Меню

Речь как средство усвоения культуры

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

-о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы и др.).

-Создание условий для приобретения опыта:

-адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами;

-общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры (разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях);

-проявления вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за помощь);

-использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй);

-участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

-понимания речи взрослого, обращённой к группе детей; понимания и использования некоторых обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных; называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, ме-бели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;

-использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Создание условий для приобретения опыта:

-использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.);

-участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок);

-участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п.), а также рассказать в трёх-четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях.

Развитие речевого творчества

Создание условий для приобретения опыта:

-участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;

-участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);

-употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Создание условий для приобретения опыта:

-правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в диалоге;

-участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).

Источник



Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.

Используя интерактивные технологии в работе с дошкольниками — мы обогащаем активный словарь детей и пополняем пассивный;

— создаем условия для саморазвития каждого ребенка;

— воспитываем такие качества как умение выслушивать другого человека не перебивая, уважительно относиться к мнению собеседника;

— помогаем преодолевать коммуникативные барьеры в общении;

Игры с использованием интерактивных технологий можно использовать в работе с лексическими темами.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_po_slovaryu_2.pptx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга 2015 г. Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий.

Пассивный словарь Активный словарь Адъективный словарь Глагольный словарь Предметный словарь Фраза

Игры с использованием интерактивных технологий

Интерактивные игры Ориентированы на широкое взаимодействие дошкольников друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Технология «Хоровод» Игра «Передай мяч по кругу» Цель: активизация пассивного словаря дошкольников Ход игры: Воспитатель с помощью предмета (мяча) учит детей выполнять задание по очереди. Варианты игры: -Назовите, какой бывает зимний день? (морозный, солнечный, ясный, пасмурный и т.д.) — Скажите, что умеет делать снежинка? (кружиться, падать, летать, сверкать…)

Технология «Работа в парах» Игра «Укрась перчатку снежинками» Цель : активизация пассивного словаря детей. Ход игры: Дети разбиваются на пары. Одевают по одной перчатке. Перед ними лежат украшения (снежинки). Воспитатель определяет тему игры, например, все что связано с зимой. Первый ребенок называет по теме предмет, явление и т.п. (например «сугроб») и тут же задает вопрос: какой? Или что делает? Второй ребенок отвечает на вопрос и за каждый ответ прикрепляет себе на перчатку столько маленьких снежинок (украшений), сколько слов он назвал. Далее дети меняются ролями. В конце определяется, чья перчатка украшена лучше. Варианты игры : украсить клумбу бабочками, цветами, осенними листьями и т.д. в зависимости от темы игры

Технология « Карусель » Игра « Составь слово из двух частей » или «Найди пару» Цель : показать детям принцип образования сложного слова и поупражнять в самостоятельном образовании сложных слов. Ход игры: Дети встают в два круга. У детей, располагающихся во внутреннем круге в руках графическое изображение первой части сложного слова. У детей внешнего круга – картинки с графическим изображением второй половины слова. Дети внешнего круга передвигаются, «примеряя» свою часть слова к противоположной и пытаются образовать сложное слово из двух половинок. Если получается слово , которое ребенок может объяснить, он получает фишку. После того как все слова образованы, дети меняются местами. Варианты игры: слова антонимы, слова синонимы «пар» «ходить» пароход « лес» «возить » лесовоз «вода» «падать» водопад

Технология «Броуновское движение» Игра «Соберем картинку из пазлов » Цель : активизация пассивного словаря дошкольников. Ход игры: Д ети узнают какое новое животное привезли в зоопарк, если соберут слова, которые обозначают названия животных из жарких стран. Каждое слово — 1 пазл . Дети вместе составляют общую картинку.

Интерактивные игры С использованием интерактивного оборудования

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» «Что умеет делать кошка?»

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка ходит, сидит , несётся

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка прыгает , ловит, крадётся,

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка дремлет, грустит, умывается,

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» отдыхает, играет, пугается,

Иногда на нас обижается, Но прощает нас и… возвращается.

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Запомни новые слова

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» «Кошка разговаривает..»

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Если просит, — то громко МЯУКАЕТ А довольна – УРЧИТ, баюкает…

Если сердится — злобно ШИПИТ Прогоняя врага – « ВОПИТ»!

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» А услышит, — хозяин зовет: « МУР — МУР – МУР…» ему запоет.

Игры со словами « Кошка — невидимка »

Хочешь верь, хочешь – не верь? А за ширмой – страшный зверь

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Здесь мы видим чьи – то ушки… Чьи они? Кошачьи

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Здесь мы видим чьи – то глазки… Чьи они? Кошачьи

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» А теперь усы мы видим… Чьи они ? Кошачьи

Показалась чья-то морда… Чья она? Кошачья

Ну а это чей – то хвостик … Чей же он? Кошачий

Здесь торчат четыре лапы … Чьи они? Кошачьи

Догадался ты теперь Спрятался какой здесь зверь?

О чем расскажет бабочка?

Презентацию подготовили: Учитель-логопед Чистякова И.А Воспитатель Гребнева Т.В . ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам.

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий.

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за.

Презентация «Использование новых технологий в развитии связной речи у детей, как средства общения и культуры» во второй мл. группе.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и сред.

Создание условий для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активн.

