Меню

Индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста

Тема: Особенности ухода за полостью рта пациентов в зависимости от возраста и состояния полости рта. Индивидуальный подбор средств гигиены.

Занятие № 8.

Цель занятия:изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой).

В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.

Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания — обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Читайте также:  Как сделать усилитель из подручных средств для телефона

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема.

Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.

Для обеспечения надлежащих гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в полости рта за счет проведения личной оральной гигиены необходимо не только разбираться в средствах гигиены, но и ориентироваться, как и в какой последовательности ими следует пользоваться в зависимости от индивидуального стоматологического и гигиенического статусов.

Мероприятия по индивидуальной гигиене полости рта (ИГПР) при здоровых зубах и деснах (© Улитовский С. Б. , 2001]:

1-й этап Предварительное полоскание 30-45 с полости рта антисептическим ополаскивателем.

2-й этап. 1-2 мин Очищение зубной нитью.

3-й этап. Промежуточное полоскание 10-20 с полости рта водой , но можно и повторно антисептическим ополаскивателем.

4-й этап. 2-3 мин Очищение моно- и малопучковой щеткой.

5-й этап. Промежуточное полоскание 5с и сплевывание

6-й этап. 30 с-1 мин Чистка зубной щеткой.

7-й этап. Промежуточное полоскание 5с полости рта

8-й этап 30 с-1 мин Окончательное полоскание

Итого на 8 этапов общая затрата времени составляет от 4 минут 30 секунд до 7 минут 30 секунд.

Характер проведения личной оральной гигиенической процедуры при кариесе зубов зависит от места локализации кариозного процесса (на апроксимальных поверхностях, в области фиссур на окклюзионной поверхности, в пришеечной области и т. д.).

Когда мы говорим об особенностях проведения индивидуальной гигиены полости рта при кариесе зубов, то имеются в виду еще не леченные состояния — от стадии мелового пятна до осложненных форм кариеса.

Основной акцент делается на использование фторсодержащих зубных паст и ополаскивателей, причем последовательность процедур должна быть такой, чтобы чистка зубной щеткой и окончательное полоскание были на последних местах, дабы добиться максимальной концентрации ионов фтора в слюне, в поверхностных слоях эмали и в среде микроорганизмов.

Патологические состояния пародонта требуют для каждой нозологической формы особых способов проведения индивидуальных гигиенических nроцедур в полости рта.

При катаральном гингивите, например, может отсутствовать этап флоссинга, и применяться щетки с мягкой и очень мягкой щетиной, если воспалительные явления ярко выражены и любое прикосновение вызывает боль, кровотечение из десен, раздражение. В подобных ситуациях следует избегать наиболее травмирующих моментов, чтобы пациент вовсе не прекратил nроведение гигиенических мероприятий в полости рта.

Правильное проведение индивидуальной гигиенической процедуры в полости рта превращает ее из формальной малозначимой процедуры в лечебно-профилактическую манипуляцию, обладающую реальным лечебно-профилактическим воздействием . Чтобы так произошло, стоматолог или гигиенист стоматологический должны уметь разрабатывать для каждого пациента индивидуальные гигиенические программы по уходу за ротовой полостью, способствующие профилактическому воздействию на органы и ткани ротовой полости. Однако, для того чтобы данная процедура не стала формальной, в последующем необходимо отслеживать динамику изменения гигиенических индексов и, сообразуясь с ними, составлять новые программы или изменять старые. Понимая основную направленность таких гигиенических программ, гигиенист или стоматолог смогут легко видоизменять их с учетом стоматологического случая и состояния конкретного пациента.

Читайте также:  Что такое перевод средств оэдс в теле2 как отключить через личный кабинет

1. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. — 184с: ил.

2. Хоменко Л.А., Савичук А.В. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета часть 1 и 2. Книга плюс, 2007. — 128 с.

3. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Стоматология» — Мн.: Беларусь, 2004. – 526 с.: ил.

4. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический, 2012 г.

