Меню

Какие средства эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Скачать:

Вложение Размер
Эстетика 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства эстетического воспитания

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств. Б.Т. Лихачев выделил следующие средства: природа, труд, общение, искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников, представленные в виде схемы:

общение природа

живопись Средства искусство

музыка труд игра

Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа . Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Картины природы всегда свежи и естественны. Вечным источником добрых чувств детей называл природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Наиболее доступна для восприятия декоративная красота природы. Это яркие крупные цветки, листья растений, их необычные формы, пестрая окраска насекомых, птиц… Не случайно в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место.

Все, что яркое, что движется, действует, изменяется, звучит, особенно привлекает внимание детей, вызывает эмоции, оказывает благотворное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулирует активную творческую деятельность.

Важным условием эстетического восприятия природы являются наблюдательность и фантазия. Трудно пройти мимо ярких осенних красок деревьев и кустарников, трудно не выразить чувства восторга, восхищения от увиденного. Дети по-своему описывают эту красоту, по-своему выражают свои чувства. Возможно, на первых порах выражение этих чувств будет довольно простым, но и то важно, что ребенок смог увидеть, почувствовать красоту осени, эмоционально ее пережить. Здесь ребенок не всегда бывает удовлетворен таким выражением. На помощь могут прийти художественные произведения о природе, например, стихи И. Бунина, С. Есенина. В этом случае дети воспринимают целостный образ природы, а не цветовые признаки ее явлений. Практика показывает, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит труду , в частности труду учебному, являющимся основным видом труда школьника. Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эстетическую обстановку трудовой деятельности. Правильно организованный труд учителем всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Наибольшее удовлетворение и наслаждение вызывают у человека продукты его труда, слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде.

Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего гражданина, потребителя товаров и эстетически развитого члена общества.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство . Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. Не зря Н.Г. Чернышевский называл произведения искусства «учебником жизни». Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В данном случае речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь.

Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию. Оно является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Такое восприятие окружающего мира нам дает художественная литература.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы. Литература учит воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Например, рассказы и стихи о подвигах, о Родине, о детях Л.Зощенко, С.Маршака. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Музыка обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений, истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на нравственную, эстетическую и умственную сферы детской личности.

Живопись приобщает детей к художественной культуре. Другими словами, изобразительное искусство знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Это знакомство с различными вариантами иллюстраций, изучение художественных источников, связанных с эпохой и местом написания сказки или литературного произведения, создание собственных иллюстраций, разработка декораций, костюмов, кукол для театральных постановок.

Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младшего школьника, в формировании его художественного вкуса, в развитии его творческих способностей. Игра, игровая деятельность младшего школьника создают особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира. В играх наиболее ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Наблюдения педагогов и студентов-практикантов показали широкие дидактические возможности игры в эстетическом воспитании младших школьников. Сегодня все больше создается игр, способствующих развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности по разным предметам. Например, профессор Н.Н.Светловская предлагает такие ролевые, организационно-деятельностные игры, как «Книжный магазин», «Музей природы», «Терем расписной», «Ярмарка слов» и др.

Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

Источник



СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЭВ осуществляется комплексом средств. Средствами ЭВ является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие.

Среди средств ЭВ главное место занимает искусство как наиболее универсаль­ное, концентрирующее в образно-эмо­циональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, при­роды, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Много­образие видов и жанров искусства адресо­вано всем чувствам, способностям челове­ка, его эмоциональному опыту и подсоз­нанию, потребности наслаждаться выра­зительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека.

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному.

Воздействие эмоционально-образного мира искусства, явлений природы и предмет­ной среды расширяется через радио и телевидение, в рамках специальных программ для детей и молодёжи.

Многообразие чувственно-эстетических свойств несёт в себе природа. Пропорции, формы, цветовые соче­тания, их динамика вызывают у человека эстетические переживания, чувства, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении.

Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные воз­можности» и делает ее наглядной для ребенка.

Суще­ственное влияние на настроение, поведе­ние человека оказывает окружа­ющая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает актив­ность, результативность, творческий характер деятельности. Источником и средством ЭВ может стать и трудо­вая деятельность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовле­творение, радость.

Спортивная деятель­ность как средство ЭВ обладает большой эстетической привлекательностью, сочетает достижение физической красоты и духовного, нравственного развития, требует преодоления трудностей. Выпадение физической культуры и спорта из сферы системы ЭВ нарушает гармонию теле­сного и духовного развития человека.

Игра— преимущественно неформальное сред­ство ЭВ, предполагающее разносторон­нюю гибкость человека в проявлении склонностей и способностей творческого характера. Всё чаще игровые ситуации из сферы досуга вносятся в образовательный процесс с целью актуализации полученных знаний, активизации образного мышления, воображения. Игра — первичный и весьма продуктивный способ накопления первых эстетиче­ских впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эс­тетическое отношение к действительности и к искусству.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта— чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрос­лые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и созда­вать красоту вокруг себя — делают эстетику быта средством эстетическо­го воспитания ребенка.

Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладыва­ются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умст­венное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Эстетическое (эстетически направленное) общение — особое условие и средство ЭВ, модель межлич­ностного контакта. Тактичная передача педагогом его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развива­ющего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей. Эстетическое общение в семье — особый мир, могущий по­влиять на формирование художественных интересов детей. Слу­шание грамзаписей, просмотр телепередач, семейные походы в театры, на концерты развивают музыкальность ребенка. А наличие дома музыкальных инструментов активно формирует навыки му-зицирования.

Средством эстетического воспитания является и художественная дея­тельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и са­мостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театра­лизованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн). В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроиз­водящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Прояв­лением художественного творчества могут быть отдельные работы — выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мело­дии, драматизации, танцы, а также хоро­вое пение, театральные постановки, кукольный театр, декоративно-прикладные (вышивка, резьба и т. п.), рисованные и игровые фильмы, дет. радио и т. д.

Все названные выше средства эстетического воспитания — быт, приро­да, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Приотборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учи­тывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные осо­бенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить «золотую середину». Перенасыщение также вредно для развития, как и недоста­ток эмоционального воздействия.

Источник

Средства и цели эстетического воспитания

Эстетическое воспитание имеет своей целью развить в личности творческое мышление, способность к эмоциональному отклику на искусство, понимание его и в целом создать условия для формирования духовных ценностей.

Для реализации организованной деятельности в целях эстетического воспитания используют различные художественно-эстетические средства. По Лихачеву это могут быть:

Указанные средства являются элементами структуры эстетического воспитания (рисунок 1 ).

Рассмотрим подробнее особенности и значение художественно-эстетических средств.

Природа

Природа – значимое средство эстетического воспитания. Природное богатство и разнообразие неповторимо и показывает нам многогранность внешнего мира.

К.Д. Ушинский высказывался так: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Природа как инструмент эстетического воспитания занимает одно из первых мест, но она становится эффективным средством прививания ребенку добрых чувств и творческого мышления только тогда, когда взрослый осознанно и целенаправленно задействует воспитательный потенциал природы.

Особенностью природы служит способность человека воспринимать ее с первых месяцев жизни: красота естественных условий внешнего мира интуитивно понятна и доступна ребенку. По этой причине важно включать в образовательный процесс дошкольного и школьного начального обучения мероприятия, в рамках которых дети будут общаться с природой.

Насыщенность и многообразие красок природы, гармоничные звуки способны завладеть эмоциями ребенка, вызвать положительно-окрашенные переживания, развить восприятие, воображение и стать стимулом для творческой деятельности.

Навык эстетического восприятия природы развивает наблюдательность и фантазию, умение осознавать, называть и выражать возникающие чувства и эмоции. Для полноты картины необходимо также использовать литературные произведения о природе и произведения живописи.

Трудовая деятельность

Деятельность умственного и физического рода оказывает активное влияние на эстетическое развитие. Здесь играют роль все составляющие: сам процесс труда, его содержание и результат, отношения, возникающие в ходе совместной трудовой деятельности. Труд призван привить воспитанникам восприятие таких его эстетических элементов, как ритм, темп, пропорция, навык получать радость от деятельности, создавать комфортную эстетическую обстановку. Последнее связано с грамотной организацией труда: именно она дает возможность испытывать удовлетворение и наслаждение от всего процесса.

Необходимо избегать формирования в сознании восприятия, что труд всегда в тягость: для этого в деятельности должны присутствовать как общественно значимые цели, так и личные; необходимо обучать навыкам планирования и экономии времени; формировать атмосферу увлеченности и вдохновения.

Искусство

Без искусства, конечно, эстетическое воспитание не было бы полноценным. Произведения искусства дают возможность человеку воспринимать мир через образы. Эстетическое воспитание происходит, когда ребенок обучается проживать чувство сопричастности творчеству.

Когда в пространстве свободного времени учащихся присутствует искусство, это наполняет личность детей ценным содержанием, «закрывает» глубинные потребности, делает развитие многогранным. Умение созерцать и получать эмоционально-положительные переживания позволяет получать расслабление, снимать стресс от каждодневной рутинной деятельности. В момент наслаждения произведениями искусства происходит переключение психических состояний, что создает разрядку.

Но воспитание содержит в себе такой обязательный элемент как деятельность. Вот почему важно сделать искусство не просто элементом визуального или слухового восприятия, но и погрузить ребенка в саму среду. Художественная деятельность может быть представлена большим количеством направлений: участие в театрализованных играх или представлениях, декоративно-прикладное творчество, музицирование, изобразительное искусство, танец и многое другое.

Литература — это искусство художественного слова. Овладевая культурой чтения, культурой использования речи, ребенок получает важнейшие навыки: воспроизводить образы в воображении, давать характеристику героям и событиям, осуществлять анализ прочитанного, уметь понятно выразить свою мысль. Литературные произведения дают возможность проживать глубокие и яркие эмоции.

Музыка в качестве инструмента эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение элементарных навыков исполнительства. Музыка также способна зародить в человеке различные чувства, дать возможность их осознанно прожить; развивает музыкальный слух, гармонию, чувство прекрасного.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями, которые формируют навыки практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Человек с развитым эстетическим восприятием способен получить от живописи не менее яркие впечатления, чем от музыки.

Игра давно признана педагогами и психологами высокоэффективным инструментом для развития и становления личности. Игровая деятельность происходит в особом эмоциональном поле, в котором личность ребенка выражается свободно, естественно и по своей воле стремится к познанию и самостоятельности. Игры многообразны, можно сказать, что их количество безгранично, потому что это также и поле для максимального творческого самовыражения. Классифицировать игры можно следующим образом (рисунок 2 ):

Эстетика быта

Выше, говоря о труде, мы упоминали важность правильной его организации. В общем, это относится к любому виду деятельности и быту. Необходимо заложить в воспитанников понимание и потребность создавать красоту и комфорт везде, где они проводят свое время, будь то отдых или обучение. Эстетическая обстановка вокруг поддерживает развитие таких характеристик как самоуважение, достоинство, дисциплина, аккуратность, и на этой основе средства эстетического воспитания дают свои плоды. Если обстановка, в которой ребенок живет и развивается, эстетична, красива; если он является свидетелем красивых, уважительных отношений между людьми; если речь, которая слышится рядом, правильна и чиста, то эстетическое окружение становится нормой, к которой будет появляться стремление. Эстетика быта включает и внешний вид человека.

Эстетика быта – это фон, закрепляющий или разрушающий складывающиеся представления о красоте.

Источник

Читайте также:  Моющие средства условия хранения