Меню

Индивидуальный проект как средство реализации фгос соо

Выступление «Реализация ФГОС СОО: проектная деятельность»

Слайд 1 Реализация ФГОС СОО: проектная деятельность

Истомина Татьяна Михайловна – учитель информатики высшей категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 76 имени Хо Ши Мина», заместитель директора по ИКТ

Важным событием 2017-2018 учебного для нашей школы стал переход 10 классов в пилотом режиме на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Слайд 2 Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.

ФГОС предполагает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

И предусматривает выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

Слайд 3 Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.

Слайд 4 Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. В учебных планах всех профилей предлагается изучение элективного курса «Индивидуальный проект».

У каждого образовательного учреждения на сегодняшний день есть своя база практики по использованию проектной деятельности в образовательном процессе, своя специфика работы в этом направлении, свои наработки. Поэтому на основании анализа имеющегося позитивного опыта, педагогическим коллективом ОО в 2017 году была доработана система организации проектной деятельности в соответствии с новым образовательным стандартом и с учётом определенных профилей.

Слайд 5 В сентябре 2017 г. в школе было утверждено Положение о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте), предусматривающие, что проектно-исследовательская деятельность учащихся – это неотъемлемая часть учебного процесса, результатом которой является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Защита проекта включает предзащиту и проходит в феврале и непосредственно защиту в мае. Защита в нашей школе проходит по секциям «Предметы гуманитарного цикла», «Естественнонаучного цикла», «Физико-математического цикла» в присутствии членов комиссии из 4-5 человек – учителей-предметников, которые по заранее разработанным критериям выставляют отметку и дают оценку проекта.

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» была разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования.

Слайд 6 Программа предусматривает знакомство обучающихся с особенностями проектной деятельности, с характеристиками и отличительными чертами разных по типологии проектов, учит отличать проектную деятельность от исследовательской, знакомит с особенностями оформления паспорта проекта, работой с информацией (литературой), электронным каталогом библиотеки, алгоритмом работы с ресурсами Интернета, особенностями публичного выступления, дает представление о том, как презентовать достигнутые результаты, адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта, позволяет научиться видеть возможные варианты применения результатов. Предполагается, что за два года обучения каждый обучающийся выполнит два проекта, один из которых будет обязательно с исследовательской деятельностью.

Материал курса «Индивидуальный проект» позволяет обучающимся подготовить паспорт проекта, презентацию выступления, разобраться в терминологии проектной деятельности, но не предусматривает индивидуальные консультации по теме проекта, помощь в подборе материала и корректности изложения материала в проекте. Эта функция возлагается на учителя (тьютора) проекта под руководством, которого ученик выполняет свою работу.

Каждый обучающийся в нашей школе сам выбирает тему своего проекта и определяет тьютора.

Наиболее интересными проектами этого года по математике, которые были отмечены участниками экспертной комиссии стали «Числа Фибоначчи», «Гармония в музыке».

Слайд 7 Проект «Числа Фибоначчи»

Слайд 8 Цель работы: Изучить появление чисел Фибоначчи и связанного с ними закона золотого сечения в строении живых и неживых объектов, найти примеры использования чисел Фибоначчи и представить их в виде видеоролика.

Собрать информацию о числах Фибоначчи и Золотом сечении

Отобрать необходимую информацию для проекта

Найти связь чисел в разных областях жизни: науке, культуре, искусстве

Систематизировано представить информацию в виде короткого видео урока по математике «Числовые прогрессии» для учащихся 9 класса

Слайд 9 Проект «Гармония в музыке»

Слайд 10 Цель проекта: Изучить, гармонию в музыке, и её влияние на состояние человека, создать музыкальный сборник положительно влияющей на состояние человека.

Собрать и систематизировать информацию по теме.

Составить опросник для учащихся 9-10 классов о музыкальных предпочтениях.

Провести опрос среди учащихся 9-10-х классов.

Составить плейлист музыки, положительно влияющей на состояние человека.

Цели и задачи проектов, поставленные обучающимися, были достигнуты. Проекты были реализованы. А это значит, что учащиеся сами увидели, что их работы имеют практическую и социальную значимость.

Слайд 12 Важно подчеркнуть, что индивидуальный проект, как отметили сами обучающиеся, выполняет важную профориентационную функцию.

Учащиеся, выступая на защите проекта, отмечали, что определяясь с выбором темы проекта, руководствовались, прежде всего, своими личными предпочтениями и выбирали ту сферу научных знаний, с которой в дальнейшем планируют связать свою жизнь, а работая над проектом, они приобрели опыт практической деятельности в выбранной области, осуществили профессиональные пробы и каждый из них имел возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. При этом двое учащихся отметили, что работа над проектом помогла им осознать, что они поспешили с выбором профессии и, что они рады, что это случилось в десятом классе, а не по окончанию ВУЗа.

Читайте также:  Средство чистящее domestos атлантик 750 мл

Слайд 13 Результаты проекта становятся ключевым элементами портфолио, ведь именно в проектной деятельности наиболее ярко проявляются способности учащихся. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области школьного предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Источник



Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
статья (10, 11 класс)

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся

Скачать:

Вложение Размер
statya_firsova_oa.docx 28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Фирсова Ольга Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Волоконовская средняя

общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области

(МБОУ «Волоконовская СОШ №1)

В начале 2017-2018 учебного года до родительской общественности и учащихся была доведена информация о том, что МБОУ «Волоконовская СОШ № 1» является пилотной общеобразовательной площадкой по введению ФГОС среднего общего образования (СОО). А это значит, что в учебном плане у наших старшеклассников предусмотрено выполнение индивидуальных проектов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проект вызывает вполне заслуженное внимание со стороны педагогической науки и практики и является дидактическим средством образования. С введением ФГОС СОО появляется новое понятие проекта и закладывается новое содержание – это индивидуальный проект.

Так что же это «Индивидуальный проект»? Познакомившись с ФГОС СОО и изучив пункты 8,11, 18.2.1, 18.3.1, можно выделить:

— понятие «Индивидуальный проект» — это особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект);

— выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);

— выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

— навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

— навыков проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

— к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. [4]

В 2017 году была разработана рабочая программа «Индивидуальный проект» на уровень среднего общего образования. На её освоение в 10-11 классах отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю. В 10-м классе изучается теория учебного предмета, а в 11-м классе осуществляется индивидуальная работа учащихся под руководством научного руководителя в форме консультаций и защиты проекта/исследования.

В рабочей программе прописано, что с точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе реализации индивидуального образовательного проекта обучающиеся должны научиться:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. [3]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что индивидуальный проект считается логическим завершением школьной проектной системы и, в то же время, переходным мостом к взрослой и самостоятельной жизни. [1] К одиннадцатому классу перед каждым обучающимся стоит задача показать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Считаем, что новым и значимым фактором в этой деятельности является персональная ответственность ученика за весь проект. Но конечно же старшеклассник не остается один на один со своим проектом, — он работает в тесном сотрудничестве со своим руководителем, которого выбирает сам.

Проекты, выполняемые обучающимися нашей школы, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Первый шаг в результате выполнения проекта — это поиск проблемы. Найти проблему, которую хотелось бы разрешить. Подобрать тему индивидуального проекта имеет большое значение. Так как считаем, что формулировка темы – это визитная карточка всего проекта. В нашей школе тематика индивидуальных проектов разрабатывается заранее учителями общеобразовательных предметов. Но обучающимся так же предоставляется и право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей. Сталкивались и с тем, что ребята выполняли одинаковые темы индивидуальных проектов, но при этом круг рассматриваемых ими вопросов был различен.

В целях оказания помощи обучающимся и их руководителям в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите, творческой группой учителей нашей школы было создано методическое пособие «Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь с методическими материалами». Пособие предназначено для обучающихся 10-11 классов. Оно знакомит школьников и их руководителей с этапами и правилами построения своей работы по подготовке индивидуального проекта от начала и до конца. Методический аппарат использованный в пособие позволяет организовать самостоятельное обучение написанию индивидуального проекта как на базовом, так и на углублённом уровне. Все методические рекомендации данного пособия соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Какие же документы необходимы при реализации «Индивидуального проекта»? У руководителя – это рабочая программа, план-график работы над проектом, график консультаций. У обучающегося – это план-график работы над проектом, дневник или портфолио индивидуального проекта, показатели и критерии оценки проекта, рекомендации по выполнению работ, материалы самооценки. У члена экспертной комиссии – это памятка (рекомендации) по оценке, оценочные материалы для заполнения. И здесь сразу стоит отметить, что в члены экспертной комиссии не входит руководитель проекта.

Конечно есть ещё много вопросов по реализации индивидуального проекта в средней школе, но уже есть и много ответов. Например, как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться руководителями проектной деятельности? Конечно, это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по наименьшему пути сопротивления: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам научно-практических конференций и конкурсов). В каждой школе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на все трудности и сложности при работе с индивидуальными проектами школьников, испытываешь удовлетворение от того, что твой ученик поднялся еще выше на одну ступеньку, приобрел новые знания и умения. А это и есть то, для чего и нужен преподаватель – вести детей за собой!

Источник

Индивидуальный проект. ФГОС СОО

«Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования (ФГОС)

в общеобразовательных организациях Республики Крым

Доклад на медико-педагогический совет

методиста Паламарчук Г.А.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Примерная основная образовательная Программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (с изменениями и дополнениями)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

Письмо ГК НМУ РК «ИМАЦ» от 14.112019 №01-13/165 «Об организации преподавания факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин »

Локальные акты образовательной организации.

