Меню

Радио как средство общения

Радио как средство общения

Радио — специфичное и уникальное средство массовой коммуникации. Главным инструментом его воздействия на аудиторию является сила «живого слова» — нередко более убедительная, чем иные визуальные образы, создаваемые другими видами рекламы. Безусловно, радио трудно соперничать с безграничными возможностями телевидения, но целый ряд бесспорных преимуществ, свойственных этому СМИ, является весомым аргументом для его активного использования в рамках широкомасштабных рекламных кампаний.

Преимущества радиорекламы.

Главное преимущество радио состоит в том, что оно может «общаться» со своими слушателями в любое время и в любом месте и способно охватить аудиторию, недосягаемую для ТВ и прессы — к примеру, людей, отдыхающих на лоне природы или находящихся в пути (самая широкая публика радиоэфира — водители и пассажиры автомобильного транспорта). Кстати, самые интересные для рекламодателей группы населения (с высоким доходом), как правило, чаще слушают радио, чем смотрят телевизор.

По своему психологическому воздействию радио не является раздражителем, а скорее, наоборот, служит приятным звуковым фоном для разных дел, так что добрая половина радиослушателей, в отличие от телезрителей, не переключает свои приёмники на другие каналы во время рекламных пауз.

Реклама на радио имеет активную аудиторию. Она побуждает к действию и вызывает мгновенную реакцию на рекламируемое предложение. Особенно убедительно звучат в радиоэфире конкретные послания при проведении оперативных кампаний — «сегодня — скидка. », «диагностика — бесплатно. », «звоните прямо сейчас — получите подарок. » и т.п. Вовремя прозвучавший совет, как провести вечер, где помыть машину, к кому обратиться за консультацией или куда отправиться за покупками, нередко становится руководством к действию. «Прайм-тайм» для радиорекламы приходится на дневное время, — уже к вечеру можно получить результат.

Безусловный плюс радиорекламы — низкий уровень затрат и редкая оперативность. Из всех средств рекламы радиореклама требует меньше всего времени на изготовление, — при наличии сценария производство ролика занимает не более двух часов, за пару дней решаются все вопросы с размещением ролика в эфире. Специфика производственного процесса позволяет при необходимости изменить текст рекламы и скорректировать эфирное время. Сравнительно невысокий уровень эффективности радиорекламы (эффективность минутного радиоролика составляет примерно 75% аналогичного показателя стандартного 30-секундного телеролика) компенсируется несравнимо низкой стоимостью производства и размещения — вполне доступной даже предприятиям малого бизнеса.

Наиболее эффективна реклама на радио для компаний регионального уровня. Локальная реклама более приближена к аудитории: федеральная реклама продвигает товар как таковой, региональная сообщает о возможности приобрести его в конкретном месте; федеральная реклама только презентует товар, региональная к презентации добавляет адреса, номера телефонов и т.п. Тягаться в рекламных бюджетах с крупными конкурентами сложно, особенно на ТВ и в наружной рекламе. Радио — единственный по-настоящему доступный и доходчивый канал коммуникации для среднего бизнеса в масштабах города.

Особенности радиорекламы

Для того, чтобы получить максимальную пользу от рекламной кампании на радио, нужно учесть ряд особенностей данной коммуникации. Не вдаваясь в профессиональные тонкости производственного процесса, обозначим лишь принципиальные моменты, важные для рекламодателя.

Главная особенность рекламы на радио — отсутствие визуального образа. Действие на радио создаётся исключительно в воображении радиослушателя. Слушатель дополняет полученную информацию в соответствии с собственными представлениями об услышанном, мысленно «дорисовывает» образ рекламируемого продукта, исходя из собственных ассоциаций, становясь при этом активным участником творческого процесса. Для того, чтобы сформировать у слушателя правильные (нужные) ассоциации и мотивировать его на покупку, радиоролик должен базироваться на лаконичной, ясно выраженной идее и содержать чёткое и понятное рекламное сообщение.

Чтобы помочь потенциальному покупателю мысленно увидеть товар, неплохо упомянуть в рекламе его размеры, цвет, вес, запах и т.п. Сделать это изящно довольно сложно, — придётся положиться на творческие способности автора рекламных текстов и режиссёра.

Радиореклама привлекает внимание только 30% всей радио-аудитории. Такому невысокому показателю во многом способствует отведённая радио роль «звукового фона». Для того, чтобы усилить внимание радиослушателей, существует три тактических приёма.

