Меню

Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия изученных маршей

как средства музыкальной выразительности учяствуют в созданий музыкального образа

Музыка — язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т. д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т. д.
В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Источник



Такие разные песни, танцы, марши. 2 урок

Содержание:

  1. Содержательность жанра марша.
  2. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание);
  2. Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди).

Работа над нотными примерами:

  1. На уроке, посвящённом маршам, учитель знакомит учеников с двумя контрастными примерами использования жанра — в русском сказочном балете и в зарубежной опере. В двух нотных примерах, относящихся к жанру марша (15 и 16), ученики отмечают признаки сходства и различия. Сходными чертами маршей П. Чайковского и Дж. Верди являются чёткий упругий ритм, маршевый темп и размер, мажорный лад, аккордовая фактура. Однако эти два марша отличает ряд признаков. Сказочный характер маршу Чайковского придают высокий регистр, тихая динамика и прозрачное звучание аккордов трёх труб. В марше Верди более плотная фактура, громкая динамика, используются разнообразные регистры. Аккорды, сопровождающие гордую победную мелодию, массивны и многозвучны. Музыка рисует картину ликующего народного шествия.
Читайте также:  Дезинфицирующие моющие средства для школьной столовой

Точно так же и другие жанры — вальс, элегия, марш — имеют свою собственную содержательную природу. И это понятно: ведь каждый из названных жанров связан с определёнными жизненными ситуациями или особыми настроениями — то поэтически-танцевальными, то торжественно-величавыми.

Конечно, каждый жанр допускает разнообразную трактовку: так, например, марш — один из основных музыкальных жанров — может иметь и шутливо-юмористический, и серьёзный характер. Сравните звучание двух маршей: марша из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и марша из оперы Дж. Верди «Аида».

Прежде всего обратим внимание на то, что в основе балета «Щелкунчик» лежит сказочный сюжет. Чайковский уточняет жанр произведения: не просто балет, а балет-феерия (феерия — театральное или цирковое представление сказочного (волшебного) содержания с яркими сценическими эффектами). Большинство действующих лиц — волшебные герои: Щелкунчик, его войско, Мышиный король .

Марш из балета «Щелкунчик» П. Чайковского звучит в начале спектакля. На сцене изображается детский рождественский праздник. Собираются гости, оживлённые радостные детишки восхищаются сверкающей ёлкой. Они входят под звуки детского сказочного марша. Тема марша поручена звонкому радостному тембру трёх труб.

Отсюда и характер сказочного марша — лёгкий, подвижный, негромкий, сказочно-красивый. (Обратите внимание на нотный пример 15: все доли такта короткие, отделены друг от друга паузами.)

Слушание: П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Совсем другим предстаёт перед слушателями марш из оперы Дж. Верди «Аида».

Произведение было создано композитором по случаю исторического события — открытия Суэцкого канала (1869), соединяющего Средиземное и Красное моря. В это же время в Каире (столице Египта) был построен оперный театр. Учитывая значительность события, Верди пишет «Аиду» по законам «большой оперы». Произведение отличают монументальность (монументальность, от монументальный — величественный, производящий впечатление величиной, мощностью), наличие развёрнутых массовых сцен, торжественные шествия, балеты, сочетание героики и глубокого драматизма.

В этой связи естественно предположить, что марш, завершающий второе (победное) действие оперы, должен звучать совершенно иначе, чем феерическое шествие в детском сказочном балете.

В опере «Аида», созданной в 1871 г., повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с армией которого сражаются египтяне. Египтяне под предводительством храброго Радамеса одерживают победу. Их триумфальное вхождение в город Фивы изображается во 2-й картине II действия оперы. Вся сцена основана на жанре марша; звучит целый ряд маршевых тем. Многие из них сопровождаются хором. Народ поёт:

Слава Египту и богам!
Наша они защита.
Царю державы нашей
Гимны-хвалы поём.
Слава царю! Славен будь!

Несокрушимая сила и мощь, горячность чувств, огромная жизненная энергия пронизывают звучание марша. Этот своеобразный символ могущества египетского государства.

Торжественный блеск музыке придаёт введение в оркестр египетской трубы («трубы Аиды»). В отличие от современной трубы, ствол которой дважды согнут, египетская труба прямая, вытянутая, с небольшим раструбом; её звучание более сильное, яркое и звонкое. Примечательно то, что Верди включил в партитуру одновременное звучание шести таких труб: три трубы должны были располагаться в левой части сцены, три другие — в правой части.

Вот как описывается сцена марша в оперном либретто.

Огромная площадь в освобождённых Фивах заполнена народом. На трон, воздвигнутый против храма, поднимается фараон с дочерью. Вокруг размещаются жрецы, свита, дворцовая стража .

Празднество начинается парадным шествием. Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых- воинов Эфиопии. Несут знамёна, статуи богов, трофеи. Едут колесницы, ведут боевых коней. И наконец появляется тот, кого так нетерпеливо ждут. «Слава герою! Слава!» — несётся по площади. Жрицы устилают путь Радамеса (Радамес — один из главных героев оперы «Аида», начальник дворцовой стражи фараона, предводитель египетского войска. Любовь Радамеса и Аиды — дочери эфиопского царя – становится причиной страшной трагедии, приведшей к их гибели) цветами, красивейшие девушки воспевают его доблесть. Сам фараон обнимает победителя: «Требуй, что пожелаешь!» .

Читайте также:  Камуфлирующее средство что это

Самая яркая и блестящая из маршевых мелодий — тема Радамеса, въезжающего на колеснице и приветствуемого народом.

Слушание: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»

Вопросы и задания:

  1. В чём состоит принципиальная общность и принципиальное отличие двух произведений — марша из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и марша из оперы «Аида» Дж. Верди?
  2. Какие причины определяют разную образную и музыкальную трактовку этих маршей?
  3. Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия изученных маршей?

На постере: иллюстрация Петра Редькина.

Источник

Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия изученных маршей

Средства музыкальной выразительности

Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

К средствам музыкальной выразительности относят:

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
Читайте также:  Как сделать дезинфицирующее средство в домашних условиях для обработки квартиры

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.

  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

Источник