Меню

План конспект средств индивидуальной защиты кожи

Урок «Средства защиты кожи»

Открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности».

Тема: Средства защиты кожи.

Тип урока: сообщение новых знаний

Цель урока : — ознакомить учащихся с основными средствами защиты кожи, научить правильно пользоваться ими;

— развивать навыки необходимые при пользовании средствами защиты кожи;

— воспитывать чувства ответственности, товарищества, коллективизма.

Время : 45 минут.

Оборудование : защитный комплект, защитный фартук, ОЗК, х/б комбинезон, противогазы; учебники, плакаты; компьютер, мультимедийный проектор.

Повторение темы предыдущего урока (Слайд 1.) (Средства защиты органов дыхания ):

Классификация средств защиты органов дыхания;

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1;

Назначение, устройство и принцип действия респиратора Р-2;

Назначение, устройство и принцип действия противогаза ГП-7;

Порядок надевания противогаза.

Изучение новой темы: (Слайд 2.)

Назначение и классификация средств защиты кожи. (Слайд 3.)

Предотвращают попадание на кожные покровы тела человека, одежду и обувь радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.

По назначению средства защиты кожи делятся на:

– специальные – для формирований ГО;

– подручные – для гражданского населения не связанного с работой в очаг поражения.

По принципу защитного действия:

– изолирующие – полностью изолируют тело человека от окружающей среды;

– фильтрующие – нейтрализуют и поглощают пары промышленных ядовитых и боевых отравляющих веществ.

Подручные средства защиты кожи. (Слайд 4.)

Тело: прорезиненные плащи, кожаны куртки, зимнее пальто, дублёнки, фуфайки, ватники. комбинезоны и т.д.

Руки: — резиновые, кожаные, брезентовые перчатки и рукавицы – от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств;

— х/б, трикотажные, шерстяные – от радиоактивной пыли и бактериальных средств.

Ноги: резиновые сапоги, галоши, валенки или кожаная обувь с галошами, любую обувь обернуть плотной бумагой и намотать несколько слоёв материи.

Голова и шея : капюшоны, зимние и кожаные шапки, шарфы, платки и пр.

Пальто из сукна или драпа вместе с другой одеждой защищает от капельно-жидких отравляющих веществ и сильно­действующих ядовитых веществ зимой до 1 ч, летом — до 20 мин, ватник, дубленка, кожаное пальто — до 2 ч. Все зависит от конкретных условий, концент­рации отравляющих и ядовитых веществ, погодных характеристик.

Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие отравляющие вещества и сильнодействующие ядовитые вещества до 3—6 ч.

Покрой обычной одежды, как правило, не преду­сматривает полной ее герметизации. Места наибольшей проникаемости радиоактивных, отравляющих и ядо­витых веществ: нагрудный разрез, воротник, нижний край куртки, места соединения рукавов с перчатками и низ брюк. Поэтому, чтобы изолировать человека от окружающей среды, необходимо провести тщательную герметизацию одежды. Она должна быть застегнута на все пуговицы, крючки или кнопки. Воротник нужно поднять, а поверх него обвязать шею шарфом или платком. Рукава надо обвязать вокруг запястий тесемками. Брюки нужно выпустить поверх сапог, бот и внизу также завязать тесьмой. Низ куртки или пид­жака надо заправить в брюки. Одежду подпоясать.

Дополнительно можно сшить нагрудный клапан, капюшон, клинья на разрезы рукавов и штанин брюк. (Слайд 5.)

Для защиты от ОВ одежду дополнительно пропитывают специальной пастой К-4 или мыльно — масляной эмульсий: (Слайд 6.)

— 2 литра воды (температура 60 – 70 градусов);

— 250 – 300 г. хозяйственного мыла;

— 0.5 л. минерального (машинное, трансформаторное, картерное и т.д.) или растительного (подсолнечное, кукурузное, хлопковое, и др.) масла;

— подогреть до температуры 60-70 градусов;

— замочить одежду, несильно выжать и просушить на открытом воздухе.

Специальные средства защиты кожи. (Слайд 7.)

Защитный фильтрующий комплект – это х/б комбинезон особого покроя пропитанный специальным химическим составом:

— 2 пары х/б портянок.