1. Самый испытанный и простой способ привлечь внимание и обеспечить запоминаемость радиорекламы в эфире — постоянное повторение. Несколько раз прозвучавший ролик вольно или невольно обратит на себя внимание и обязательно отложит в памяти рекламное сообщение. В минутном ролике следует несколько раз повторить название рекламируемого товара или компании, причём последний раз — обязательно в конце ролика.

2. Выгодно выделяется на общем фоне рекламной продукции и легче всего запоминается музыкальная реклама. Несколько тактов специально написанной музыки превращаются в музыкальный «логотип» рекламируемого товара (компании), рекламная песенка («джинглс») помогает запомнить слоган. Хотите, чтобы потребители идентифицировали вашу продукцию так же легко и быстро, как, например, «Кока-Колу»? Закажите «джинглс» и запустите его в радиоэфир.

3. Используйте свою рекламу вовремя, к месту и для конкретной аудитории. Тактика своевременного выхода рекламы в эфир работает безукоризненно. «Правильное» время, к примеру, для рекламы ресторанов — непоздний вечер; рекламу ночных развлекательных комплексов лучше активизировать в пятничные и субботние вечера.

Относительно целевой аудитории, утренний и полуденный эфир считается временем домохозяек; после полудня в выходные дни особенно восприимчивы к радиорекламе спортсмены, а в воскресенье утром — туристы; приблизительно с 8-ми часов вечера аудиторию радиослушателей пополняют завершившие дела служащие различных компаний; ежедневная вечерняя реклама рассчитывается на молодёжь, а ночная — на работников транспорта. Правда, эту градацию «вывели» американцы, применительно к своей аудитории, но многие отечественные рекламисты считают её вполне работоспособной и в российском эфире.

Рекламный ролик на радио длится не больше минуты. Не надо пытаться вместить в него всю «полезную» информацию о предмете рекламы. Нужно выделить самое главное и отсеять всё лишнее. При выводе на рынок новой компании или марки товара, важно акцентировать внимание на преимуществах предмета рекламы и его названии. В рекламе новинок, скидок, акций и различных мероприятий самая ценная информация — «что», «когда» и «где».

Читайте также:  Какое средство для повышения потенции безопасно

Сила внимания к радиорекламе находится в прямой зависимости от её продолжительности. Для создания яркого сюжета, способствующего запоминанию рекламного сообщения, нужно время, — в этом смысле 60-секундный ролик более эффективен, чем 30-секундный. Эффективность более продолжительной рекламы сомнительна — её могут не дослушать до конца. Самыми важными в радиоролике являются первые 10 секунд звучания, — если сразу не заинтересовать слушателя сообщением, он может переключиться на другую программу.

Формат радиоролика должен совпадать с форматом радиостанции, а рекламные объявления — соответствовать контексту передачи, в которой они звучат. Сложно рассчитывать на эффективность рекламы, к примеру, на радио «Шансон», используя в ролике тяжёлый рок.

Рекламные возможности радиоэфира

Реклама на радио — это не обязательно рекламный ролик, звучащий в рекламном блоке радиостанции. Рекламная информация может быть подана в различных формах и использована в программах подходящего жанра — от лёгкого рекламного конкурса до располагающего к особому доверию интервью. Если у рекламодателя велико желание более подробно рассказать о работе своей компании или детально описать преимущества новой продукции, или же просто выделить своё сообщение из общего потока рекламы, можно выбрать иную форму подачи информации:
— короткий рекламный призыв (слоган) или рекламное сообщение, читаемое на один-два голоса в перерывах между отдельными блоками радиопередач (на иную аудиторию отчетливая речь диктора или прямое мощное послание действуют гораздо эффективнее, чем игровой или музыкальный ролик);

— беседа двух или трёх человек, цель которой — донести до слушателей рекламную информацию с помощью неосведомленного собеседника;

— выступление в качестве эксперта авторитетного лица (очень эффективно привлекать в качестве носителей информации известных людей);

— радиопередача в прямом эфире с участием представителя компании-рекламодателя (на правах рекламы);

— песня с рекламным содержанием, которая может звучать в перерывах между передачами;

— рекламный конкурс или викторина (форма «живого общения» с целевой аудиторией является особенно эффективной);

— спонсорская поддержка программ (прогнозы погоды, розыгрыши и т.п.).

Особой популярностью на радиостанциях пользуются целевые программы типа «красота и здоровье», «стиль жизни», «квадратные метры» и т.п. с участием представителей заинтересованных компаний. В этих программах информация и реклама сплетены воедино, а производство и эфирное время оплачиваются спонсорами. Рекламные передачи на радио наиболее эффективны для долгосрочных имиджевых рекламных кампаний. Самое важное при их подготовке — иметь достойный информационный повод для очередного выхода в эфир.

