Меню

Определи что это за художественное выразительное средство иносказательное изображение

Виды художественных выразительных средств
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Памятка для младшего школьника, помогающая разобраться в секретах литературы

Скачать:

Вложение Размер
vidy_khudozhestvennykh_vyrazitelnykh_sredstv.docx 14.12 КБ

Предварительный просмотр:

Виды художественных выразительных средств

1. Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ.

Например: ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.

2. Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

Например: «Рожь, качаясь,

Тянет в небо рыжие усы.

Море, зеленеющего хлеба,

В бусинках росы…»

3. Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.

Например: «И ветви золотистые,

Что кудри завила…»

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…»

4. Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?

Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с яблоневыми садами).

«Месяц величаво поднялся на небо…»

5. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Например: лиса — хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.

6. Ирония – это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.

7. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.

Виды художественных выразительных средств

1. Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ.

Например: ветер вышел, вьюга злилась, берёзки плакали.

2. Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

Например: «Рожь, качаясь,

Тянет в небо рыжие усы.

Море, зеленеющего хлеба,

В бусинках росы…»

3. Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.

Например: «И ветви золотистые,

Что кудри завила…»

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…»

4. Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?

Например: сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье (предполагается глухое место с яблоневыми садами).

«Месяц величаво поднялся на небо…»

5. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Например: лиса — хитрость, заяц – трусливость, осёл – глупость и упрямство.

6. Ирония – это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.

7. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.

Источник



25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник

Иносказательные средства выразительности в сценарии ТП и П.

Театрализация среды известна с древнейших времен, когда массовые игрища, культовые обряды сопровождались изменением, приспособлением природной или созданием искусственной среды, соответствующей ритуальному действию. Театрализация среды как создание декораций для некоторых видов человеческой деятельности нашла воплощение в культовых сооружениях Древнего Египта, античных ансамблях.

Символ, метафора, аллегория – иносказательные выразительные средства театрализации, это театрализованный способ подачи материала — это то, на чем всегда сосредоточенно внимание людей. Это то, что вызывает «их активный интерес». Это те самые средства, которые помогают найти образ в сценарии и прийти к образному решению.

Символ в переводе с греческого означает «знак», рождающий ассоциацию -важное выразительное средство режиссуры. Символ заключает в себе систему метафор, ассоциативных связей, становится хранителем смысловой информации. Пример яблоко — «райское яблоко» — символ искушения, «Иваново детство» — символ мирной и счастливой жизни, символ плодородия. (Пример из моего сценария).

Метафора (перенос, образ) — перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства. Метафора содержит сопоставление, сравнение отдельных явлений. Используется как средство построения сценических образов. Метафора заставляет зрителя мыслить и воображать.

Метафоры проявляются в оформлении (дом, напоминающий мрачную пещеру), через планировку сцены, мизансцены (расположение действующих лиц в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием), конструкцию, свет (рассветная заря, предсказывающая начало новой жизни для героя), через их соотношение. Метафоры используются в актерской игре (придание актеру образа животного, например орла — походка, жесты, поведение).

Аллегория— иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством образа. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания. Близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

СИМВОЛ – (греч. «знак, признак, метка, печать, пароль, цифра, черточка, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, клеймо, этикетка, ярлык, след, отпечаток, оттиск»).
Символы подразделяются на 2 группы:
I. УСЛОВНЫЕ: Связь между выражением внутренне мотивирована.

II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ: Прямые. Связь между выражением мотивирована.

МЕТАФОРА – сравнение одного предмета с каким-то другим. Лежит в основе, на основании общего признака.

1). Метафоры, в которых объект прямо сопоставляется с другим.
(Например: лес рук; тьма дел)

2). Метафора – загадка, где объект замещен другим объектом.
(Например: били копыта по мерзлым клавишам; ударим по струнам души);

3). Метафора, которая приписывает одному объекту свойства другого.
(Например: холодный прием; ядовитый взгляд);
РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТАФОРЫ:
• Метафора оформления.
• Метафора пантомимы, жеста.
• Метафора мизансцены.
• Метафора в актерской игре.
• Метафора-аллегория.

АЛЛЕГОРИЯ – (поэтический словарь Квятковского) – «иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетного представляемого образа».

Поэтическое, документальное и философское звучание театрализованных представлений требует от режиссера знания закономерностей использования выразительных средств. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория.

Символ в переводе с греческого означает “знак”, причем знак, понятный только определенной группе лиц. В процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стали предметы, мысли или информация. Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать эмоциональное воздействие.

Вот что писал Луначарский о символе: “Что такое символ? Символ в искусстве – чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт, хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение образе. Как же это сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют».

В “Поэтическом словаре” А. Квятковского символ определяется как “многозначный, предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности”. Разнообразнейшие значения знаков-символов закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики. Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов – это открытие новых связей между понятием и предметом.