Непропитанный защищает от радиоактивной пыли и бактериальных средств, пропитанный — дополнительно от паров боевых ОВ.

В. Изолирующие : (Слайд 8.)

костюм Л-1 (лёгкий);

защитный костюм или комбинезон;

общевойсковой защитный комплект.

Фартук защитный (Слайд 9.) из прорезиненной или проолифенной ткани в комплекте с защитными чулками или резиновыми сапогами и резиновыми перчатками используют для проведения работ по обеззараживанию оборудования, транспорта, инвентаря и другого имущества.

Костюм Л-1 (лёгкий – до 3 кг.) (Слайд 10.) – изготавливают из прорезиненной ткани трёх размеров (1,2,3), используют при длительной работ на заражённой местности. В комплект входят:

брюки с чулками;

рубаха с капюшоном;

Защитный костюм или комбинезон (Слайд 11.) изготавливают из прорезиненной ткани трёх размеров ( вес около 6 кг.), используют при работ на сильно заражённой местности. В комплект входят:

комбинезон или отдельно куртка и брюки;

защитные перчатки из прорезиненной ткани;

Общевойсковой защитный комплект ОЗК (Слайд 12.) состоит из:

защитного плаща (при отсутствии плаща в комплект вклю­чается защитная накидка);

Комплект применяется для защиты при хими­ческом нападении противника, при применении им бактериальных средств, выпадении радиоактив­ных веществ при действиях на зараженной местно­сти, при выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ.

В целях надежности защиты от паров отравляю­щих веществ комплект, как правило, используется в сочетании с импрегнированным обмундировани­ем и бельем.

Защитный плащ изготовляется из специальной прорезиненной ткани. Ткань плаща обеспечивает защиту от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств, а также от светового из­лучения. Защитные чулки изготовляются из проре­зиненной ткани. Подошвы их усилены брезентовой или резиновой союзкой. Защитные перчатки — ре­зиновые, из импрегнированной ткани, двух видов: летние и зимние. Защитная накидка изготавливает­ся из специальной бумаги. Состоит она из двух пол и капюшона.

Костюм Л-1, защитный комбинезон или костюм, ОЗК используют только в комплекте с противогазом.

Пользование общевойсковым защитным ком­плектом. (Слайд 13.) В зависимости от условий обстановки защитный комплект может использоваться в раз­личных вариантах. (Показать на учащихся)

В момент химического нападения, применения противником бактериальных средств, а также при выпадении радиоактивных веществ из облака ядер­ного взрыва используется накидка или защитный плащ.

При необходимости действовать на зараженной местности или выполнять дезактивационные, дега­зационные и дезинфекционные работы — руки вдеваются в рукава защитного плаща. Кроме этого, надеваются защитные чулки и перчатки.

При действиях на местности, сильно заражен­ной отравляющими, радиоактивными веществами или бактериальными средствами, в условиях силь­ного пылеобразования, а также в случаях преодо­ления зараженных участков местности комплект используется в виде комбинезона.

Закрепление материала урока: (Слайд 14.)

Подведение итогов урока: (Слайд 15.)

По каким признакам и как классифицируются средства защиты кожи?

Что можно использовать в качестве подручных средств защиты кожи?

Как можно усилить защитные свойства подручных средств?

Перечислите специальные средства защиты кожи.

В каких положениях может использоваться ОЗК?

Домашнее задание: учебник стр.125 – 129, составить схему классификации средств защиты кожи.

Источник



Индивидуальные средства защиты кожи
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Конспект по теме «Индивидуальные средства защиты кожи и правила пользования ими» для проведения занятия с юношами 10 кл. в ходе учебных сборов.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_zashchity_kozhi.rar 30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Защита от оружия массового поражения

Занятие 3. Назначение и правила пользования средствами защиты кожи

Цель. Научить школьников пользоваться подручными и специаль ными средствами защиты кожи. Воспитание у них уверенности в эффективности защиты кожи подручными средствами.

Учебные вопросы. 1. Простейшие средства защиты кожи и по вышение их защитных свойств путем герметизации и пропитки специальной пастой.

2. Общее знакомство с назначением специ альной защитной одежды и правила пользования ею.

Метод. Практическое занятие.

Материальное обеспечение. Спортивная и повседневная одежда, средства ее герметизации и пропитки, 2—3 легких защитных ко стюма (Л-1), защитная фильтрующая одежда, общевойсковой за щитный комплект, таблица б, учебный кинофильм «Индивидуаль ные средства защиты и правила пользования ими».

Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть —3 мин.

Разъясняю, что при действиях в районах радиоактивного, химического, бакте риологического заражения человек должен защищать не только органы дыхания, но и все тело (кожный покров). Для этого ис пользуются подручные и специальные средства защиты кожи. Под ручными средствами пользуется население, которое не связано с работой в очаге, а специальная защитная одежда предназначается для формирования ГО.

1-й учебный вопрос —20 мин.

Рассказываю учащимся о простейших средствах защиты кожи, о герметизации и пропитке специальной пастой или мыль но-масляной эмульсией различных видов одежды.

Объясняя назначение простейших средств защиты кожи, на 1—2 учащихся показываю практически герметизацию обычного школьного костюма с применением нагрудного клапана, клиньев, капюшона. Обучаемые должны знать, для чего делается пропитка одежды специальной пастой или мыльно-масляной эмуль сией. Для ознакомления учащихся с технологией пропитки целесообразно показать им фрагмент второй части учебного кинофильма «Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими».

Для воспитания у школьников большей уверенности в эффек тивности защиты подручными средствами сообщаю им, что производственная одежда из брезента защищает человека от капельно-жидкого ОВ зимой до 1 ч, летом до 30 мин. Пальто из сукна защищает от указанного вещества до 1 ч, ватные брюки до 2 ч, резиновая обувь — до 6 ч. Герметизация и пропитка намного усиливают защитные свойства этих средств.

В подручных средствах защиты кожи можно перейти заражен ный участок местности или выйти за пределы очага заражения.

2-й учебный вопрос —18 мин. Вначале кратко рас сказываю учащимся о назначении и устройстве легкого защитного костюма (Л-1), защитной фильтрующей одежды, общевойскового защитного комплекта. Общевойсковой защит ный комплект (ОЗК) вместе с противогазом применяется личным составом для защиты от отравляю щих веществ, а также для предохранения кожных по кровов, обмундирования и снаряжения от заражения радиоактивными веществами. Он может также исполь зоваться для защиты от светового излучения ядерного взрыва и зажигательных веществ. Комплект, как правило, используется в сочетании с импрегнированным обмундированием.

Разложив комплект на земле или повесив его на под ставку, объясняю устройство его составных частей и их назначение. Затем показывает защитные чулки и перчатки и объясняю их устройство. При изучении устройства защитного плаща, чулок и пер чаток указываю, каких размеров они изготов ляются и как следует подбирать их для военнослужа щих. Так, защитные плащи выпускаются пяти размеров. Если рост военнослужащего до 165- см, ему требуется 1-й размер плаща; от 165 до 170 см —2-й, 170—175 см- 3-й; 175—180 см—4-й и для лиц ростом выше 180 см предназначается плащ 5-го размера.

Затем учащиеся приступают к изучению правил поль зования общевойсковым защитным комплектом, при этом командир обращает особое внимание на пользование за щитным плащом. Общевойсковой защитный комплект на солдате может находиться в трех положениях: «поход
ном», «наготове» и «боевом» . Один из подготовленных учащихся поочередно показывает порядок приведения ОЗК в по ложение «походное», «наготове» и «боевое». После этого
обучаемые под руководством командиров отделений вы полняют показанные приемы. Наибольшее внимание уделяется обучению приемам перевода ОЗК в «боевое» по ложение.

Перевод ОЗК в «боевое» положение может произво диться как на незараженной местности, так и в усло виях заражения.

При надевании общевойскового защитного комплек та обращается внимание на последовательность и пра вильность выполнения приемов надевания. Показывая

приемы надевания ОЗК, объясняю, что защит ный плащ в виде накидки и противогаз в боевых усло виях надеваются, как правило, по сигналам оповещения о радиоактивном и химическом заражении или при вне запном химическом нападении противника, когда личный состав находится вне укрытий.

После того как обучаемые усвоили приемы надева ния ОЗК, руководитель приказывает командирам отде лений развести учащихся и приступить к тренировке.

