Меню

Информационные технологии как средство повышения мотивации обучающихся

Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся

«Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся»

Разработал: пр-ль Информатики и ИТвПД

СМК им. Жени Дерюгиной

Ни для кого не секрет, что с каждым годом объем информации, которую необходимо усвоить учащимся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, все возрастает. И требования, предъявляемые к современному студенту, постоянно повышаются.

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел и оценивал плоды своего труда – не такая простая задача. Поэтому одной из основных задач преподавателя можно обозначить активацию познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Различные педагогические технологии, как традиционные, так и инновационные, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности, способностей и склонности к тому или иному направлению.

Информационные технологии за последние 15 лет плотно вошли не только во все сферы нашей жизни, но и плотно заняли свою нишу в обучающем процессе. Внедрение информационных технологий происходит повсеместно и со все большей скоростью. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества можно назвать информатизацию образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Не секрет, что низкая мотивация обучения – одна из главных проблем современного образования. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет студенту увидеть зависимость выходных значений функции от входящих значений переменных.

Если говорить о применении информационных технологий при проведении лекционных и практических занятий, то можно говорить об использовании следующих способов на различных этапах обучения:

Самый распространенный способ применения ИТ в обучении – мультимедийные презентации . Они позволяют не только расширить способы визуализации преподаваемого материала, заменив собой плакаты, но так же и воздействовать на студентов с различными типами восприятия:

Визуалам ( людям, воспринимающим мир в большинстве случаев через органы зрения ) зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Различные изображения, карты, схемы помогут заинтересовать студента с подобным типом восприятия.

Аудиалам (лучше воспринимающим информацию на слух) так же есть что предложить при помощи аудио сопровождения презентации, видеороликов.

Дискретам, которыми информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы, помогут схемы, диаграммы, графики, демонстрирующие логические связи и взаимодействие процессов.

При должной подготовке преподавателя, мультимедийная презентация может служить не только пассивной картинкой, но и инструментом интерактивного обучения студентов, включающем в себя тестирование, викторины и т.д.

Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

Компьютерное тестирование позволяет сосредоточиться студенту на каждом вопросе столько времени, сколько ему необходимо. Оценивание согласно упорядоченному алгоритму сравнивания полученного ответа с эталонным, снимает вопрос о субъективизме выставляемой преподавателем оценки. При этом полученный результат сразу же после выбора варианта, позволяет проанализировать свои знания по этому вопросу и при необходимости обратиться к преподавателю.

Помимо этого тестирование позволяет:

сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса, тем самым более целесообразно использовать время урока;

развивать у учащихся добросовестность и аккуратность;

повышать интерес к предмету.

Ресурсы сети Интернет , обладающие колоссальным потенциалом в сфере образовательных услуг и становящиеся составной частью современного образования. Используя готовые электронные продукты, находящиеся на различных образовательных порталах, преподаватель повышает качество обучения, обеспечивает наглядность, стимулирует ученика к деятельности.

Имея доступ к учебно-значимой информации, обучающиеся учатся целенаправленно подходить к ее поиску, систематизировать ее по заданным признакам, выделять главное в информационном сообщении.

При помощи Интернета студенты могут не только осуществлять поиск информации при выполнении домашних заданий, написания рефератов и докладов, студенты могут проходить дистанционное обучение, прослушивать он-лайн лекции, участвовать в интернет-олимпиадах по различным предметам.

Конечно, существует опасность скачивания уже готовых рефератов и контрольных. Но здесь уже контролирующая роль преподавателя берет верх.

Используя информационно-коммуникационные технологии на занятиях, можно добиться повышения мотивации учащихся к обучению, развитию логического мышления. Создание презентаций самими обучающимися развивает мышление, умение конкретизировать и выделять ключевые моменты в подаваемом материале, устанавливать логические связи. Тогда как в процессе демонстрации презентаций студентами приобретается опыт публичных выступлений, развивается риторика.

Но следует сказать, что компьютерные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения, где роль преподавателя должна оставаться ключевой и ведущей. Применение компьютеров должно строго следовать логике изучения учебной дисциплины, что реализует компьютер как инструмент познания нового материала.

Но главное, что хочется выделить, говоря о пользе современных технологий, это то, что нельзя считать компьютерную технику абсолютно универсальным средством. Компьютер не должен становиться во главе обучающего процесса, он не должен занимать центральное место, при этом не превращаясь в основное средство передачи знаний, не заменять собой преподавателя и наставника.

Источник



Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся
статья по информатике и икт на тему

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел и оценивал плоды своего труда – не такая простая задача. Поэтому одной из основных задач преподавателя можно обозначить активацию познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Читайте также:  Что такое коэффициент ликвидации основных средств

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_dlya_povysheniya_motivatsii_obuchayushchihsya.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся»

Разработал: пр-ль Информатики и ИТвПД

СМК им. Жени Дерюгиной

Ни для кого не секрет, что с каждым годом объем информации, которую необходимо усвоить учащимся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, все возрастает. И требования, предъявляемые к современному студенту, постоянно повышаются.

