Меню

Какие средства художественной выразительности есть в стихотворении благовест

Анализ стихотворения А.К.Толстого «Благовест» (6-9 класс)

Урок литературы 6 — 9 класс. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1466 имени Надежды Рушевой Бимаева Ирина Александровна. Анализ стихотворения А.К.Толстого «Благовест».

Цель: через работу с лирическим текстом, морфологическими средствами выразительности речи (существительными, прилагательными, глаголами…), синтаксическими средствами выра- зительности речи выйти на загадки мастерства А.К.Толстого; углубить знания учащихся о звукописи (роли ассонанса в мелодике стихотворения); развивать умения анализа лирического текста, интерес к поэзии.

На изучение творчества Алексея Константиновича Толстого, одного из замечательнейших поэтов Х I Х века, лирику которого отличает тонкий психологизм и глубина повествования, в школе отводится недостаточное количество часов. Поэтому данный урок можно провес-ти за счет урока русского языка, как урок развития речи — урок анализа текста художест-венного произведения. Стихотворения поэта ребятам нравятся, волнуют и завораживают. Анализ лирического текста поможет им разобраться, в чем заключается притягательность поэзии А.К. Толстого, познакомиться с его произведениями поближе, вдуматься в строки стихотворений, слова, их необыкновенное звучание, заглянуть в тайны «мастерской», понять, чем лирика поэта так трогает нас.

Для работы выбираем стихотворение «Благовест», входящее в перечень обязательных произведений по литературе.

«Благовест» — непривычное, красивое слово, само по себе уже загадочное. Для уточнения лексического значения обращаемся к словарю, из которого узнаем, что « благовест (благая весть) — церковный звон одним большим колоколом», [1] представляет долгие, спокойные удары перед началом службы. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону»[2] .

Стихотворение никого не оставляет равнодушным, завораживает и зачаровывает. Чем внимательнее вчитываешься и вслушиваешься в него, тем больше открываешь для себя красоту образов и звуков. Действительно, звуков. Удивительно, но за словами «Благовес-та», образами, которые рождают эти слова, слышится настоящий колокольный звон. Сти-хотворение хочется читать медленно, протяжно, даже петь.

Ставим перед собой задачи: В чем заключается секрет автора? Как ему удалось сделать так, что слова передают звуки? А именно, звучание колокола, которое слышится при чтении?

«Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. »

Понаблюдаем за предметным рядом стихотворения : дубрава — храм — колокола. Автор описывает свой особый мир, уединенный от забот и суеты. Толстой был человеком верующим. В сложные минуты жизни он обращался к Богу, ища у него поддержки. Зеленая молодая дубрава, белый, высокий храм, видный отовсюду, блеск крестов на пяти его куполах. Такой видится первая строфа. Лирический герой сразу же попадает в обстановку гармонии природы и умиротворения, чему способствуют данные существительные.

Во 2 строфе предметный ряд не такой торжественный и радостный: звон — могилы.

«Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!»

Автор использует эпитеты: «призывный», «дивно», «уныло». « Дивно» и «уныло» — это контекстные антонимы: «дивно» – прекрасно, чудно. « Уныло» — печально, грустно.

Если первая строфа легкая, красивая, светлая, то здесь, во второй, появляется какое-то беспокойство, тревога. «Дивно» — хорошо, «уныло» — тоскливо, плохо.

Могилы напоминают о том, что человек не вечен. И звон, может быть, не совсем радост-ный, а в какой-то степени даже печальный. У автора «гудит уныло», но удивительно-«див-но». Прекрасная печаль, чудная грусть.

В первом стихе второй строфы находим инверсию: «звон призывный». Призывный — зову-щий. Зовущий в храм? Или выше?

«К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край родимый…»

В 3 строфе только одно существительное, здесь автору важны глаголы: «тянет», «зовет», «манит». Кажется, что они близки по значению (в какой-то степени их можно было бы на-звать синонимами), но это не совсем так.

