Меню

Игровые ситуации как средство развития

Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников

Светлана Гринцова
Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников

Одним из ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное желание к познанию и исследованию мира. Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития (Н. Н. Поддьяков, А. Валлон, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин). А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности. Исследовательская активность проявляется в опыте дошкольников. Исследования (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Л. А. Парамонова, Н. Е. Веракса, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева) показывают, что решение игровых проблемных ситуаций можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В процессе изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А. Н. Поддьяков, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса).

Исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе решения игровой проблемной ситуации. Анализ литературы (О. В. Дыбина, А. В. Усова, А. А. Бобров, А. Деметроу) показал, что исследовательская активность связана с освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск входе решения игровых проблемных ситуаций:

1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска;

2. Умения, связанные с использованием оборудования, инструментов в ходе решения игровой проблемной ситуации;

3. Умения, связанные с осуществлением детьми коллективного, совместного исследовательского поиска;

4. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов решения игровой проблемной ситуации.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М Дьяченко, становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова, развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л. А. Регуш, Г. И. Вергелес, А. Н. Соколов, О. К. Тихомиров, Е. Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

На основании проведенного анализа исследовательская активность ребенка может быть определена как выраженное настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для нее проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Результатом исследовательской активности становится получение нового знания и возможность дальнейшего познания и деятельности субъекта.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают игровые проблемные ситуации.

Игровые проблемные ситуации — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Еёхарактеризуют следующие моменты:

• она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литера-турного произведения, которое хорошо знакомо дошкольни-кам;

• оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуется пространство и предметная среда;

• в содержание игры заложена дидактическая цель, воспи-тательная задача, которым подчинены все её компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;

игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

• воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотно-шениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Особую ценность сегодня приобретает развитие способности само-стоятельно и творчески мыслить. Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

1. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками [Текст] // Вопросы психологии. – 1981. – №3. – С. 123-127.

2. Kиреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Развитиенаучных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб. : Союз, 2007. – 599 с. ; – С. 88–94. – 0.4 п. л.

3. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст]. – М. : Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.

Читайте также:  Средство для снятия старой кожи с ног

4. Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 2. – С. 10-20.

5. Шумакова Н. Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды [Текст] // Вопросы психологии. –1986. №1. –С. 53-59.

Детское экспериментирование В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В образовательном процессе.

Презентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Источник



«Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста».
консультация (младшая группа) на тему

Рекомендации для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_situatsii.docx 16.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

центр развития ребенка – детский сад №758

Тема: «Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста».

Круглякова Светлана Викторовна

Москва, 2012 год

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта Малыш а.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы. Малыш хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию речи.

Первые вопросы ребенка очень простые, они в основном о предметах и явлениях, которые его окружают. Что ты делаешь? Что это такое? Где кукла? Куда ушла тетя?

Стремясь поддержать любое обращение ребенка ко мне, перевожу эмоциональные, мимические реакции в речевые. Например, ребенок показывает рукой на машинку, стоящую на полке, и молчит. Прошу ребенка повторить слова просьбы: “Дай машинку”. Учу малышей обращаться друг с другом, побуждаю словом выразить просьбу, обращенную к товарищу: “Дай мяч, Коля. Дай машинку, Дима”.

В игре у детей развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция. Например, рассматривая предметы (посуду, одежду, куклы, игрушки), дети узнают, из чего сделаны эти предметы и их назначение. Делают вывод. Такие занятия помогают ребенку научиться различать и называть сходные предметы. Например, кресло, стул, стол, (мебель), халат, платье, брюки, шапочка (одежда). В этих целях используется система дидактических игр “Кто, где живет”, “Домашние и дикие животные”, “Овощи и фрукты”, где дети оперируют с набором предметов и картинок. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера о том, что видит, с чем действует.

Одним из средств развития речи в раннем возрасте являются игровые ситуации. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают знание основ предлогов и наречий, обозначающих пространственное отношение предметов (далеко — близко, высоко — низко). Например, играя с собачкой, дети узнают о ее месторасположении. Просят подойти собачку к ним. Она близко, рядом, до нее можно дотронуться. Собачка убегает. До нее нельзя дотронуться, потому что далеко. Это обогащает словарь ребенка. У детей расширяется запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями (свое имя, имя близких ему людей бабушки, дедушки, мамы, папы).

