Меню

Нюанс как средство выразительности каким может быть

Контраст. Нюанс

В архитектуре и художественном конструировании контраст и нюанс характеризуют степень сходства или различия отношений между однород­ными качествами и свойствами отдельных объектов промышленного производства.

Контраст и нюанс — средства до­стижения художественной вырази­тельности в архитектуре и дизайне. Чтобы достигнуть хороших контрастных и нюансных отношений, необходимо ясно представить, в каких условиях эти отношения следует выявлять и подчеркивать, а в каких, наоборот, сглаживать и обходить.

Контраст – это резко выраженная противоположность (длинный-короткий, толстый-тонкий, крупный-мелкий). Сопоставление большого и малого, тяжелого и легкого, горизонтального и вертикального, белого и черного является контрастным отношением элементов. Понятие – контрастные отношения – означает резко выраженные различия между однородными качествами. Понятие – нюансные отношения, напротив, означает незначительные, слабо выраженные различия. О нюансе говорят, когда сравнивается несколько незначительно отличающихся друг от друга величин, форм, цветов. Слово нюанс означает отклонение, едва заметный переход.

Контраст– как противопоставление, борьба разных начал в композиции – это одно из наиболее широко используемых средств в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне.

На протяжении истории тема контраста варьировалась в зависимости от характера произведения, стиля эпохи и т.д.

Контрастные сопоставленияспособствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим. Примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы выделить центр композиции.

Сущность композиции построенной на контрасте – в активности ее визуального воздействия, в отличие от нюансных, контрастные отношения раскрываются сразу.

Контраст, как одно из главных средств композиции может быть обусловлен различием структур, обработкой материала (различие фактур), противопоставлением легкой ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию (экскаватор, подъемный кран).

Низкое противопоставляется высокому; горизонталь — вертикали; светлое — темному; шероховатое – гладкому; насыщенное светотенью и пластически сложное – спокойному и простому. Все эти отношения являются контрастными.

Использовать контраст – значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей.

Контраст в технике имеет различные корни.

В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика – развить объективное начало, а если нужно и обострить его, используя как образное средство.

В других случаях – основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например: геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции, членящие различные цветовые зоны и т.д. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Но, если взять, к примеру, электробритву простой лаконичной формы. Нужен ли здесь контраст?

Ответ дает сама конструкция и принцип ее осуществления.

Здесь объективно возникает ряд контрастных отношений: светлая металлическая сеточка и темный пластмассовый корпус. Нужно лишь умело обыграть все это в композиции. При слове контраст воображение часто рисует нечто мощное, связанное с резким противопоставлением объемов. Но, во множестве областей техники контраст проявляется исключительно тонко. Особое значение приобретает контраст для тех изделий, форма которых предельно лаконична – без этого она становится схематично-примитивной.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может показаться слишком резким. О нюансе говорят в тех случаях, когда сравнивается несколько незна­чительно отличающихся друг от дру­га величин, форм, цветов. Слово нюанс означает отклонение, едва за­метный переход.

Из всех видов контраста в технике больше всего композиционных возможностей таит в себе контраст открытой технической структуры и простых спокойных объемов. С таким контрастом часто приходится иметь дело в приборо- и станкостроении.

Умелое сочетание сложного и простого предоставляет возможность создать выразительную композицию, и именно контраст диктует прием композиционного решения.

Противопоставляя два начала, необходимо, однако соблюдать меру контраста. При слишком жестком контрасте, т.е. отсутствии переходов от одной части формы к другой возникает опасность утраты композиционной целостности. Например: металлообрабатывающий станок построен на контрасте сложнойструктуры рабочей зоны и простого объема станины.

Читайте также:  Феноксиэтанол в составе моющие средств посуды

В композиции компьютера может быть использован контраст тональных отношений. Монитор и клавиатура могут быть контрастно выделены.

Контраст фактур и поверхностей часто и эффективно используется в кино- и фотоаппаратуре.

Вообще, контраст, обусловленный функцией или особенностями конструкции обычно более убедителен, нежели чисто декоративный, хотя и последний не противопоказан.

Иногда контраст применяется для разных состояний одной и той же вещи.

