Меню

Какая грусть конец аллеи выразительные средства

Анализ стихотворения «Какая грусть!» (А. А. Фет)

Многие современники А. А. Фета считали «истинным» поэтом, «тонким» лириком, другие же уверяли, что его творчество «ограниченное», однообразное. И то, и другое мнения говорят лишь об одном, Афанасий Афанасьевич был и остается интересным поэтом, увлекающим и завораживающим автором, знающим, как писать о «глубинах» души человека. Многомудрый Литрекон предлагает дорогому читателю ознакомиться с анализом стихотворения автора «Какая грусть!». Разбор по плану поможет Вам быстро разобраться в лирике автора.

История создания

Год написания разбираемого стихотворения «Какая грусть!» – 1862. С 1860-х годов лирика Фета постепенно меняется. Атмосфера гармонии и красоты сменяется нотами трагизма и обреченности. Основные мотивы творчества поэта приобретают «сомнительные» краски, то есть А. А. Фет ярче обрисовывает противоположные стороны излюбленных им тем, он пишет о человеческом одиночестве, об обманчивости красоты, счастья, о несовершенстве бытия, о сплоченности любви и страданий.

В фетовских произведениях чаще встречается образ зимы, но не как волшебного времени года, а как периода угасания ярких красок жизни. Рассуждая о творчестве А. А. Фета в целом, можно заметить, что, приблизительно, с 1960-х годов у него теряются весна, зима, лето, осень, как отдельные времена года. Но они преобразуются в дуэты, характеризующие общее состояние природы, а также состояние души человека, параллель с которой поэт провел в своих ранних произведениях и сохранил на протяжении всего творческого пути. Осень и зима – это пора старения, переосмысления. Она также красиво описана автором, как и весна, лето – пора молодости и любви.

Поэт начинает произведения с зимне-осеннего периода, как с нынешней действительности, с окружающей его реальности, а заканчивает воспоминаниями, надеждами о весне и лете. Эта отличительная черта поздней лирики Фета.

«Какая грусть!» является частью сборника «Соловьиное эхо».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Какая грусть!» однозначно относится к пейзажной лирике. Поэт, описывая природу, окружающую его атмосферу, пытается передать свои ощущения и мысли, одолевающие его в этот самый период.

Также нельзя не заметить черты философской лирики! С 1860-х годов произведения А. А. Фета становятся еще более философичными, что проявляется в обращении к теме вечности, теме разгадки тайны жизни и смерти. В стихотворении «Какая грусть!» автор пишет если не о конце жизни, то о преодолении определенного жизненного рубежа, после которого человек не остаётся прежним, а становится более осмысленным, но скучающим о былом «Я», о молодости и беспечности.

Стихотворение «Какая грусть!» является импрессионистическим. Афанасий Афанасьевич передаёт свои ощущения от созерцаемой им природы, пишет о тождественности человека и природы, сравнивая холод зимы и душевный холод. Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Размер стихотворения «Какая грусть!» – четырехстопный ямб. Перекрестная рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Какая грусть!» состоит из 5 строф. Композиционно произведение можно разделить на три смысловые части.

  1. 1 часть – это первые две строфы, в которых поэт пишет об окружении, о природе. Именно начало стихотворения настраивает читателя на необходимую волну, дарит ему образы, способные передать душевное состояние поэта. «Какая грусть!» — это восклицательное предложение откровенно, ярко и конкретно передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Поэт переходит от пейзажа к «внутренностям», к душевным переживаниям. Этот переход плавный, Фет сравнивает душевный холод с окружающей зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Прямым текстом поэт пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Данная строфа является описанием «удивительного края», который надеется увидеть автор.

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»

Эти строки метафоричны. В третьем четверостишие, которое является отражением душевных переживаний, поэт пишет о думе, которая «лениво засыпает над умирающим трудом», а в пятом четверостишии пишет о думе «страстной, чистой», той, которая была у него ранее, когда «бури пролетали мимо», когда «цвела весна и красота».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это «поживший» человек, знающий о жизни многое, у которого есть прошлое, и который воспринимает свою нынешнюю жизнь как конец.

Обычно, лирический герой схож с автором. Это родство может быть очевидным, а может быть и «глубоким», неясным. По биографическим очеркам об А. А. Фете можно сказать, что его лирический герой схож с ним совсем не явно.