При снимании средств защиты кожи необходимо со блюдать меры предосторожности, обращая особое вни мание на то, чтобы незащищенные части тела не каса лись зараженной поверхности средств защиты.

В заключение знакомлю обучаемых с пра вилам хранения и сбережения защитного плаща, чулок и перчаток. При этом указываю, что каждый военно служащий обязан следить за состоянием и исправностью выданных ему средств защиты кожи, содержать их в постоянной боевой готовности.

Рис. 9. Общевойсковой защитный комплект:

а —в положении «наготове»; б —в «боевом» положении

а виде комбинезона

— обобщение изученного учебного материала

— подведение итогов занятия.

Руководитель занятия ___________________________________

Источник

план-конспект урока «Средства защиты кожи»
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

урок с использованием компьютерной презентации и тестовой работы

Скачать:

Вложение Размер
urok_obzh_siz_2012.doc 110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения урока – 15 декабря 2011 года

Класс 10, гр. ОМ-11

Количество учащихся в классе – 21

Количество учащихся, присутствующих на уроке – 19

Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации.

Тема урока: « Средства защиты кожи»

Образовательная: 1. Изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты кожи, их предназначение и правила пользования.

2. Актуализировать и расширить знания обучающихся о средствах защиты кожи (СЗК).

3. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи.

Воспитательная: 1. Воспитывать у учащихся информационные компетентности. 2. Воспитывать у учащихся чувство безопасного поведения.

Развивающая: 1. Развивать познавательный интерес на уроках ОБЖ посредством использования практических заданий и инновационных технологий.

  1. компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана;
  2. электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;
  3. образцы ОЗК, Л-1;
  4. предметы повседневной одежды: перчатки, рукавицы, резиновые сапоги, шарф, шапка, пальто, полиэтиленовая накидка;
  5. бланки опорных конспектов на каждого ученика.

Подготовка к уроку

Для этого урока подготовлена электронная презентация. В ее слайды включены основные определения, таблицы, схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя.

Для организации работы обучающихся подготовлены бланки опорных конспектов, которые заполняются учениками в ходе изложения преподавателем лекционного материала, и вопросы тестовой проверочной работы.

Содержание (цель урока)

Отметить присутствующих и проверить готовность к уроку

Объявление темы, установление связи с изученным материалом и проверка домашнего задания

Беседа с учащимися по теме урока

Изложение нового материала урока

Надевание ОЗК и пропитка простейших СИЗ кожи

Тестовая проверочная работа на ПК

Проверить усвоение и закрепление нового материала

Проверка тестовой работы

Проверить тестовую работу

Подведение итогов урока

Обобщение и систематизация полученных знаний

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

  1. Организационный момент – 1 мин.

Учитель приветствует учеников, сообщает о гостях, присутствующих на уроке, проверяет готовность к уроку.

Цель: организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с основными средствами индивидуальной защиты кожи, их предназначением и правилами пользования.
  2. Научимся надевать ОЗК и применять подручные средства защиты кожи.

Учитель доводит порядок его проведения (демонстрируется слайд «Тема раздела: средства индивидуальной защиты населения. Урок «Средства защиты кожи». Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

II. Повторение пройденного материала – 4 мин.

Цель: проверка знаний теоретического и практического материалов (проверка усвоения предыдущего материала).

Учитель: На предыдущем уроке мы изучили тему «Средства защиты органов дыхания».

Ответьте на вопросы:

— Что понимается под индивидуальными средствами защиты органов дыхания? Каково их предназначение?

— Все ли средства индивидуальной защиты одинаковы по своей эффективности или нет?

— Что такое противогаз? Кто изобрел противогаз?

— Какие виды противогазов вы знаете?

— На каких физических принципах основано устройство индивидуальных средств защиты органов дыхания?

— От чего защищает противогаз? От чего защитить противогаз не может?

— Какой вид противогазов можно использовать при пожаре? (изолирующий)

— Какие простейшие средства защиты органов дыхания вы знаете?

— Как изготовить ватно-марлевую повязку?

— Какие характерные ошибки случаются при надевании противогаза?

— Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники? (на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировках в День защиты детей, изучение памяток, просмотр телепрограмм по ГО и т.д.)

