Меню

Какими средствами музыкальной выразительности рисует композитор образ кармен в балете

Конспект урока по музыке Р. Щедрин «Кармен-сюита»

Обобенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина на основе музыки Ж.Бизе.

Скачать:

Вложение Размер
karmen-syuita.docx 25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №8»

«Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.

— познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;

— проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;

— выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

— развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;

— воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;

— способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);

2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

3. Вступление к балету «Кармен-сюита»

4. Марш Тореадора

5. «Выход Кармен и Хабанера»

6. «Этот мир придуман не нами»»

Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.

Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.

Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?

1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.

Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?

Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».

Учитель: Кто же автор оперы?

  • Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)

Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?

  • Новелла Проспера Мериме «Кармен».( Слайд 2.)

Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.

Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.

I действие. ( Слайд 3.)

У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.

В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.

Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.

Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.

II действие. ( Слайд 4.)

Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.

Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.

Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.

III действие. ( Слайд 5.)

Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.

Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.

Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.

IV действие. (Слайд 6.)

Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.

Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.

Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.

Да-да, композиторов, вы не ослышались.

Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? ( Бале́т ballet ,отballo—танцую)—вид сценического искусства ; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. ( Слайд 7.)

Новое прочтение оперы Бизе.

Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?

Ш. Изучение и объяснение нового материала.

Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)

Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?

(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. ) (Слайд 9.)

Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.

Вспоминаем, что такое транскрипция?

( Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)

Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.

Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:

Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.

В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.

Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?

( Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.

Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе

Что стремился показать Бизе в увертюре?

(Характер героев и сюжет оперы).

Какие темы услышали? Их характер?

Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»

Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?

Какая новая тема появляется во вступлении к балету?

Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)

Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)

Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,

чтобы выделить мелодию. ( Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

( Звучит Марш Тореадора)

Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.

А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.

Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?

Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин

Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?

В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?

Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?

Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.

Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.

1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

3.Какое произведение было взято за основу написания балета?

4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)

5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)

Родион Щедрин. Биография

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.

Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие «акции» наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители — Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования — это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах — фортепианном и композиторском.

С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые «орбиты». Экспериментатор и «рисковый человек» по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.

Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете «Конек-Горбунок», созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:

Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе ««Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)

Источник

Урок 13. Р.К. Щедрин. Балет «Кармен — сюита»

История постановки

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер, мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере «Хованщина». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:

«- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».

Альберто помнил несколько слов по-русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г.Н. Рождественский). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой:

советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Музыка

Майя обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ.

— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе.

Р. Щедрин: «Поначалу я воспринял предложение написать музыку к балетной постановке по мотивам «Кармен» Мериме скептически . лучше Бизе не напишешь, и тема эта так с рослась с его музыкой, что сколько ни усердствуй, а публика будет ждать знаменитой арии Тореадора, считая без нее себя обманутой в лучших ожиданиях . Поэтому я предложил постановщикам взять за основу бессмертную музыку Бизе. Они так и сделали, но, приступив к работе, сразу столкнулись с чисто практическими трудностями. Надо было оперную партитуру приспособить к требованиям танца: кое-где сократить, кое-где перемонтировать куски и так далее. Это нельзя делать автоматически, раня живую ткань музыки. И постановщик Альберто Алонсо попросил меня прийти на репетицию. То, что я там увидел, мне не просто понравилось, но во многом позволило по-новому взглянуть на балет. Я увидел у Алонсо оригинальную лексику, оригинальный язык балета: не знакомые глазу технические комбинации, кочующие из опуса в опус, а настоящий выразительный язык — пластическое выражение мысли. А мысль у него была необычайно яркая, отточенная, концепция спектакля продумана во всех деталях и очень значительна. Меня все это настолько захватило, что я сам предложил сделать инструментальную транскрипцию партитуры. Все остальное шло как-то само собой: я закончил работу за каких-нибудь двадцать дней, так был увлечен».

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Константинович Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью преклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен еще ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли — Майе Плисецкой.

Порядок музыкальных номеров в транскрипции Р.Щедрина :

Вступление

Танец

Первое интермеццо

Развод караула

Выход Кармен и хабанера

Сцена

Второе интермеццо

Болеро

Тореро

Тореро и Кармен

Адажио

Гадание

Финал

Содержание «Кармен-сюиты» в постановке Альберто Алонсо:

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Источник

Образ Кармен

Образ Кармен получает своё развитие в нескольких номерах балета. Первая встреча с Кармен происходит в «Танце» (№ 2), в безудержном движении которого раскрывается её страстность. (В опере эта музыкальная тема открывает народный праздник — корриду.) Танец начинается с постепенного усиления звучания всего оркестра. Тем же приёмом изменения динамики — её угасания — танец заканчивается.

«Выход Кармен и Хабанера» (№ 5) — центральная характеристика Кармен. Выход главной героини у Щедрина — своеобразное вступление к Хабанере — строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание при этом усиливается до ослепительного fff — фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен — это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчёркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

В «Болеро» (№ 8) — этом наполненном безостановочным движением коротком танце — Кармен находится в окружении народа. Композитор с особой силой передаёт импульсивность, непокорность цыганки, изменчивость её нрава.

