Меню

Конспект урока моющие средства для стирки белья

Моющие средства

Познакомить с разнообразием моющих средств используемых при уборке в доме.

Научить пользоваться моющими средствами для экономии сил и времени, соблюдая технику безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Моющие средства»

Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванны, санузла

Познакомить с разнообразием моющих средств используемых при уборке в доме.

Научить пользоваться моющими средствами для экономии сил и времени, соблюдая технику безопасности.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к чистоте, уважение к труду.

Учить замечать недостатки в работе, анализу действий, развивать целенаправленность в работе.

Методическое оснащение урока:

Выставка моющих средств,

Кафельная плитка с различными видами загрязнений

Спецодежда для выполнения практической работы (фартуки, резиновые печатки)

Губки, салфетки для выполнения практической работы

Инструкционно-технологические карты (для выполнения практической работы).

Информационные карты (советы от Золушки)

II. Актуализация опорных знаний:

На уроках СБО мы много говорили о соблюдении чистоты,

Чему мы научились: изучая раздел “Личная гигиена”? (Ухаживать за телом, содержать его в чистоте, чтобы быть здоровыми).

Мы знаем, что нужно мыть обувь и стирать одежду, чтобы выглядеть опрятными и здоровыми.

Когда мы готовили кушать, чему мы научились? (тому, что овощи, фрукты, мясо, рыбу, крупы перед приготовлением или употреблением в пищу необходимо тщательно мыть).

А как вы думаете, кухня, где мы готовим пищу, нуждается в чистоте? (да)

А туалет и ванна, где мы приводим в порядок себя, свою одежду и обувь, нужно мыть? (да).

Ребята, а как вы понимаете пословицу: “Чисто не там где убирают, а там где не сорят”, (в нашем случае не марают)

Ежегодно на Землю падает около 300 тысяч тонн космической пыли, миллионы тонн пыли образуются в результате деятельности населяющих ее организмов и человека в первую очередь. Эта пыль просто приводит в отчаяние. Что нужно делать, чтобы не образовывалась пыль?

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

А) Тема нашего урока “Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, ванны”. Слайд2

Б) Наша задача познакомится с различными видами моющих средств и научится ими пользоваться в соответствии с инструкциями.

Что только ни использовали наши далекие предки в целях гигиены. Например, очищение речным песком, молоком, золой. Кроме того, использовались некоторые растения, которые от природы обладают “мылящимися” свойствами – Мыльнянка, кора ореха. Каждый из предшественников современного мыла выполнял свою узкую функцию: очищал грязь, например, с натурального шелка, помогал “выбивать” грязь из одежды, но был далеко не универсален и почти не подходил для мытья тела человека.

По легенде растопленный в процессе действа животный жир смешивался с золой от жертвенного костра, благодаря этой смеси одежда становилась более чистой. Не мудрено, что в итоге первое мыло стали считать даром богов, которые те принесли человечеству в обмен на щедрые жертвы.

До сих пор неизвестно, как появилось самое первое древнее мыло, есть много теорий на этот счет…

Наиболее разумной представляется теория, согласно которой первое упоминание мыла связано с именем горы Сапо (“soap” – мыло), на которой в Древнем Риме приносили жертвы богам.

Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разные глины, растения. Стирка была трудным делом, и занимались ею чаще всего мужчины. Тем не менее известно, что «на поток» производство моющих средств было поставлено в средневековой Италии. В Росси первое мыло появилось в 15 веке, а рассвет мыловарения пришелся на эпоху Петра 1. С тех пор в России используют моющие средства для стирки белья и личной гигиены.

Мы живем в настоящее время, в наших магазинах большое количество различных моющих средств. Как в магазине правильно выбрать моющее средство , которое нужно вам для уборки в доме. Главное значение МС – удалять загрязнения с поверхностей, расшиплять жир и бороться с микробами.

Моющие средства разделяют по назначению, консистенции, видам моющего вещества, содержанию моющего вещества и другим признакам.

По назначению моющие средства делят на:

-специальные (медицинские, технические и др.).