Например: складной велосипед. Контраст между плоскостями, обтянутыми темными шинами и ажурной рамой машины.

Стрела экскаватора представляет собой подчеркнуто ажурную конструкцию с акцентированными шарнирными узлами, которой противопоставлено основание машины. Будь стрела более плотной, прием контраста не сработал бы так активно. Кроме того, тонкий ажурный каркас кабины продолжает тему стрелы, а небольшие плоскости металла связаны с основанием, т.е. происходит перекличка разных частей формы через единство ее признаков.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. И если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник



25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Читайте также:  Лад как средства музыкальной выразительности

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник

Презентация к уроку «Выразительные средства композиции КОНТРАСТ и НЮАНС»

Данная методразработка направлена на формирование алгоритма работы над сюжетной композицией и закрепление законов, приемов и правил композиции.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku_vyrazitelnye_sredstva_kompozitsii_kontrast_i_nyuans.ppt 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация методической разработки Выразительные средства композиции «Контраст и нюанс» Разработчик: преподаватель МБОУ ДО «ДХШ №1 им.ЛА.Горда» Е.Н.Бирюкова г.Сургут 2016г.

Введение. Цель методической разработки: Сформировать алгоритм работы над сюжетной композицией. Задачи методической разработки : закрепить законы, приемы и правила композиции; развивать навыки поэтапного выполнения задания, умение выделять главное; развивать воображение, творческие способности, познавательную активность; воспитывать интерес и любовь к искусству, художественный вкус и воображение.

Введение. Задание для 1 класса по предмету «Декоративная композиция» — «Виды контрастов» — 16час. Выполнение эмоционально выразительной композиции, с использованием контрастов и нюансов тона, размера. Любая композиция должна начинаться со сценария, идеи. Идея композиции основана на действии закона контрастов. Первый этап творческого процесса — сбор материала. Композиционные упражнения. Выполнение эскизов. Выполнение декоративной композиции. Достижение максимальной выразительности с использованием стилизации (трансформации изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы и цветовых отношений).

Конспект урока. Композиция (от лат. compositio) составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины. Композиция строится по определённым законам, её правила и приёмы взаимосвязаны между собой. Основные законы композиции: Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия

Правила и приемы композиции : Доминанта Ритм Симметрия / асимметрия Статика / динамика Контрасты, нюансы, аналоги Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.10 Рис.9

Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции : Контраст — противопоставление в композиции Нюанс (франц. n uance) — тонкое различие, едва заметный переход. Рис.11 Рис.12

Виды контрастов: контраст формы контраст по цвету контраст размера контраст фактур нюанс по цвету и по форме Рис.13 Рис.14 Рис.15 Рис.16 Рис.17

Задание 1. Контраст и Нюанс. С помощью геометрических фигур из цветной бумаги создайте формальную композицию и передайте: а) нюанс по форме, размеру или цвету б) контраст по форме, размеру или цвету Задание 2. Практическая работа. Следующий этап работы – выполнение форэскизов на тему «Уши, лапы и хвосты». Композиция должна быть неделимой, уравновешенной, с интересным сюжетом, с 2-мя персонажами, использован контраст.

Домашнее задание: Сбор материала: интересные, харАктерные фотографии животных, домашние наблюдения, которые могут быть использованы для сюжета. Критерии оценки по композиции: При оценивании работ учащихся 1 класса учитывается уровень следующих умений и навыков: Задание №1: В формальной композиции добиться грамотной компоновки фигур в формате листа, с применением законов композиции. Выделить главное при использовании контрастов и нюансов тона, размера. Задание №2: Выразить в сюжете композиции интересную идею, проявить фантазию и образное мышление. Добиться грамотной компоновки форм в формате листа, с применением законов композиции. Выделить главное при использовании контрастов.

Работы учащихся на тему «Уши, лапы и хвосты»:

Список литературы 1. Голубева О. Л. Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева – М.: Изд. дом «Искусство», 2004.-120с. 2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». — М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2005. — 144 с. 3. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Паранюшкин. – 2-е изд. – Ростов на Дону : Феникс, 2005. – 79 с. : ил. – (Школа изобразительных искусств). 4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 3. Основы композиции.— Обнинск: Титул, 1998.— 80 с: цв. ил. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник