Меню

Как определить средство связи простых предложений в составе сложных

Сложное предложение: примеры

Содержание:

Как определить сложное предложение?

Кроме простых предложений, в нашем языке употребляются сложные предложения, передающие больший объем информации.

Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

Предложение сложное, так как состоит из двух простых: «Сегодня на улице ярко светит солнце». «Ребята пошли купаться и загорать». Между собой их связывает союзное слово «поэтому».

Основные виды сложных предложений

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

1. При помощи интонации и союзов или союзных слов.

Сложные предложения, состоящие из простых предложений, связанных при помощи союзов и союзных слов, называются союзными.

2. При помощи интонации (без союзов и союзных слов)

Бессоюзные сложные предложения – это предложения , части которого соединены с помощью интонации.

Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.

Основные группы союзных предложений

Союзные предложения делятся на :

В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами.

  • Весна пришла, но еще стоят морозы.

Предложение состоит из двух простых. Они являются самостоятельными и не зависят друг от друга. Их можно разъединить. «Весна пришла». «Но еще стоят морозы». Смысл не изменился.

В сложноподчиненном предложении одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами.

Независимое предложение называется главным, а зависимое (подчиненное ему) называется придаточным.

  • Дверь кухни была закрыта, чтобы оттуда не шли запахи.
    Главное предложение: Дверь кухни была закрыта. Задаем вопрос: почему? «чтобы оттуда не шли запахи» — придаточное. Данные предложения мы не можем разъединить, т.к они не могут существовать как самостоятельные.

Сложносочиненные(ССП) предложения и знаки препинания при них

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на три группы.

1. С соединительными союзами (и, да (= и), ни…ни, тоже, также), указывающих на одновременность или последовательность событий.

  • Сверкнула молния, ударил гром, и полил сплошной стеной дождь.

Схема предложения: [ ], и [ ]

  • Такую жару с трудом переносили приезжие, да и животные попрятались в тень.

2. Противительными (а, но, да(= но), зато, однако, же), которые указывают на различие явлений, их противопоставление.

  • В южных регионах снега нет, зато зимой стоит туман. [ ], зато [ ]
  • Вечером мы пойдем на премьеру, а пока дети сделают генеральную уборку квартиры.
  • Мама очень тебя любит, но иногда даже она не понимает твоих поступков.

3. Разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то). В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.

  • Березы распустили клейкие листочки, сосны же стояли обнаженными. [ ], же [ ]
  • Либо ты идешь спать, либо завтра отец не возьмет тебя на рыбалку.

Между частями ССП ставится запятая.

Запятая не ставится, если имеется общий член предложения или общая придаточная часть.

  • В начале лета зацвели пионы и летали в саду разноцветные бабочки.

Сложноподчиненные предложения и знаки препинания при них

Союзы и союзные слова в СПП

Главная и придаточная часть в СПП связана между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы членами предложения не являются, а союзные слова являются.

  • Движение самолетов прекратится, если не утихнет пурга (союз «если» связывает главное и придаточное предложение, сам не является членом предложения).
  • На уроке учительница читала нам интересный рассказ, который написалА.П. Чехов (союзное слово «который» = рассказ; является дополнением в придаточном предложении).

В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная.

  • Невольно мысли Петрова вернулись к той истории, которую он давно хотел забыть.

Придаточное предложение может стоять перед, после и в середине главного.

  • Когда лошадь почувствовала усталость, она остановилась; (когда. ), [ ].
  • Мы шли под луной, которая сияла высоко в небе; [ ], (которая. ).
  • Дети бежали по полю, которое было усеяно цветами, смеялись и пели; [ ], (которое. ), [ ].

1. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?

Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим слово, употребленным в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.

  • Едигей пришел сказать о смерти несчастного старика, который умер в пустой мазанке.
  • Наташе показалось, что девочка плачет.
  • Неохотно звери покидали тот уголок природы, где им было сытно и спокойно.

К определительным придаточным близки местоименно-определительные, относящиеся не к существительному, а к местоимениям тот, каждый, весь и др.

  • Каждый, кто был в Ленинграде, навсегда запомнит белые ночи.
  • Я запомнил в этой книге только то, что относилось к описанию боевых действий.

2. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли, чувства; прикрепляются к поясняемому слову:

При помощи союзов что, как, будто, чтобы.
  • Мы рады, что вы закончили работу над докладом.
  • Директор сообщил, чтобы после работы сотрудники собрались в зале заседаний.
При помощи союзных слов
  • Женщина всегда чувствует, кто ее любит.
При помощи частицы ли, употребленной в значении союза.
  • Я не могу сказать точно, буду ли завтра на работе.

3. Придаточные обстоятельственные имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении. Отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

  • Машина мчалась так быстро, что никто не запомнил ее номера («мчалась» каким образом? «так быстро» — придаточное образа действия и степени).
  • Михаил пошел туда, где остановилась машина (места).
  • Когда наступает ночь, движение в городе прекращается (времени).
  • Если перестанешь заниматься спортом, станешь толстым и неповоротливым (условия).
  • На улице было тихо, потому что детвора разбежалась по домам (причины).
  • Автор создает произведение, чтобы книга доставляла удовольствие читателю (цели).
  • Хотя в городе светило яркое солнце, в горах еще лежал снег (уступки).
  • В сад нельзя было выйти, потому что всю ночь лил дождь (следствия).
  • Щенок так жалобно скулит, как будто плачет ребенок (сравнения).
Читайте также:  Дезинфицирующие средства таблетки хлорные инструкция

Источник



Сложные предложения с разными видами связи: примеры со схемами

Содержание:

Сложные предложения с разными видами связи строятся из ряда простых предложений, объединенных по смыслу и интонационно. Связываются они знаками препинания (запятыми, тире, двоеточиями) или союзами. Отдельные предложения могут объединяться в блоки, которые могут быть как равнозначными, так и зависеть одна от другой. В первом случае это будут сложносочиненные предложения, во втором — сложноподчиненные.

