Меню

Консультация для воспитателей сказка как средство развития связной речи

Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников».
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи на НОД с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение» , Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Формы организации НОД: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку» , дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Источник



Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

Виктория Захарова
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

«Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия,открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия,открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста? Сказки о животных — в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.

Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.

Бытовые сказки – сказки, об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Каково же значение русских народных сказок?

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих;

Сказка формирует образ положительного героя;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается;

Сказка учит любви к родителям;

Сказка учит патриотизму;

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль;

Сказка учит: добро всегда побеждает зло.

Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Знакомство со сказкой.

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.

В структуре ООД можно использовать

Организационный момент – загадку об изучаемой сказке.

Чтение произведения или рассказ сказки воспитателем.

Игры «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова-наоборот».

Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.

Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).

Инсценировка сказки.

Итог –делаем вывод по сказке.

Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей.Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы,можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?

3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям.Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка.Дети поправляют: Нет, не Желтая!Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.

4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках.Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» — Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств.Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее

7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства.Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»

8. Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

9. Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности, а самой речи становиться осмысленной, логически построенной, связной, эмоциональной, образной.

Методы и приемы работы со сказкой.

1. Элименты ТРИЗ

2. Игровые задания.

3. Игры-экспериментирования с предметами и материалами.

4. Моделирование сказочных сюжетов.

5. Творческие задания.

6. Пластические игровые упражнения.

7. Элименты драматизации.

8. Чтение сказки по частям и их разбор.

9. Подготовка к рассказыванию.

10. Обобщающая беседа.

11. Подведение итогов.

Вывод: русские, народные, волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребенка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка., истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вот уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Источник

Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Литченко Евгения Леонидовна
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», рассказывать. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем сказок был А. Н. Афанасьев В 1857 — 1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказокони черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность сказка ложь, да в ней намёк»).

Сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок:

-художественные (народные и авторские) сказки

-дидактические (цель дидактической сказки — передать ребёнку некое новое знание,

-сказки о животных

-сказки о людях (волшебные, новеллистические)

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех действий или элементов)

-бытовые сказки (характерной приметой этих сказок становится воспроизведение в них

Строение сказкиодинаково во всех типах:

1. Зачин — эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку.

2. Основное повествование — развитие сюжета

3. Концовка — любая сказка имеет счастливый конец

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно — следственные взаимосвязи, делать выводы.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели,как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико — грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры

Занятия по сказкамстроятся по следующему алгоритму:

-рассказываем

-сочиняем сказку

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приёмы и использованием сказок:

1. Определение лишнего слова

Ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное.

Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух — ребёнок определяет лишнее слово — избушка.

2. Шагаем в сказку

Воспитатель предлагает детям,поставить себя на место героя: как бы вы поступили в такой ситуации?

3. Помоги герою найти свою сказку

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

4. Сказочные слова

Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок, а затем перечислить все слова, с которых начинается сказка.

5. Хорошо — Плохо

Формировать у детей умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например (мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо? Почему (Мышка помогла помогла вытянуть репку. Это плохо? Почему? А кошка могла съесть мышку)

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка,истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению.

Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Подготовил: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников» .

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Использование словесных игр для развития связной речи» (февраль. 2019) Связная речь – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Педсовет «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников» ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА Слайд2 «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников». Дата проведения:.

Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского.

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.

Выпускная аттестационная работа «Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников» Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Источник

Читайте также:  Емкости под дезинфицирующие средства