Размещение рекламы в эфире (медиапланирование)

Эффективность рекламной кампании на радио напрямую зависит от правильного выбора места и времени трансляции рекламы в эфире. Большое количество радиостанций, направленных на определённую целевую аудиторию, позволяет рекламодателю получить готовую площадку для действий. Но, чтобы не ошибиться в выборе, для начала придётся изучить рейтинги станций и их программ, портреты аудитории, предлагаемую сетку вещания.
Оптимальная продолжительность рекламной кампании на радио — не менее 4-х недель. Каждый выход в эфир должен быть экономически оправдан, — даже при низкой себестоимости радиорекламы, пустые затраты никому не нужны.

9-10 июня 2016 года в рамках III Международного конгресса РАР пройдет 5-я юбилейная индустриальная конференция «Будущее регионального радио». Ведущие эксперты индустрии обсудят актуальные подходы в управлении, продажах и маркетинге локального радио, юридические и организационные аспекты работы современной региональной радиостанции.

Региональный филиал оператора объявил тендер на оказание услуг по планированию и размещению рекламы на радио в 2016 году. По условиям конкурса, рекламные аудиоролики хронометражем 15 и 30 секунд будут транслироваться в Кирове, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Пензе, Саранске, Самаре, Тольятти, Саратове, Ижевске, Ульяновске и Чебоксарах.

Источник

Радио в системе средств массовых коммуникаций

Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории, влияние на общественное мнение.

По времени возникновения в системе средств массовой коммуникации вторым является радио. С момента своего появления и до наших дней радио является устойчиво популярным средством массовой коммуникации. Эта популярность обеспечивается самими особенностями радио.

Во-первых, в структуре современных СМК радио является самым оперативным каналом информирования населения, его оперативность выше телевизионной, не говоря уже о прессе. Данное качество обеспечивается техническими особенностями производства и передачи информации, которые позволяют в любой момент времени выходить в эфир и вести репортажи прямо с места и с начала событий. Таким образом, слушатели становятся как бы участниками происходящего, переживают все те эмоции, которые переживают и непосредственные участники события.

Во-вторых, радио является самым удобным для использования средством массовой коммуникации, ибо для знакомства с информацией слушателю нет необходимости отрываться от выполнения той или иной работы, например, от повседневных обязанностей, иными словами, радиоинформация заполняет собой те «ниши», которые недоступны для заполнения информацией прессы и телевидения. Особенно это важно для водителей автотранспорта, которые составляют значительную часть радиоаудитории.

В-третьих, радио, ориентированное преимущественно на слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на аудиторию, ибо в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно те образы, которые близки ему в силу его конкретного психического склада, что способствует определенной релаксации и самореализации личности. Иными словами, воспринимая информацию на слух, человек сам «творит» себе видеоряд, реализуя при этом весь свой психический и творческий потенциал. Эта особенность радио налагает определенные обязательства на радиожурналистов, которые только при помощи слова и звука должны уметь создать образ.

Читайте также:  Посредством или по средствам как правильно употреблять

В-четвертых, радио на сегодняшний момент является самым доступным средством массовой коммуникации с точки зрения финансовых затрат и возможности доставки информации. Не всегда и не везде можно купить ту или иную газету, не всегда и не везде может быть телевизор, а тем более большинство программ телевидения транслируются далеко не на все территории. В то время как радио не требует практически никаких финансовых затрат и проникает едва ли не во все уголки земного шара. Это особенно актуально для России с ее огромными территориями и низким уровнем дохода у населения.

В-пятых, в силу своей абсолютной распространенности радио стало первым международным средством массовой коммуникации. Оно способно вещать без границ и без применения особенной дорогостоящей техники для приема информации, способствуя тем самым созданию мирового сообщества.

Однако при всех достоинствах у радио существует и ряд недостатков, среди которых выделим следующие:

· высокая оперативность при всех ее преимуществах не позволяет сохранить информацию без специально направленных на то усилий (например, запись на магнитофон);

· отсутствие видеоряда резко ограничивает возможность трансляции развлекательных программ и способствует быстрому отвлечению внимания.

Источник



Пресс-центр

Дима, слушая твои эфиры, никогда не подумаешь, что твой опыт на радио невелик. Когда ты впервые сел за пульт?

