Меню

Метафора как средство художественной выразительности

Что такое метафора: примеры метафоры в русском языке

Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.

В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.

Метафора — один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.

В чем разница между эпитетом и метафорой?

Эпитет — это яркое определение, а метафора — перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.

Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Здесь поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви — прощальной.

О том, что такое эпитеты и какими они бывают, можно почитать в отдельном материале Anews.

Виды метафор

По частоте использования можно выделить: общеупотребительные (мудрое решение), общепринятые поэтические (золотая листва) и индивидуально-авторские метафоры (ситец неба).

Эпифора — это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники.

Метафора может быть простой, состоящей даже из одного слова, и развернутой — если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.

Метонимия — это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три бутылки», происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.

Синекдоха — это перенос общего на частное или наоборот — части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов).

Либо наоборот — множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин).

Часть может обозначать целое: «Первая ракетка мира». А целое может использоваться для обозначения части: «Россия забила Саудовской Аравии пять голов».

Примеры метафор в русской литературе

Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)

Источник

Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Метафора

Метафора — это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства.

Читайте также:  Дезинфицирующие средства для фекалий

Образное выражение превращается в реальную картину.

Вьюга злилась, мгла носилась в стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,
На мутном небе мгла носилась ;

Воет вьюга в стихотворении И.З. Сурикова «Детство»

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

Олицетворение

Олицетворение — этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает.

Резвяся и играя в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя ,
Грохочет в небе голубом.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»

В стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен , что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул .

Источник



Метафора

Мет афора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

Вместо того, например, чтобы сказать, что пчела летит из улья, напоминающего келью, сделанную из воска, – А.С.Пушкин пишет:

Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.

Вместо того, чтобы сказать: танки во время войны взрывали поля, как плуг на пахоте, и люди на поле падали в боевом строю, как скошенная косой трава, – Н.С.Тихонов, используя метафору, создает образное представление о поле боя:

Война на нем косит и пашет
Темным танком и пулей косой.

Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении (вместо улей — «келья восковая»), и развернутой.

Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из вступления к поэме В.В.Маяковского «Во весь голос», в котором поэт уподобляет свою поэзию грозному оружию:

Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти,
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

Вот еще примеры метафор: «Сонное озеро города» (А.Блок), «Сугробов белые телята» (Б.Ахмадулина), «Костер рябины красной» (С.Есенин).

Источник

Средство выразительности в литературе. Метафора, гипербола, сравнение

Средство выразительности в литературе по-другому называется термином «троп». Троп представляет собой риторическую фигуру, выражение или слово, которое используется в переносном значении для того, чтобы усилить художественную выразительность, образность языка. Различные виды этих фигур в литературных произведениях употребляются широко, используются они также в повседневной речи и ораторском мастерстве. К основным видам тропов относят такие, как гипербола, эпитет, метонимия, сравнение, метафора, синекдоха, ирония, литота, перифраза, олицетворение, аллегория. Сегодня мы поговорим о следующих трех видах: сравнение, гипербола и метафора. Каждое указанное выше средство выразительности в литературе будет нами подробно рассмотрено.

Метафора: определение

Слово «метафора» в переводе означает «переносное значение», «перенос». Это выражение или слово, которое употребляется в непрямом значении, в основе данного тропа лежит сравнивание предмета (неназванное) с другим по сходству какого-либо признака. То есть метафора — оборот речи, который состоит в употреблении выражений и слов в переносном смысле на основе сравнения, сходства, аналогии.

В этом тропе можно выделить следующие 4 элемента: контекст или категория; объект, находящийся внутри данной категории; процесс, при помощи которого данный объект осуществляет определенную функцию; приложения процесса к конкретным ситуациям либо пересечения с ними.

Метафора в лексикологии — это смысловая связь, существующая между значениями некоторого полисемантического слова, которая основана на присутствии сходства (функционального, внешнего, структурного). Часто этот троп становится как будто эстетической самоцелью, вытесняя тем самым исходное, первоначальное значение того или иного понятия.

Виды метафор

Принято различать в современной теории, описывающей метафору, следующие два вида: диафору (то есть контрастную, резкую метафору), а также эпифору (стертую, привычную).