Лирический герой данного стихотворения удивителен тем, что он производит впечатление довольно-таки пожилого человека, хотя на момент написания произведения поэту было всего 42 года! Лирический герой отражает уникальность поэта, его душевное состояние, его «душевный» возраст.

Основными образами является зима и душа. Автором проведена параллель между ними, точнее между зимой и внутренним, душевным состоянием лирического героя.

В стихотворении можно заметить несколько ярких символов.

Дорога – это символ жизненного пути, или же символ границы между чем-либо. Поэт пишет о конце аллеи, который «исчез в пыли». Что это может значить? Возможно, поэт написал о конце какой-либо преграды, разделяющей его с желанным, с тем, что он видел во сне, ведь в произведении повествуется об утре.

Лирический герой, проснувшись утром ощутил в сердце пустоту, тоску об ушедшем вместе со сном ведении, «греющим» душу. Эту пустоту поэт передаёт вторым четверостишием, в котором пишет о белом небе, о белом поле и об одиноком вороне.

«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»

Рассвет является символом надежды. Но «на душе не рассветает», то есть надежды никакой нет, душу одолел холод.

Читайте также:  Как перевести работы в основное средство

Следующая строфа противоречит этому! Автор прямым текстом пишет, что «все надежда в сердце тлеет», то есть все же где-то очень глубоко светит огонёк, согревающий душу. Надежда именно тлеет, то есть она и является этим огоньком, символом возрождения и преображения.

Последнее четверостишие – это подробно расписанные надежды.

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.»

Весна является символом молодости, творческого подъема, духовного обновления. Весна – это любимое время года А. А. Фета, которому «посвящено» большинство его произведений.

Темы, проблемы, настроение

Одной из наиболее популярных тем лирики А. А. Фета является природа. Данное стихотворение относится именно к этой теме. Поэт в каждом стихотворении восхищается природой, её естественностью, её безмерной красотой, её таинственностью и неизведанностью. В ней Фет видит отражение души человека, отражение своей души, в ней он ищет ответы на интересующие его вопросы. Таким образом, основная тема стихотворения «Какая грусть!» — это зимняя природа, передающая печальное настроение автора. Также мы видим тему надежды, ведь лирический герой ждет весну и грезит о тепле.

Проблематикой стихотворения можно считать попытки лирического героя понять себя, свою грусть, её истоки, также ею можно считать попытки лирического героя раздуть огонёк надежды в душе. Основная проблема произведения «Какая грусть!» — это зимняя тоска, охватывающая каждого из нас во времена холодов.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» интересное, восторженно-тоскливые мотивы перетекают в теплые мотивы, оптимистичные. Если описывать данное стихотворение цветом, то оно будет градиентным, с переходом серо-белого цвета в нежный, разбеленный розовый цвет.

Основная идея

Параллель, проведенная между жизнью природы и состоянием души, — это главная мысль стихотворения «Какая грусть!». Схожесть циклов жизни человека и смены времен года была замечена давно, но Афанасий Афанасьевич показал данное родство немного с другой стороны, используя при этом импрессионистический метод передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключается в том, что все живое в ненастную пору живет надеждой на светлую полосу. Жизнь циклична, и за зимней порой следует вешняя, а значит, человек не должен отчаиваться и впадать в уныние.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Какая грусть!» изложены в списке, который завершает анализ произведения по плану.

  1. Эпитеты: «всё гладко», «всё бело», «машет тяжело», «лениво засыпает», «родной край», «дума страстная», «зримо цветет».
  2. Сравнения: «в ней тот же холод, что кругом».
  3. Метафора: «конец аллеи исчез», «серебряные змеи», «клочки лазури», «на душе не рассветает», «умирающий труд», «цветет красота».
  4. Олицетворение: «надежда тлеет», «душа помолодеет», «душа увидит», «дума чиста».
  5. Анафора:

«Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи…»
«Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…»

Источник

Анализ лирического произведения на уроках литературного чтения. «Какая грусть! Конец аллеи…»

Анализ лирического произведения на уроках литературного чтения.

«Какая грусть! Конец аллеи…»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения. При изучении лирических произведений идёт мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления памяти. Лирика может оказывать очень сильное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важно приобщение к поэзии в детстве. Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества. При изучении лирического произведения учитель является таким же читателем, как и ученик, только с большим жизненным опытом.

