Меню

Какими изобразительными средствами а дейнека передал движение в картине бег

Изображая бег: Как Дейнека объединил бег, визуальное искусство и героя нашего времени

Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества, и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Красной нитью спортивный жанр пронизывает и период Средневековья , значительное место эстетике телесного отводится в искусстве эпохи Возрождения. После возобновления Олимпийских игр в 1896 году художники вновь обращаются к античным сюжетам с целью героизации современности. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны. Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства — спорт, авиация, образ советского человека.

Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т.п.), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. непосредственно повлияли на художественный язык Дейнеки: первоначальный интерес к импрессионизму постепенно сменился более лаконичными графическими образами. Сам художник позднее признавался, что именно в то время сформировалась его манера письма, которая нашла отражение и в его станковой живописи, и в скульптуре. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.

В 1935 году; Автопортрет, 1948 г. Холст, масло. 175,2×110

Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни; известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом. По мере того как спорт в СССР постепенно становился массовым зрелищем, Дейнека стал посещать спортивные мероприятия, не расставаясь с этюдником и набором карандашей. Для того, чтобы отобразить идею спортивных состязаний, он искал сложные ракурсы, прибегал к оптическим искажениям, игре с перспективой.

Характерное произведение того периода — «Забег по бульвару» (1929–1930г. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2 см.) Дейнека придавал большое значение работе с натурой, для художника очень важно запомнить, зарисовать момент, который впоследствии сможет наиболее явно воплотиться в художественных образах. На небольшом наброске мы видим момент состязания. Диагональный ритм подчеркивает движение маленьких человечков, а разноцветные пятна акцентируют наше внимание на главном, — на эйфории, чувстве беззаботной радости от забега.

‌«Забег по бульвару», 1929–1930 гг. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2

Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. Дейнека постоянно работает с натуры, черпая вдохновение в парадах физкультурников, забегах, спортсменах и зрителях. «Я придаю огромное значение технике — это основа мастерства, без которой лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству, но мастерство — это выражение духовной сущности мастера… Поэтому я говорю молодым художникам: «Как можно больше наблюдайте и зарисовывайте. Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера, и труд этот себя с лихвой оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека ( цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008-2011», — прим.ред. ).

На картине «Бег» для того, чтобы передать наиболее явный момент движения, автор противопоставляет передний план с основным, создавая ощущение скорости. Пять мускулистых и загорелых спортсменов пробегают мимо застывшей фигуры девушки, что глядит им вслед. Персонажам тесно в рамках картины, слаженная команда бегунов вырывается за границы холста. Напряженная композиция уравновешивается теплым, мягким колоритом.

«‌Бег», 1934 г. Холст, масло. 235×260

К концу 1930-х гг. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника. Сообразно историческому контексту и герой Дейнеки обретает сверхчеловеческие качества, становится посланником, апологетом, телесным воплощением социалистической риторики. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармейский кросс» (1939-1940г.). Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса. Загорелые атлеты бегут из белых ворот мимо сада, где их приветствуют девушки, собирающие яблоки с деревьев, а после спортсмены стремятся навстречу огромному, всеобъемлющему небу.

«Кросс красноармейцев». Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной Армии. 1937 г. Холст, темпера. 135,2×135,2 «‌Бегунья». 1936 г. Холст, масло. 90×65

В книге «Новеллы о художниках» (автор — Игорь Долгополов, — прим.ред.) приведены слова Дейнеки о его художественных задачах: «Мечтаю украшать архитектуру цветом, чтобы она была веселей, писать фрески или набирать ряд мозаик, чтобы они были эпосом наших дней. Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа, и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче. Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».

Занятия физкультурой выражены в холстах Дейнеки через экспрессивную композицию и монументальные форматы. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. 199х299 см.), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Атлеты привычно выходят на первый план, их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Характерно меняется манера письма художника: мазки становятся более пастозными, общий колорит, по сравнению с 1930 гг., более светлый, лица спортсменов и болельщиков — контрастные, насыщенные. Здесь навык художника молниеносно схватывать силуэты спортсменов и ловить их характерные движения выражен особенно явно.