Я пришел на радио в июне 2017. Есть такой термин — «новостник». Так называют человека, верстающего выпуски «новостей» и читающего их в эфире. С этого я и начинал. Но «F-media» — стремительно развивающийся холдинг, и уже через несколько месяцев, с октября, я начал вести прямые онлайн-марафоны.

Чем был для тебя первый опыт?

Проверкой на стрессоустойчивость! Прямой эфир — это квест без права на ошибку. За каждым твоим неверным движением стоит определенная цена. Тебя слушают сотни, тысячи людей, каждая минута оплачена рекламодателем. Все должно быть безупречно!

Конечно, в начале мне помогали Александр Амурный и Анна Бухтоярова, на первых эфирах ребята буквально стояли за спиной, направляли меня по выводам аудио, делали замечания по текстам. Очень непросто было синхронизировать бурное общение в эфире с одновременным запуском подложек, джинглов, роликов. Поначалу я весьма преуспевал в «болтологии», но очень быстро подтянул технические навыки — у меня просто не было другого выхода!

Что самое сложное в эфире?

Угодить рекламодателю! С другой стороны, ты — не «сотка баксов», чтобы нравиться всем, обязательно найдется кто-то, кто тебя будет критиковать. Каким бы позитивным и профессиональным ты ни был. Когда это понимаешь, начинаешь относиться к критике более спокойно.

Как ты попал на радио?

К профессии радиоведущего я пришел окольными путями. Несколько лет назад я о ней даже не помышлял. Учился в ОИЭТ… Был юн, наивен, мне нужны были деньги… И вот однажды приятель сказал, что в караоке можно

прилично зарабатывать, причем делать это весьма весело.

В первый день работы в клубе мне сказали «поешь ты так себе», но голос у тебя веселый, не режет слух, а это главное!

То есть когда все твои сверстники шли в клубы и тратили деньги, ты их зарабатывал?

Я — из тех немногих людей, которые, выходя из развлекательного заведения, становятся богаче! В клубах я оброс новыми знакомствами, обрел опыт публичных выступлений, научился слёту придумывать подводки и отводки к песням — собственно то, чем я потом занялся на радио.

Работа в ночных заведениях довела меня до того, что мне стало больно смотреть на дневной свет. Глаза привыкли к светодиодному освещению и…. к огням ночного Орла! И я начал искать то, что называют «стабильной работой».

Да, может быть, сейчас скажу крамольную для многих вещь: на радио я пошел отчасти потому, что здесь трудишься по графику. Я серьезно! Не понимаю людей, которые брюзжат по поводу работы с понедельника по пятницу. Меня такой распорядок вполне устраивает! В субботу и воскресенье я работаю уже по моей «ночной специальности».

Ну а мой путь собственно на радио весьма тривиален: увидел объявление, прошел кастинг. Всё!

Так что такое для тебя радио? Работа? Подработка? Увлечение?

Радио — это страсть! По-другому никак. Если здесь у тебя не горят глаза, надо сразу уходить!

Работа на радио, на мой взгляд — одно из самых интересных занятий на свете. Мы ведь не только эфиры ведем. Группа компаний «F-media» — это еще и большие Event-мероприятия, где я с моими коллегами выступаю в роли ведущего.

Очень люблю и творческие проекты в сфере рекламы. Здесь самое сложное — производство песенных роликов. Мое умение писать и читать рэп очень пригодилось… Мы с радиоведущим Алекскандром Амурным даже создали группу «Издержки профессии» ВКонтакте, где бурно веселимся и резвимся по этому поводу!

Тебя знают как очень общительного человека. Бытует мнение о том, что общительность соседствует с наивностью. Что скажешь?

Наивно так думать! У меня два высших образования, сейчас получаю третье. Учусь на магистратуре по специальности «Реклама и связи с общественностью». Но дело даже не в этом. Я просто безмерно, бесконечно, беспредельно люблю общаться с людьми! Даже занимаясь спортом, я терпеть не могу просто бегать, просто кататься на велике. Мне нужно общаться! Потому занимаюсь кикбоксингом, хожу в тренажерный зал — там есть тренеры и компания! Ну а в баксетболе, который я просто обожаю, и вовсе масса общения!

Играешь в баскетбол? Удивил!

Да, знаю, что я и баскетбол не очень визуально сопоставимы, но при моих 170 сантиметрах роста я допрыгиваю до кольца. Играл за баскетбольную сборную университета, учился в ДЮСШ…

Читайте также:  08 счет бухгалтерского учета это основные средства для чего

Ты прямо супермен какой-то! От девушек, наверно, отбоя нет?

