Меню

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача как правонарушение

Статья 6.9. КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Ст 6.9 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 6.9. КоАП РФ:

1. В соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. M., 1994. Вып. XLVII. С. 133 — 157) каждая Сторона с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение положений Конвенции 1988 г., Конвенции ООН 1961 г. с поправками или Конвенции 1971 г.

Статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп.) в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Понятие наркотических средств и психотропных веществ определено в ст. 1 названного Федерального закона (см. комментарий к ст. 6.8 Кодекса).

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

Следует иметь в виду, что УК РФ не установлена уголовная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Привлечение физического лица к административной ответственности является превентивной мерой, направленной на сохранение его здоровья путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

По данной статье не квалифицируются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 Кодекса).

3. Объективную сторону данного правонарушения составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (с изм. и доп.).

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения или употребило наркотическое средство или психотропное вещество, может быть направлено органами прокуратуры, органами дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следователем или судьей на медицинское освидетельствование (ст. 44 названного Федерального закона).

4. Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи — физическое лицо (гражданин РФ), достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъект правонарушения по ч. 2 данной статьи — иностранный гражданин или лицо без гражданства (см. п. 5 комментария к ст. 6.8).

6. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

7. Норма примечания к данной статье Кодекса об освобождении от административной ответственности лица, добровольно обратившегося в лечебно-профилактическое учреждение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и направлении такого лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление соответствует положениям подп. «с» п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы о совершении указанных правонарушений по данной статье составляются сотрудниками органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3).

Источник



Статья 6.9 КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Новая редакция Ст. 6.9 КоАП РФ

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 6.9 КоАП РФ

1. Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ подразумевает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

На основании статьи 40 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, при этом общий порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам закреплен в статье 25 данного Закона. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.05.2005 N 330 утвержден Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, зарегистрированный в Минюсте РФ 10.06.2005 N 6711. К вышеуказанным лицам относятся: заведующий аптечной организацией; заместитель заведующего аптечной организацией; заведующий отделом аптечной организации; заместитель заведующего отделом аптечной организации; провизор аптечной организации; фармацевт аптечной организации.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо организация, содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др. содержит состав преступления в рамках статей 230, 232 и др. Уголовного кодекса.

2. Исключениями, которые содержатся в данной статье, выступают случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, то есть потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, а также ст. 20.22 — появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (см. комментарии к указанным статьям КоАП).

Читайте также:  Средство чистящее для туалетов 500 мл

3. При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности в следующих случаях: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП).

6. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и общественный порядок.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выраженные в незаконном потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются здоровье граждан, общественный порядок. Кроме того, поскольку потребление наркотических средств и психотропных веществ способствует совершению различного рода правонарушений, дополнительным объектом является установленный общественный порядок.

Согласно ст.40 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» в РФ запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Следовательно, предметом посягательства являются установленные нормами права правила потребления наркотических средств или психотропных веществ.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном потреблении наркотических средств или психотропных веществ, т.е. их потребление без назначения врача.

3. Субъектом правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. С субъективной стороны деяние характеризуется умыслом.

В соответствии со ст.44 вышеназванного Закона лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что оно потребляло наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

В примечании к статье указаны основания освобождения от административной ответственности, несмотря на наличие состава правонарушения. Такими основаниями признаются: а) добровольное обращение лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; б) направление лица, в установленном порядке признанного больным наркоманией, с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Источник

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача: административная ответственность и проблемы применения

Соломатина Е.А., кандидат юридических наук, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Осуществленный автором статьи анализ состояния законодательного регулирования и правоприменительной деятельности в сфере потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача позволяет сделать вывод о том, что при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ сотрудники правоохранительных органов ограничены в своих действиях непроработанностью вопросов законодательного регулирования. В рамках совершенствования административного законодательства назрела необходимость регламентирования: порядка медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и постановки на наркологический учет несовершеннолетних и взрослых граждан; изменения санкций административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ и обеспечения выполнения по ней применения административного наказания, в том числе сотрудниками ОВД.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, административная ответственность, уголовная ответственность, преступность, наркотическое опьянение, медицинское освидетельствование.

Consumption of drugs and psychotropic substances without appointment of the doctor: administrative responsibility and problems applications

Solomatina E.A., candidate of jurisprudence, associate professor of the Moscow university the Ministry of Internal Affairs of Russia of V.Ya. Kikotya.