Одновременно выполняют 3 человека другое задание – практическое. Выполнение норматива по изготовлению и надеванию ватно-марлевой повязки. Нормативное время – 3 минуты. Норматив считается невыполненным, если учащиеся не уложились в нормативное время или повязка неправильно надета или слабо закреплена.

III. Объяснение нового материала – 15 мин.

  1. изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты кожи, их предназначение и правила пользования;
  2. сформировать практические навыки применения ОЗК и подручных средств защиты кожи.

1. Лекция учителя .

1) Понятие и состав средств защиты кожи.

2) Классификация средств защиты кожи.

3) Средства защиты кожи, предназначенные для формирования ГО.

4) Простейшие средства защиты кожи.

1 ) Продолжаем изучение индивидуальных средств защиты. Урок посвящен индивидуальным средствам защиты кожи. На предыдущем уроке мы рассмотрели средства индивидуальной защиты органов дыхания, подробно изучили устройство и применение гражданских фильтрующих противогазов ГП-5, ГП-7, научились изготавливать ватно-марлевую повязку.

Однако радиоактивные и отравляющие вещества, бактериальные средства способны проникнуть в организм человека не только через органы дыхания, но и через кожу. Поэтому при опасности радиационного, химического, бактериологического заражения, при авариях и стихийных бедствиях с выбросом АХОВ необходимо защитить не только дыхательные пути, но и все тело, и кожу человека. Для этого предназначены средства защиты кожи (СЗК).

К средствам защиты кожи относятся специальная одежда, дополняющая или заменяющая обычную одежду, и обувь человека, изготавливаемая из специальных материалов (прорезиненных тканей, грубого сукна, брезента, полиэтиленовых и других влаго- и пылепроницаемых материалов) и обеспечивающая защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли (РП), биологических средств (БС) и аварийно-химически опасных веществ (АХОВ). СЗК применяют в комплекте с СИЗОД (демонстрируется слайд “Назначение и классификация СЗК” (рис.1).

2) Средства защиты кожи классифицируются по назначению, принципу использования и принципу действия.

По назначению СЗК подразделяются на табельные:

  1. общевойсковые (ОЗК, импрегнированное обмундирование и комплект защитных средств), которыми обеспечиваются воинские подразделения;
  2. специальные (легкий защитный костюм Л-1, аварийный изолирующий костюм), предназначенные для аварийно-спасательных формирований;
  3. подручные; используются населением.

Табельные надежно защищают кожные покровы от газов, паров, аэрозолей и капель ОВ, ОХВ, РВ и БС, полностью защищают от воздействия  -частиц, ослабляют  -излучение и тепловое излучение.

Подручные СЗК, к которым относятся обычная одежда и обувь, применяются при отсутствии табельных средств.

По принципу использования СЗК подразделяются на средства постоянного ношения (общевойсковой комплект защитных средств и импрегнированное обмундирование), средства периодического ношения , в том числе однократного использования и многократного использования (легкий защитный костюм, общевойсковой защитный комплект, комплект химический и др.).

2. Словарная работа.

Преподаватель поясняет значение нового для учеников слова “импрегнированный”, т.е. пропитанный специальным составом, задерживающим или нейтрализующим пары ОВ или АХОВ.

3) В основу классификации СЗК по принципу защитного действия положен тип материала (пропитки), из которого изготавливается образец СЗК. В соответствии с этим принципом все СЗК делятся на фильтрующие и изолирующие (рис.2)

Фильтрующие СЗК предназначены для защиты от вредных веществ, находящихся в паровой (газовой) фазе.

Главное назначение изолирующих СЗК – защита кожных покровов от вредных веществ, находящихся в жидкой фазе (аэрозоли, капли).

Фильтрующие СЗК изготавливают из воздухо- и паропроницаемых тканей, нетканых материалов. Указанное обстоятельство делает возможным их длительное непрерывное использование без существенного влияния на эргономические свойства человека. Отдельные образцы фильтрующих СЗК предназначены для многомесячного постоянного ношения в угрожающий период применения противником ОМП. Их используют в комплекте с противогазами или ИДА, сапогами и перчатками.

СЗК фильтрующего типа предназначены главным образом для невоенизированных формирований ГО промышленных объектов.