Методические рекомендации КРИППО по преподаванию учебного курса

«Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования (ФГОС) в общеобразовательных организациях Республики Крым.

Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым №01-14/2423 от 04.08.2020г. «О проведении августовских педагогических советов».

Одной из особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), является наличие в нем учебного курса «Индивидуальный проект».

Проектная и исследовательская деятельности являются неотъемлемой частью образовательной деятельности, однако требования, предъявляемые к ней, различны на разных уровнях образования.

На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся системных представлений опыта применения методов, технологий и форм организации проектной учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля .

Задача учебного курса «Индивидуальный проект» — обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

В соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое.

На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.

Исследовательские проекты также могут иметь следующие направления: естественнонаучные исследования, исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии), экономические социальные, научно-технические исследования.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов.

Продуктом исследовательского проекта могут быть: брошюра, буклет, таблицы, графики, схемы и т.д. Хотя исследовательский проект и напоминает по форме научное исследование, при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.

Работу с учебным исследованием можно представить в виде определенных стадий:

постановка исследовательской проблемы;

проектирование способа проверки гипотезы;

планирование проверки гипотезы;

практическая реализация исследования;

В соответствии с пунктом 1.3 раздела II ПООП СОО учебно-исследовательская работа предполагает выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий; выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и др.; выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области, хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный /социальный проект — это довольно интересная форма проектов, в основе которых лежит сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике, направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения. Так как этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, то предполагается ознакомление участников проекта с собранной информацией, ее анализ и обобщение.

Этот вид проектов отличает строго обозначенный с самого начала продукт проектной деятельности, основанный на социальных интересах самих участников. Такие проекты требует тщательно выстроенной структуры всей деятельности участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы руководителя проектной деятельности и обучающихся, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Продукт практико-ориентированного проекта может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход и соответствующее оформление продукта проектной деятельности. Это могут быть газета, альманахи, театрализации, спектакли, праздники, творческие экспедиции, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана статьи, репортажа и так далее, макета, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевой (игровой) проект наиболее сложен в разработке и реализации. Его структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Обычно такие проекты реализуются в три этапа:

— подготовительный этап (установочные беседы, подбор ролей для участников, изучение необходимых материалов, оформление и т. д.)

— активный этап (сама игра);

— итоговый этап (подведение итогов, фото-видеорепортажей, и т. п.)

Примером ролевого проекта в школе может служить сценарий и проведение «Дня самоуправления».

Результат игрового проекта либо намечается в начале его выполнения, либо вырисовывается в самом конце.

Понятие «Индивидуальный проект» является общим для проектной или исследовательской деятельности. Следует различать понятия « учебный проект » и « учебное исследование ».

Общими чертами как учебного проекта, так и учебного исследования можно считать:

направленность на формирование (совершенствование) универсальных учебных действий (главное не результат, который получит обучающийся, а освоение видов деятельности для решения определенных задач, уровень достижения метапредметных результатов);

возможность использования результатов деятельности для оценки сформированности метапредметных результатов;

возможность использования одной деятельности для достижения другой (исследование может стать этапом учебного проекта, а проектирование определенных этапов – частью исследования);

общность необходимых действий (целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов достижения цели, планирование, оформление результатов).

Вместе с тем, существует ряд признаков, отличающих учебный проект от учебного исследования:

Цель — реализация проектного замысла.

Цель — уяснение сущности, познание истины в отношении какого-либо объекта или явления; получение новых для обучающегося знаний (даже если эти знания уже известны науке).

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта , обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования; улучшение, совершенствование чего-либо .

Проектирование как способ преобразования мира.

Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде.

Освоение норм исследовательской деятельности, формирование и развитие культуры исследовательского поведения как способа познания мира.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Отсутствие «продукта» — плохо

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Отрицательный результат есть тоже результат.

Следует учесть, что такая форма организации образовательной деятельности как реферат , не может считаться учебным проектом или учебным исследованием, поскольку предполагает работу с готовой информацией (сбор и представление информации по определенной теме). Реферат может быть частью исследования или проекта.

Выполнение индивидуального проекта предполагает тьюторское сопровождение. Тьюторами (руководителями) индивидуальных проектов обучающихся могут быть как педагогические работники образовательной организации (тьюторы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), так и привлеченные специалисты (научно-педагогические работники, специалисты организаций дополнительного образования, иные).

Психолого-педагогическое сопровождение выполнения индивидуального проекта обучающимся — это комплекс направленных психолого-педагогических действий, помогающих обучающемуся на всех этапах выполнения проекта.

Работа над учебным проектом представляет несколько стадий:

постановка практической проблемы – проблематизация;

поиск способа решения проблемы – проектирование решения;

планирование достижения желаемого результата;

Источник