По консистенции различают моющие средства

— твердые (куско­вые, гранулированные, порошковые),

СМС- высокоэффективные моющие средства, легко дозируются, хорошо растворяются в воде, проявляют моющие средства при комнатной температуре.

Чистка туалета – это далеко не самый приятный этап домашней уборки, но если подойти к работе со знанием дела и помнить основные правила, она не отнимет много сил и времени. Старайтесь делать уборку в туалете как минимум каждые 3-5 дней, а также оставлять его в порядке после каждого использования.
Используйте профилактические средства, такие как подвески или туалетные блоки, для поддержания гигиенической чистоты в унитазе между большими уборками.
Не пренебрегайте перчатками во время уборки, они обеспечат защиту Вашим рукам при взаимодействии с химическими средствами.

К средствам защиты относятся:

Халат или фартук, косынка

Очки
Со всеми этими ужасными и вредными загрязнениями нам помогут справиться моющие средства. Какими же свойствами они должны обладать? (удалять жир, въевшиеся и пригоревшие пятна, и другие трудновыводимые загрязнения , а главное бороться с микробами.)

Игра «Волшебная коробка».

В коробке лежат: металлическая мочалка, губка, полотенце и тряпочка.

— Как вы, думаете, для чего нам нужны эти вещи?

(для мытья посуды).

Поддерживать порядок на кухне можно, соблюдая следующие рекомендации:
1. Убирай пищевые отходы со стола в ведро с крышкой
и ежедневно выноси их в мусоропровод или специальные баки;
2. Посуду, которая была использована для приготовления
пищи и сервировки стола, вымой сразу.

Для чистки, мытья и дезинфекции газовых и электрических плит, раковин и керамической плитки применяют специальные чистящие средства, пользоваться которыми необходимо согласно инструкции, указанной на упаковке или этикетке.

Читайте также:  Какими первичными средствами пожаротушения следует обеспечивать места варки битума ответ

Помимо ежедневного поддержания порядка на кухне следует три-четыре раза в год про водить генеральную уборку помещения

В каждой квартире на кухне установлены вентиляционные устройства.
Необходимо следить за состоянием вентиляционных решеток, регулярно очищать их пылесосом или щеткой.

Особое внимание следует уделять состоянию воздуха в кухне — он всегда должен быть чистым. За 5-10 минут проветривания можно полностью освежить воздух в помещении.

Это особенно важно для кухни, оборудованной газовой плитой или газовой колонкой.

Грязные брызги, ржавые подтеки, грязь с рук и обуви технического происхождения.

1. Как вы думаете, если моющие средства могут растворять техническую грязь, жир, убивать микробы, не принесут ли они нам вред, если попадут на кожу рук или слизистую оболочку глаз, рта, дыхательных путей?

-Конечно, могут навредить, например, очень опасно вдыхать пары хлора, можно обжечь слизистую оболочку носа.

Работа с чистящими средствами без перчаток высушивает кожу рук, очень опасны эти средства для маленьких детей.

Давайте сделаем вывод, как же мы будем с этими средствами работать?

1. Не допускать попадания моющего средства на слизистую оболочку дыхательных путей.

2. Работать с моющими средствами в резиновых перчатках. После работы вымыть руки и смазать их увлажняющим кремом.

3. Не допускать попадания моющего средства в глаза, если это случилось, срочно промойте глаза большим количеством воды.

4. Храните моющие средства в недоступном для детей месте.

5. Использовать моющие средства только в соответствии с прилагаемой инструкцией.

(правила последовательно вывешиваются на доску, чтобы активировать зрительную память учащихся)

Роспись учащихся в тетради по инструктажу за соблюдение техники безопасности при работе с моющими средствами.

Задание №5 Найти логические ошибки в тексте.

