Меню

Институты как средство регулирования экономики

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник



Институты как средство регулирования экономики

Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры» в обществе, т. е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми.

Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила.

Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы.

Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire («позволять делать» — в дословном переводе с французского).

Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается «стандартное» оправдание государственного вмешательства в экономику.

В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка.

Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением «эффективности по Парето».

Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государственное вмешательство на основе избранного принципа эффективности не является необходимым.

Использование принципов laissez-faire и «эффективности по Парето» сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире.

Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь «невидимой рукой» Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует «совершенных» рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования, а также предусматривать различные варианты.

Источник

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

Экономический институт как элемент рыночной системы. Анализ сущности и критерии эффективности функционирования. Основные элементы правового регулирования. Пути минимизации трансакционных издержек. Стратегия институциональных преобразований в России.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.01.2014
Размер файла 44,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство науки и образования Российской Федерации

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Курсовая работа на тему:

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

ФГОС ВПО 3 поколения

Разработала: Студент Соловьева Александра

Проверил: Сигарев А.В.

Глава 1. Развитие экономических институтов в России

1.1 Понятие и сущность экономических институтов

1.2 Предприятие, учреждение и организация как экономические институты

1.3 Институты и экономия трансакционных издержек

Глава 2. Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты

2.2 Функции институтов в современной экономике

Был проведен анализ теоретических основ для формирования системы экономических институтов.

Были рассмотрены экономические институты. «Семья», «предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государственного устройства.

Развитие экономических институтов как субъектов рынка и субъектов государственного регулирования, как обязательных составляющих по реализации программ социально-экономического развития определяется действующим законодательством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических институтов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими органами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют тот или иной акцент и особенности в силу специфики исторического развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени влияния процессов интеграции, интернационализации, глобализации и т.н.

Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.

Вопрос исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов.

Предмет исследования: экономические институты.

Основные задачи этой работы:

— Проанализировать сущность экономических институтов

-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;

— Рассмотреть развитие рыночных институтов в России.

В работе были использованы материалы специальной периодической литературы.

Глава 1. Развитие экономических институтов в России

Институтом называется совокупность статусов и ролей, предназначенная для удовлетворений определенных потребностей.

Определения институтов можно найти в работах по политической философии и социальной психологии.

Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие

Булатова. А. С. Экономика: Учебник / Под. ред. А. С. Булатова. М., 2003 Институты:

— это распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;

— система жизни общества, которая состоит из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Институты это в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Понятно, что в обеспечении средних и долгосрочных темпов экономического роста ключевую роль играет экономическая политика. В последние годы её качество ухудшилось, и вызвано это прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, и российский бизнес теряет конкурентоспособность, а объемы производства сокращаются. Расти продолжают лишь потребление, торговля, импорт, которые процветают благодаря реальному укреплению рубля.

Главной причиной замедления экономического роста выступают, не «сезонные или циклические колебания» и не «исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе», а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. Ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля. Нестеренко. А. Социальная рыночная экономика: основы, исторический опыт уроки для России. Вопросы экономики. 2005

Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые для любых государств основы.

1) Ключевым процессом, присутствующем в создании, деятельности и развитии экономических институтов является участие и обеспечении процесса социально-экономического регулирования. Тому служит и изменение законодательства, структуры и содержания деятельности экономических институтов. Экономическая система является только частью общественной системы и служит удовлетворению политических, экономических и нравственно-культурных запросов общества.

2) Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с позиции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономику как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.

3) Деятельность экономических институтов в рамках экономического порядка как совокупности действующих норм, правил и существующих институтов образуют рамки индивидуальных и государственных действий в экономическом процессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эффективной экономики; целенаправленной координации экономической деятельности; внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.

4) Основные формы, и элементы деятельности экономических институтов:

-система планирования и управления (централизованная, децентрализованная);

-законодательство о частной собственности; механизм ценообразования;

-расчет производственных результатов;

-сопоставление системы рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой.

5) Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:

— денежно-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);

— эффективное государственное управление и др.

6) Любые экономические институты как элементы рыночной экономической системы рано или поздно сталкиваются с различными проблемами, такими как, возрастающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа конкуренции, возрастающая концентрация, экологические проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием.

7) Социальное обеспечение и социальное уравнивание являются существенными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется со структурой системы социального обеспечения, основные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.

Кроме всего этого, в деятельности экономических институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения:

— принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом социальности;

— принцип страхования имеет приоритет перед принципом обеспечения;

— принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом солидарности.

8) Государство в рыночных экономических системах вмешивается в деятельность экономических институтов множеством разных способов. Необходимо учитывать и различать следующие важные сферы государственной деятельности:

9) Гарантом от слишком дорогих ошибок выступает развитие государственно-общественных и общественных форм управления, развитие форм самоуправления, местного самоуправления.

10) Деятельность любого экономического института должна отвечать основным критериям — функциональности и эффективности в контексте программ социально-экономического развития.

То есть, c одной cтoрoны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, c другой, — cпoсoбы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных cyбъeктoв, оформленные договорами.

Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

Все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:

-домашнее хозяйство (экономический институт семьи, экономика семьи);

-экономика предприятия, учреждения, организации;

-экономика региона, муниципального образования региона в рамках регионального и государственного устройства;

-экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального (окружного) и, государственного территориального устройства.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.

Все указанные институты объединены общими признаками:

1) они характерны для системы разделения труда;

2) они действуют на основе принципа договорных отношений.

Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и более рациональному использованию ресурсов. Следовательно, договорная форма взаимоотношений экономических элементов в немалой степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы требуется создание определенных экономических институтов.

Значительна роль экономического института семьи и в определении положения детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок в семье, в их формировании, в том числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское поведение, функциональную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим и правовым порядком.

Реально функционирующие институты рыночной экономики есть в гораздо большей степени продукт деятельности миллионов экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.

Можно рассматривать институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.

1. 2 Предприятие, учреждение и организац ия как экономические институты

Первоначальной точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним собственником, который был одновременно и работником предприятия.

В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.

С точки зрения этой теории предприятие представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию. Модель предприятия складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности функционирования такого предприятия является прибыль.

М. Н. Чапурин, Е. А. Киселева. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002 Экономические институты — предприятие, учреждение, организация — выступают как производители товаров и услуг и являются экономическими, социальными, технологическими и организационными системами.

Основными содержательными аспектами их деятельности являются:

— место в экономическом процессе и в существующем экономическом порядке;

-основные компоненты, которые оказывают влияние на производственные процессы, а именно: система целей, система менеджмента, процесс производства, финансовые процессы, социальные процессы и т.п.;

-предпринимательская этика, корпоративная этика и т.п.;

-организационная структура и организация производственно-управленческих процессов;

-экономические и социальные показатели деятельности. Такие как: производительность, «продуктивность-эффективность», рентабельность, ликвидность и др.;

-трудовые и социальные отношения;

-участие работников в управлении; процессы интеграции, интернационализации и глобализации и их воздействие на предприятие и др.

Регион, муниципальное образование, государство как экономические институты через развитие экономического законодательства и экономического порядка создаст рамочные условия для экономических процессов и своими экономическими и общественно-политическими мероприятиями оказывает влияние, например, на жизнедеятельность на рабочем месте, в семье, в свободное время, в социальной группе, социуме и т.д. экономический институт трансакционный россия

Для этого формируются приоритетные направления деятельности в рамках общей концепции экономической, социально-экономической политики, разрабатываются и апробируются, желательно в инновационном режиме, инструменты и средства, применяемые в рамках рыночной экономики.

Только на этой основе формируется и соотносится связь государства с интересами различных субъектов, участвующих в экономическом процессе, складываются отношения и возникают конфликты (например, связанные с экономическим ростом и благосостоянием или же соотношением экономики и экологии, выявляются проблемы функционирования рыночной экономики).