Да, девушкам порой приходится давать «отбой»! Они иногда меня ругают. Одна говорит: из-за тебя одела вчера легкое платье, а пошел ливень. Откуда ты берешь прогнозы погоды?

Каким в твоем представлении должен быть идеальный радиоведущий?

Эрудированным. Острым на язык. Любящим слушателя.

Всё?

Да. Это, на мой взгляд, качества настоящего радиосупермена!

Желаю тебе всяческих «сверхспособностей» и веселых, умных и насыщенных эфиров!

Спасибо! Слушайте радио! Любите радио — оно того стоит!

* Радиохолдинг, в который входят радиостанции «Европа Плюс Орел», «Новое Радио Орел», «Новое Радио Белгород», «Новое Радио Липецк», «Радио 7 на Семи Холмах Орел», «Спорт ФМ Орел» и «Дорожное радио Орел».

Источник

43. Радио как средство массовой коммуникации

Преимущества радио состоят, прежде всего, в наибольшей оперативности, технической простоте формирования и распространения сообщения. В связи с этим радио неизбежно опережает все иные средства массовой информации. В современном мире радио является одним из наиболее доступных средств именно широкой, массовой информации, прежде всего, для менее образованной и, следовательно, менее обеспеченной аудитории.

Разумеется, специфика радио связана и с определенными объективными недостатками. Радиосообщения воспринимаются исключительно на слух. Слишком большое количество фактов, деталей, цифр затрудняет восприятие — возникает эффект взаимной интерференции слишком детализированной информации. Кроме того, из результатов специальных экспериментов известно, что на слух вообще воспринимается и запоминается не более 20 % информации: как правило, улавливается лишь самое главное, прежде всего тема сообщения. Именно поэтому в радиосообщениях рекомендуется несколько (до пяти) раз повторять основные моменты, подбирая разные слова для выражения одного и того же содержания.

Объективный недостаток заключается и в том, что к радиопередаче практически невозможно «возвратиться» — нельзя «переспросить» радиоприемник. В силу быстрого темпа передачи новостных сообщений их практически нельзя записать, чтобы обдумать на досуге или поделиться ими со знакомыми.

Еще один недостаток состоит в том, что радиостанции редко имеют постоянную аудиторию — она меняется даже в течение дня. Поэтому на радио редки серийные программы, рассчитанные на длительную коммуникативную связь с одной и той же общностью.

Неоспоримыми же преимуществами радио, делающие его уникальным средством массовой информации, — это оперативность и эмоциональность, а также то, что в техническом отношении радиосообщения практически не знают ни границ, ни расстояний. Радио, как известно, можно одновременно слушать и в Арктике, и в Антарктиде.

Таким образом, согласно основным свойствам коммуникационного процесса, радио как средство массовой коммуникации обеспечивает передаваемому сообщению:

пространственность информации — диатопность;

одновременность передачи информации любому множеству людей — симультанность;

репликацию — регуляцию радио-средствами, например, снижение нагрузки на радио-сегмент (репликация AD, аутентификация), не внося излишнюю сложность в структуру радио-сети.

44. Печатные средства как средства массовых коммуникаций

Пресса еще больше уступает в оперативности радиосообщению, чем телевидение. Поэтому обычно радио первым, хотя и в самой краткой форме, сообщает о том, что случилось. Несколько отставая по времени, телевидение демонстрирует, как это произошло. И только на следующий день, а то и позже, читатель, наконец, сможет прочитать аналитический комментарий, разъясняющий, почему произошло именно то, а не совершенно иное, в газете или журнале.

Аналитичность — важнейшее преимущество прессы. Если телевидение работает — «для всех», радио — для «энергичных, спешащих», то газета — исключительно «для умных» или желающих быть таковыми. Хотя, разумеется, аналитичность прессы также имеет свою оборотную сторону: газета значительно уступает и радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию.

Пресса имеет целый ряд своих преимуществ. К печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно передать газету друзьям и знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Можно просто вести досье.

Важным преимуществом является и то, что газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию — в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию.

В целом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатная пресса выигрывает в другом: в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия.

Таким образом, коммуникативный процесс в прессе, как средстве массовой коммуникации, проявляет такие свои свойства, как:

несомненную диахронность — возможность сохранить информацию во времени;

относительную диатопность — способность преодоления значительных пространств и расстояний при условии возможности это сделать (например, воздушные и наземные транспортные системы распространения);

мультиплицирование — возможность многократного воспроизведения

одного и того же сообщения (тираж печатного издания).

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2014 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 печатных СМИ.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май — октябрь 2013 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2013 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

Источник