Меню

Как средства выразительности помогают понять авторскую позицию

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА И СПОСОБОВ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Позиция автора – вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте (Ответ на вопрос 1-го абзаца).

Как выявить авторскую позицию?

Авторская позиция проявляется в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения; в соотношении персонажей; в языковом оформлении текста.

Языковые элементы, выражающие авторскую позицию:

— оценочная лексика, т.е. слова, выражающие авторское отношение к предмету речи (правда-ложь, истина-заблуждение, польза-вред, подлинный-мнимый и т.д.);

— вводные слова и предложения обозначают отношение говорящего к сообщаемому (к счастью, на радость, к стыду, неровен час, к досаде и т.п.); достоверность сообщаемого (конечно, несомненно, казалось бы, может быть, мол, дескать и др.);

образные средства (эпитеты, авторские метафоры, олицетворения, риторические вопросы, восклицания).

1.Позиция автора может отчётливо проявляться в тексте (художественно-публицистическом, публицистическом).

1) Акцент делается на содержании проблемы и предложенных автором способах её решения. Возможны речевые формулировки: автор посвящает текст; заостряет проблему; считает; так определяет суть проблемы.

2) Акцентируется внимание на переживаниях, чувствах, эмоциях автора (не может остаться безразличным; негативно относится; позитивно-негативно относится к решению проблемы; осуждает; иронизирует по поводу; шутит ит.д.).

3) Акцентируется внимание на эмоциональном воздействии на читателей авторской позиции (стремится убедить читателей в правоте своей позиции; старается объяснить суть проблемы; побуждает разобраться в проблеме и т.д.).

2.Авторская позиция явно не проявляется в тексте (художественном). Позиция вытекает из сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиции произведения, изобразительно-выразительных средств и т.д.

В этом случае необходимо проанализировать тему текста (о чём он?); изобразительно-выразительные средства, их роль в раскрытии позиции автора; композиция рассказа; интонация повествования (взволнованная, спокойная и т.д.); встречается ли характеристика героев (внешность, характер). Важно понять, как эти средства помогают понять авторскую позицию.

IV. ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ.

Как вы реагируете на проблему, воспринимаете её.

1) Вы размышляли над сходной или именно над этой проблемой, ваши взгляды созвучны авторским (сформулированная автором проблема заставила глубоко задуматься; вы подтверждаете правильность поставлено проблемы; акцентируете внимание на … ).

2) Вы размышляли над сходной проблемой, но ваши взгляды отличаются от мнения автора.

3) Вы знали о существовании проблемы, но не задумывались о её решении (задумались более глубоко, серьёзно; оценили серьёзность (важность, значимость, сложность и т.д.) проблемы; переосмыслили своё отношение к проблем ; стали серьёзнее оценивать ситуацию).

4) Вы никогда не задумывались ранее о данной проблеме (о её существовании) (задумались над проблемой и путями её решения; решили заняться более глубоким изучением проблемы; вы поняли, что…; вы серьёзно оценили ситуацию).

V, VI. ПРИВЕДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ АРГУМЕНТОВ (не более двух) на основе

читательского опыта художественной, публицистической, научно-популярной литературы;

жизненного опыта на основе реальных событий, наблюдений, переживаний ситуаций;

— знаний, полученных от друзей, родных, знакомых, на уроках, вымышленная ситуация, созданная в вашем воображении.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Возможные варианты.

1. Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора (Возвращаясь к основной мысли автора,…; Таким образом, автор поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает…).

2. Риторический вопрос (Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас… Неужели человечество продолжит это бездумное истребление природы, а, значит, и самого себя?)

3. Призыв, обращение к читателю. (Итак, …. Давайте вместе постараемся очистить поле русской речи от сорной травы и мусора!)

4. Использование цитаты. (Именно такой читатель сможет познать «радость сотворчества», о котором говорит автор).

5. Открытый финал. (А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе. )

1. Новикова Л.И., доктор пед.наук. Методический комментарий, используемый при подготовке школьников к написанию части «С» ЕГЭ по русскому языку. – Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. – М.: МИОО, 2009. – С.89-110.

КЛИШЕ

Комментарии (К2), 2-й абзац.

Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на… Автор подчёркивает, что… Автор доказывает, приглашает к размышлению, констатирует, отвергает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает… Следует обратить внимание на мысль автора о том, что… Заслуживает внимания высказывание о том, что… Автор не случайно использует слово… , упоминает… Автора волнует… Автор негодует (восхищается, удивляется)… Автора тревожит…

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 531 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник



Средства выражения позиции автора.

1. Слова – маркеры.

Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).

Оценочная лексика.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).

Средства выразительности.

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

Вводные слова.

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

5. Побудительные предложения.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое лавное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора х художественного текста ответьте на следующие вопросы:

1)Положительные и отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

2)Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3)Как связываются поступки героя на других героях произведения?

4)Согласен автор с героем или нет?

5)Автор осуждает или одобряет поведение автора?

6)Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Помните!

Даже если автор не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущий зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Типовые конструкции для выявления авторской позиции.