The analysis of a condition of legislative regulation and law-enforcement activity which is carried out by the author of article in the sphere of consumption of drugs or psychotropic substances without appointment of the doctor allows to draw a conclusion that at identification of administrative offenses according to Art. 6.9 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences the staff of law enforcement agencies is limited in the actions not to development of questions of legislative regulation. Within improvement of the administrative legislation I ripened need of a regulation: an order of medical survey on a condition of drug intoxication and statement on the narcological accounting of minors and adult citizens; changes of sanctions of administrative responsibility according to Art. 6.9 The Code of the Russian Federation on Administrative Offences and ensuring performance of application of administrative punishment on it, including the staff of Department of Internal Affairs.

Key words: drugs, psychotropic substances, administrative responsibility, criminal liability, crime, drug intoxication, medical examination.

В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача согласно ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» . Определения наркотических средств и психотропных веществ регламентируются в статье 1 указанного Закона.

Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 219.

Под лечащим врачом, согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , понимается врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения. В Законе, в ст. 25, закреплен общий порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. Лицо вправе потреблять наркотические средства, психотропные вещества, отпущенные в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения по рецептам, содержащим назначение указанных средств, веществ, выписанным на специальных бланках. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.05.2005 N 330 утвержден Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. Форма, порядок регистрации, учета, хранения бланков рецептов определяются Минздравом России .

Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6724.
См.: п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Потребление наркотических средств, психотропных веществ с нарушением указанного порядка рассматривается в качестве противоправного деяния и квалифицируется в соответствии со статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Таким образом, за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача установлена только административная ответственность, уголовная ответственность за данный состав не предусматривается. Законодательно данный факт можно объяснить наличием превентивной меры, установленной в КоАП РФ, направленной на сохранение здоровья физического лица путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Следует отметить, что такие правонарушения, как склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо организация, содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, содержат состав преступления в рамках статей 230, 232 УК РФ соответственно.

Рассмотрим особенности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ. Объектом административного правонарушения по анализируемой статье являются общественные отношения в области охраны здоровья населения, а также в сфере установленного порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ. Потребление же наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах будет квалифицироваться по ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП.

Объективную сторону правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации .

См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ — только физическое лицо, т.е. гражданин Российской Федерации, достигшее 16-летнего возраста, по ч. 2 — иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

Санкция — штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест до 15 суток (для граждан РФ); штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или административный арест до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации (для иностранных граждан). Следовательно, санкция по ст. 6.9 КоАП РФ является альтернативной, в отношении физического лица она дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, учета степени общественной опасности содеянного и достижения целей наказания .

См.: Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2013 N 11-АД13-8.

Протоколы о совершении указанных правонарушений по данной статье составляются сотрудниками органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), которые при наличии достаточных оснований полагать о нахождении лица в состоянии наркотического опьянения могут направить его на медицинское освидетельствование . Факт совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ должен быть подтвержден протоколом об административном правонарушении, справкой медицинской организации о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотического средства (психотропного вещества), рапортом уполномоченного сотрудника полиции, протоколом об административном задержании.

Читайте также:  Юмор как средство рекламы

См.: ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Дела по ст. 6.9 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение .

Соответствует положениям подп. «c» п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.

Анализ реализации ст. 6.9 КоАП РФ на практике и применение ее сотрудниками правоохранительных органов в отношении наркоманов показывает следующие проблемы.

  1. Увеличение количества лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, может представлять большую угрозу национальным интересам Российской Федерации , которую можно рассмотреть применительно к следующим аспектам.

Болотин И.В. Наркологическая безопасность как правовая категория // Административное право и процесс. 2013. N 3.

С позиции медицинского аспекта потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача рассматривается как вред, причиняемый физическому и психическому здоровью граждан, что увеличивает количество больных лиц в Российской Федерации, уменьшает численность молодого трудоспособного населения, подрывает безопасность тендерного фонда, в том числе через распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и др.

Социальный аспект заключается в росте нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ, вовлечении в потреблении все большего круга лиц, что наносит существенный вред социально значимым интересам российского общества.

Юридический аспект предполагает охраняемую правом защиту самостоятельных объектов в виде здоровья граждан, интересов общества, законодательно запрещенный оборот наркотических средств и психотропных веществ, своевременное совершенствование законодательства об административных правонарушениях.