Читайте также:  Моющее средство фейри запретили

«Эстафета по кольцу «Б»», 1947 г. Холст, масло. 199×299‌ «‌Раздолье», 1944 г. Холст, масло. 204×300

По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт — это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны. Поэтому не менее атлетов важны фигуры столпившихся у проезжей части зрителей; в одном из них можно узнать самого художника, который сосредоточенно вглядывается в молодое спортивное будущее. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Яркий солнечный свет, голубое небо с плывущими облаками и движущиеся тени на асфальте, детально прорисованные лица бегунов и зрителей с присущими каждому индивидуальными чертами даже сегодня, спустя 80 лет, создают ощущение правдоподобия, современной нам действительности. Дейнека описывает происходящее с точностью репортажного фотографа: процесс передачи эстафетной палочки запечатлен во временной последовательности в несколько этапов. Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки. Чувство движения, колеблющегося мгновения, усиливается и развевающимися флагами, позами спортсменов и широкими мазками автора работы.

В послевоенное время Дейнека возглавляет кафедру скульптуры Московского Государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения.

Двухфигурная композиция «Эстафета». 1945г. Бронза, постамент — металл. В. 56 см, ш. 99см; в.п. 3 см «Физкультурники». Эскиз фрески для кинотеатра в ЦПКиО им. М. Горького. 1934 г. Холст, масло. 135×190,5

К этому принципу художник прибегает на протяжении всего пятидесятилетнего своего пути, в центре которого — экспрессивный образ гармонично развитого, атлетичного человека будущего, заложенный в далеком античном прошлом. В 1961 году выходят два издания, к которым Дейнека имеет непосредственное отношение уже как литератор: автобиографический очерк художника «Из моей рабочей практики», а также учебник по рисунку «Учитесь рисовать», где Александр Александрович стал автором вводной статьи и трёх глав. В них художник описал принципы, по которым он выстраивал свои монументальные работы, мозаики, росписи, и эти строчки отчасти объясняют его глобальный замысел, объединяющий спорт в изобразительном искусстве: «Спорт — увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».

Для оформления фичера статьи была использована работа А.А. Дейнеки «Бег», 1930 г. Холст, масло. 150×120

Источник

Какими изобразительными средствами а дейнека передал движение в картине бег

Бег запись закреплена

Изображая бег: Как Дейнека объединил бег, визуальное искусство и героя нашего времени

Спорт и искусство в настоящее время кажутся сферами несвязанными — слишком много есть нюансов в каждом из этих занятий. Так было не всегда, и ближайший пример, подтверждающий это, родом из советского периода, и первое имя, которое приходит в голову — Александр Дейнека. О том, какими средствами художнику удавалось соединить кажущееся несоединимым, Stride Mag попросил рассказать искусствоведа Богдану Моторкину.

Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества, и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Красной нитью спортивный жанр пронизывает и период Средневековья, значительное место эстетике телесного отводится в искусстве эпохи Возрождения. После возобновления Олимпийских игр в 1896 году художники вновь обращаются к античным сюжетам с целью героизации современности. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны. Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства — спорт, авиация, образ советского человека.

Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т.п.), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. непосредственно повлияли на художественный язык Дейнеки: первоначальный интерес к импрессионизму постепенно сменился более лаконичными графическими образами. Сам художник позднее признавался, что именно в то время сформировалась его манера письма, которая нашла отражение и в его станковой живописи, и в скульптуре. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.

Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни; известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом. По мере того как спорт в СССР постепенно становился массовым зрелищем, Дейнека стал посещать спортивные мероприятия, не расставаясь с этюдником и набором карандашей. Для того, чтобы отобразить идею спортивных состязаний, он искал сложные ракурсы, прибегал к оптическим искажениям, игре с перспективой.

Читайте также:  Все профессиональные моющие средства

Характерное произведение того периода — «Забег по бульвару» (1929–1930г. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2 см.) Дейнека придавал большое значение работе с натурой, для художника очень важно запомнить, зарисовать момент, который впоследствии сможет наиболее явно воплотиться в художественных образах. На небольшом наброске мы видим момент состязания. Диагональный ритм подчеркивает движение маленьких человечков, а разноцветные пятна акцентируют наше внимание на главном, — на эйфории, чувстве беззаботной радости от забега.

Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. Дейнека постоянно работает с натуры, черпая вдохновение в парадах физкультурников, забегах, спортсменах и зрителях. «Я придаю огромное значение технике — это основа мастерства, без которой лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству, но мастерство — это выражение духовной сущности мастера… Поэтому я говорю молодым художникам: «Как можно больше наблюдайте и зарисовывайте. Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера, и труд этот себя с лихвой оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008-2011», — прим.ред.).

На картине «Бег» для того, чтобы передать наиболее явный момент движения, автор противопоставляет передний план с основным, создавая ощущение скорости. Пять мускулистых и загорелых спортсменов пробегают мимо застывшей фигуры девушки, что глядит им вслед. Персонажам тесно в рамках картины, слаженная команда бегунов вырывается за границы холста. Напряженная композиция уравновешивается теплым, мягким колоритом.

К концу 1930-х гг. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника. Сообразно историческому контексту и герой Дейнеки обретает сверхчеловеческие качества, становится посланником, апологетом, телесным воплощением социалистической риторики. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармейский кросс» (1939-1940г.). Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса. Загорелые атлеты бегут из белых ворот мимо сада, где их приветствуют девушки, собирающие яблоки с деревьев, а после спортсмены стремятся навстречу огромному, всеобъемлющему небу.

В книге «Новеллы о художниках» (автор — Игорь Долгополов, — прим.ред.) приведены слова Дейнеки о его художественных задачах: «Мечтаю украшать архитектуру цветом, чтобы она была веселей, писать фрески или набирать ряд мозаик, чтобы они были эпосом наших дней. Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа, и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче. Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».

Занятия физкультурой выражены в холстах Дейнеки через экспрессивную композицию и монументальные форматы. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. 199х299 см.), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Атлеты привычно выходят на первый план, их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Характерно меняется манера письма художника: мазки становятся более пастозными, общий колорит, по сравнению с 1930 гг., более светлый, лица спортсменов и болельщиков — контрастные, насыщенные. Здесь навык художника молниеносно схватывать силуэты спортсменов и ловить их характерные движения выражен особенно явно.

По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт — это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны. Поэтому не менее атлетов важны фигуры столпившихся у проезжей части зрителей; в одном из них можно узнать самого художника, который сосредоточенно вглядывается в молодое спортивное будущее. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Яркий солнечный свет, голубое небо с плывущими облаками и движущиеся тени на асфальте, детально прорисованные лица бегунов и зрителей с присущими каждому индивидуальными чертами даже сегодня, спустя 80 лет, создают ощущение правдоподобия, современной нам действительности. Дейнека описывает происходящее с точностью репортажного фотографа: процесс передачи эстафетной палочки запечатлен во временной последовательности в несколько этапов. Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки. Чувство движения, колеблющегося мгновения, усиливается и развевающимися флагами, позами спортсменов и широкими мазками автора работы.

В послевоенное время Дейнека возглавляет кафедру скульптуры Московского Государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения.

Читайте также:  Средство delu для чистки

К этому принципу художник прибегает на протяжении всего пятидесятилетнего своего пути, в центре которого — экспрессивный образ гармонично развитого, атлетичного человека будущего, заложенный в далеком античном прошлом. В 1961 году выходят два издания, к которым Дейнека имеет непосредственное отношение уже как литератор: автобиографический очерк художника «Из моей рабочей практики», а также учебник по рисунку «Учитесь рисовать», где Александр Александрович стал автором вводной статьи и трёх глав. В них художник описал принципы, по которым он выстраивал свои монументальные работы, мозаики, росписи, и эти строчки отчасти объясняют его глобальный замысел, объединяющий спорт в изобразительном искусстве: «Спорт — увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».