Источник



4. Рекомендации по индивидуальному подбору средств гигиены в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента

Рекомендуемые средства гигиены

Дети от 0 до 1 года

Салфетки для удаления остатков пищи с альвеолярных гребней и неба. Щетка-напальчник из силикона для очищения первых временных зубов не менее 1 раза в день.

Очень мягкая детская зубная щетка, детская гелеобразная зубная паста (тонкий слой пасты на щетке).

Очень мягкая детская зубная щетка, детские зубные пасты, содержащие кальций и фториды (500 ppm F — ) (не более горошины пасты на щетке).

Детская зубная щетка с мягкой щетиной, детские противокариозные зубные пасты, содержащие кальций и фториды (1000-1450 ppm F — ), детские ополаскиватели.

Дети с 12 лет и взрослые, проживающие в районах с низким или оптимальным содержание фторида в воде.

Зубная щетка средней жесткости, фторидсодержащие зубные пасты (1450 ppm F — ), фторидсодержащие ополаскиватели, зубные нити.

Дети и взрослые в районах с повышенным содержанием фторида в воде.

Зубная щетка мягкая или средней жесткости (соответственно возрасту), зубные пасты и ополаскиватели, не содержащие фторида (для профилактики кариеса – кальцийсодержащие средства), зубные нити.

Пациенты с воспалительными заболеваниями пародонта

Зубная щетка: в период обострения — с мягкой щетиной, затем – средней жесткости, противовоспалительные зубные пасты и безалкогольные ополаскиватели (с экстрактами лекарственных растений, антисептиками, мексидолом), зубные нити, межзубные ершики, ирригаторы.

Пациенты с зубочелюстными аномалиями (скученность, дистопия зубов)

Зубная щетка средней жесткости, лечебно-профилактические зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами, зубные нити, межзубные ершики.

Пациенты с брекет-системами

Зубная щетка ортодонтическая средней жесткости (с V-образным углублением рабочей части), зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами, межзубные ершики, монопучковые щетки, суперфлоссы, ирригаторы.

Не следует использовать жевательные резинки!

Пациенты с несъемными протезами, стоматологическими имплантатами

Зубная щетка средней жесткости, зубные пасты и ополаскиватели с противокариозными и противовоспалительными компонентами, межзубные ершики, монопучковые щетки, суперфлоссы, ирригаторы.

Пациентам с имплантатами не следует использовать содержащие спирт ополаскиватели, зубочистки и жевательные резинки!

Пациенты со съемными протезами и ортодонтическими конструкциями

Средства гигиены полости рта (зубные щетки, лечебно-профилактические зубные пасты, ополаскиватели, зубные нити) – соответственно возрасту. Дополнительно – средства для ухода за протезами: зубные щетки для очищения протезов, очищающие таблетки, пасты и кремы для фиксации протезов.

Лица с повышенной чувствительностью зубов

Зубная щетка с очень мягкой или мягкой щетиной, зубные пасты и ополаскиватели для чувствительных зубов (содержащие соли калия, стронция, мелкодисперсный гидроксиапатит, аминофториды), зубные нити.

Пациенты со сниженным слюноотделением

Зубная щетка с мягкой щетиной, специальные средства ухода за полостью рта с компонентами, идентичными ферментам слюны (лизоцим, лактоферрин, лактопероксидаза): зубная паста с низким пенообразованием, ополаскиватель без спирта, увлажняющий гель и спрей; зубные нити, специальная жевательная резинка.

Источник

Индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста

При выборе средств индивидуальной гигиены необходимо учитывать следующие факторы:
• возраст;
• наличие определенных стоматологических заболеваний или предрасположенности к ним;
• индивидуальные особенности полости рта — атипичное строение зубных рядов и форма зубов, наличие ортопедических или ортодонтических конструкций в полости рта и др.

Основные положения индивидуальной программы профилактики заболеваний пародонта достаточно хорошо разработаны. При этом во всех случаях на первом этапе пациенту следует объяснять причины возникновения заболеваний зубов и тканей пародонта, с тем чтобы он понял, зачем, собственно, он должен выполнять рекомендации стоматолога. С этой же целью ему демонстрируют различия в состоянии зубов, десен и всей полости рта до и после качественной чистки зубов.

