Меню

Какими художественными средствами пользуется некрасов рисуя деревенский пейзаж в главе поп

Урок 3. Горькая доля народа пореформенной России

Цели урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь обучающимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

2. Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».

3. Жанр, композиция поэмы.

II. Историческая справка. Слово преподавателя

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Горькая доля народа пореформенной России»

Урок 3. Горькая доля народа пореформенной России

Цели урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь обучающимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

2. Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».

3. Жанр, композиция поэмы.

II. Историческая справка. Слово преподавателя

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп— временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время — это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н. Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

III. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.

Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы.

IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа

— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

— В чем особенности авторской речи в поэме?

(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут. »

Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую. ») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые. ; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли. »; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег. », поговорки — «солдаты шилом бреются. ». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю).

Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:

Пришла весна — сказался снег!

Вода — куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Луга, леса поемные,

Ручьи и реки русские

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами).

— Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, — «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)

Читайте также:  Медицинские средства защиты кожи порядок применения

Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год».

Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны.

(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

Не дело между бабами

— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?

(Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.)

Итак, в народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

— Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? — ответим на это на следующем уроке.

1. Читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».

2. Задания по главам из первой части:

Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов:

— «Играет солнце вешнее. » — «Лебедками плывут»;

— «Не ветры воют буйные. » — «У праздника народ!»;

— «По всей по той дороженьке. » — «Палят по мужикам!»

— «Дорога многолюдная. » — «Дозваться мужиков. »

— «Вдруг песня хором грянула. » — «Идет огнем-тоской. »

Задания по группам:

1 группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» — «Того гляди, убьет, убьет. ». Ответить на вопросы:

— Как раскрывается народный характер в этой сцене?

— Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народ ной толпы?

— Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?

2 группа. Задания по главе «Последыш».

Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы:

— Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков?

— Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Ваклачине.

— Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о психологии крестьян.

3 группа. Задания по главе «Последыш».

Подготовить сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского».

— Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения?

Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответьте на вопросы:

— Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии?

— В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия?

— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

4 группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Крестьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу. » Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделайте обобщение.

— Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?

Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.

Источник

Кому на Руси жить хорошо. Какими художественными средствами рисует Некрасов деревенский пейзаж и почему

Гипербола, эпитет. Метафора

Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.

Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение «Кому на Руси жить хорошо?» , где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса) , несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.

Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.

Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. «Слов не много, но они так точны, что означают все» , — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.

Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть «Матушки-Руси» , которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Читайте также:  Как использовать средство от тараканов кукарача

Анализируя поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» , мы отметим прежде всего ее сюжетно-композиционное своеобразие. Состоящая из четырех относительно самостоятельных частей, поэма лишена единого «структурного» сюжета, сюжета в нашем привычном представлении о нем. Как замечает Ю. В. Лебедев, нам важен здесь не внешний, а внутренний сюжет — все большее прояснение в сознании крестьян самого понятия «счастье» . Соответственно, особую значимость в поэме приобретают и пейзажи.

Поэма открывается сказочным прологом, где сразу же намечается основная тема ее — спор семи мужиков о счастье, о том, «кому живется весело, вольготно на Руси» . И уже в прологе возникает мотив дороги, к которому затем неоднократно обращается автор. Образ дороги становится композиционным стержнем поэмы. В этом плане мы можем сравнить поэму Некрасова с поэмой Гоголя «Мертвые души» . И то, и другое произведение построено в форме путешествия героев — такой сюжет позволяет авторам создать широкие, эпические картины русской жизни.

В контексте темы произведения образ дороги приобретает символическое значение — это еще и жизненный путь человека. О дороге как о жизненном пути человека, как о его деле, занятии в поэме говорит поп: «Дороги наши трудные, Приход у нас большой» . Так, образ дороги в поэме связывается с темой счастья. Каждый из героев, встреченных крестьянами на пути, рассказывает о своей «дороге» , о своем занятии, которое отличается от его представления о счастье.