Перед началом работы нужно одеть платье, косынку, перчатки. Приготовить кастрюлю и тряпку. Налить молока в ведро. Добавить в воду соль. Начинать мыть полы с середины коридора. Мусор с пола собирать при помощи метлы и совка. После работы необходимо прополоскать халат. Рабочий инвентарь убрать в книжный шкаф. Руки после работы помыть шампунем и нанести увлажняющий ……

Сейчас я покажу вам, в каких формах и упаковках выпускает наша промышленность моющие и чистящие средства.

Показать натуральные моющие средства в различных формах упаковки на вид, ощупь, цвет, запах. (соблюдая осторожность и выполняя ТБ)

Обратить внимание учащихся на экономичные упаковки, но не практичные в употреблении и наоборот.

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков.

1. Определить назначение моющего средства. (по названию, по картинкам на упаковке, по инструкции по применению).

2. Найти в инструкции меры предосторожности при работе с моющим средством.

3. Найти и прочитать способ применения данного средства.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (о различных видах моющих средств.)

Чему учились? (как пользоваться моющими средствами)

Что больше всего понравилось на уроке?

Пригодятся ли полученные сегодня знания вам в повседневной жизни? Понравилась вам форма проведения урока? Комфортно ли вам работалось в группах? Оцените своё отношение к уроку написав на листочке какое мыло соответствует вашему настроению в данный момент. Мыло с запахом ландышей, если урок понравился, мыло хозяйственное, если вам всё равно и дегтярное мыло, если вам было скучно и неинтересно.

Источник



Тема урока «Ручная стирка .Отмеривание необходимого количества моющего средства .

Дать детям представление от ом, зачем одежду нужно держать в чистоте, формировать зания о правилах ухода за одеждой.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Ручная стирка .Отмеривание необходимого количества моющего средства .»

Тема урока «Ручная стирка .Отмеривание необходимого количества моющего средства .

Дать представление о том, почему нужно содержать в чистоте одежду и обувь.

Формирование знаний о правилах ухода за одеждой.

Упражнять в умении стирать белье.

Упражнять в отмеривании моющего средства

Учить развешивать белье после стирки.

Воспитывать самостоятельность в труде.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Развивать умение ориентироваться в задании, определять и соблюдать план работы, контролировать ее результаты.

Коррекция и развитие моторики посредством ручной стирки.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: Тазики с водой, мыло, грязная одежда (нелиняющие футболки для стирки), прищепки и верёвка для сушки белья,

Учитель. Здравствуйте, ребята. Прозвенел для всех звонок, начинаем мы урок. А начинаем мы его с приветствия «Все захлопали в ладоши». Дети выполняют ритуал приветствия.

Учитель. Я прочту вам стихотворение, а вы мне скажете, о чём мы будем говорить далее.

Затеял чистюля-енот постирушку.

Воды натаскал из речушки в кадушку,

Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска,

Рубашку, носки и штанишки в полоску.

Корыто пушистая пена накрыла.

Енот не жалел ни усилий, ни мыла,

И тщательно тёр о стиральную доску

Рубашку, носки и штанишки в полоску.

Синил незабудкой, душил медуницей,

Потом полоскал родниковой водицей,

И вешал на кустик сушиться к овражку

Штанишки в полоску, носки и рубашку.

А рядом с енотом, в грязи по колено,

Жила-поживала грязнуля — гиена.

Неряха вещей не стирала упрямо,

И пахла она, как помойная яма.

Енот не водился с грязнулей — гиеной,

Поскольку она не дружна с гигиеной.

А тот, кто не хочет прослыть замарашкой,

Стирает носки и штанишки с рубашкой.

— О чём же мы будем с вами говорить?

— Правильно о гигиене нашей одежды. К личной гигиене относится не только уход за телом, но и уход за одеждой. Ребята, а как нужно ухаживать за одеждой?

— Гигиена одежды подразумевает регулярную стирку вещей, а также правильный уход во время их носки. Следует ежедневно менять носки, гольфы и чулки во избежание неприятных последствий. Также необходимо каждый день менять нательное белье после приёма душа. Запрещается ношение чужой одежды и обуви.