Развернутая метафора представляет собой осуществляемую последовательно на протяжении либо всего сообщения в целом, либо большого его фрагмента. Пример можно предложить следующий: «Не проходит книжный голод: все чаще несвежими оказываются продукты с книжного рынка — их приходится сразу же выбрасывать, не попробовав».

Существует и так называемая реализованная метафора, которая предполагает оперирование выражением без учета его фигурального характера. Другими словами, так, как если бы обладала прямым значением метафора. Результат подобной реализации зачастую бывает комическим. Пример: «Он вышел из себя и вошел в трамвай».

Метафоры в художественной речи

В образовании различных художественных метафор важную роль играют, как мы уже упоминали, характеризуя данный троп, ассоциативные связи, существующие между различными предметами. Метафоры как средство выразительности в литературе активизируют наше восприятие, нарушают «общепонятность» и автоматизм повествования.

В художественной речи и языке выделяются следующие две модели, по которым образуется данный троп. В основе первой из них лежит олицетворение или одушевление. Вторая опирается на овеществление. Метафоры (слова и выражения) созданные по первой модели, называются олицетворяющими. Примеры: «мороз сковал озеро», «снег лежит», «год пролетел», «ручей бежит», «чувства угасают», «время остановилось», «заела скука). Бывают также овеществляющие метафоры («глубокая печаль», «железная воля», «корень зла», «языки пламени», «перст судьбы»).

Языковые и индивидуальные разновидности этого тропа как средство выразительности в литературе всегда присутствуют в художественной речи. Они придают образность тексту. При изучении различных произведений, в особенности поэтических, следует анализировать внимательно то, что представляет собой художественная метафора. Различные их виды широко применяются, если авторы стремятся выразить субъективное, личное отношение к жизни, преобразить творчески окружающий мир. Например, в романтических произведениях именно в метафоризации выражается отношение писателей к человеку и миру. В философской и психологической лирике, включая и реалистическую, данный троп незаменим в качестве средства индивидуализации различных переживаний, а также выражения философских представлений тех или иных поэтов.

Примеры метафор, созданных поэтами-классиками

У А.С. Пушкина, например, встречаются следующие метафоры: «пробирается луна», «печальные поляны», «шумные мечты», юность «лукаво советует».

У М. Ю. Лермонтова: «внемлет» богу пустыня, говорит звезда со звездою, «диктует совесть», «сердитый ум» водит пером.

У Ф.И. Тютчева: зима «злится», весна «стучится» в окно, «сонный» сумрак.

Метафоры и образы-символы

В свою очередь, метафоры могут стать основой для различных образов-символов. В творчестве Лермонтова, например, именно они составляют такие образы-символы, как «пальма» и «сосна» («На севере диком. «), «парус» (одноименное стихотворение). Смысл их — в метафорическом уподоблении сосны, паруса одинокому человеку, который ищет собственный путь в жизни, страдающему или мятежному, несущему как бремя свое одиночество. Метафоры также являются основой поэтических символов, созданных в поэзии Блока и многих других символистов.

Сравнение: определение

Сравнение — это троп, основу которого составляет уподобление некоторого явления или предмета другому на основе определенного общего признака. Цель, которую преследует это средство выразительности, — выявить в данном объекте важные, новые для субъекта высказывания различные свойства.

Выделяют в сравнении: сравниваемый объект (который называется объектом сравнения), предмет (средство сравнения), с которым происходит данное сопоставление, а также общий признак (сравнительный, по-другому — «основание сравнения»). Одной из отличительных черт этого тропа является упоминание и о том, и о другом сравниваемом предмете, общий признак же при этом указывается вовсе не обязательно. Следует отличать сравнение от метафоры.

Данный троп характерен для устного народного творчества.

Виды сравнений

Различные виды сравнений имеются. Это и построенные в виде сравнительного оборота, который образован с помощью союзов «точно», «словно», «будто», «как». Пример: «Он глуп, как овца, но хитер, словно черт». Имеются также бессоюзные сравнения, которые представляют собой предложения, имеющие составное именное сказуемое. Известный пример: «Мой дом — моя крепость». Образованные с помощью существительного, употребленного в творительном падеже, — это, например, «он ходит гоголем». Есть и отрицающие: «Попытка — не пытка».