Модель совершенной конкуренции предполагала, что функционирование экономической структуры осуществляется автоматически, в основном посредством ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.

Данная модель должна была радикальным образом измениться в условиях расцвета индустриального капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли и, соответственно, было изменено видение модели предприятия.

Экономическая модель совершенной конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.

В случае стран с переходной экономикой, существует сложность задач государственной экономической политики, которая, с одной стороны, должна отказаться от до сих пор имеющейся власти в принятии решений относительно определения хода народнохозяйственных процессов и, с другой стороны должна сконцентрировать все свои мероприятия на формировании рамочных условий функционирования народного хозяйства, что в то же время требует устройства государства, как системы, способной в этой ключевой сфере добиться успеха и ориентированного на общее благосостояние.

Межинституциональные отношения экономических институтов (в рамках МО, региона, округа, РФ и т.п.) целесообразно строить в правовом поле, прежде всего в контексте решения основных социально-экономических проблем развития территорий (см. рис. 4) .

Размещено на http://allbest.ru

Рисунок 4. Принцип проблемного (объектного) целеполагания в развитии региона и муниципального образования

Наряду с эмпирической картиной разделения труда, на первый план выдвигаются задачи по формированию подходов к развитию межинституциональных социально-экономических отношений, в которых особую роль играют правила торговли и их конкретные урегулирования, экономические институты. Особое значение приобретает разговор о различных этапах экономической интеграции, препятствиях и конфликтах (например, в связи с централизацией, глобализацией и т.п.).

Для нашей страны с переходной экономикой на первый план выходит открытость экономических институтов всех уровней в направлении интеграции. При этом должны быть соблюдены условия экономической, энергетической и др. безопасностей.

Особый интерес в рамках межинституциональных отношений приобретают следующие контексты, которые следует учитывать:

— причины и теории объяснения социально-экономических отношений; развитие торговли и движения капитала;

— примеры торговли; барьеры торговле (тарифные, нетарифные торговые ограничения);

— региональные, муниципальные, международные организации;

— интеграция муниципальных экономических институтов в региональную экономику, а региональной в российскую и мировую экономики;

— внутри муниципальная, межмуниципальная, межведомственная, межрегиональная, международная кооперации.

Таким образом, предприятие в институциональном аспекте представляется своеобразным экономическим интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающее эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильности развития предприятия.

В наибольшей мере соответствует этому определению современная корпорация.

1.3 Институты и экономия трансакционных издержек

Для выполнения производственной деятельности фирма несёт производственные затраты. Однако помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти самые затраты и получили название трансакционных издержек.

И ведь действительно, для того чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

— выбрать потенциальных партнеров, собрать с них сведения ( информационная составляющая издержек)

— убедить их в выгодности совершения сделки (сюда входит весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий)

— провести переговоры, составить договор

— обеспечить гарантии выполнения соглашения.

Для минимизации данного рода издержек используются такие институты, как специализированные рынки, в частности биржи, а также реклама и/или репутация. Что касается организованных рынков, то экономия на издержках возможна за счет концентрации спроса и предложения. В результате ускоряется циркуляция информации и происходит более интенсивное выравнивание цен. Они представляют собой основной продукт, производимый биржей.

Для экономии на этом виде трансакционных издержек используется также репутация , которая, в свою очередь, может рассматриваться как актив.

В частности, поручительство в приведенном примере оказывается формой залога, который должен обеспечить предсказуемость поведения клиента в будущем.

Чем более сильным (узнаваемым) является товарный знак как источник информации, тем значительнее экономия на издержках поиска, тем выше при прочих равных условиях может быть цена, которую назначает продавец.

Издержки измерения. Любое благо имеет множество измерений, поскольку обладает комплексом полезных свойств.

Так как существует два типа характеристик благ — физические и правовые, то можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам.