Читайте также:  Спортивный инвентарь как основные средства

После этого переходят к изложению сведений о средствах гигиенического ухода.
Зубные щетки являются основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. В настоящее время имеется много моделей зубных щеток. Они отличаются формой и размером головки, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек.

Многообразие щеток объясняется стремлением производителей обеспечить максимальную эффективность в целях удобства их использования, т. е. эргономичности.
В последнее время отмечается тенденция к уменьшению размеров головки щеток, поскольку исследователи полагают, что это облегчает доступ к трудно очищаемым участкам. На сегодня общепринято, что для эффективной чистки зубов следует использовать щетку, размер головки которой позволяет одновременно охватить 2-3 зуба. При наличии несъемных ортопедических и ортодонтических конструкций или при атипичном строении зубного ряда целесообразно использовать щетки специального назначения, с маленькой круглой головкой, 6—7 пучками щетины и разноуровневым щеточным полем. К такому типу относятся и монопучковые щетки, которые по функции приближаются к интердентальным средствам гигиены полости рта. Они эффективно удаляют зубной налет в фиссурах зубов, очищают пространства по ортодонтическим дугам и под промывными частями мостовидных протезов. Подобные зубные щетки эффективны и для очищения пришеечной области с язычной/нёбной поверхности зубов и при их скученности.

Эффективность использования зубных щеток зависит и от их жесткости. Смягчить щетки позволяет предварительная их обработка теплой водой. Щетки средней жесткости и мягкие менее травматичны. Очень мягкие щетки используют только в период лечения заболеваний пародонта. При нормальном состоянии пародонта и зубов рекомендуется применять щетки жесткие и средней жесткости, хотя некоторые авторы указывают на то, что мягкие щетки оказывают такой же эффект, как и жесткие. Мы придерживаемся в этом отношении иного мнения и рекомендуем их применять только после хирургического лечения и при повышенной чувствительности шеек зубов, а также при наличии клиновидных дефектов и эрозий эмали.
В щетках современных моделей используется синтетическая гладкая щетина и синтетическая микротекстурная. Существует множество конструкций щеток.

По количеству рядов щетинок щетки бывают однопучковые, двухрядные (сулькулярные), трехрядные и многорядные.
Форма щеточного поля может быть ровной, выпуклой, разноуровневой, зигзагообразной и усиленной (с силовым выступом).
Щетки подразделяются на детские, подростковые и взрослые по принципу размера рабочей части.
По способу приведения в действие — на мануальные, автоматические.
По назначению — на стандартные и специального назначения.

В настоящее время для изготовления зубных щеток используются преимущественно искусственные волокна. Это обусловлено тем, что искусственное волокно не имеет срединного канала, где могут скапливаться микроорганизмы. Специальное закругление кончиков волокон делает их минимально травматичными. К тому же щетина из искусственного волокна негигроскопична, тогда как натуральная щетина этими свойствами не обладает.
Во многих современных щетках используют сочетания щетинок различной жесткости для более эффективного очищения поверхностей зубов.

Формирование щеточного поля за счет стоящих под наклоном друг к другу пучков обеспечивает более глубокое проникновение встречных пучков в межзубное пространство. Наибольшего очищающего эффекта при использовании таких щеток можно добиться при их вертикальных движениях, тогда как при горизонтальных движениях щетки преимущество резко уменьшается.
Хранить зубную щетку следует в открытом виде головкой вверх, что позволяет ей хорошо высохнуть.

Зубная щетка MedUniver-Relax относится к современному поколению зубных щеток. Она обеспечивает высокую маневренность гигиенической процедуры за счет оригинального расположения, формы и высоты пучков щетины, торпедо-видной формы головки и удобной ручки.

Таким же примером может служить зубная щетка Press control (производства фирмы Fuchs), которая сочетает в себе два уровня стрижки щетины, силовой выступ и гибкую шейку, с помощью которой контролируется сила нажатия на десну.
Что касается возможности щеток массировать прилегающую десну, то это в большей степени осуществимо, если кончики щетинок закруглены и отполированы.

Источник