Меню

Психологический комфорт это зож

ЗОЖ как залог психического здоровья
консультация на тему

Консультация для родительского собрания

Скачать:

Вложение Размер
Консультация для родительского собрания 49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: « ЗОЖ – залог психического здоровья ребенка».

Выступление педагога – психолога:

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок» .

Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности. Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое, психическое и духовное здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.

Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о психологическом здоровье дошкольников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.

Что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.

Основываясь на определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

  1. Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
  2. Психическое здоровье — это умение управлять своими чувствами и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).
  3. Здоровье социальное – это умение налаживать отношения с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях: с сослуживцами, коллегами по работе, с соседями и т.д. – т.е., с теми людьми, с которыми нам приходится общаться.
  4. Духовно-нравственное здоровье – это наши жизненные правила, это наши нравственные ценности, то, чем мы в жизни дорожим, то, что считаем правильным. Сюда входит и наше стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить поведение без вреда для других людей.

Оказывается, быть здоровым не так уж и просто.

Исследователями были определены следующие

негативные факторы здоровья:

  • наши дети ведут малоподвижный образ жизни;
  • учёба для них является стрессом;
  • несбалансированное питание.

Сказываются и другие негативные факторы. Причинами которых являются:

  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей в целом по стране уже в дошкольном возрасте количество практически здоровых детей составляет менее 10 — 15 %. В нашем детском саду тоже есть дети с отклонениями в здоровье:

  • Задержка психического развития у 1 человека;
  • Нарушение зрения у 1 ребенок;
  • Речевая патология у 2 детей;
  • Лишний вес у 2 детей.

Поэтому очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровье сберегающую образовательную среду в каждой семье. Ведь за здоровье вашего ребёнка отвечает не только детский сад, но в главной степени семья. Сейчас давайте более подробно обсудим :

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.

Их можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально – личностными особенностями.

Сейчас рассмотрим факторы среды, которые наиболее значимы для психического здоровья детей. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок- кумир семьи» , когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними . Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к развитию невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям.

Следующий фактор — это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремиться выстроить свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и не вербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

вторая группа факторов связана с детскими учреждениями . Как показали исследования, воспитательница не замечает около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются если не источником нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который не возможно игнорировать.

Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушения психического здоровья. Если рассматривать становление психического здоровья только с точки зрения факторов риска, остается не понятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а многие, наоборот, добиваются жизненных успехов, и более того их успехи социально значимы. Мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими во внешне комфортной среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому рассмотрим условия становления психического здоровья детей.

Влияние факторов среды

  • Семейные неблагоприятные факторы:

1. Неправильный стиль воспитания (пренебрегающий, авторитарный, контролирующий и др.)

2.Нарушение правил семейного воспитания (потворствующая гиперопека, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гиперпротекция или гипоопека и т.д.)

3.Проблемный характер семьи (антипедагогическая, асоциальная, кризисная, конфликтная и т. д.)

  • Неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением:

1.Не налажена связь с педагогом.

2. Конфликтные отношения со сверстниками.

Так, как же сохранить здоровье ребёнка

  • Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины»: окрики, словесное унижение.
  • Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили её. Поиск её решения – процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться, поэтому трудному пути вместе. Психологическое здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.

Желаю Вам успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно — духовное воспитание — это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро.

Материал в помощь инструктору по физической культуре для работы с воспитателями ДОУ.

Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем.

целью данной консультации является привлечения внимания родителей детей дошкольного возраста к проблеме здоровьесбережения.

Семинар для педагогов и родителей «Гармония общения — залог психического здоровья ребенка&quot.

Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист — организатор ИМЦ.

Источник



Психологический комфорт ребёнка как одна из составляющих ЗОЖ

Оксана Козина
Психологический комфорт ребёнка как одна из составляющих ЗОЖ

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Здоровье детей — ценное достояние каждого цивилизованного общества.

Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых сохранение здоровья подрастающему поколению является одной из ключевых. Дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Эти результаты должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) по физическому развитию.

Основные показатели физического здоровья детей:

• нормальное функционирование всех систем организма, их рост и развитие, которые подтверждаются возрастными антропометрическими и биометрическими показателями;

• отсутствие болезней или одиночных заболеваний.

Основные показатели психического здоровья детей:

• достаточный или высокий уровень развития психических процессов: внимательность, активность, хорошая память;

• наличие адекватных возрасту умственных способностей;

• доброжелательность, оптимизм, устойчивость к стрессам.

Основные показатели духовного развития детей:

• чистота помыслов и побуждений;

• наличие морально-этических устоев.

Основные показатели социального здоровья детей:

• достаточное и уравновешенное общение с ровесниками и другими людьми;

• быстрая адаптация к физической и общественной среде;

• направленность на общественно полезный труд;

• культура пользования материальными благами.

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни –это:

• благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми;

• ответственное отношение родителей к здоровью ребёнка, культура здоровья;

• благоприятные условия для физического и психического развития ребёнка;

• правильно организованная рациональная пища;

• соблюдение дома режима дня для ребёнка;

• отрицательное отношение взрослых к алкоголю и курению;

• достаточная трудовая активность, привлечение детей к посильной работе;

• соблюдение санитарно-гигиенических норм;

• умеренные требования к ребёнку, общие игры, проведение досуга (отдых вместе, прогулки в лес, парк, на каток, лыжные прогулки, общее чтение, рисование и т. п.)

Психологический комфорт ребёнка в семье.

