Меню

Экологическое воспитание как средство развития детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание — как средство развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной – самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало всех начал. Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба».

Скачать:

Вложение Размер
ekologicheskoe_vospitanie_-_kak_sredstvo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание — как средство развития детей дошкольного возраста

Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной – самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало всех начал. Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба».

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства.

Психолого – педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Именно научно – экологический подход позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание. Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Необходимо соблюдать экологический подход к оборудованию зоны природы в детских садах. Это позволит детям увидеть:

  1. неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
  2. появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
  3. специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предмета;
  4. многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Для экологического воспитания детей дошкольного возраста я организовала систему работы в зоне природы. Занятия строила с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий в комнате природы, на экологической тропе, направленные на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Ключевое значение имела практическая деятельность детей в уголке природы. Самостоятельный и совместный со взрослым труд в уголке природы: приучала ребят систематически ухаживать за обитателями уголка природы: комнатными растениями, рыбками, попугаем. Привлекала воспитанников к созданию огорода на окне, где выращивают лук, зелень, бобовые. Дети самостоятельно проводили опыты по размножению комнатных растений разными способами.

На площадке природы проводила игровые упражнения в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев.
В качестве основных средств работы я использовала:

  • непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека;
  • систему игр на познание и классификацию объектов окружающего мира:
  • игры, способствующие формированию основ экологического самосознания; игры на развитие чувственного восприятия;
  • игры – имитации;
  • игры – драматизации;
  • различные экологические праздники, развлечения.

Одной из наиболее распространенной форм работы по формированию начал экологической воспитанности были беседы, которые предваряли или завершали мероприятия экологического содержания.
В групповом уголке природы, на площадке природы, во время прогулки, для того чтобы пробудить в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я использовала следующие методические приемы:

  • давала возможность более полно воспринимать природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, форму листочка.
  • стремилась вызвать у детей доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
  • учила разговаривать с объектом живой природы ( травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами.
  • вводила в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора (стихотворения, пословицы, поговорки, загадки), рассказывала о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;
  • вводила элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природными объектами.
  • в присутствии детей не допускала неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждала их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать».

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
  4. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
  5. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

Источник



Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста
материал по окружающему миру по теме

Скачать:

Вложение Размер
sistema_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста».

М БДОУ № 27 «Росинка»

высшая кв.категории Михайлова А.Г.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим мы выделяем основные задачи экологического образования:

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;
  2. Формирование знаний о природе;
  3. Развития сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

В детском саду № 27 «Росинка» мы используем следующие экологические программы:

  1. Юный эколог – автор С.Н.Николаева

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников. В программе представлено 5 разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; в третьем прослеживается их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвёртом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; в пятом показаны разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма, предназначенная для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

  1. «Наш дом — природа» — автор Н.А.Рыжова

Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека к ней. К программе есть методические разработки, представленные в серии книг Н.А.Рыжовой: «Волшебница-вода», «Воздух невидимка», «Невидимые ниточки природы», «Не просто сказки» и другие.

Воспитатели нашего детского сада посещали авторские семинары Н.А.Рыжовой. Была приобретена методическая литература и пособия по экологическому образованию.

Педагогами ДОУ были обобщены и распространены опыты работ по экологическому направлению на педагогических советах, кустовых методических объединениях. Воспитатель Имамова Г.А. обобщила опыт работы по теме: «Экологическое воспитание через игровую деятельность», воспитатель по обучению детей родному языку Вазиева Л.Н. по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к природе родного края».

Экологическое воспитание требует наличия определённой материальной базы. В детском саду имеется экологический кабинет, в каждой группе уголок природы. Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у детей практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными. В экологическом кабинете имеются комнатные растения, аквариум с рыбками, красноухими черепахами, террариумы с отдельными представителями животного мира (хомячки, морские свинки, черепахи). На территории и участках для разнообразных наблюдений и ухода за растениями имеется огород и цветники, уголок леса, сада. Разработана экологическая тропа по территории детского сада. В методическом кабинете имеются иллюстративные пособия, муляжи, модели, микроскоп и различное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения.