Читайте также:  Дезинфицирующие средства от мышей

Учитель: Свою одежду нужно содержать в чистоте. «Кто аккуратен, тот людям приятен».

Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно… Самому.

Сам не знаю, почему.

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я – (неряха) .

Как вы понимаете слово «Неряха»? Какой он?

Дети. Неряха – это неопрятный, неаккуратный человек и т. п.

Учитель. Что нужно делать, чтобы не стать неряхой?

Учитель. Одежда должна быть всегда чистой, выглаженной. Для этого её нужно заботливо хранить, бережно носить и умело ухаживать за ней. Как лучше сохранить школьную форму, чтобы она вам прослужила долго?

Дети. Школьную форму нужно переодевать после уроков, чистить, хранить в шкафу на вешалке. Стирать по мере загрязнения.

Учитель. Правильно. Главное условие – снимать платье или костюм после возвращения домой. Пришёл из школы — сними школьную форму и одень домашнюю одежду. Школьную форму вычисти и повесь в шкаф на вешалке.

Учитель. Скажите, в чём можно стирать бельё?

Дети. В тазу, корыте, ванне, стиральной машине.

Учитель. Давайте с вами вспомним правила стирки:

— Хорошо намочить вещь и мыло в воде.

— Намылить мылом одежду до образования пены.

— Положить мыло и стирать бельё.

— Прополоскать в мыльной воде и хорошо отжать.

— Прополоскать в чистой воде и хорошо отжать.

— Повесить сушиться на верёвку и прикрепить прищепкой.

Учитель. Сегодня мы с вами проведём практическую работу по стирке повседневной одежды. Все вы приготовили для стирки свои футболки. Предлагаю вам их опустить в приготовленные тазики, предварительно разведя в воде небольшое количество порошка и намылив наиболее загрязнённые места футболки. Этот процесс называется Замачивание.

Составление плана работы. Знакомство с последовательностью стирки (показ всех приёмов)

Отмерить 1 столовую ложку порошка.

Налить в таз 2 ковшика тёплой воды, приготовить моющий раствор.

Постирать бельё на руках.

Налить холодной воды и прополоскать бельё.

Повесить сушить вертикально.

4. Закрепление. Сильные учащиеся проговаривают и расставляют последовательность стирки на доске. Затем это же задание могут выполнить более слабые.

Напомнить учащимся правила техники безопасности при работе со стиральным порошком.

Техника безопасности: осторожно обращаться со стиральным порошком, не брать в рот, не вдыхать, не использовать порошка больше нормы.

Учитель. Но перед тем как приступить к стирке ещё раз вспомним ТБ и последовательность ручной стирки.

Дети. Нельзя брать в рот или вдыхать стиральный порошок. Использовать порошок только в нужном количестве. \Далее все действия дети сначала проговаривают \.

– Отжимаем замоченное бельё.

– Наливаем чистую тёплую воду.

– Готовим моющий раствор.

– Стираем бельё на руках.

– Наливаем холодную воду и прополаскиваем бельё.

– Повесить сушиться вертикально.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по составленной схеме.

Если кто-то затрудняет в выборе следующего действия, обращать внимание на схему (на доске).

Анализ выполненной работы.

Учитель. Молодцы, вон какие чистые сейчас у нас футболки!

— Посмотрите, всю ли одежду мы постирали?

— Вам понравилось стирать?

— Какая одежда у нас получилась? (чистая, опрятная, красивая.)

Сегодня вы очень хорошо поработали. Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня в повседневной жизни?

Закрепление — Зачем нужно беречь одежду? Для чего предназначена вешалка?

Учитель Интересно ли вам было работать на занятии? Что особенно вам понравилось?

Дети делятся своими впечатлениями.. Мне тоже было сегодня приятно с вами работать.

Источник

Конспект урока «Синтетические моющие средства»

Тема урока: «Синтетические моющие средства»

Дата проведения: 04/03/2021

Цель урока: знакомить основными формами, классификацией по назначению синтетических моющих средств, химическими процессами получения поверхностно-активных веществ и их разнообразием; источниками и производителями сырья; составом основных компонентов синтетических моющих средств; мерами безопасности при использовании, правилами обращения.