Гигантский алый стяг в спектакле Охлопкова “Молодая гвардия” — аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой гвардейцев, отдающих свои жизни, частицы алой крови за освобождение Родины, она создает художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического символа.

Итак, символ как знак, рождающий ассоциацию – важное выразительное средство режиссуры. Есть несколько путей использования символов и ассоциаций, характерных для работы режиссера массовых представлений: в решении каждого эпизода представления; в кульминации представления; в заключении со зрителем “условий условного”; в художественном оформлении театрализованного массового представления.

Крупнейший театральный режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: “Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ”.

Такое сценическое произведение Т.А. Устиновой, как “Ивушка”. Тема “Ивушки” — вечная тема войны и мира. В ней воспевается подвиг и утверждается идеал мирной жизни. На сцену выплывают девушки в белых платьях. Их танец – традиционный для России русский обрядный хоровод. Вместе с образом лебедушек возникает символ чистоты и возвышенной поэтичности русских девушек. В следующей сцене, повествующей о начале войны, нет атрибутов ее: не появляются гитлеровцы, не слышны выстрелы и т.д. Образ врага – обобщенный –коршуны. Ивушка, прикрывая лебедушек, вступает в бой с врагами. Логическое завершение сцены – исчезновение коршунов “стертых” с лица земли.

При использовании символа и ассоциации в кульминации представления символическое действие подготавливается и диктуется всем ходом представления, его сценарной логикой. Так в театрализованном митинге концерте И.М. Туманов создал двумя планами символическое обобщение двух судеб: выход на сцену японской девушки Хисако Нагата – жертвы атомной катастрофы, ее рассказ о трагедии японского народа и выход на сцену матери Зои Космодемьянской. Мать Зои укрывает Хисако белой шалью. Два плана сомкнулись, образуя смысловую комбинацию.

При исполнении символа и ассоциации в художественном оформлении театрализованного представления символ может быть заявлен, а потом раскрыт всем ходом представления. Символическое обобщение может возникнуть и из трансформации детали.

Режиссерам необходимо изучать знаковые выражения во всех видах искусств. Знание европейского искусства, искусства Востока, вообще обширные познания постановщика мероприятий позволяют расширить спектр выразительных средств, состав знаков-символов. Здесь важно помнить, что, если выбор знаков становится произвольным и присущи только для творчества одного художника, это усложняет коммуникативную функцию – и произведение становится непонятным. Зритель должен понять сообщение, содержащееся в произведении, на основе утвержденной системы знаков.

Метафора – это еще одно очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

— метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом (“колоннада рощи”);

— метафоры загадки, в которых объект залощен другим объектом (“били копыта по мерзлым клавишам” — вместо “по булыжникам”);

— метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов (“ядовитый взгляд”, “жизнь сгорела”).

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении (“жизнь прошла мимо”, “время летит”). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления.

Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов. “…А всего важнее – быть искусным в метафорах, — говорится в “Поэтике” Аристотеля. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство”.

Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Режиссер прибегает к приему метафоры, чтобы заставить работать мысль и воображение зрителя. Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни.

1. Метафоры оформления. Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, свет, через их соотношение и сочетание. «Внешнее оформление спектакля должно быть построено на поэтическом начале, — говорил В.И. Немирович-Данченко, надо дать провинциальный дом не натуралистически, а наполнить его поэтическим настроением. Солнечная гамма света, заливающая все, — и минимальное количество предметов».

2. Метафора пантомимы. Вот классический сюжет Марселя Марсо “Клетка”. Человек, проснувшись, направляется вперед и натыкается на препятствие. Он – в клетке. Часто перебирая руками по всем четырем стенам, ищет выхода. Не находя его, он приходит в отчаяние, мечется, натыкаясь на стены клетки. Наконец отыскивает лазейку. С трудом выбравшись через нее, человек ощущает себя на свободе. Идет вперед. И снова препятствие. Оказывается, клетка находилась в другой, большего размера.

3. Метафора мизансцены. Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.

4. Метафора в актерской игре. Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом действии.

Важное место в режиссерском искусстве театрализации принадлежит аллегории.

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.).

Значение аллегории прежде всего в том, что она всегда, как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план – художественный образ, второй план – иносказательный, определяемый знанием обстановки, ассоциативностью.

Жизнь, смерть, надежда, злоба, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир — любое из этих понятий может быть представлено с помощью аллегории. В том и заключается сила аллегории, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческий и римские скульпторы олицетворяли с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша — аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» — аллегорический призыв к миру, к окончанию войн.

Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановость. Первый план — художественный образ, второй план — иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

В 1951 году на фестивале в Берлине И.М. Туманов в своей массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле — 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях — черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост. Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жизненные явления путем их столкновения и сопоставления.

Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

БИЛЕТ № 11

1. Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Основные требования.

Источник

Читайте также:  Какие требования учитываются при размещении груза в транспортном средстве