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.

Поддерживая у детей желание говорить, задаю уточняющие вопросы, прошу повторить заинтересовывающие эпизоды в поведении ребенка.

Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаю слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаю вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.

Организуя игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Саше совок”, “Попроси у Тани мяч”. Использую такие приемы, как “Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь”. Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.

Побуждаю ребенка к речевому подражанию, отчетливо, выразительно произнося слова, фразы с целью активизации усиления слуховой ориентированной реакции. Использую прием собственного вопроса-ответа, эмоционально обыгрываю бытовые ситуации, задаю вопрос и даю образец ответа, как бы отвечая за ребенка. Например, “Что пьет Оля? – Молоко? Вкусное молоко? – Очень вкусное”. В каждой совместной с ребенком деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение.

Взрослый способен незаметно для ребенка модифицировать игровую ситуацию так, что она окажет благоприятные воздействия на детскую психику.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.

Богусловская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2001.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б. Раннее детство: Познавательное развитие. – М.: Просвещение, 2000.

Источник

Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

Иванова Маргарита Сергеевна
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС,основными характеристики которой являются:

— короткий и несложный сюжет.

— оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.

— специально организованное игровое пространство.

— наличие дидактической цели и воспитательной задачи.

— обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство».

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель: Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.

Описание.Воспитатель приносит мишку: «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть».

Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»

После знакомства Мишка говорит:

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.

В заключении Мишка прощается с детьми:

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свидания, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой.

Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»

Для. (перечисляем имена детей группы)

ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви», «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного», «Путешествие в игрушечное царство», «Путешествие в страну одежды», «Инструменты – помощники человека» и другие.

Игровые образовательные ситуации — иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Дети с интересом участвуют в ИОС «Чья эта игрушка?», «Чьи это вещи?» Кто это? и другие

Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте.

В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.

К числу проблемно — игровых ситуаций, побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи,можно отнести такие:

«Потерявшиеся» — задача детей – понять состояние потерявшегося и помочь отыскать своих родителей или хозяев.

«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.

«Голодные». Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка). Они жалеют их, кормят голодных.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.

Уж ты котенька, коток,

Котя — серенький лобок!

Поздоровайся с детьми,

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо!

Как у котика усы

Зубки белые! (ситуация-иллюстрация)

2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам ещё искать вагон.

Мама. Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали,

Что вагон наш номер три.

Дочка. Долго мы его искали,

Сбились с ног уже совсем,

Вдруг смотрю – в окошке цифра.

Три! Вот, мама, посмотри!

(ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)

Сын. Едем мы уже давно,

Поезд дальше мчится.

Я устал смотреть в окно.

Спать пора ложится.

Я б наверх, конечно,лег:

Там ведь интересно!

Отец. Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно.

Детям спать вверху нельзя-

Можно и свалиться,

Стукнуться об пол иль стол,

Сын. Ничего, я подрасту –

Это же несложно.

Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

3. Ситуация (Ситуация-проблема)

Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)

Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Прикреплённые файлы:

igrovye-obuchayuschie-situaci_226l0.pptx | 4183,27 Кб

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.

Клуб «Почемучек», одна из эффективных форм работы с родителями В прошлом году, мы с коллегой по группе, предложили нашим родителям организовать клуб «Почемучек». Родители нам предлагали разнообразные.

Мастер-класс для молодых педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Ненецкое стойбище» как одна из форм работы по НРК» Цель: Познакомить молодых педагогов с организацией сюжетно-ролевой игры: «Ненецкое стойбище» с детьми дошкольного возраста и расширить знания.

Консультация «Игровые ситуации в развитии детей раннего возраста» Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В раннем возрасте ребёнок только начинает свою игровую деятельность и взрослый должен.

Лэпбук, как одна из инновационных форм работы с детьми Лэпбук – один из инновационных способов организации учебной деятельности с дошкольниками. Это увлекательная игра, творческое развитие,.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Видеоотчет как одна из форм работы с родителями Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят.

Источник