Задачи урока: Обучающие: изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств, познакомить учащихся с историей мыла как необходимого компонента быта; прогнозировать моющие свойства СМС.

Развивающие: развитие ассоциативного и логического мышления, понятийного аппарата, экспериментальных умений и навыков, мотивирующего начала в процессе познания; выявление причинно-следственных связей; формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание научно-материалистического мировоззрения; культуры пользования химическими препаратами в быту; экологическое воспитание.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, набор упаковок мыла разных сортов, упаковки синтетических моющих средств (СМС), емкости для замачивания, лоскутки ткани, раздаточный материал; тестовые задания.

Реактивы: раствор СМС, жесткая вода.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

I . Организационный момент.

— проверка готовности группы к уроку;

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – мы проведем соревнование, но не между вами. И чтоб познакомиться с участниками соревнований, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

Просмотр видеоролика . Итак, соревноваться сегодня будут различные синтетические моющие средства, или порошки, как мы называем их в быту. Я напоминаю, что мы с вами изучаем раздел «Органические соединения в быту», а тема урока: «Мыло. Синтетические моющие средства. Защита окружающей среды от загрязнения синтетическими моющими средствами» (слайд 1). Многие из вас уже столкнулись с самостоятельной жизнью (в общежитии) и наверняка вставал вопрос, как отстирать ту или иную вещь и какое средство для этого использовать. Да и в вашей профессиональной деятельности без пятен не обойтись. Но, я думаю, вы все хотите выглядеть опрятными. Все мы являемся свидетелями того, что в наших магазинах появился огромный ассортимент синтетических моющих средств. Еще лет 20 назад название используемых стиральных порошков можно было легко перечислить: «Астра», «Эра», «Лотос», т.к. их набор не отличался большим разнообразием. Сегодня химическая индустрия предлагает нам широкий спектр разнообразных по составу, по воздействию, по свойствам СМС (синтетических моющих средств). А рекламодатели постоянно твердят об их высоком качестве. Но обычному человеку крайне сложно сориентироваться в столь богатом разнообразии предлагаемых средств. Итак, когда мы идем покупать СМС, нам бы хотелось купить такое средство, которым можно было бы стирать все, невзирая на качество ткани и степень загрязнения. Существует ли такое средство?

Читайте также:  Как можно вылечить отдышку народными средствами

III . Актуализация знаний. Фронтальный опрос. А пока идет стирка…(слайд 2)

1)Дайте определение бытовым химикатам? (Бытовые химикаты — это отдельные химические вещества, а чаще смеси веществ, которые используются в быту с определённым назначением.)

2)Как классифицируют бытовые химикаты по назначению(моющие, чистящие, универсальные, для ухода за мебелью, для уход за автомобилями, средства гигиены и косметики и т.д.)

3) Какие бывают бытовые химикаты по агрегатному состоянию?(жидкие и твердые)

4)Назовите основные правила обращения с бытовыми химикатами?

5) С чем связана жесткость воды?(с наличием ионов кальция и магния).Какая вода у нас в водопроводах?(жесткая). О жесткости мы вспомнили неслучайно, это нам пригодится для понимания действия мыла и синтетических моющих средств.

IV . Изучение нового материала .

Перед изучением нового материала давайте еще раз обратим внимание на тему урока. …А теперь подумаем, на какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения нового материала. (Что такое мыло? Как его получают, каков его химический состав, каким мылом пользоваться для умывания, каким для стирки? Какие бывают виды мыла? И зачем же мы покупаем стиральные порошки под названием СМС? Какова от них польза, а может быть от них больше вреда? Есть ли отличия между порошками? И т.д. )

Итак, давайте составим план, по которому будем работать.

1. Мыло – определение, состав.

2. СМС – определение, состав.

3. Механизм действия СМС.

4. Влияние СМС на окружающую среду и организм человека.