Структурно они могут иметь любое количество предложений, как простых, так и сложноподчинённых. Связь, объединяющая синтаксические единицы между собой, может быть всех трёх видов одновременно:

сочинительная используются соединительные, разделительные, противительные союзы и союзные слова
подчинительная подчинительные союзы всех значений
бессоюзная союзы отсутствуют

Для предложений подобного типа характерна блочная структура с сочинительной или бессоюзной связью между смысловыми частями. Каждая из них – это или синтаксические единицы с одной или двумя основами, объединёнными подчинительной связью.

Знать законы группирования простых предложений в сложные синтаксические единицы важно для понимания их смысла и выделения на письме пунктуацией.

Структура сложных предложений с разными видами связи

Взаимосвязь между отдельными частями сложной синтаксической конструкции обычно строится на создании блоков между парой или больше предложений. Между собой они вступают в сочинительные или подчинительные отношения, связь обеспечивают знаки препинания или союзы. Виды отношений многообразны, каждый случай требует внимательного изучения.

Рассмотрим примерные варианты:

  1. [Доволен нынче я]: [врагов и близко не видать], (с кем много враждовал), (к кому боялся встать спиною, чтоб не вонзился под лопатку нож).
    • Это сложное предложение с разными видами бессоюзной и подчинительной связи. Представлено двумя блоками с бессоюзной связью. Во втором блоке раскрывается причина того, о чём сообщается в первой. 1 блок – простое предложение, 2 блок представлен сложноподчинённым предложением с двумя придаточными определительными однородного соподчинения. Первое из придаточных определительных предложений простое, второе – сложноподчинённое. Оно образует третий блок, состоящий из двух простых предложений.

  2. [Палисадник пестрел удивительными цветами], и [вблизи крыльца тоже цвели чудесные вьющиеся розы, дотягивавшиеся ветками до крыши], (так что веранда с южной стороны была постоянно в тени).
    • Это сложное предложение построено из двух групп, объединённых разными способами Первый блок выражен обычным предложением с одной основой, второй – из двух (главного и придаточного, объединённых причинно-следственной связью. Это доказывает союз «так что», находящийся между главным и зависимым предложениями. Блоки между собой связаны сочинительным союзом «и» в значении перечисления.

Между простыми синтаксическими конструкциями в составе сложного предложения допустимы любые варианты союзных и бессоюзных типа.

Возможны 4 варианта отношений:

  • сочинение и подчинение;

Солнечный диск едва показался из-за горизонта, и петухи дружно запели по станице, как будто кто-то подал им команду.

(И – сочинительный союз, как будто – подчинительный союз.)

  • сочинение и бессоюзная связь.

Уже давно наступил полдень, но подводы с продуктами всё не было – кормить крестьян, похоже, никто не собирался.

(а – сочинительный союз.)

  • подчинение и бессоюзная связь.

Когда путник вышел из леса, солнца уже не было; лес скрыл его окончательно.

(Когда – подчинительный союз.)

  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

В лесу стояла тишина и только тихо поскрипывали деревья; они как бы переминались с ноги на ногу, верхушки при этом слегка соприкасались, так что вокруг царила сонная полутьма.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью допускается соседство сочинительных и подчинительный союзов.

Всю ночь лил проливной дождь, но, когда взошло солнце, он как по команде прекратился.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Синтаксический разбор сложного предложения с разной видовой связью

Схема разбора предложений с разными видами связи:

  1. Определяем тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  2. Характеризуем по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
  3. Устанавливаем (находим предикаты: подлежащее и сказуемое) количество простых предложений, выясняем границы.
  4. Определяем смысловые группы и способ связи среди пар (бессоюзная или сочинительная).
  5. Даём объяснение по строению каждого блока (выражен он простым или сложным предложением).
  6. Составляем схему предложения с выделением блоков.

Пунктуация в предложениях с разными видами связи

Обеспечить правильность постановки знаков препинания в сложных предложениях с подобными видами связи возможно. Достаточно выделить все простые предложения из общей конструкции. Выяснение типов связи между всеми синтаксическими единицами позволит расставить необходимые знаки препинания. Как правило, между ними ставят запятые, реже другие варианты: точка с запятой, двоеточие, тире.

Источник

Сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение — это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение — единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение — это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то . то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[ ], [ ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[ ], и [ ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[ ], (что . ). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: [ ], (которую . ), а [ ], (которую . ).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

1) В словосочетании и простом предложении эти связи противопоставлены: подчинительная связь принадлежит словосочетанию; сочинительная связь возможна при распространении простого предложения однородными членами.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложений — это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) — в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не). то: Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение — один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, — с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно — глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени — во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна, чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен(Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная.

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла!, т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого, обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Источник