Слово «комфорт» подразумевает бытовые удобства, благоустроенность, и если появился термин «психологический комфорт», можно подумать, из каких условий складывается душевная благоустроенность в семье. Мудрость и культура эмоциональных отношений, любовь и дружба между членами семьи, общие идеалы, ценности и интересы, общее духовное развитие и разумные материальные потребности – все это грани психологического комфорта в семье. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Большинство же из нас совершенно не учитывает эмоциональных потребностей ребенка, по сути, игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребенку важнее, чем материальные атрибуты достатка.

Материальные ценности, их обилие — это для взрослых. А для ребенка пока несоизмеримо важнее эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними.

Опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств ребенок получает в собственной семье.

Очень важно быть доброжелательным и вежливым человеком и учить быть таковыми своих детей. Один психолог как-то сказал, что современные родители не воспитывают, а лишь кормят своих детей, т. е. подменяют функцию воспитания, функцией материального обеспечения. В то время как, самый лучший пример для ребёнка – его родители, ведь ребёнок всегда рад быть похожим на своих родителей, без чёткого понимания, копирует он хорошее или плохое. Из чего следует вполне предсказуемый, но очень трудно реализуемый вывод, что сначала нужно изменяться самим, а потом уже требовать этого от других, в том числе и от своих детей!

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Консультация для родителей на тему: «Психологический комфорт детей» «Все в твоих руках» (Притча).“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,.

Консультация «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках» Семейный портрет Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не.

Консультация «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках» Семейный портрет Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не.

Музыкальные народные игры как одна из главных составляющих патриотического воспитания дошкольников Музыкальные народные игры как одна из главных составляющих патриотического воспитания дошкольников (методическая разработка) Исполнитель:.

Психологический климат в семье Все начинается с семьи. Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального.

Психологический уголок доверия , в нашем Центре организовала психологический уголок доверия для родителей. Стенд описан подробной информацией, которой пользуются родители.

Психологический уголок в группе Задачи психологического уголка в группе: — снять психологическое напряжение, усталость; -помочь успокоиться; -снять агрессивное состояние;.

Сообщение на педагогическом совете «Игры экологической направленности, как одна из составляющих основы здорового ребёнка». Ребёнок – это целостный духовно-телесный организм-средоточник, посредник значимых для него природно и социально экологических связей. Цель.

Эколого-психологический тренинг «Мы — гусеницы» Эколого — психологический тренинг «Мы — гусеницы» Цель игры: Знакомить детей с разными насекомыми, с их образом жизни в природе, с их.

Источник

Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.
консультация (младшая группа)

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Психоэмоциональный комфорт воспитанников тесно связан с психологическим здоровьем.

Скачать:

Вложение Размер
Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процес 26 КБ

Предварительный просмотр:

Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.

воспитатель Забатурина Елена Викторовна

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Психоэмоциональный комфорт воспитанников тесно связан с психологическим здоровьем.
Психическое и психологическое здоровье — вещи разные.

Психическое здоровье — психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления.

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Понимая это, ДОУ нацеливают все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.

В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые — родители, педагоги.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Здоровьесбережение – это создание таких условий образования (образовательного процесса, материально — технического и бытового обеспечения, в которых имеющийся ресурс здоровья не растрачивался бы. (М. А. Беребин)

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
Здоровьесберегающее пространство детского сада – это совокупность условий, организуемых администрацией детского сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии детей и их родителей с целью обеспечения и укрепления здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для работы педагогов.

Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития
личности.

1.Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

2. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании положительной эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологические разрядки, которые снимают излишнее эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется:
Отношениями между воспитателем и детьми;
Отношениями между самими детьми;
Отношениями между воспитателями;
Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для создания психологического комфорта в детском саду используются такие формы работы:
1. физкультурные и оздоровительные мероприятия;
2. музыкально-спортивные досуги;
3. музыкальные праздники, народные.

Виды профилактических и реабилитационных мероприятий:
1. Массаж (профилактика ОРЗ);
2. Гимнастика для глаз (система специальных упражнений, производимых органами зрения с целью профилактики нарушений и улучшений зрительной функции);
3. Дыхательная гимнастика (упражнения для развития и укрепления органов дыхания и профилактики заболеваний)
4. Занятия на тренажерах;
5. Различные виды закаливания в сочетании с физическими упражнениями и плавание, оздоровительный бег на воздухе.
6. Психогимнастика.
7. Витаминотерапия.

Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

Овладеть основными навыками самомассажа — для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.

Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:

• «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»;

• а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

• для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;

• для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Необходимо использовать не только пассивное слушание музыки, но и музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры и обязательно элементы театрализации.

Психогимнастика – один из невербальных методов групповой психотерапии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. В основе лежит система приемов, разработанных чешским психологом Юновой и невербальные методики, используемые в группах встреч.

Занятия психогимнастикой проходят в четыре этапа.

На первом проводят мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также на развитие внимания и памяти.

На втором этапе добиваются выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.

На четвертом этапе — снятие психоэмоционального напряжения, расслабления, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.

Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.)

Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.

Гимнастика для глаз.

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

• индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• сочетание с двигательной активностью;

• развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке — указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик).

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль»).

• проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

• благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

• гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

• гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

• основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

• для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом — птички, бабочки, снежинки и др.

• демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

• упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни и способствуют созданию психоэмоционального комфорта воспитанников.

Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка.

Родители и педагоги детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Психологический комфорт создается организацией соответствующей предметно-развивающей среды, которая должна вызывать положительный эмоциональный отклик.

Источник

Читайте также:  Здоровый образ жизни это образ жизни включающий отсутствие