1) Мыло(слайд 3) Обратимся к этикетке от мыла и изучим состав. На первом месте стоят – натриевые соли масел и жиров. Обычные мыла состоят главным образом из смеси солей пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Натриевые соли образуют твердые мыла, калиевые соли — жидкие мыла.

Мыло – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
полученные в результате гидролиза жиров в щелочной среде.

Общая формула твердого мыла: R-COONa; жидкого мыла: R-COOK. Получают мыло (слайд4) в результате щелочного гидролиза жира: Основываясь на этой реакции, французский химик М.Э.Шеврёль поставил производство мыла на научную основу.

Основной состав любого твердого мыла одинаков. Это натриевые соли высших карбоновых кислот, обычно получаемых из жиров природного происхождения. Отличия заключаются в добавках, которые вносят в мыло в зависимости от его назначения. Основное назначение мыла – гигиеническое. Отрицательным свойством мыла является образование свободной щелочи при его растворении в воде. Щелочь эта может вызывать раздражение, шелушение, сухость кожи.

Обычно мыло утрачивает свою моющую способность в жёсткой воде, поскольку растворимые натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот выступают в обменную реакцию с растворимыми гидрокарбонатами щелочноземельных металлов, главным образом кальция:

2C17H35COONa + Ca(HCO3)2 (C17H35COO)2Ca + 2NaHCO3.

Решить эту проблему химикам удалось, синтезировав новые моющие вещества – СМС.(слайд 5). Еще в XIX веке русский химик Г.С. Петров действием серной кислоты на продукты переработки нефти получил синтетические моющие средства, которые прекрасно мылятся в жесткой воде.

2)СМС . Если мы рассмотрим и сравним этикетки различных стиральных порошков (слайд 6), то в общем сможем записать, что (слайд7)

СМС = ПАВ + добавки.

  • Поверхностно-активные вещества (ПАВ) являются основой всех СМС и отвечают собственно за отделение загрязнения от ткани.
  • Антиресорбенты (силикаты, КМЦ, триполифосфат натрия), чтобы частички грязи не оседали на ткань повторно.
  • Химические и оптические отбеливатели отвечают за белизну ткани.
  • Энзимы отвечают за удаление специфических загрязнений.
  • Отдушка
  • Пенообразователи
  • Стабилизаторы
  • Смягчители воды (фосфаты, фосфонаты, цеолиты)

Если все это семейство веществ работает слаженно и на совесть, чистота ткани гарантирована.

3). Механизм действия стирального порошка.

Моющее средство должно успешно выполнять две функции: удаление частиц грязи с очищаемой поверхности и перенос их в раствор.

Стиральный порошок должен содержать в своем составе моющие вещества с молекулами – «смывателями», имеющими гидрофобную («водоотталкивающую») и гидрофильную («водолюбивую») части. (слайд8)

Первая будет взаимодействовать с поверхностью загрязненной ткани, а вторая – с водой; частицы грязи перейдут в водный раствор вместе с моющими веществами. Такие вещества и получили названия поверхностно-активных веществ (ПАВ)

СМС может вызывать аллергические реакции, дерматиты, хроническое токсическое отравление.

Как защитить себя от вредных влияний ПАВ (слайд13)? Максимально сократить время стирки, исключить контакт незащищенных частей тела с раствором порошка, тщательно выполаскивать вещи, используя при этом горячую воду. После стирки проветрить помещение и тщательно вымыть руки в большом количестве теплой воды.

Слив воды после стирки в домашних условиях и банно-прачечных комбинатах необходимо осуществлять в специально отведенных местах, нельзя лить на газоны. Поливать растения во дворах или в районах зеленых посадок, в водоемы. Это отрицательно влияет на флору и фауну, загрязняет почву и делает её не пригодной для высадки зеленых растений в течение многих лет.

V . Закрепление знаний. Тест по вариантам. Потом учащиеся обмениваются своими работами и проверяют друг друга.

1)Какой из перечисленных учёных поставил производство мыла на научную основу?

Источник