Комплект защитной фильтрующей одежды (ЗФО) предназначен для защиты от паров и аэрозолей АХОВ, ОВ, БС и РП. В состав комплекта ЗФО входят: импрегнированный защитный фильтрующий комбинезон из молескина, хлопчатобумажный подшлемник, две пары хлопчатобумажных портянок, одна из которых импрегнированна, а также резиновые перчатки и защитные резиновые сапоги (рис. 3).

Комплект защитный ФЛ-Ф предохраняет кожные покровы от высокоточных паров производных гидразина, алифатических аминов и окислов азота при выполнении регламентных ремонтных работ. Время защитного действия при концентрации паров 0,1 мг/л более 2,5 ч.

Универсальная защитная фильтрующая одежда КСВ-2 состоит из куртки с капюшоном, брюк и резиновых защитных перчаток. При воздействии открытого пламени в течение 10-12 с не горит, не тлеет.

Для защиты персонала объектов экономики и населения могут применяться фильтрующие СЗК Вооруженных сил РФ.

Общевойсковой комплексный защитный костюм ОКЗК (ОКЗК-М) предназначен для защиты кожных покровов от паров и аэрозолей АХОВ, ОВ, теплового излучения, радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей. В состав ОКЗК входят: куртка и брюки из хлопчатобумажной ткани с огнезащитной пропиткой; защитное белье из хлопчатобумажной ткани с хемосорбционной пропиткой; головной убор из ткани с огнезащитной пропиткой (летом – пилотка с козырьком и шторками, зимой – шапка-ушанка со шторками); подшлемник из ткани с хемосорбционной пропиткой. ОКЗК используется с нательным бельем (рубаха и кальсоны) и защитной обувью.

Импрегнированное обмундирование ДГ, в состав комплекта которого входят летнее армейское хлопчатобумажное обмундирование и подшлемник, импрегнированные хемосорбционной пропиткой.

4) Для защиты населения в качестве простейших СЗК может быть использована производственная спецодежда – куртки и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из грубого сукна, брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани (демонстрируется слайд “Производственная одежда”). Она не только защищает от попадания на кожу людей радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускает в течение некоторого времени капельножидкие ОВ.

В домашних условиях при угрозе поражения радиоактивными, отравляющими веществами или бактериальными средствами каждый должен уметь приспосабливать для защиты кожи подручные средства – производственную, спортивную и повседневную (бытовую) одежду и обувь. Вот как это можно сделать.

Изолирующие СЗК изготавливают из воздухонепроницаемых прорезиненных тканей или полимерных материалов и применяют при выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и в зонах заражения, т.е. в тех случаях, когда человек встречается с большими плотностями заражения. Они используются только для защиты личного состава невоенизированных формирований ГО объектов экономики.

СЗК изолирующего типа, в зависимости от способа их применения и вида надевания (накидка или комбинезон), могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные защищают от паров (газов), аэрозолей и капель АХОВ (ОВ). Негерметичные – только от аэрозолей и капель.

Изолирующие СЗК влияют на теплообмен организма. При высокой температуре и тяжелой работе организм сильно перегревается, что может привести к тепловому удару. По этой причине использование изолирующих СЗК ограничено по времени. Повторное пребывание в изолирующих СЗК возможно после 30-минутного отдыха.

В системе ГО объектов экономики нашли применение изолирующие СЗК, состоящие на снабжении частей и подразделений ВС РФ. К ним следует отнести общевойсковой защитный комплект ОЗК легкий защитный костюм Л-1. В настоящее время организован выпуск современных изолирующих СЗК для обеспечения структур РСЧС, в том числе и гражданской обороны объектов экономики. Среди них защитные изолирующие костюмы типа КЗИМ, ЛГ-5, КИХ и др.

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) (демонстрируется слайд “Назначение ОЗК”).

ОЗК предназначен для защиты кожных покровов человека, обмундирования, снаряжения и индивидуального оружия от ОВ, БС, РВ и АХОВ. При заблаговременном надевании ОЗК повышает уровень защищенности кожных покровов от огнесмесей и открытого пламени, а также ослабляет разрушающие действия термических факторов на расположенные под ним предметы экипировки. ОЗК является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, БС, РВ ОЗК подвергают специальной обработке и используют многократно.