«Дуэт Тореро и Кармен» (№ 10) следует без перерыва после музыкальной характеристики Эскамильо — «Тореро» (№ 9). Призрачная робкая тема звучит тихо и, словно обессилев под тяжестью страстного и мучительного чувства, постепенно сникает. В какой-то момент она опять набирает силу (крещендо), но обрывается. И начинается вторая волна её развития, которая также не приводит к кульминации. Красочные всплески оркестровых звучностей — щёточки, вибрафон, ударные — усиливают эффект нереальности этого тихого, нежно-интимного диалога Кармен и Тореро. Мелодические звучности становятся всё короче, тише и постепенно истаивают.

«Сцена гадания» (№ 12) — новый этап характеристики Кармен в балете Щедрина. Здесь композитор обращается к жанру пассакальи (от испанского pasar — проходить и calle — улица — музыка торжественно-траурного характера), чтобы подчеркнуть смертельную тоску и ужас Кармен.

Сцена начинается с резких звучностей, предвещающих трагическую развязку. На фоне сумрачного аккордового сопровождения оркестра у виолончелей звучит тема Кармен («Уж если карты мне ответ неверный дали»). Повтор темы усиливается низкими тревожными звучностями аккомпанемента, мелодию ведут струнные инструменты, по эмоциональному строю близкие человеческому голосу.

Напряжение усиливается, вновь возникает обрывочная тема роковой страсти Кармен.

  • Спойте темы Кармен из оперы.
  • Послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете. Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?
  • В чём проявляется оригинальность звучания оркестра Щедрина?
  • Рассмотрите изображения Кармен на иллюстрациях. Каким музыкальным характеристикам героини они соответствуют? Объясните почему.

Источник



Образ Кармен

Образ Кармен получает своё развитие в нескольких номерах балета. Первая встреча с Кармен происходит в «Танце» (№ 2), в безудержном движении которого раскрывается ее страстность. (В опере эта музыкальная тема открывает народный праздник — корриду.) Таней начинается с постепенного усиления звучания всего оркестра. Тем же приемом изменения динамики — её угасания танец заканчивается.

«Выход Кармен и Хабанера» (№ 5) — центральная характеристика Кармен. Выход главной героини у Щедрина — своеобразное вступление к Хабанере — строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание при этом усиливается до ослепительного ƒƒƒ — фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен — это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

В «Болеро» (№ 8) — этом наполненном безостановочным движением коротком танце — Кармен находится в окружении народа. Композитор с особой силой передает импульсивность, непокорность цыганки, изменчивость ее нрава.

«Дуэт Тореро и Кармен» (№ 10) следует без перерыва после музыкальной характеристики Эскамильо — «Тореро» (№ 9). Призрачная робкая тема звучит тихо и, словно обессилев под тяжестью страстного и мучительного чувства, постепенно никнет. В какой-то момент она опять набирает силу (крешендо), но обрывается. И начинается вторая волна ее развития, которая также не приводит к кульминации. Красочные всплески оркестровых звучностей — шеточки, вибрафон, ударные — усиливают эффект нереальности этого тихого, нежно-интимного диалога Кармен и Тореро. Мелодические звучности становятся все короче, тише и постепенно истаивают.

«Сцена гадания» (№ 12) — новый этап характеристики Кармен в балете Щедрина. Здесь композитор обращается к жанру пассакальи (от испанского pasar — проходить и callc — улица — музыка торжественно-траурного характера), чтобы подчеркнуть смертельную тоску и ужас Кармен.

Сцена начинается с резких звучностей предвещающих трагическую развязку на фоне сумрачного аккордового сопровождения оркестра у виолончелей звучит тема Кармен («Уж если карты мне ответ неверный дали»). Повтор темы усиливается низкими тревожными звучностями аккомпанемента, мелодию ведут струнные инструменты, по эмоциональному строю близкие человеческому голосу. Напряжение усиливается, вновь возникает обрывочная тема роковой страсти Кармен.

Источник

какими средствами музыкального выражения Щедрин рисует образ Кармен?

Первый сольный номер Кармен – знаменитая Хабанера. Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.

Вплоть до III-го действия характеристика Кармен выдержана в том же – жанрово-танцевальном – плане. Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора. Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется еще одна музыкальная цитата – известная шуточная испанская песенка. Ее мелодию Бизе связал с пушкинским текстом в переводе Мериме (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии – Сегидилья (испанский народный танец-песня). Сегидилью Кармен отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал. С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки – воеобразие ладовой окраски (сопоставление мажорного и минорного тетрахордов), характерные гармонические обороты (S после D), «гитарный» аккомпанемент. Этот номер не является чисто сольным – благодаря включению реплик Хозе он перерастает в диалогическую сцену.

Следующее появление Кармен – в цыганской песне и танце, которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации – всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

В центре II действия – дуэтная сцена Кармен и Хозе. Ее предваряет солдатская песенка Хозе за сценой, на которой строится антракт этого действия. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.

Начало дуэта пронизано чувством радостного согласия: Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Очень простая, бесхитростная мелодия в народном духе построена на опевании тонических устоев, Кармен напевает ее без всяких слов.
Далее; http://musike.ru/index.php?id=96

Источник

Читайте также:  Что является главным средством общения в человеческом обществе