Сравнение в литературе

Сравнение как прием используется широко в художественной речи. С помощью него выявляются параллели, соответствия, сходства между людьми, их жизнью и природными явлениями. Сравнение, таким образом, как бы закрепляет различные ассоциации, которые возникают у писателя.

Нередко этот троп представляет собой целый ассоциативный ряд, который нужен для того, чтобы появился образ. Так, в стихотворении «К морю», написанном Александром Сергеевичем Пушкиным, море вызывает у автора целый ряд ассоциаций с «гениями» (Байроном и Наполеоном) и человеком вообще. Они закреплены в различных сравнениях. Сопоставляется шум моря, с которым поэт прощается, с «заунывным» ропотом, друга, «зовом» его в прощальный час. Поэт в личности Байрона видит те же качества, что присутствуют у «свободной стихии»: глубину, могущество, неукротимость, мрачность. Создается впечатление, что и Байрон, и море — это два существа, обладающие одинаковой природой: свободолюбивые, гордые, неудержимые, стихийные, волевые.

Сравнение в народной поэзии

В народной поэзии используются широко устойчивые сравнения, которые представляют собой сравнения с опорой на традицию, применяемые в определенных ситуациях. Они являются не индивидуальными, а взятыми из запаса народного певца или сказителя. Это образная модель, которая легко воспроизводится в необходимой ситуации. Конечно, и поэты, которые опираются на фольклор, в своем творчестве используют подобные устойчивые сравнения. М.Ю. Лермонтов, например, в своем произведении «Песнь про купца Калашникова» пишет, что царь с высоты небес взглянул «словно ястреб» на сизокрылого «младого голубя».

Гипербола: определение

Слово «гипербола» в русском языке — это термин, означающий в переводе «преувеличение», «избыток», «чрезмерность», «переход». Это стилистическая фигура, представляющая собой намеренное и явное преувеличение для того, чтобы усилить выразительность и подчеркнуть ту или иную мысль. Например: «еды нам хватит на полгода», «я уже тысячу раз говорил это».

Часто сочетается гипербола с другими различными стилистическими приемами, которым она придает соответствующую окраску. Это метафоры («горами вставали волны») и гиперболические сравнения. Изображаемая ситуация или характер могут также являться гиперболическими. Свойствен этот троп также ораторскому, риторическому стилю, используется здесь в качестве патетического приема, а также романтическому, где соприкасается с иронией пафос.

Примеры, в которых используется гипербола в русском языке — это крылатые выражения и фразеологизмы («молниеносный», «быстрый, словно молния», «море слез» и др.). Перечисление можно продолжать долго.

Гипербола в литературе

Гипербола в стихах и прозе является одним из самых древних художественных приемов выразительности. Художественные функции этого тропа многочисленны и разнообразны. Литературная гипербола необходима главным образом для того, чтобы указать на некоторые исключительные качества или свойства людей, событий, природных явлений, вещей. Например, исключительный характер Мцыри, романтического героя, подчеркивается с помощью этого тропа: слабый юноша оказывается в поединке с барсом равным соперником, столь же сильным, как и этот дикий зверь.

Свойства гипербол

Гипербола, олицетворение, эпитет и другие тропы имеют свойство привлекать внимание читателей. Особенности гипербол в том, что они заставляют нас взглянуть по-новому на изображаемое, то есть почувствовать его значимость и особую роль. Преодолевая установленные правдоподобием границы, наделяя людей, животных, предметы, явления природы «чудесными», обладающими сверхъестественными свойствами, этот троп, используемый различными авторами, подчеркивает условность художественного мира, созданного писателями. Проясняют гиперболы и отношение создателя произведения к изображаемому — идеализацию, «возвышение» или же, наоборот, насмешку, отрицание.

Особую роль данный троп играет в произведениях сатирической направленности. В сатирах, баснях, эпиграммах поэтов 19-20 века, а также в сатирической «хронике» Салтыкова-Щедрина («История одного города») и его сказках, в сатирической повести «Собачье сердце» Булгакова. В комедиях Маяковского «Баня» и «Клоп» художественная гипербола выявляет комизм героев и событий, подчеркивая их нелепость и пороки, выступая как средство карикатурного или шаржированного изображения.

Источник

ЗОЖ — это правильно © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!