Политический аспект выражается в выработке государственной стратегии национальной безопасности в рамках борьбы с распространением наркомании и разработке действенных профилактических мер в данной области. Следует отметить, что отдельные концептуальные положения и основные угрозы наркологической безопасности содержатся в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. , в которой развиваются и конкретизируются применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. .

Утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.
Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Статистические данные приводятся в соответствии с формой N 4-МВ-НОН «Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов», утвержденной Приказом ФСКН РФ N 29, Генпрокуратуры РФ N 53, МВД России N 70, Минюста РФ N 30, Министра обороны РФ N 76, МИД РФ N 1669, Минздравсоцразвития РФ N 75н, Минобрнауки РФ N 107, ФСБ РФ N 49, ФТС РФ N 268, Роскосмоса N 17 от 10.02.2010 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».

Потенциально возможное нанесение прямого ущерба охраняемым национальным интересам связывается с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ и расширением немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ присуща высокая латентность. Они выступают детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. В частности, в 2010 г. в Российской Федерации отмечен рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (+5,2%). Под воздействием наркотических средств совершено 14,8 тыс. преступлений. Число таких преступлений увеличилось в 47 субъектах Федерации. Наибольший рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, отмечается в Тюменской области (в 32 раза), Кабардино-Балкарской Республике (в 16 раз), Республике Дагестан (в 11 раз), Курганской области (в 10,5 раза) .

Преступность и правонарушения (2006 — 2010). Статистический сборник. М., 2011. С. 10.

Взаимосвязь между ранее совершенными административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии единых детерминантов .

Газизов Д.А., Газизова Т.Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ // Административное право и процесс. 2012. N 3.

В 2010 г. в Российской Федерации органами наркоконтроля и внутренних дел выявлено 171 427 административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов (ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5, ч. 3 ст. 20.20, 20.22 КоАП РФ) .

Статистические данные приводятся в соответствии с формой N 4-МВ-НОН «Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов», утвержденной Приказом ФСКН РФ N 29, Генпрокуратуры РФ N 53, МВД России N 70, Минюста РФ N 30, Министра обороны РФ N 76, МИД РФ N 1669, Минздравсоцразвития РФ N 75н, Минобрнауки РФ N 107, ФСБ РФ N 49, ФТС РФ N 268, Роскосмоса N 17 от 10.02.2010 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».

Органами внутренних дел было выявлено 123 054 правонарушения, что составляет 71,8% от общего числа выявленных в анализируемой сфере правонарушений в 2010 г. Органами наркоконтроля в указанный период было выявлено всего 28,2%, в абсолютных цифрах это 48 373 административных правонарушения в анализируемой области .

Газизов Д.А., Газизова Т.Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ // Административное право и процесс. 2012. N 3.

Из общего числа выявленных административных правонарушений в сфере наркотиков составную часть составляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9 КоАП РФ, т.е. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача — 103 126 (60,1% от общего числа выявленных в анализируемой сфере). Остальная часть, т.е. 68 301, или 39,9% выявленных правонарушений, приходится на следующие статьи КоАП РФ:

  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ) — 17 988 (10,5% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ) — 783 (0,5% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ), — 1 (0,0005% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.16 КоАП РФ) — 463 (0,3% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ) — 3 (0,002% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ) — 1734 (1% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ) (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) — 26 389 (15,4% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);
  • появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ) (в случаях потребления несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) — 20 940 (12,2% от общего числа выявленных в анализируемой сфере) .
Читайте также:  Средства индивидуальной защиты каски пожарной

Там же.

Перечисленные цифры подтверждают серьезность ситуации, сложившейся за последнее время в Российской Федерации в сфере незаконного потребления наркотиков, что позволяет рассмотреть вопросы необходимости разработки и регламентации возможности на законодательном уровне установить административное наказание в виде принудительного лечения наркозависимых лиц и определения четких критериев наркологической зависимости.

  1. Категория граждан, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, отличается финансовой нестабильностью, в связи с чем в большинстве случаев административные штрафы не уплачиваются или уплачиваются в ущерб материальным интересам семьи наркозависимого лица, члены которой не только оплачивают административный штраф за наркомана, но и испытывают серьезные проблемы по сохранению своего имущества от покушений на него со стороны родственника-наркомана.

