Меню

Презентация сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
презентация по развитию речи на тему

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. сухомлинский

Скачать:

Вложение Размер
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov_vospitatel_pisannaya_yu.a.pptx 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НРМОБУ «Начальная школа — детский сад » « Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила: Писанная Ю.А. Воспитатель

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами » В. Сухомлинский

Ведущая педагогическая идея: Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Цель — создать условия для развития связной речи детей через гармонизацию их эмоционального состояния, методами арт-терапии и сказкотерапии . Задачи: 1. Развивать речь детей с помощью: пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывание сказок по кругу; сочинения сказок. 2. Активизировать и обогащать словарный запас. 3. Выявить и поддержать творческие способности. 3. Снизить уровень тревожности и страхов. 4. Развивать коммуникативные навыки. 5. Развивать навыки конструктивного выражения эмоций. 6. Повысить уровень самооценки. 7. Укрепить союз «Ребенок – Педагог — Родитель».

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке.

В ИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Сами по себе сказки разделяют на шесть видов: народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов) художественные (наиболее привычные, распространённые сказки) авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов) дидактические (например, математическое уравнение как основа для сказочного сюжета) психокоррекционные (сказки с обязательным набором сюжетных линий, где герой всегда побеждает зло) психотерапевтические (сказки, где героям нужно сделать выбор, то есть сказки, в которых обозначена проблема, вопрос)

Правила организации сказкотерапии для дошкольников: Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать , тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу; Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке; Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность. Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Источник



Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_skazkoterapiya.pptx 257.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.» В.А.Сухомлинский Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

З адачи сказкотерапии : Развить речь детей Выявить и поддержать творческие способности Снизить уровень тревожности и агрессивности Развить способности к естественной коммуникации Развить умение преодолевать трудности и страхи Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

В ИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Сами по себе сказки разделяют на шесть видов: народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов) художественные (наиболее привычные, распространённые сказки) авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов) дидактические (например, математическое уравнение как основа для сказочного сюжета) психокоррекционные (сказки с обязательным набором сюжетных линий, где герой всегда побеждает зло) психотерапевтические (сказки, где героям нужно сделать выбор, то есть сказки, в которых обозначена проблема, вопрос)

Правила организации сказкотерапии для дошкольников: Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать , тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу; Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке; Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой , Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные , дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии .

Литература по данной теме: Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии .- СПб.: Речь, 2006. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии . – СПб.: Речь, 2002. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006 . Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. — Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко .

Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самы.

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру.

Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож.

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЧеловек, который верит в сказку,Однажды в неё попадает,Потому что у него есть сердце…Сергей Королёв .

Источник

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
презентация по развитию речи на тему

Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский

Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, мы старались, чтобы эта мысль стала основной в работе.

Ведущая педагогическая идея: Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Цель: Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возможности и сглаженными отрицательными переживаниями связанные с речевой неполноценностью.

Задачи сказкотерапии: 1) Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; Сочинения сказок. 2) Выявить и поддержать творческие способности. 3) Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4) Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5) Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6) Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7) Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Виды сказок Автор-ские Народ-ные Дидакти-ческие сказки Психотера-певтические сказки Психо-коррекционные сказки Метидатив — ные сказки Художест — венные сказки

Художественные сказки Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь — из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну. » или «в волшебный лес…»

Сказки детям У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Приёмы работы со сказкой Чтение сказки и её анализ Рассказывание сказок Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Постановка сказок с помощью кукол Рисование по мотивам сказки

Источник

Читайте также:  Средство для мытья стен с обоями