Необходимо измерить и/или оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени, а также использование суррогатов (оценка качества товара по физическим свойствам, по цене, по оцен­кам других агентов) или посредников (в том числе и государственных по формальному статусу): в виде Госторгинспекции, обществ потребителей, оценщи­ков, конкурентов и т.п. Кроме того, необходимо знание правил, а также технологии обеспечения их соблюдения для того, чтобы оценить, насколько велика ожидаемая полезность вещи.

В случае, если речь идет об организации рынка опытного блага длительного пользования, большое значение имеет совокупность сигналов, например, гарантийное послепродажное обслуживание, возможность замены в течение определенного срока бракованного товара на качественный того же вида и т.д. Гарантийное послепродажное обслуживание выполняет для покупателя функцию своего рода страховки, которая означает для него плату за передачу риска продавцу. В свою очередь страховка будет иметь силу при соблюдении потребителем определенного набора требований по использованию блага.

Глава 2. Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

Прослеживая динамику социально-экономических преобразований в России можно выделить три основных этапа.

На первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма централизованно управляемой экономики. На данном этапе была ликвидирована система разветвленного иерархического планирования. Одновременно было ликвидировано большинство органов отраслевого и территориального социально-экономического регулирования. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве.

На втором этапе были сделаны попытки создания институтов макроэкономического регулирования. Были сформированы механизмы реализации монетарной политики государства. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто экономическими средствами. Однако в дальнейшем стало очевидно, что макроэкономические методы не дают требуемого функционального результата.

Основное направление третьего этапа связано с микроуровнем. На данном этапе в качестве целевой сферы здесь выступает корпоративное управление.

Имеющиеся сейчас в экономике институционные механизмы пока еще недостаточно эффективны.

В условиях полимодельности рыночного потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России.

Центральным моментом стратегии институциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного экономического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и проводить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.

Антагонизм между институтами государства и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его положение в административно-командной системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.

Государственная власть стоит над обществом, вне общества, но не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить». Государство выражает интересы отдельных предпринимательских групп и энергично покровительствует им, но при этом не способствует развитию предпринимательского сектора вообще.

Признание того факта, что в современной России противоречие между частным и общим интересом на уровне экономических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет понимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других — нет.

При этом особенность состоит в различии субъектного состава участников конкретных отношений. Общественная форма проявления такого феномена состоит в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему препятствию, которое так или иначе следует обойти.

Однако такое противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Как бы парадоксально ни казалось, такое подчинение частных капиталов обеспечивает осуществление общественных интересов в значительно меньшей мере, чем обратное подчинение государства капиталистам. Капиталисты в большей степени, чем государственный аппарат, зависят от общества, составляют более активную его часть и потому намного лучше и точнее могут выражать общественные интересы, чем чиновничий аппарат. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.

Преступные капиталы внедряются в государственный аппарат, но в период первоначального накопления любой капитал преступен по определению, так как соответствующие законы еще не выработаны обществом. Таким образом, пока не создана действующая юридическая база, место закона занимает иная сила, обычно военная. Любой капитал вынужден так или иначе соприкасаться с ней и являться, таким образом, и в этой части преступным капиталом. Но «приватизация» части государственного аппарата ставит перед капиталом противоположную задачу. Капиталу приходится заботиться о своем приобретении и в конечном счете — об обществе, чтобы не довести его до революционной смены аппарата управления. Капиталист, сумевший создать капитал, достаточный для влияния на государство, в среднем достаточно разумен, чтобы понимать последнее.

Традиционное противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены на четыре группы.

К первой относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

— законодательство о банкротстве и приватизации, о залоге, гарантиях и других способах обеспечения обязательств;

— законодательство о функционировании рынка недвижимости, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.

Ко второй группе относятся законы, предусматривающие правила функционирования реального сектора экономики на уровне взаимодействия равноправных экономических субъектов; законы, регулирующие порядок заключения хозяйственных сделок, вопросы ценообразования, регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности и т. д.

Третья группа включает законы, регулирующие обращение финансового капитала, то есть аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, организаций и частных лиц.