Типовые конструкции:

1)Автор считает, что…

2)Автор подводит читателя к выводу о том, что…

3)Рассуждая о проблеме, автор приходит к следующему выводу…

4)Позиция автора такова…

5)Позиция автора ,как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

6)Автор призывает нас (к чему?)…

7)Автор убеждает нас в том, что…

8)Автор осуждает (кого/что, за что)…

9)Отношение автора к поставленной проблеме однозначно.

10)Основная цель автора заключается в том, что…

11)Хотя позиция автора не выявлена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции.

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

1)Рассуждение

Тезис

(положение, которое нужно доказать)

Аргументация(2)

Вывод

Тезис

Вывод

Цель данного типа речи- убедить адресата в чём-либо,укрепить

или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная

Тезис

Аргумент 1 Аргумент 2

Вывод

Аргументация-это способ доказательстваистинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы-это основания,доводы,подтвержающие или опровержающие какую-либо мысль.

Виды Аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (Научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы— доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (Эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловечеловеческим ценностямм и др.).

Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:

Аргументы

Рациональные (Логические) иллюстративные ссылки на авторитет

e itKDecRRn6esaGKWY+6a8ui3ykUsc42PBRfzeXbDIXMsXtt7xxN46mri0sPqkXnXcy4iVW9gO2sH vCu+KdLCfBFBqkzKXV/7fuOAZuL0j0l6Afb17LV78ma/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbln+ NeAAAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDquFRRCXEqilQucCgt CLi58ZJExOsQu23g61lOcFzN08zbYjG6ThxwCK0nDWqSgkCqvG2p1vC0XSVzECEasqbzhBq+MMCi PD0pTG79kR7xsIm14BIKudHQxNjnUoaqQWfCxPdInL37wZnI51BLO5gjl7tOTtM0k860xAuN6fG2 wepjs3ca3rLVkrL1/QU99KFaPt+Z79eXT63Pz8abaxARx/gHw68+q0PJTju/JxtEpyFRSjHKwWwG goHk8grETsNUZSDLQv5/oPwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+t6M3sCAAA6 BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAbln+NeAA AAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADVBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAOIF AAAAAA== » fillcolor=»#4f81bd [3204]» strokecolor=»#243f60 [1604]» strokeweight=»2pt»/>Реальные факты. Конктретные примеры Мнения выдающихся людей.

Статистика. из жизни. Цитаты из авторитетных

Законы Природы. Примеры из художественных источников.

Положение официальных произведений. Мнение очевидцев.

Документов. Предположительные при- Общественное мнение.

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументацииученик, соглашаясь с мнением автора,приводит доводы,подтвержающие авторский тезис. Например:

Тезис

«Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство»

Аргумент 1

Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа.

Аргумент 2

Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургнев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаминитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

Вывод

Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщитьс к этому богатству и приумножить его.

Источник

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА

Проблема (К1) – 1й абзац Формулировка собственной позиции (К4) – 4-й абзац
В этом тексте поднимается (затрагивается) проблема… На первый план выдвигается проблема… В современном мире проблема… представляет особую актуальность… Автор затрагивает (ставит, освещает) проблему… Автор касается следующих вопросов… Чрезвычайно актуальна в последние годы проблема… Я разделяю (принимаю, поддерживаю) точку зрения автора… Я согласен с … Считаю, что наиболее убедительно автор… Я считаю, что автор обоснованно утверждает… Нельзя не согласиться с мнением о том, что… Дискуссионной представляется точка зрения…
Позиция автора (К3) – 3-й абзац Аргументы (К4) – 5,6-й абзац.
Автор убедительно доказывает, что… В центре внимания автора находятся… Автор уверен в том, что… Автор приходит к выводу о том, что… Позиция автора чётко сформулирована и аргументирована… Автор привлекает… Автор исходит из того, что… Оригинальной (любопытной, интересной) является идея… Автор развивает… Главные усилия автора направлены на…. Автор подчёркивает… Автор раскрывает… Во-первых,… Во-вторых,… Вспомним,… Это подтверждается тем-то…(таким-то примером…) В доказательство можно привести ещё такой аргумент… Обобщая сказанное, можно сказать (сделать вывод). Из всего вышесказанного следует, что… В заключение можно сказать,… Допустим, … Итак, … Предположим, …
Слова-маркеры Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.п. Главное– научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В.Розов)
Оценочная лексика Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое благо. Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию. (Л.Матрос)
Средства выразительности Отношение автора могут передать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д.Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев)
Вводные слова Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди при первом же удобном случае…
Побудительные предложения Побудительные предложения содержат в себе призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя. (В. Пекелис)

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя. Чтобы определить авторскую позицию художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

Ø Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

Ø Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Ø Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен автор или нет?

Ø Автор осуждает или одобряет поведение героя?

Ø Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Например, в рассказе В.Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу: уж если штаны, так не штаны, а «шкеры», на полметра ширше, чем у «ихих»; ежели краски на лицо, так без нормы. По норме-то и родители нажились.

Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке. Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

— Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

Лицо мальчика дрогнуло. Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

— Надо же! Дурак и шляется! И его не забирают.

— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — И безбожно засластил пилюлю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной, под мужика стриженной и под шамана крашенной, девицы дошло:

— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы.

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Источник

Читайте также:  Как лечить кашель детям до года народными средствами