Что такое Средства выразительности
Средства выразительности — это тропы и фигуры речи, которые украшают речь, приносят выразительность, эмоциональность и яркость.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка | |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний | |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Источник
Какие бывают средства выразительности речи
Что такое выразительность речи
Выразительность речи — это то самое свойство русского языка, которое известно во всем мире. Благодаря своей красочности, поэтичности и обилию средств выразительности русский язык является одним из самых сложных для изучения, но вместе с тем и очень красивым.
Какие средства используются для ее увеличения
Для повышения выразительности речи в русском языке существуют следующие способы:
Виды средств, приемы и примеры предложений
Рассмотрим каждый вид более подробно. Эти знания необходимы всем школьникам для анализа литературных произведений.
Лексические средства выразительности
Лексические средства русский человек неосознанно использует наиболее часто. К ним относятся несколько категорий лексики:
- тропы (специальные лексические приемы, которые изучаются в теории литературы);
- архаизмы (слова, относящиеся к устаревшей лексике, например: ланиты, десница, велеречивый);
- историзмы (лексика, имеющая отношение к конкретному периоду в истории государства или мира: забрало, пращ, бояре, вече);
- фразеологизмы (идиомы, например: души не чаять, рукой подать);
- диалектизмы (лексика, употребляемая на конкретной теории — часть страны, определенная область и т.п.: курень (дом), цибарка (ведро), кочет (петух);
- жаргонизмы (лексика, используемая определенной социальной группой людей: кент (модный парень), точить (кушать), облом (неожиданно плохой результат);
- неологизмы (новые слова, недавно вошедшие в состав русского языка: граффити, блогер, секьюрити).
Подробнее остановимся на тропах.
Литературным тропом называется такое выражение, в котором слово или словосочетание употреблено в непрямом (переносном) значении для достижения эффекта выразительности.
К основным наиболее часто встречающимся литературным тропам относятся:
- Аллегория. Абстрактное понятие, которое способствует раскрытию образа: «Ну, ты лиса!».
- Гипербола. Применяется для умышленного преувеличения: «Слезы текут ручьем».
- Литота. Литоту используют, наоборот, для преуменьшения: «Ты прям дюймовочка в этом платье!».
- Сравнение. Прием, который используется для сравнения одного предмета или явления с другим: глаза как звезды, ледяное озеро словно зеркало и т.п.
- Метафора. Более сложный прием сравнения, основанный на какой-либо аналогии, без использования сравнительных союзов: подошва горы, небесный купол, шепот волн и т.п.
- Метонимия. Данным термином называется умышленное сокращение слов в тексте с целью избежать тавтологии или сократить и так понятное. Например, книги Льва Толстого (книги, написанные Львом Толстым).
- Синекдоха. Так называется литературный прием, используемый для названия целого по какой-то одной его части: Потребитель выбирает качество (имеются в виду все потребители).
- Перифраз. Образный оборот, который используется вместо какого-либо слова: царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (Лермонтов).
- Ирония. Выражение с противоположным смыслом, которое является скрытой насмешкой. Например, известное выражение Фаины Раевской: «Если больной хочет жить, врачи бессильны».
- Эпитет. Эпитетом называют образную характеристику предмета или явления за счет употребления яркого определения: кровавый закат, лазурный небосклон, жемчужный ручей и т.п.
- Олицетворение. Перенос свойств живых объектов на неживые: ветер спит, деревья шепчут, лес молчит и др.
Фонетические средства выразительности
Фонетические средства выразительности особенно нужны тогда, когда текст предназначен для чтения вслух.
Основными фонетическими средствами являются:
- Аллитерация (повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (звук [з]).
- Ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков: «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» (звук [э]).
- Эффект звукозаписи, звукоподражания: «Как свистит могучий ветер! Ветер знает все на свете! Ураган, а может, бриз, бриз, слышен свист его — с-с-с, с-с-с! с-с-с, с-с-с!».
Синтаксические (стилистические фигуры речи)
Синтаксические конструкции также могут быть использованы для усиления выразительности речи.
К основным стилистическим фигурам речи относятся:
- Анафора. Повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений. Примером использования этого приема могут служить строки Цветаевой: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. ».
- Антитеза или противопоставление. Чаще всего используются антонимы: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. ».
- Градация. Расположение близких по значению слов в порядке их нарастания или ослабления. Например, в стихотворении Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым».
- Инверсия. Прием нарушения привычного порядка слов в предложении. Например, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
- Лексический повтор. Намеренное повторение одного и того же слова для усиления эффекта: «Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!».
- Многосоюзие. Умышленное повторение одного и того же союза: «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
- Оксюморон. Оксюмороном называется сочетание несочетаемых по смыслу слов, например, прием использован в названии романа Н. Гоголя «Мертвые души».
- Парцелляция. Прием деления фразы на отдельные части или даже слова: «На дворе осень. Поздняя».
- Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа (утвердительное по смыслу и вопросительное по форме утверждение). Например, «Кто из нас в детстве не рвал штанов?».
- Риторическое обращение. Обращение к какому-либо лицу или предмету, носящее условный характер. Например: «Потому что, как сердце, — земля навек одна у тебя, человек!».
- Синтаксический параллелизм. Одинаковое построение соседних предложений или фраз. Примером могут служить строки А. Ахматовой: «Не от того, что зеркало разбилось, не от того, что ветер выл в трубе, не от того, что в мысли о тебе уже чужое что-то просочилось, — не от того, совсем не от того я на пороге встретила его».
- Умолчание. Намеренный обрыв высказывания, как правило, спровоцированный взволнованностью речи и предполагающий, что читатели догадаются о несказанном. Например: «Жребий ваш… но к чему повторять то, что даже ребенку известно».
- Эллипсис. Пропуск слов в предложениях, легко восстанавливаемых из контекста. Примером могут служить строки К. Чуковского: «Я — за свечку, свечка — в печку. ».
- Эпифора. Эпифорой называют повтор слова в конце нескольких фраз или предложений: «Я всегда это знала, ты тоже знал, мы оба это знали. ».
Преимущества использования средств выразительности
Мы познакомились с основными средствами выразительности русского языка, которые, в основном, используется в художественном тексте. Осталось ответить на самый главный вопрос: для чего же они нужны?
- Чтобы сделать текст или речь яркой, красочной и эмоциональной.
- Чтобы придать устному или письменному тексту авторское своеобразие, донести читателям самые тонкие образы и мысли автора.
- Чтобы передать основную суть, квинтэссенцию текста.
- Чтобы показать свое отношение к описываемому предмету или явлению, обрисовать комичность или гротескность ситуации.
- Чтобы создать в сознании читателей красочные, детальные образы персонажей и происходящих событий.
Источник
➤ Adblockdetector