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

По экологическому развитию детей мы используем различные формы работы:

  1. Занятия (в форме путешествий, игры, с привлечением родителей, КВН);

На занятиях широко используются:

— проблемные ситуации для проведения опытов (позволяющих «открыть новое знание»;

— вопросы поискового характера;

— практическая работа и поисковая деятельность.

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.

  1. Практическая деятельность в природе;

Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: труд по уходу за растениями и животными, проведение наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т.д. Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Мы проводим с детьми следующие природоохранные акции:

— «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

— «Чистое утро» (уборка территории):

— «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление);

— «День цветов» (создание цветочных клумб);

— «Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);

— «День огородника» (создание овощных грядок).

  1. Проведение экологических викторин;

— «Лес и его обитатели»;

— «В мире прекрасного» и другие.

  1. Выпуск детьми экологических плакатов.

Итоги работы по экологическому воспитанию отражаются в конкурсе плакатов и рисунков на темы: «День Земли», «Сохрани окружающий мир», «Мир вокруг меня», «Русская берёзка» и выпуск «Экологических листков».

Дети подготовительной к школе группы в конце года объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой. Могут ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Имеют представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. И устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Для реализации системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установлению с ними партнёрских отношений мы ставим следующие задачи:

  1. Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  2. Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность;
  3. Создание в ДОУ атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Формы работы с родителями самые разнообразные, проведение семинаров-практикумов, участие в природоохранных акциях, оформление информационного материала, анкетирование, проведение совместных досугов и развлечений, день открытых дверей, выпуск экологических листовок и плакатов, родительские собрания, выставки, участие в экологических играх, презентации поделок, игр, пособий и рисунков на тему: «В союзе с природой». Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Таким образом, цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах:

-непрерывности преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;

-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;

— предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

-обеспечение психологического комфорта, повышения внимания к здоровью детей;

-отношение к ребёнку как личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

-сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Источник

Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Людмила Сазонова
Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. В переводе с греческого «экология» — наука о доме. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Сущность экологии хорошо отражают «законы»,сформированные американским ученым Барри Коммонером:

— все связано со всем;

— все куда-то девается;

— все что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);

— природа знает лучше.

Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Процесс экологического воспитанияпроявляется в разных сферах детской деятельности: в труде, на занятиях, в опытах, в играх, а именно в удовлетворении детской любознательности и в вовлечении ребёнка в активное освоение окружающего мира, помогает ему обладать способами познания связей между предметами и явлениями, то есть экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс.

Данная тема нам как педагогам очень важна и интересна.

Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относится к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель нашей экологической работы. За годы работы была создана целостная система,направленная на решение следующих задач:

— формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

— формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Создание условий является одним из решений данных задач. Создан уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных детьми опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов.

Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлен календарь наблюдения за объектами и явлениями природы. В уголке природы представлены времена года с отрывным календарём, отрывая листок календаря каждый день, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, времён года. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с педагогом высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода. В своей работе мы используем разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которых является наблюдение. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Все результаты наблюдений мы фиксируем в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.

В процессе экологического воспитания организуем прогулки.Структурным компонентом прогулки являются:

— трудовая деятельность детей,

— подвижные игры и упражнения.

Для того чтобы с пользой провести прогулки, мы разработали перспективный план наблюдений на прогулках. В нём определены объекты, цели и задачи, поставленные перед детьми. Задачи по экологическому воспитанию решаем, проводя организованную образовательную деятельность с детьми.Эта работа проводится в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности, наблюдения, игры.

При ознакомлении с художественной литературой дети восхищаются красотой природы,знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Проводим развлечения на экологическую тему «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам». Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где с детьми высаживаем различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Проводим дидактические игры «Что, где растёт», «Зоопарк», «С какого дерева лист», «Оденем куклу на прогулку».

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Работая с детьми, учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.Планируем и проводим беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи, различные фильмы. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях.Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Проводим родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию».

Таким образом, в наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем человечества. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

1. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М. : Перемена, 1996.

2. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа. 1995.

3. Ягодин Г. А. Воспитывать гражданина планеты. Обруч №2, 1997.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА — 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Источник

Читайте также:  Товары как средство платежа 6 букв