Четвертая группа — законы, регулирующие отношения между неравноправными субъектами экономической деятельности: законодательство о функционировании рынка труда, законодательство о налогообложении, законодательство о регулировании монополистической деятельности и др.

Отсюда для преодоления негативных тенденций противопоставления государственного и общественного интересов необходимы и неординарные меры. В институциональном аспекте необходимо прививать в обществе культуру политэкономического мышления, чтобы вопрос об экономическом интересе конкретных общегосударственных решений мог приобретать конкретные персонифицированные формы, что предполагает длительный период становления.

По мнению Л. Абалкина, «требуется восстановление социального контракта между властью и народом. В любом демократическом обществе, и Россия не исключение, в соответствии с ее конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он заключает пусть не всегда оформленный юридически социальный контракт с властью. Народ передает ей свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом основана сила власти, а именно — на кредите доверия к ней. Последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.

Тем не менее, и в краткосрочном плане возможны определенные практические шаги в этом направлении, связанные с усилением системы государственно-общественного контроля над исполнением органами власти и управления действующих законов, институционализацией процесса широкой общественной экспертизы законопроектов и др.

Учитывая исторически сложившиеся традиции и правила осуществления предпринимательской деятельности, построение эффективной экономической системы в России требует создания адекватных современному уровню технологического и экономического развития институтов.

Любая экономическая система в силу ограниченности ресурсов в каждый данный момент времени находит разрешение экономических противоречий в форме изменений общественно-производственных отношений.

Построение эффективной целостной социально ориентированной экономики на рыночных началах возможно только на основе многоуровневого системного подхода, учета особенностей взаимодействия между уровнями экономики, характерных для России и сложившихся в результате длительной социально-экономической эволюции

В связи с этим одной из приоритетных субъектных потребностей всех экономических субъектов в институциональной сфере является институционализация функции планирования экономической деятельности.

Другим функциональным приоритетом рыночных институтов в России является их адаптация к институтам социального партнерства. В современной отечественной экономической литературе подчеркивается, что хотя идея социального партнерства довольно необычна для России, она имеет шансы на воплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам.

Государственный по форме, патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и работодателями. При этом вопреки распространенным утверждениям социальное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и при сравнительно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения. Для этого необходима активная роль профсоюзных движений и ее защита на государственном уровне.

Переходное состояние российской экономики характеризуется двумя разнонаправленными процессами, действующими одновременно, — процессами отмирания старых и становления новых институциональных форм, что является основным свойством переходной экономики любого общества.

При такой постановке вопроса объективно возникает проблема субъекта оценки, контроля и анализа адекватности изменений институциональных форм по отношению к потребностям хозяйственной практики.

Специфика российской экономики заключается в том, что на современном этапе развития рыночных отношений государство не обладает необходимыми признаками особого экономического субъекта, персонифицирующего все общество. В то же время в современных условиях экономический интерес общества как самостоятельного экономического субъекта выражается в потребности обеспечения возможности расширенного воспроизводства собственного (прежде всего — экономического) потенциала.

Проблема субъекта оценки и контроля экономической деятельности становится актуальной потому, что все другие существующие субъекты, как показала практика, в большинстве случаев не оформлены институционально, то есть не действуют с учетом разнонаправленных интересов участников общественного производства.

Необходимость институционального подхода в экономике была продиктована, прежде всего, развитием самих рыночных отношений, от которых зависит формирование экономических институтов.

Рынок определяется как система общественных отношений, позволяющая определенным образом уравновешивать спрос и предложение. Взяв за основу это положение, можно было бы представить механизм рыночной экономики достаточно простым: все сводится к сделке между двумя хозяйствующими субъектами: продавцом и покупателем, которые обменивают некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и предложения. Однако, даже обыкновенная сделка невозможна без наличия институциональных рамок (или среды) и норм, правил, форм, инструментов, без которых не срабатывает даже простейший рыночный механизм. Отсюда современный рынок, как форма хозяйствования, утверждается не только в организации процессов, но еще и в ходе становления и совершенствования институтов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом.