ОЗК состоит из (демонстрируется слайд “Состав ОЗК”):

  1. защитного плаща ОП-1;
  2. защитных чулок из протезированной ткани;
  3. Защитных перчаток резиновых, с обтюраторами из импрегнированной ткани, летних пятипалых и зимних двупалых. Все перчатки – одного размера.

Защитный плащ изготавливается из специальной ткани и может быть использован в виде накидки, надетым в рукава, в виде комбинезона (демонстрируется слайд “Использования защитного плаща ОЗК”).

В виде накидки его применяют при защите от выпадающих из зараженного облака РВ, капельножидких АХОВ (ОВ) и БС. Когда ОЗК используют при ликвидации последствий аварии на местности, зараженной РВ и БС, а также при выполнении работ по обеззараживанию техники, транспорта, технологического оборудования, плащ надевают в рукава. При действиях в районах, очагах и на участках, зараженных АХОВ (ОВ), при сильном пылеобразовании на участках, зараженных РВ и БС, комплект применяют в виде комбинезона.

Плащи изготавливаются четырех ростов: первый – для людей ростом до 166 см; второй – от 166 до 172; третий – от 172 до 178; четвертый – от 178 см и выше.

Подошвы защитных чулок усилены брезентовой или резиновой осоюзкой. Надевают их поверх обычной обуви. Защитные чулки изготавливаются трех размеров: первый – для обуви 37-40 размеров, второй – для 41-42, третий – для 43 размера и более.

Легкий защитный костюм (Л-1) ( демонстрируется слайд “Назначение Л-1) защищает не только от ОВ, БС, РП, но и от многих АХОВ. Он является специальным средством защиты и используется при длительной работе на зараженной местности, а также при выполнении дегазационных, дезактивационных, аварийно-спасательных и других неотложных работ. Его изготавливают из прорезиненной ткани. Костюм Л-1 является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, РВ, БС костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно.

В состав костюма входят ( демонстрируется слайд “Состав Л-1” ):

  1. куртка с капюшоном,
  2. брюки с чулками,
  3. две пары перчаток,
  4. импрегнированный подшлемник,
  5. сумка для переноски.

Костюм Л-1 выпускается трех размеров: первый – для роста человека до 165 см, второй – от 166 до 172 см, третий – выше 172 см.

IV. Демонстрация надевания ОЗК и применения подручных средств защиты кожи – 10 мин.

Цель: сформировать практические навыки надевания ОЗК и применения подручных средств защиты кожи.

Эпиграфом этого раздела урока могут служить слова Р. Бэкона: «…теория без практики мертва, практика без теории слепа!»

Преподаватель вызывает к доске двух заранее подготовленных учеников и просит их показать, как защитить кожу подручными средствами. Первый ученик объясняет, какую одежду можно использовать, и показывает на одежде второго ученика открытые места (рукава, низ куртки, брюк, расстегнутые пуговицы), через которые могут проникнуть на кожу ОВ и радиоактивная пыль, и как их герметизировать. Второй ученик поясняет, что для повышения защитных свойств одежды от паров ОВ необходимо пропитать ее специальным раствором. Для пропитки одного комплекта одежды достаточно в 2 л горячей воды растворить 250-300 г измельченного или минерального масла, после чего нагреть раствор (демонстрируется слайд “Приготовление мыльно-масляной эмульсии”). После пропитки одежду слегка отжимают и просушивают на открытом воздухе.

2. Выполнение норматива по надеванию ОЗК:

1. Подает команду, например: «Плащ в рукава, чулки, перчатки — НАДЕТЬ», «ГАЗЫ» («Защитный комплект — НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»).

2.Включает секундомер. 3.Контролирует порядок выполнения норматива. 4.Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При надевании ОЗК в виде плаща по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки — НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»:

надевает защитные чулки, переводит противогаз в «боевое» положение и надевают плащ в рукава

Обучаемый надевает чулки, застегивает хлястики и завязывает обе тесьмы на поясном ремне.

Переводит в «боевое» положение противогаз.

Вынимает из чехла и надевает перчатки.

Раскрывает чехол плаща, дернув тесьму вверх, и надевает плащ в рукава, при этом петли на низках рукавов надевает на большие пальцы поверх перчаток.

Источник

Читайте также:  Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении

ЗОЖ — это правильно © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!