Тянуть — влечь, привлекать. Звать — просить прийти. Манить — подзывать, делая какие-либо знаки.

Глаголы усиливают действие, достаточно настойчиво добиваясь принятия какого-то реше-ния, по всей вероятности, важного для лирического героя, возможно, еще не совсем готового к этому. Наречие «неодолимо», являющееся эпитетом, способствует этому.

Существительное, хотя и одно, выполняет важную задачу, связывая третью и четвертую строфу, повторяясь в ней: «Край родимый» — «край благодатный». А.К. Толстой использует инверсию, которая, останавливая наше внимание на прилагательных «родимый» и «благодатный», помогает почувствовать любовь автора к родным местам.

«Благодатный» — несущий, дающий благо, добро, счастье, исполненный божественной бла-годати. Слово «благодать» — церковное, им обозначаются Дары Духа Святого, значит, бла-годатный — исполненный воли и силы, полученных свыше…

В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.

Кажется, что лирический герой находится в гармонии с собой, с окружающим миром, но это не так.

«В край благодатный, Забытый мною, — И, непонятной Томим тоскою…»

«Забытый мною» — инверсия, помогающая понять, почему на душе у автора нет спокойст-вия. Родной край им забыт или далеко от него, и поэт, кажется, испытывает от этого стра-дание.

А может быть, храм является для автора родным домом, и только в нем он чувствует себя защищенным?

Читаем пятую строфу:

«Молюсь, и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого».

Возможно, лирический герой нарушил какую-то заповедь, совершил грех, и это мучитель-но для него. Нас убеждает в этом целый ряд глаголов: «томим тоскою», «молюсь», «ка-юсь», «плачу», «отрекаюсь». А повтор местоимения «я» говорит о том, что грех осознан, выстрадан именно им.

От «дела злого» — еще одна инверсия. Мы видим раскаяние героя и облегчение его души от этого.

«Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные».

В шестой строфе автор рассказывает о том, что он, странствуя в мечтах, летит через прост-ранства. « Мечта чудесная», «пространства небесные» — инверсия. И существительные, и прилагательные создают ощущение простора, свободы, полета.

«И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает». Там, далеко, ли-рический герой счастлив. Там ему радостно и хорошо.

Вместе с ним и мы испытываем чувство умиротворения, душевного спокойствия и счас-тья.

«Сердце дрожит и тает», но радость лирического героя недолговечна, она длится всего несколько мгновений и заканчивается, когда перестает звонить колокол: «пока звон бла-гостный не замирает». Мечта не вечна. Реальность происходящего, заботы возвращают лирического героя в суетный мир. Там, в небе, все спокойно, понятно, благостно. Здесь, на земле, человек мечется, ошибается, страдает.

Читайте также:  Какими бывают средства производства

Кажется, что колокол способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя задуматься над смыслом жизни, потому, что обладает, как считает православная церковь, особенной чудесной силой, очищающей душу человека от страданий и искушений.

Немного о колокольном звоне. Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. По мнению В.Н.Ильина: «Мелодия в собственном смысле слова отступает на задний план или же совершенно исчезает» [3]. Отсюда главное достоинство колокола — его благозвучие. «Звонящей молитвой» называл русские колокола американец Эдвард Вильямс , покоренный звучанием колокола [4]. «Серебряные голоса колоколов не стареют с годами. К их голосу прислушивается народ, каждое их слово, открытое, громкое слышно всем, каждая их речь понятна людям. Неизменная народная любовь сопровождает всю их жизнь» [5] .

Стихотворение завораживает образами, красотой слов, звучанием. Этому способствует и размер, которым оно написано. Двухстопный ямб помогает автору воспроизвести, а нам почувствовать, звон колокола, зовущего в храм.

Неудивительно, что ритм стихотворения напоминает колокольный звон. А фонетика по-могает понять переживания автора и услышать колокол в чередовании и повторении зву-ков. А.К. Толстой обладает «душевным слухом» и «душевным зрением»: он видит «неви-димые формы» и слышит «неслышимые звуки». Подтверждение этому мы находим в его стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!»:

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света,

Но передаст их лишь тот,

Кто умеет и видеть, и слышать.