Сторонники институциональной теории пытаются расширить возможности неоклассического экономического анализа путем изучения проблем рыночных институтов.

Согласно теории, важнейшими институтами являются рынки, предприятия, фирмы и, что особенно важно, система контрактных связей между участниками рыночных отношений.

Таким образом, анализ функциональных приоритетов рыночных институтов в России показывает, что:

— во-первых, приоритетной задачей обретения экономическими институтами современной российской экономики рыночного атрибута является реализация основного конституционного принципа, согласно которому единственным источником власти в России является ее народ;

— во-вторых, реализация указанного принципа позволит устранить несвойственное проявление противоречия между частным и общим интересом на уровне экономических субъектов, которое в современных условиях принимает форму противоречия между государством и обществом;

— в-третьих, институционализация функций планирования экономической деятельности является одной из приоритетных субъектных потребностей всех экономических субъектов российской экономики;

— в-четвертых, для эффективного развития рыночных институтов в России необходима их адаптация к институтам социального партнерства;

— в-пятых, поскольку рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей, а организатором денежного обращения может выступать только государство, то институционализация финансовой деятельности экономических субъектов в условиях рыночной трансформации носит государственно-организованный характер;

— в-шестых, в отношении «перераспределительных» институтов необходима их целевая переориентация с фискальных целей на решение задач социально-экономического развития;

— в-седьмых, для становления цивилизованных отношений на пути к рыночной экономике и эффективной реализации государством общеэкономических программ в масштабах всего российского общества объективно необходимы альтернативные институты общественно-государственного контроля.

2.2 Функции институтов в современной экономике


Р. Коуз отвечает на вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму. Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает. Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших трансакционных издержек.


Таким образом, трансакционным издержкам традиционно принадлежит центральная роль в анализе экономических институтов. Их составляющие: издержки поиска информации и партнеров, затраты на ведение переговоров и подготовку контрактов, издержки мониторинга и принуждения к исполнению контрактов. Существует ряд довольно сложных определений трансакционных издержек, которые исходят из того, что всякая сделка (трансакция) есть обмен правами собственности.


Трансакционные издержки — од но из ключевых понятий неоинституционализма, ведущей современной теории, которая значительно углубляет неоклассический анализ экономики, сохраняя при этом исходные неоклассические принципы. Р. Коуз дает следующее определение трансакционных издержек: это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта. Институты — средство снижения трансакционных издержек.


Экономические субъекты стремятся минимизировать издержки и максимизировать полезность (прибыль). Если со снижением трансформационных издержек все ясно — для этого следует применять более производительную технику, улучшать организацию труда и т.д., то со снижением трансакционных издержек сложнее, особенно если учесть, что именно углубление разделения труда и развитие многих других форм человеческих отношений, происходящее в рамках общественного прогресса, ведут к быстрому росту этого типа издержек.


Главный путь снижения трансакционных издержек — уменьшение неопределенности экономической среды и соблюдение прав собственности за счет устойчивых правил поведения. Эти устойчивые правила поведения и есть институты.


Заключение

Экономика как система воспроизводства и развития общества состоит из подсистем и элементов. Подсистемами воспроизводства являются сферы производства, распределения, обмена, потребления и накопления, которые, в свою очередь, состоят из менее крупных образований. Эти структуры экономики реализуют институты разделения труда и рынка, которые обеспечивают эффективность конкурентного производства, обмена и распределения экономических благ. Другим базовым институтом рыночной экономики является частная собственность во всей полноте ее прав владения, распоряжения и пользования благами предприятиями, организациями и домохозяйствами.

