «Эффективность использования игр в формировании мальчиков и девочек».

Мною был проведен в ноябре 2014 г. мастер-класс для родителей группы 3-4

лет «Учимся играя. Игрушки для мальчиков и девочек», который позволил

мне в работе с детьми не только более глубоко узнать про игры, в которые

любят играть не только мальчики, но и девочки, но и приобрести массу

полезных знаний и навыков в работе. Эти навыки я теперь активно

использую в работе с детьми и родителями.

В январе 2015 г. на групповом родительском собрании была затронута тема:

«Развитие сенсорных способностей мальчиков и девочек». Родители были

познакомлены с играми по сенсорике, для развития памяти, воображения,

Постоянно обновляю информационные уголки для родителей по данной

Произошло пополнение (с моим непосредственным участием) игровым

оборудованием различных видов игр: театрализонанные игры, сюжетно-

ролевые игры, развивающие и дидактические игры.

Интернет даёт возможность мне самообразовываться по данной теме.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и

профессиональную самооценку, приобретать знания среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования педагога является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из эффективных способов повышения педмастерства являются профессиональные конкурсы, такие как «Воспитатель года». Конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного. .

В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно .

консультация и памятка для педагогов ДОУ.

В презентации освещен опыт работы по самообразованию педагогеского мастерства.

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. В.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль.

Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых професси.

Источник

Доклад на тему: «Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства»

Доклад для выступления на метод обьединение. Самообразование как форма повышенияпрофесионального мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Самообразование- одна из форм повышения профессионального мастерства»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧЕХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ» СП-4

Доклад
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога»

Автор – составитель: мастер п/о Савушкина Е.В

Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает:
1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
3. Участие в педсоветах, методических объединениях (заседаниях отделов), городских семинарах методических центров и объединений, конкурсах;
4. Посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
У каждого педагога должно быть в наличии методическая копилка, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, анализы посещенных занятий и мероприятий; учебно-методический комплекс к программе: конспекты занятий, внеклассные мероприятия, дидактические и методические разработки к программе и др.
Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на протяжении ряда лет.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию, имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Виды деятельности в процессе самообразования:

• — систематический просмотр определенных телепередач;
• — чтение педагогических периодических изданий;
• — чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• — обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
• — решение тестов, упражнений, кроссвордов и личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Система самообразования позволяет педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации учителя.
Таким образом, самообразование – это одна из эффективных форм повышения квалификации педагога, которое даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома — не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Источник