Применение административного ареста по ст. 6.9 КоАП РФ к правонарушителю позволяет вырвать наркозависимых из обычно окружающей их антисоциальной обстановки, предупредить совершение новых преступлений и правонарушений, однако судьями как правоприменителями используется данная санкция крайне неохотно, т.к. законодательно не решен вопрос о месте отбывания наказания в виде административного ареста лица, употребившего наркотические средства и (или) психотропные вещества, о проблеме «ломки» наркозависимого лица в момент отбывания административного наказания, о дозволенных мерах реагирования и ответственности должностных лиц, обеспечивающих выполнение административного наказания в отношении наркомана, их взаимодействия со станциями скорой помощи и наркологическими диспансерами.

Следовательно, важное место в профилактике и противодействии незаконному потреблению наркотиков, а также борьбе с распространением наркомании должны занять изменения санкций по ст. 6.9 КоАП, например:

наложение штрафа или административного ареста как видов административного наказания для лиц, впервые употребивших наркотические средства и психотропные вещества;

установление обязательных работ для лиц, повторно употребивших наркотические средства и психотропные вещества;

установление принудительного медицинского лечения стационарного типа в наркологических диспансерах для лиц неоднократно, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, включая наркозависимых лиц.

Нельзя забывать, что согласно ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под наркоманией понимается заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, а под больным наркоманией понимается лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с указанным Законом, поставлен диагноз «наркомания».

Наркоманы становятся опасны для общества. Они совершают преступления, а также вовлекают в употребление наркотиков все новых лиц, подрывают государственные меры противодействия наркопреступности в России.

  1. Согласно ст. 44 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

Медицинское освидетельствование лица проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Порядок медицинского освидетельствования лица устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Расходы на медицинское освидетельствование лица производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Помимо ст. 44 указанного Закона в Российской Федерации действуют:

Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» ;

Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» ;

Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания») ;

утвержденная Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14 Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения .

См.: СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3280.
См.: Российская газета. 24.07.2003.
Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Анализируя вышеперечисленные документы, необходимо констатировать, что:

отсутствует нормативное закрепление внешних признаков состояния наркотического опьянения;

не утвержден общий порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;

не установлено обязательное получение согласия лица на проведение медицинского освидетельствования;

отсутствует норма, предусматривающая установление административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения (прим.: в ст. 12.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность только за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);

не определены общие сроки проведения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения;

не регламентирована экспресс-диагностика медицинского освидетельствования в рамках выявления в крови или моче освидетельствуемого лица нахождения наркотических средств или психотропных веществ.

Кроме того, изучение соответствующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что при направлении на медицинское освидетельствование отсутствует единая процессуальная форма оформления.

Так, например, составляются и оформляются:

протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — согласно ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ и Приказа Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»;

направление — согласно Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14;

постановление — согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Таким образом, единая форма принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование лица на состояние наркологического опьянения действующим законодательством не предусмотрена, соответствующую норму необходимо законодательно установить, т.к. ст. 27.1 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения определяется как мера обеспечения по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом, которым по смыслу ст. 1.1, 1.3 Кодекса может быть только КоАП РФ.

  1. Согласно п. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. к основным субъектам антинаркотической деятельности отнесена только Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Органы внутренних дел в качестве самостоятельного субъекта антинаркотической деятельности не предусмотрены, что противоречит подведомственности возбуждения дел об административных правонарушениях органов внутренних дел в рассматриваемой сфере и ранее приведенной статистике в п. 1 настоящей статьи.

Таким образом, осуществленный анализ состояния законодательного регулирования и правоприменительной деятельности в сфере потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача позволяет сделать вывод о том, что при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ сотрудники правоохранительных органов ограничены в своих действиях непроработанностью вопросов законодательного регулирования. Устный опрос сотрудников ОВД (ППС, участковых уполномоченных, оперативных дежурных и др.) авторам статьи свидетельствует о повсеместной проблемности в правоприменении ст. 6.9 КоАП РФ, бесполезности установленных санкций для наркозависимых лиц, отсутствии экспресс-диагностики медицинского освидетельствования на состояние наркотического (психотропного) опьянения и прочих аспектов, указанных в настоящем исследовании. По мнению опрошенных сотрудников ОВД, доставление и задержание лиц по статье 6.9 КоАП РФ находится в тройке лидирующих в ежедневном служебном реагировании уполномоченных сотрудников полиции. В связи с вышеизложенным в рамках совершенствования административного законодательства назрела необходимость регламентирования: порядка медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и постановки на наркологический учет несовершеннолетних и взрослых граждан, изменения санкций административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ и обеспечения выполнения по ней применения административного наказания, в том числе сотрудниками ОВД.

Источник