Начало преодоления разрыва уровня экономического развития России и ведущих стран предполагает коренное изменение многих сторон хозяйственной жизни страны, исключительных усилий государства, бизнеса и граждан. Для этого необходимо качественное повышение эффективности российской экономики, проявлением чего явилось бы превращение России из страны, вывозящей капитал и ввозящей товары с высоким уровнем добавленной стоимости, в страну, ввозящую капитал и вывозящую товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Для решения этой задачи государство должно обеспечить формирование современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан, превращению России в страну, притягательную для иностранных инвестиций. Иными словами, речь идет о формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, об обеспечении высокого уровня экономической свободы.

Добрынина А. И. , Л. С. Тарасевича. Экономическая теория: Учебник для вузов \ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб, 2004 Ключевыми элементами этого климата являются обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, ответственная бюджетная и денежная политика.

Предпринимательский и инвестиционный климат характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе:

— политическая стабильность и предсказуемость;

— макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

— защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

— уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов;

— уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции;

— качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

— качество банковской системы и других финансовых институтов;

— компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

уровень монополизации рынков, величина барьеров входа на рынок;

— уровень развития инфраструктуры; качество рабочей силы.

Если какой-то институт работает неэффективно, страна может пытаться реформировать его, руководствуясь опытом других стран.

Перенос института на новую почву в некоторых случаях инициируется страной-экспортером. Экспорт институтов странам выгоден — помогая странам-импортерам провести реформы, они распространяют на них свое влияние или получают возможность снизить свои риски. Но зачастую они выделяют средства на соответствующие институциональные реформы на условиях согласия с предлагаемыми ими решениями, а у страны-импортера просто может не оказаться иной возможности, кроме как принять эти условия. Возникает дилемма: помощь спасает, но ослабляет. “Покупая” извне институциональные реформы, нация лишается возможности самой сделать свой выбор. К тому же перенос институтов, во-первых, происходит с помощью двух неэффективных (по определению) бюрократических машин — страны-донора и страны-реципиента — и, во-вторых, не все институты одинаково полезны в новой среде. Широко известны как удачные, так и неудачные примеры импорта институтов.

Однако в институциональном импорте, так же как в бухгалтерском балансе, содержащем, помимо активов, пассивы, всегда есть положительные и отрицательные моменты. И это должны осознавать обе стороны: и та, которая экспортирует свои институты, и та, которая принимает их.

Литература

1.Агапова И.И. «История экономических учений». М. «Юристъ», 2001

2. Бартенев С.А. «История экономических учений в вопросах и ответах». М. «Юристъ», 2002

3. Булатова. А. С. Экономика: Учебник / Под. ред. А. С. Булатова. М., 2003.

4.Добрынина А. И. , Л. С. Тарасевича. Экономическая теория: Учебник для вузов \ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб, 2004

5. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002

6.Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1.- М.: Прогресс- Универс, 2003.

7.Нестеренко. А. Социальная рыночная экономика: основы, исторический опыт уроки для России. Вопросы экономики. 2005.

8. Политическая экономия: Учебник для вузов / Под. ред. В. А. Медведева, Л. И. Абалкина, О. И. Ожерельева. М., 2003.

9. Рузавина Г. И. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. — М.: Изд. объединение ЮНИТИ, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация, сложность измерения и стратегия снижения трансакционных затрат. Параметры экономической системы России: смешанная экономика и социальная устойчивость. Специфические черты трансакционных издержек в деятельности отечественных предприятий.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 11.05.2011

Выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования. Анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием данных издержек в переходный период.

курсовая работа [950,1 K], добавлен 16.12.2014

Анализ экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования. Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.

курсовая работа [317,1 K], добавлен 18.04.2016

Роль трансакционных издержек в деятельности современных экономических систем. Характеристика особенностей российской практики оценки трансакционных издержек. Анализ значения снижения данного вида издержек для увеличения конкурентоспособности компаний.

реферат [36,7 K], добавлен 30.11.2015

Модели экономических систем. Характеристика функционирования рыночной экономической системы. «Провалы» рынка и экономическая роль государства. Методы государственного регулирования рыночной экономики. Сравнительная характеристика экономики России и США.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 25.04.2013

Источник

Читайте также:  Что значит гистаминные средства