Источник

Какими изобразительными средствами а дейнека передал движение в картине бег

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Пост.: 1962 из ЦМСА

  • Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 81Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Первая половина XX века
  • Категория Бытовой жанр
  • Ключевые слова 1918-1941 | соцреализм | советское искусство | неоклассицизм | Московская школа | мужской костюм | спорт | лето Поделиться

    В искусстве начала 1930-х, когда было создано это произведение, художники воспевали совершенный тип нового человека, создавали собирательный портрет целого поколения, сильного и физически выносливого. А.А. Дейнека с детства был увлечен спортом. Художник вспоминал: «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…». Дейнека игнорировал индивидуальные черты личности, наделяя свои персонажи признаками культивируемого им некоего «молодеческого» военно-спортивного типа. Работа написана в новый для художника период творчества, когда колорит его работ становится светлее, мягче, пейзажи обретают лирическую тональность, формируется культ силы и красоты.

    Источник

    

    Дейнека А.А. Бег (Кросс). 1932

    В своем творчестве Александр Дейнека неоднократно обращался к теме спорта («Вратарь», 1934; «Игра в мяч», 1927 и др.). На картине «Бег» художник изображает многочисленных спортсменов, бегущих на длинную дистанцию. Фрагментарная композиция подчеркивает движение спортсменов: кто-то из них только «вбегает» в живописное пространство, кто-то выбегает и видна только нога, но отсутствие четкого ритма и диагональная композиция (снизу вверх, слева направо) помогают художнику передать ощущение огромной дистанции и усталости спортсменов. То, что спортсмены не обладают индивидуальными характеристиками, а также высокая точка зрения, придают произведению монументальность.

    ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)

    Живописец, график, скульптор, педагог.

    Учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) (1920–1925) у В.А. Фаворского, И.И. Нивинского и других.

    Работал в различных жанрах и видах искусства, стремясь к созданию новых форм, неизменно проявляя стремление к монументализации. Народный художник СССР (1963). Много работал в монументальной живописи, экспериментировал в технике мозаики (мозаичные плафоны станции Московского метрополитена «Маяковская», 1938–1939; серия мозаик «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959 и др.).

    Искусство Александра Дейнеки – самобытное, ярко индивидуальное, в определенное время подвергавшееся критике за поиски в области формообразования, испытало влияние эпохи тоталитаризма, что нашло выражение в несколько одностороннем отражении современных реалий 1930–1950-х гг. Оказал влияние на художников 2-й половины 1950-х годов, особенно мастеров «сурового стиля».

    Источник

    Какими изобразительными средствами а дейнека передал движение в картине бег

    Вы используете устаревший браузер.
    Пожалуйста, обновите его.

    Коллекция Государственного Русского музея

    Вариант одноименной картины (1930, галерея Ка’Пезаро, Венеция). 1932–1933

    Пост. в 1962 из Центрального музея Советской армии, Москва

  • Период Первая половина XX века
  • Категория Бытовой жанр
  • Ключевые слова 1918-1941 | соцреализм | советское искусство | спорт | лето
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • ДЛЯ СЧАСТЬЯ НАРОДА. Искусство социалистического реализма

    Поделиться

    В искусстве начала 1930-х, когда было создано это произведение, художники воспевали совершенный тип нового человека, создавали собирательный портрет целого поколения, сильного и физически выносливого.

    А.А. Дейнека с детства был увлечен спортом. Художник вспоминал: «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…».

    Творчество Александра Дейнеки отражает устремление к новым формам изображения общественной жизни — труда, индустрии города, спорта, облика нового человека. В картине «Бег» сфокусированы основные формальные черты дейнековского стиля — монтажно-ритмический строй композиции, колористический лаконизм, жесткий, графичный живописный язык. Дейнека игнорировал индивидуальные черты личности, наделяя свои персонажи признаками культивируемого им некоего «молодеческого» военно-спортивного типа. В «Беге» есть и конкретность и обобщенность, романтический дух и лиричность, человек в картине олицетворяет свободу и целеустремленность.

    Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 55.

    Работа написана в новый для художника период творчества, когда колорит его работ становится светлее, мягче, пейзажи обретают лирическую тональность, формируется культ силы и красоты.

    Источник