Главные задачи изучения лирики: (см. презентация «Система вопросов»)

    организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором формирование представлений о средствах художественной выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить их в своей речи обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений

Как решаются эти задачи?

Существует традиционный путь анализа – через систему вопросов.

Например, стихотворение «Поёт зима – аукает» (см. ниже презентация «Система вопросов)

Но самым оптимальным и эффективным способом анализа лирического текста является медленное так называемое филологическое чтение, с остановками на непонятных, ключевых словах. (см презентация « Система вопросов»)

Например, стихотворение «Черёмуха»

Кроме того, прекрасно работают при изучении лирических произведений на уроке: выразительное чтение ( учителем и учениками); рисунок, как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя; работа над названием произведения, звукописью, ритмикой, композицией произведения; структурная схема системы образов как основа анализа текста. Учитель вправе выбрать любой приём. Но чаще в живой практике анализа сочетается несколько приёмов.

Рассмотрим на примере анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…»

Стихотворение отнесём к пейзажной лирике, подобный анализ стихотворения можно провести так же при анализе стихотворений «Зимняя дорога», «Зимний вечер».

Анализ стихотворений пейзажной лирики можно назвать самым сложным. Именно эти стихи отражают больше всего настроение поэта, его биографию.

До чтения стихотворения познакомить учащихся с автобиографией . Рассказать детям, как была отнята фамилия поэта.

Жизненный путь Афанасия Фета начался с сурового испытания. Его мать Шарлота Беккер уехала из Германии с Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Но Шеншин узнаёт от отца Шарлотты, что настоящий отец Афанасия Иоганн Фёт – чиновник, служащий суда. По этим причинам будущего поэта отлучают от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он получает фамилию настоящего отца (Фёт), что стало для будущего поэта настоящей трагедией. Фет ставит цель вернуться в дворянское гнездо Шеншиных, и с фантастическим упорством добивается её. По разрешению Александра 2 Фет становится Шеншиным.

Читайте также:  Средство производства это то чем или с помощью чего работает человек

Жизненная философия Фета – забота о будущем. Прошлое, в котором цель не достигнута, для Фета не существует. Но, стремясь достигнуть высот, он теряет свою возлюбленную. Живя для будущего, Фет достигает всех высот благополучия (дворянин, камергер, крупный помещик). Но произойдёт непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная.

2. Первичное чтение учителем. Медленное, размеренное чтение, не выделяя голосом ключевые строки, фразы, слова.

3. Перед чтением дать учащимся задание: «Представить картины, которые вы увидите».

Какая грусть! Конец аллеи –

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А всё надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

опять родной увидит край.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста –

И посвящённым только зримо

Цветёт весна и красота.

4. Задание: нарисовать всё, что вам представилось. (приём рисунок)

Подумайте, какие краски вы будете использовать.

(белые, серебристые, холодные, чёрные)

Чтобы выполнить задание, потребуется вторичное чтение учителем.

5. Идёт медленное перечитывание, и мы останавливаемся на рисующих словах: эпитетах, метафорах, сравнениях «серебряные змеи», сугробы, небо, ворон.

Рисунок поможет детям не только войти в картину, но и в переживания поэта.

6. Эмоциональное воздействие.

Какое настроение передаётся нам в этом стихотворении?

Как вы это поняли?

(дети зачитывают слова из текста «Какая грусть!»

«И на душе не рассветает», «Над умирающим трудом»

Прочитайте первые два четверостишия

Какая грусть! Конец аллеи –

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

Читая строки, мы обращаем внимание учащихся на то, как перемещается взгляд поэта и наш читательский взгляд: конец аллеи, далее взгляд ползёт за серебряными змеями, поднимается на небо, далее на землю, в безграничное пространство степи, но вдруг взгляд останавливается на одиноком вороне, который один против бури «крылами машет тяжело».

Автор уточняет картину, приближает её к нам.

Зачитайте строки, которые отражают описание картины

Учащиеся должны увидеть, как автор изображает зимний пейзаж, который всё больше и больше становится образом — переживанием. (сугробы, ни клочка лазури, всё гладко, всё бело,)

Уточняем, что можно почувствовать, видя такую картину.

(Холод, одиночество, герой стремится слиться с запредельным)

Поэт, описывая зимний пейзаж, не называет чувства, а изображает их.

Происходит процесс сопереживания.

7. Рассмотрев описание пейзажа, мы переходим для прояснения чувств лирического героя..

«И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.»

В пейзажной лирике внешнее переходит во внутреннее.

(Природа вбирается во внутренний мир человека.)

8. Наш взгляд останавливается на одиноком вороне, который сопротивляется один «против бури»

Что хотел сказать Фет, рисуя эту картину?

(Может это он сам, стремящийся жить только в будущем?)

Что чувствует сам поэт? Какие чувства его одолевают?

(Чувство одиночества, потери, стремления идти вперёд, в будущее, не смотря на бурю).

Возвратимся к автобиографии поэта.

9. Читая следующие строки:

«А всё надежда в сердце тлеет

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.»

Мы возвращаем учащихся к биографии

Достигнув всех высот благополучия, он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое.

Чувства автора сливаются с чувствами героя.

Настроение героя меняется. Он живёт надеждой, что всё переменится. И произойдёт это быстро, невзначай.

10. Читаем последнее четверостишие.

«Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста –

И посвящённым только зримо

Цветёт весна и красота.»

Картина внезапно меняется «бури пролетают мимо», «дума страстная», «цветёт весна и красота», учащиеся понимают, что лирический герой меняет своё отношение к жизни быстро и невозвратимо, его настроение меняется.

Герой продолжает жить, он сливается с природой, его душевное состояние оживает вместе с ней. Он рвётся в прошлое, где потеряна его любимая, близкие ему люди. И только с весной возрождается жизнь.

Не случайно стихотворение заканчивается словами «цветёт весна и красота».

Вывод после анализа стихотворения.

В поэзии два противоположных мира. Земная жизнь олицетворяет смерть, поэтому взгляд ползёт по земле и автор использует холодные серебристые белые краски. Какая грусть! Конец аллеи –

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

Но вот взгляд поднимается вверх и мы видим небо «На небе ни клочка лазури,…»

Небосимвол жизни, полёта.

Меняется и настроение героя

«и может быть, хоть невзначай опять душа помолодеет …»

11. . Работа над выразительностью чтение строится так, чтобы учащиеся смогли определить напевность стиля стихов .

Обратим внимание на звукопись стихотворения.

Алле-и, пыл-и, змее-и, поползл-и Далее: лазур-и, бел-о, бур-и, тяжел-о и т. д.

Гласные звуки «о», «и», «е», «а» создают музыкальный эффект.

Гласный «И» отображает напевность, заунывность.

Источник



Помогите с анализом стихотворения Фета Какая грусть! Конец аллеи…

Стихотворении 1862 г.
Природная зарисовка, неотделимая от впечатлений и
философских раздумий лирического героя.
Жанр-пейзажная лирика
Тема-зимнее оцепенение природы, родственное
чувствам скорбящей души. (холодный зимний пейзаж)
где соединяются внешние приметы наступающей зимы
и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.

Читайте также:  Какое изобразительно выразительное средство языка использует автор

Ст-е начинается с восклицания «Какая грусть!» , и сразу же
передаётся взволнованное состояние лирического героя.
Но отчего же грусть?
Фет – поэт иррациональный, поэтому внезапно нахлынувшие
чувства невозможно логически объяснить.
Может, зимний пейзаж навеял лирическому герою эту грусть?
Или, наоборот, внутреннее состояние героя перенесено
на природу?
Каков бы ни был ответ, природа и лирический герой живут в
духовном единении, чувствуют в унисон:
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
Однако в сердце поэтически одаренного человека все­гда
живет надежда на обновление и душевный подъем.
Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут
творческие силы и позитивные мысли.
Стихотворение, написанное в мину­ту грусти и уныния,
одновременно служит и лекарством от этой тоски,
ибо в нем слышна надежда на перемены.

Воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей,
подчеркнуто символичен и приближен к категориям
идеального пространства. Оно способствует духовному
обновлению для людей творческих, «посвященных».
Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные
думы героя-поэта и объединяются в жизнеутверждающие
интонации финала.

На переднем плане «снежная пыль», заметающая садовую
аллею.
Метафора «в пыли» рисует образ завьюженной, запорошённой
мелким снегом пороши, исчезающей из поля зрения.
Череду тропов продолжает изысканная метафора,
уподобляющая поземку «серебряным змеям».
(«Опять серебряные змеи через сугробы поползли».
Развёрнутое сравнение
И в природе, и в душе героя происходит одно и то же:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим прудом.

Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя:
в его душе царят оцепенение и апатия.
Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные
эмоции с внешней зарисовкой, а ЭПИТЕТ «умирающий»
наделяется дополнительным значением, обозначающим
отсутствие вдохновения.

Важную роль играют анафорические по­вторы
(Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи,
Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край).
Они подчеркивают циклический характер жизни при­роды
и человека, привносят в сюжет плавность повествования.
Метафора (И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом),
подчёркивает единение природы и человека.
Неожиданной кажется метафора «над умирающим прудом».
Но не всё так мрачно и безнадёжно в эту зимнюю метель
в душе лирического героя. Нет, в его сердце «тлеет надежда».
Не будут же вечно бушевать метели, не будет же вечно
царствовать буря, наводя тоску и грусть.
Старая, ленивая, умирающая душа, погружённая в сонное
оцепенение,» хоть невзначай», «помолодеет»,где вновь
«посвящённым» откроются цветущие весна и красота.
Безнадёжно-мрачная, тоскливая тональность сменяется
к концу стихотворения радостным настроением, исполненным
веры и надежды.
Последняя строфа – это эмоциональное и смысловое
завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка
лирического сюжета.
Отдельное слово в стихотворении само по себе не несет
смысловой нагрузки, оно воспринимается только в ближнем
контек­сте: грусть – конец аллеи – серебряные змеи;
тяжело – холод – лениво – умирающим; надежда – помолодеет-
весна – красота.
Первое ключевое слово в этом ряду–ГРУСТЬ, последнее-КРАСОТА.
Происходит движение смыслов.

Источник

Анализ стихотворения А.А. Фета «Какая грусть, конец аллеи»

Стихотворение А.А. Фета “Какая грусть, конец аллеи…” по смысловому содержанию можно отнести к поздней лирике поэта. Своими смыслами оно напоминает знаменитое “О, как на склоне наших лет…” Ф. Тютчева, также написанное на склоне лет, а именно: первое семантическое поле текста связано с образом грусти, неравной борьбы (“один лишь ворон против бури крылами машет тяжело”), смерти (ворон), темноты (“на душе не рассветает”), холода, отсутствия музы и сна мысли (“лениво дума засыпает над умирающим трудом”). Все эти смыслы очень печальны по своему содержанию и связано, вероятно, с закатом жизни самого автора.

Этим мрачным мыслям противопоставлен образ надежды, которая согревает сердце лирического героя (“а все надежда в сердце тлеет”), а также воспоминаниям о родном крае, в котором нет бури, творческая мысль бьет ключом, всегда весна и красота.

Композиция стихотворения двухчастная: первые три четверостишия посвящены теме смерти и пустоты, последние два — надежде и красоте.

Интересно и очень выразительно автор показывает нематериальные, абстрактные понятия через картины и цвета. Ощущение грусти приходит к лирическому герою при созерцании пустынной аллеи, в которой дорожки похожи на серебряных змей, олицетворяющих собой мудрость и старость. Во втором четверостишии появляются контрастные цвета лазури (клочок лазури), белая степь, черный ворон. Надежда (голубая лазурь) и смерть (черный ворон) уже начинают свою поэтическую борьбу. Третья строфа — отсутствие света как такового (“На душе не рассветает”). Итак, первая часть стихотворения связана с цветами умирания: черным, серебристым (серым), белым. Здесь есть лишь клочок надежды — кусочек лазурного неба.

Все меняется и краски буквально “влетают” в повествование в последних двух четверостишиях. Вот она, настоящая надежда и любимый родной край: весна, красота, чистота.

Можно говорить о том, что, передавая свои чувства и эмоции через цвета и свет, Фет использует в своей лирике художественный метод импрессионизма с его естественными цветами, светом, зарисовками в один подход, пленером. Единственное отличие состоит в том, что художники-импрессионисты совершенно отказывались от черного цвета, это было их художественное кредо, а А. Фет этот цвет использует. Прав ли наш поэт? Думаю, что да, ведь невозможно никому не только избежать мыслей о старости, смерти, но и самих этих загадочных и мистических проявлений человеческой жизни.

Источник