Источник



IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа

— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

— В чем особенности авторской речи в поэме?

(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут. »

Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую. ») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые. ; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли. »; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег. », поговорки — «солдаты шилом бреются. ». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю).

Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

Задание.

Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:

Пришла весна — сказался снег!

Вода — куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Луга, леса поемные,

Ручьи и реки русские

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами).

— Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, — «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)

Вывод.

Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год».

Задание.

Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны.

(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

Не дело между бабами

— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?

(Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.)

Итак, в народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

— Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? — ответим на это на следующем уроке.

Домашнее задание

1. Читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».

2. Задания по главам из первой части:

Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов:

— «Играет солнце вешнее. » — «Лебедками плывут»;

— «Не ветры воют буйные. » — «У праздника народ!»;

— «По всей по той дороженьке. » — «Палят по мужикам!»

— «Дорога многолюдная. » — «Дозваться мужиков. »

— «Вдруг песня хором грянула. » — «Идет огнем-тоской. »

Задания по группам:

1 группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» — «Того гляди, убьет, убьет. ». Ответить на вопросы:

Читайте также:  Что считается электронным средством платежа

— Как раскрывается народный характер в этой сцене?

— Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народ ной толпы?

— Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?

2 группа. Задания по главе «Последыш».

Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы:

— Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков?

— Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Ваклачине.

— Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о психологии крестьян.

3 группа. Задания по главе «Последыш».

Подготовить сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского».

— Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения?

Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответьте на вопросы:

— Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии?

— В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия?

— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

4 группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Крестьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу. » Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделайте обобщение.

— Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?

Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.

Уроки 60-61. Душа народа русского.

Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Ты и бессильная,

1. Отношение русской революционной демократии к народу.

2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.

II. Слово учителя

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.

Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.

III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы

— Как показано безудержное веселье?

— Какие глаголы использованы?

(Шумит, поет, ругается,

Дерется и целуется

У праздника народ).

Задание.

Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.

Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).

Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет. передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

Задание.

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Что позже — безобразнее:

Все чаще попадаются. )

Вывод.

Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:

Народ суеверен На баб нарядных глядючи,

Быть голоду! быть голоду!

В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому

Мне старший зять ребро сломал. »

Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

А пропился до грошика!

Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:

Источник

Пейзаж в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Пейзаж в поэме играет важную роль. При помощи природы автор подчеркивает особенно важные моменты своего произведения. Так в начале поэмы, когда мужики начали спорить, автор отмечает, что по темному небу ползут темные тучи.

Дальше автор описывает типичные пейзажи, которые можно встретить в России. Там есть и дорога, вдоль которой растут березы, поля, земля неплодородная.

Странники сетуют на то, что зимой было много снега, теперь поля и луга стоят затопленные, нет возможности привезти на поля навоз, чтобы получить осенью хороший урожай хлеба.

В главе «Поп» пейзаж, словно отражает переменчивость жизни простого человека. Сначала с одной стороны идет дождь и там небо покрыто черными тучами, а над крестьянами и попом небо с белыми облаками, светит солнышко. К концу разговора туча с дождем уже приближается к крестьянам, а вдали светит солнце.

В главе «Сельская ярмонка» Некрасов описывает пейзаж плохой для крестьян. Снег растаял, земля голая, без травы, без цветов. Такая земля напоминает мертвеца.

На протяжении всей поэмы мы встречаем разные описания неба, дороги, берез, рек, озер. Каждый раз этим описанием подчеркивается радость крестьянской жизни, если вырос хороший урожай. Тяжесть крестьянской жизни подчеркивают описания затопленных полей, разлившихся рек, скудной на урожай земли.

Сама дорога описывается не столько, как путь, по которому идут мужики, а как жизненный путь, который проходит каждый человек от рождения и до смерти.

Пейзажи играют важную роль в поэме. Без них поэма не была бы такой красивой и полной, как она получилась у Некрасова.

Источник