Меню

Окружающий мир как средство развития речи детей

Педагогический опыт «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим»

Шемсие Бекирова
Педагогический опыт «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим»

Педагогический опыт на тему «Развитие речи по средствам ознакомления с окружающим»

На сегодняшний день актуальной проблемой среди дошкольников является развитие речи. Слушая речь дошкольников, видно как им сложно выражать словами свое мнение, свою мысль, то, что они видят и слышат.

Именно окружающий мир – это огромная кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Окружающий мир привлекает детей своей красочностью и многообразием, вызывает массу эмоций, развивает любознательность.

Целью является овладения детьми речью как средством общения и культуры, при ознакомлении с окружающим миром в разных видах деятельности.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не развивает речь, как окружающий мир. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи. Чтобы совершенствовать мысль и речь ребенка необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает четкость речи, логику мысли- развитие мышления и речи как единый процесс. При этом процесс познания окружающего способствует пониманию и использованию в речи грамматических категорий, обозначающих качество, название, действие и помогающих анализировать предмет или явление. Педагогическиезадачи решаются при использовании правильных методов и приемов:

1. Наглядно-выставочный материал.

2. Специально — организованные ситуации

3. Игры, которые способствуют повышению внимания и речевой активности.

Работая по данной теме, я поняла, что развитие речи по средствам с окружающим происходит как на занятиях, так и во время игр, а также во время прогулки.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы «Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности» «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он – засушенный.

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ посредством использования метода «рисуночного письма» Проблема овладения родным языком является одной из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания подрастающего поколения. Где развитие.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду». Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир,.

Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями» Педагогический опыт Тема: Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями. Автор опыта:.

Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности» БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22» Щелоковой Тамары Николаевны ТЕМА: «Развитие.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры» Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком. умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,.

Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Актуальность: В процессе ознакомления.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Источник



Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром
проект по развитию речи на тему

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie.docx 0 байтов

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с окружающим — одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр.

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через .

План по самообразованию «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром&raquo.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая.

Статья о формах работы по ознакомлению дошкольников с темой «Овощи и фрукты&quot.

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей че.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.

Источник

«Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Обогащение словарного запаса детей, посредством окружающего мира.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi_dlya_roditeley.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».

«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют, как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Познавательная активность детей дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому следует уделять внимание ознакомлению детей с предметным миром. Но мало научить детей различать цвет, форму, группировать предметы по назначению и т.д. Важно показать маленьким детям в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям.

В дошкольном возрасте у детей формируются представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Поэтому важно работать над темами – «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых».

Работа по ознакомлению с окружающим миром предусматривает использование различных средств и методов. Одним из самых важных методов ознакомления с окружающим является непосредственное наблюдение. С этой целью необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, рассматривать окружающие предметы. Широко используется такой метод, как беседы и разговоры с детьми. Речь – яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь взрослого, имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог и родители должны говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача взрослых состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослых поддерживать любознательность ребёнка организуя наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие — это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Рассмотрим на примере изучения темы «Домашние птицы», как можно организовать работу по развитию речи и речевому творчеству дошкольников.

Дети должны знать:

— понятие «домашние птицы»;

— как называется помещение, где живут домашние птицы;

— чем эти птицы питаются;

— название частей тела, чем оно покрыто, различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки;

— о пользе домашних птиц для человека;

— для чего люди разводят домашних птиц;

Расширение словарного запаса детей:

существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

прилагательные : красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

глаголы : клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Лексический и грамматический строй речи.

Поиск соответствующих понятий и определений.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Кто у этой птицы детёныши?

Какую пользу приносит?

Отгадывание загадок о домашних птицах.

Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — .
(Гусь)

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)

Дидактические игры. «Угадай, кто это», «Кто как разговаривает»,

Упражнение для пальчиков.

Первый, второй — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый — за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе».

Рисование на тему «Домашние птицы».

Придумывание конца к рассказу о домашних птицах.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы.

ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ.

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе ДОУ.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства.

Программное содержание:1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2.

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие.

Источник

Читайте также:  Что такое основные средства фирмы