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Говорим о звукописи . «Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произве-дению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различ-ных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома» [6], у Толстого – звучание колокола.

«Обычно в стихотворении повторяются несколько звуков. И чем их больше, чем яснее они слышатся, тем музыкальнее, красивее текст. У А.К. Толстого текст «звучит», «поет» коло-колами» [7] . Нужно только прислушаться и последовать совету поэта:

Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,

И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки

Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,

Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи…

Последуем совету мастера, понаблюдаем за гласными, чтоб «созидая потом, мимолетное помнить виденье».

Обратимся к гласным в «Благовесте»:

Общее количество гласных (147), звуки а и и заметно преобладают (61 — а , 43- и. Вместе 104). Именно они, долгие и протяжные, помогают, как нам кажется, воспроизвести коло-кольный звон.

Находим в словаре значение ассонанса: «…повторение гласного, стоящего под ударени-ем, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание — более мело-дичным» [8] .

Таким образом, мы воспринимаем звучание колокола и словами, и звуками, слышим его музыку. А «музыка, — по словам И. С. Тургенева, — это разум, воплощенный в прекрасных звуках». [9] Разум ее автора, творца, Алексея Константиновича Толстого.

На первый взгляд все просто, но за этой кажущейся нам простотой — целый мир сложных человеческих чувств, переживаемых лирическим героем, своеобразный монолог, разговор с самим собой, поиски истины и желание разобраться в волнующих тебя вопросах. И по-нимаешь, что за всем этим — сам Алексей Константинович Толстой, человек с большой душой, чутким сердцем, со своими радостями и печалями. Читаешь его стихи и радуешь-ся, вместе с ним постигаешь мир, веришь в добро и красоту.

Без сомнения, автор — настоящий художник, волшебник слова, видящий его, чувствую-щий, передающий свое понимание мира нам, читателям.

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.6-е, стереотипное. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1964.

[2] Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова .- М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007.

[3] Ильин В. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Путь. — 1931. — № 26. — С. 114-118.

[5] Статья о религии и культуре. Голос колокола в судьбе народа и в музыке отечествен-ных композиторов. Л. В. Чернова и М. Е. Сорокина. Екатеринбург, 2012 год.

[6] Музыкальный энциклопедический словарь . Под ред. Г.В.Келдыша. – М.: Советская энциклопедия , 1990 .

[8] Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.

[9] Толстой А. К. Собрание сочинений в 4 т. М.: Правда, 1980.

Источник

«Благовест» — анализ стихотворения А.К. Толстого

История создания

А. К. Толстого — поэт, драматург и переводчик середины XIX века. В первую очередь был известен как сатирик, чьи произведения обличали пороки существующей власти, из-за чего при жизни его практически не признавали. Но его сатира была направлена не только на общественные недостатки, но и собственные, например, как показывает, анализ стихотворения «Благоразумие», автор соглашается, что сам далеко не бесстрастен, благоразумен и смиренен.

Но были у него и серьезные работы на религиозную тематику. Стих «Благовест» Толстой написал в 1840 году. До этого времени Алексей Константинович находился за пределами России. За границей он находился по долгу дипломатической службы. Поездки отнимали много времени, и по возвращении в Россию Толстой испытывал радостные чувства.

Стихотворение «Благовест» тесно связано с религиозностью автора. Он считал, что православие привито русскому человеку на генетическом уровне. Поэтому стоит вернуться на родину и услышать звон церковных колоколов, как сразу хочется плакать и каяться. Храмы были напоминанием о том, как важно очищать душу и избавляться от грехов.

Читайте также:  Что такое заемные средства в бухгалтерском балансе определение

Краткое содержание

Лирический герой видит среди дубравы пять куполов храма. Он слышит звон колоколов, который слышится через могилы, но он такой унылый. Но несмотря на это он тянет и манит, зовет идти в храм.