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел и оценивал плоды своего труда – не такая простая задача. Поэтому одной из основных задач преподавателя можно обозначить активацию познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Различные педагогические технологии, как традиционные, так и инновационные, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности, способностей и склонности к тому или иному направлению.

Информационные технологии за последние 15 лет плотно вошли не только во все сферы нашей жизни, но и плотно заняли свою нишу в обучающем процессе. Внедрение информационных технологий происходит повсеместно и со все большей скоростью. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества можно назвать информатизацию образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Не секрет, что низкая мотивация обучения – одна из главных проблем современного образования. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет студенту увидеть зависимость выходных значений функции от входящих значений переменных.

Если говорить о применении информационных технологий при проведении лекционных и практических занятий, то можно говорить об использовании следующих способов на различных этапах обучения:

  1. Самый распространенный способ применения ИТ в обучении – мультимедийные презентации . Они позволяют не только расширить способы визуализации преподаваемого материала, заменив собой плакаты, но так же и воздействовать на студентов с различными типами восприятия:
  • Визуалам ( людям, воспринимающим мир в большинстве случаев через органы зрения ) зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Различные изображения, карты, схемы помогут заинтересовать студента с подобным типом восприятия.
  • Аудиалам (лучше воспринимающим информацию на слух) так же есть что предложить при помощи аудио сопровождения презентации, видеороликов.
  • Дискретам, которыми информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы, помогут схемы, диаграммы, графики, демонстрирующие логические связи и взаимодействие процессов.

При должной подготовке преподавателя, мультимедийная презентация может служить не только пассивной картинкой, но и инструментом интерактивного обучения студентов, включающем в себя тестирование, викторины и т.д.

Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

  1. Компьютерное тестирование позволяет сосредоточиться студенту на каждом вопросе столько времени, сколько ему необходимо. Оценивание согласно упорядоченному алгоритму сравнивания полученного ответа с эталонным, снимает вопрос о субъективизме выставляемой преподавателем оценки. При этом полученный результат сразу же после выбора варианта, позволяет проанализировать свои знания по этому вопросу и при необходимости обратиться к преподавателю.

Помимо этого тестирование позволяет:

  • сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  • обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса, тем самым более целесообразно использовать время урока;
  • развивать у учащихся добросовестность и аккуратность;
  • повышать интерес к предмету.
  1. Ресурсы сети Интернет , обладающие колоссальным потенциалом в сфере образовательных услуг и становящиеся составной частью современного образования. Используя готовые электронные продукты, находящиеся на различных образовательных порталах, преподаватель повышает качество обучения, обеспечивает наглядность, стимулирует ученика к деятельности.

Имея доступ к учебно-значимой информации, обучающиеся учатся целенаправленно подходить к ее поиску, систематизировать ее по заданным признакам, выделять главное в информационном сообщении.

При помощи Интернета студенты могут не только осуществлять поиск информации при выполнении домашних заданий, написания рефератов и докладов, студенты могут проходить дистанционное обучение, прослушивать он-лайн лекции, участвовать в интернет-олимпиадах по различным предметам.

Конечно, существует опасность скачивания уже готовых рефератов и контрольных. Но здесь уже контролирующая роль преподавателя берет верх.

Используя информационно-коммуникационные технологии на занятиях, можно добиться повышения мотивации учащихся к обучению, развитию логического мышления. Создание презентаций самими обучающимися развивает мышление, умение конкретизировать и выделять ключевые моменты в подаваемом материале, устанавливать логические связи. Тогда как в процессе демонстрации презентаций студентами приобретается опыт публичных выступлений, развивается риторика.

Но следует сказать, что компьютерные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения, где роль преподавателя должна оставаться ключевой и ведущей. Применение компьютеров должно строго следовать логике изучения учебной дисциплины, что реализует компьютер как инструмент познания нового материала.

Но главное, что хочется выделить, говоря о пользе современных технологий, это то, что нельзя считать компьютерную технику абсолютно универсальным средством. Компьютер не должен становиться во главе обучающего процесса, он не должен занимать центральное место, при этом не превращаясь в основное средство передачи знаний, не заменять собой преподавателя и наставника.

Источник

Доклад «Использование ИКТ на уроках, как средство повышения мотивации обучения»

Материал доклада может быть использован для выступления на методических советах

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование ИКТ на уроках, как средство повышения мотивации обучения»»

Использование ИКТ на уроках, как средство повышения мотивации обучения

Учитель… Что составляет основу его профессии? Знание предмета?▼ Безусловно. Ораторское искусство? ▼Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? ▼ Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

▼В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, компьютеры, уже занявшие прочные позиции во всех сферах современной жизни, быстро проникают не только в офисы, но и в образовательные учреждения: в детские сады, школы. ▼Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

▼Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка и служить мощным техническим средством обучения. ▼А значит, каждый учитель должен понять, что использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. ▼

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: ▼ «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

▼А ведь согласитесь, не только в начальной школе, но и в старшем звене, невозможно провести урок без привлечения средств наглядности .

Соответственно часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходят новые информационные технологии. ▼Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Давайте попробуем разобраться в этих понятиях и аббревиатурах, которые так незаметно вошли в нашу речь в последнее время.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники. Информационная технология (англ. information technology, IT) охватывает всю вычислительную технику и технику связи, бытовую электронику, теле- и радиовещание (ЭВМ, аудио, кино, видео). Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Когда в образовании стали использоваться компьютеры появился термин▼ «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации (прием и передачу звука, сигнала, текста, знака, письменного изображения по кабельной, проводной, магнитной, оптической, радио- и другим электромагнитным системам), то появляется другой термин▼ «информационно-коммуникационные технологии» — ИКТ.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. ▼Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

▼Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности как обучающихся, так и педагогов. ▼

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

▼Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям:

проецирование на уроках готовых электронных продуктов

создание презентаций к урокам;

использование интерактивного оборудования;

использование аудиовизуальных технологий обучения.

Остановимся подробнее на этих направлениях.

Проецирование на уроках готовых электронных продуктов, ▼таких как электронных энциклопедий, обучающих программ, тренажеров. ▼

По новым образовательным стандартам учебно-методический комплект дополнен ▼электронными приложениями, которые могут использоваться для совместной работы учителя и учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено мультимедиа ресурсы различных типов:

Приложение состоят из уроков, соответствующих темам учебников. Все уроки сгруппированы по разделам и содержат объяснение материала параграфа и упражнения для закрепления пройденного материала. Отдельный раздел приложений включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Показ отрывка урока из электронного приложения

Электронные приложения оказывают огромную помощь не только учителю в проведении урока, но и учащимся в интересной увлекательной форме в повторении и закреплении изученного материала, приучая их к самостоятельной работе. ▼(видео).

Создание презентаций к урокам.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю ▼пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового редактора Word еще и электронные презентации PowerPoint, которые дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.

“Презентация” — переводится с английского как “представление”.

Мультимедийные презентации — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. ▼Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. ▼Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным различных исследований, ▼человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.

▼Использовать презентации можно на всех этапах урока, как при подготовке урока, так и в процессе обучения: во время актуализации знаний, при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

▼(выключить звук) Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Использование богатых графических, звуковых и интерак­тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо­циональный фон на занятиях. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование интерактивного оборудования.

▼Использование интерактивных технологий, такого например, как интерактивная доска, становится привычным явлением в российском образовании. ▼ Ведь классические символы школьной жизни – доска и мел устаревают. На смену им приходят высокотехнологические интерактивные доски. ▼ Использование интерактивной доски на уроке – это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. ▼ Интерактивная доска представляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебного процесса, ▼ позволяет быстро строить различные схемы, ▼ рисунки. Спроецировав на доску изображение «рабочего стола» компьютера, ▼учитель и ученики получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски, ▼а с помощью маркеров, можно делать соответствующие исправления, ▼ пометки, записи и сохранять их. Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Использование аудиовизуальных технологий обучения.

▼ Последнее время в учебном процессе школы стали интенсивно использоваться так называемые аудиовизуальные технологии обучения, которые с каждым днем усовершенствуются. Это технологии, одновременно использующие несколько информационных средств: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, трехмерные анимации, создающие воспроизведение динамических изображений в реальном масштабе времени.

▼Теперь даже трудно представить себе, что еще совсем недавно помощниками учителя были только географическая карта и различные тематические плакаты по предметам, горделиво называемые «наглядными пособиями». ▼Популярным было и такое средство наглядной агитации, как кинопроекционный аппарат типа «Школьник» или «Украина», в лучшем случае, в худшем — диапроекторы посредством которых в специально затемненных классах учащимся демонстрировались научно-популярные фильмы по географии или учебные фильмы по физике, показывающие проведение различных опытов, выявляющих определенные закономерности.

▼Теперь же школьник может побывать на уроке на виртуальных экскурсиях в Эрмитаже, в Лувре, ▼Третьяковской галерее, где сам ее директор Валентин Родионов рассказывает о художниках Золотого века.

Демонстрация отрывка из фильма «Третьяковская галерея»

Аудио-видео технологии обеспечивают ускорение освоения знаний, поскольку снятые моменты как бы проектируют максимальный контакт обучаемых с действительностью; расширяют границы класса обучаемых, обеспечивают независимость выбора места и времени использования фильмов, а также дают учащимся быстрый доступ к необходимой в данный момент информации.

Нет предела возможностей компьютерных технологий. Ведь уже в современных уроках ▼ используются трехмерные изображения ▼ и видео, и урок в 3D технологиях ▼ уже не сказка о будущем, а современная реальность. А чудеса интернета могут помочь нам провести уроки содружества, используя телемост; ▼ в реальном времени могут позвать нас на северный полюс, Ниагарский водопад, египетские пирамиды, а может быть даже на борт космического корабля.

Следует только заметить, что при подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, план урока нужно составлять исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только приходит ему на помощь.

▼Итак, интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю провести урок на высоком эстетическом уровне, переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты, активизирует познавательную деятельность обучающихся за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя, усиливает положительную мотивацию обучения. ▼

С помощью силы воображения и новейших компьютерных технологий возможно раздвинуть стены школьного кабинета, сделав при этом процесс познания не только увлекательным, но и незабываемым.

▼доклад сопровождается демонстрацией слайдов

Источник