Для лирического героя это не только призыв посещать церковь. Это место ассоциируется у него с родным краем. О нем он вспоминает всегда, даже когда находится в другой стране. Герой тоскует по родным местам. Стоит ему услышать звон колоколов, как он сразу начинает молиться, каяться и плакать. После этого герой сразу отрекается от всего плохого.

Колокольный звон вызывает эйфорию и мечтательное состояние.

Лирический герой покидает материальный мир и его мысли далеко за пределами сущего. Сердце наполняется радостью и дрожит. Такое состояние сохраняется пока звенят колокола.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре лирики. В тексте присутствуют эмоции, чувства и переживания. Автор затрагивает религиозную тему и предельно честно описывает свои мысли. Текст написан двустопным ямбом — этот размер напоминает перезвон колоколов.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Описание православного храма.
  2. Чувства героя, который услышат благовест.

Структура текста очень необычная. Первые два четверостишья представляют законченные предложения, одно из них содержит восклицания. Вторая часть — это развернутое предложение. Такой прием позволяет Толстому создать ощущение, что человек говорит на одном дыхании.

При написании стихотворения поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает храм пятиглавым, звон призывным, храм родимым;
  • олицетворение — Толстой рассказывает о сердце, которое дрожит и тает, а также о музыке колоколов, которые зовут и манят;
  • ассонанс — повторение звуков [А] и [О] позволяет акцентировать внимание читателя на чувствах героя.

Толстой непросто описал, что испытывал при виде храмов. В тексте можно найти множество отсылок к биографии поэта. В детстве бабушка часто водила его в церковь. Но будучи уже взрослым, находясь в Санкт-Петербурге, Толстой испытывал противоречивые чувства.

С одной стороны, храмы напоминали ему о детстве, с другой — о не самом приятном периоде жизни. Отец оставил семью Алексея в детстве и мальчик рос без папы. Поэтому звон колоколов для него связан с радостью и тоской.

Поэту было в чем каяться. У него была продолжительная любовная связь с замужней женщиной. Их отношения стали причиной обсуждения в салонах Санкт-Петербурга. Но раскаяние освобождает его душу от переживаний и ему становится легко. Ему удалось перестать обижаться на сплетни и обсуждения.

Стихотворение «Благовест» Толстого наполнено чувствами. Оно основано на реальных событиях и содержит множество откровений от автора.

Центральная тема произведения — связь родины и религии. Русский человек не может представить своей жизни без православных храмов.

Именно они являются вечным символом родины, которая всегда будет напоминать о любимых местах.

Источник

Анализ стихотворения «Благовест» Толстого

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.

История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.

Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а вторая рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно – философскими элементами.

Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.

Эпитеты“храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.

Олицетворения“звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Читайте также:  Как не потеть домашние средства

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает” .

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

Источник



«Благовест» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – тема, эпитеты, рифма, средства выразительности

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.

История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.

Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно–философскими элементами.

Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.

Эпитеты“храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.

Олицетворения“звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

Источник

Стихотворение Толстого — Благовест. какие здесь есть художественные приёмы

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

Ассонанс: В край благодатный, Эпитеты: «Храм пятиглавый» , «Мечтой чудесною» , метафоры. .
Забытый мнОю, —
И, непонятнОй
Томим тоскОю,

Анафора : и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я

Ассонанс: В край благодатный, Эпитеты: «Храм пятиглавый» , «Мечтой чудесною» , метафоры. .
Забытый мнОю, —
И, непонятнОй
Томим тоскОю,

Анафора : и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я

Ассонанс: В край благодатный, Эпитеты: «Храм пятиглавый» , «Мечтой чудесною» , метафоры. .
Забытый мнОю, —
И, непонятнОй
Томим тоскОю,

Анафора : и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я

Ассонанс: В край благодатный, Эпитеты: «Храм пятиглавый» , «Мечтой чудесною» , метафоры. .
Забытый мнОю, —
И, непонятнОй
Томим тоскОю,

Анафора : и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я

Источник