Источник

Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы

Елена Пономарева
Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка

Вашему вниманию предлагается авторская разработка конспекта организованной образовательной деятельности по теме “Овладение речью как средством общения и культуры” для детей старшего дошкольного возраста, основанная на интеграции образовательных областей “Социально-коммуникативное развитие” и “Художественно-эстетическое развитие”. Методическая разработка направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, оптимальных способов межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

При разработке данного конспекта автор руководствовался следующими педагогическими принципами:

— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

— принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала;

— принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций;

— принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет ресурсов;

— принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности (свобода реакций и высказываний ребенка, совместное высказывание оценок и суждений педагога и ребенка на основе равноправных, партнерских отношений).

Цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей:

1) усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2) развитие всех компонентов устной речи детей, формирование способности высказывать свои суждения и отстаивать точку зрения, обогащение обществоведческого словаря воспитанников;

3) воспитание интереса к национальной культуре, формирование эстетического вкуса, стимулирование творческих проявлений детей во всех видах музыкально-художественной деятельности.

Оборудование:

— музыкальный центр с usb-входом;

— флеш-карта с музыкальным и видео материалами;

— мини-декорации, атрибуты и элементы костюмов для инсценирования;

— воздушный шар в форме сердца;

— гусиное перо для письма (выполнено мастером-профессионалом, возглавляющим кружок декоративно-прикладного искусства, родителем одного из воспитанников).

Предварительная работа:

— чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

— восприятие и анализ музыкальной темы «Царевна Лебедь» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

— инсценирование стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» (индивидуальная работа педагога с детьми);

— просмотр мультфильма «День рожденья ослика Иа»;

— разучивание «Песенки о слове», ритмопластики «Песенка о разных языках», «Дошкольного вальса».

Дети под музыку входят в зал, останавливаются у центральной стены. Звучит музыкальная распевка. Музыкальный руководитель (далее – М. Р.) и дети приветствуют друг друга.

М. Р. : Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное гусиное перо. Очевидно, что эта удивительная находка сулит встречу с чем-то непознанным, неизведанным. Приглашаю вас в музыкальное путешествие, а путь нам укажет это гусиное перо. Возьмите друг друга за руки, ведь главное в пути – надежная поддержка друга.

(Далее дети двигаются танцевальным шагом змейкой, влево и вправо по кругу, сужая и расширяя круг, по траектории «улитки» и т. д. В процессе выполнения упражнения на ориентирование в пространстве дети перемещаются в следующую зону музыкального зала, где расположены стулья и мультимедийный комплекс. М. Р. предлагает детям присесть.)

М. Р. : Ребята, слышите? Нас встречает очень красивая и очень знакомая мелодия. Если вы правильно назовете это произведение, то музыкальный образ появится на экране.

Дети: Музыкальное произведение называется «Царевна Лебедь».

На экране проектора появляется картина «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

М. Р. : Вы совершенно правы. Это музыкальная тема «Царевна Лебедь» из оперы, которую написал русский композитор. Если вы верно назовете имя композитора, то его портрет тоже появится на экране.

Дети: Оперу написал композитор Н. А. Римский-Корсаков.

На экране – портрет Н. А. Римского-Корсакова кисти художника В. А. Серова.

М. Р. : Взгляните, как одухотворено лицо Н. А. Римского-Корсакова. Его можно назвать композитором-сказочником, потому что многие из его опер написаны на сказочный сюжет. Вот и «Царевна Лебедь» является одной из главных героинь замечательной сказки выдающегося русского поэта. Назовите сказку и ее автора.

Дети: «Сказка о царе Салтане». Автор А. С. Пушкин.

На экране появляется портрет А. С. Пушкина кисти художника Ю. В. Иванова.

М. Р. : Вы, наверное, не узнали Александра Сергеевича Пушкина. Он изображен совсем юным, в годы учебы в лицее. Обратите внимание на то, что он держит в руке. (Ответы детей).

М. Р. : Действительно, он держит в руке гусиное перышко. Оказывается, в эпоху великого поэта гусиные перья служили для письма. Их заостряли особым способом, затем обмакивали в чернила и выводили буквы и слова. Именно таким пером были написаны все произведения поэта, в том числе и «Сказка о царе Салтане». Предлагаю вернуться к предыдущему слайду, более пристально рассмотреть картину «Царевна Лебедь» и попытаться описать ее словами А. С. Пушкина. Я начну, а вы продолжайте. «А сама-то величава…».

(Дети продолжают. Один из детей произносит ключевую фразу: «Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит».)

М. Р. : По мнению А. С. Пушкина, одним из главных достоинств человека является его способность красиво говорить, обладание выразительной речью. А как вы думаете, для чего человеку нужна речь?

(М. Р. применяет игровой прием: предлагает детям, желающим участвовать в дискуссии, брать в руки микрофон для создания имиджа взрослого человека, участвующего в ток-шоу. Педагог стимулирует и поощряет суждения детей, выступает равноправным партнером в диалоге с детьми. Резюме педагога: речь – средство общения и культуры.)

М. Р. : Еще один ответ на заданный мной вопрос – необычный, музыкальный. Это «Песенка о слове». Предлагаю исполнить песню с солистами.

Исполняется «Песенка о слове» (сл. и муз. О. Труфановой).

М. Р. : Речь дана только человеку. Он произносит тысячи разных слов, но есть среди них самые нужные, самые важные, самые главные – слова приветствия, прощения, внимания, милосердия, благодарности и любви. Приглашаю вас в театр, чтобы вы могли узнать о том, что может случиться, если такие слова забывают.

Дети перемещаются в следующую зону зала. Проводится инсценирование стихотворения Эммы Мошковской «Вежливое слово». Дети делятся на две группы: артисты и зрители. Слово от автора читает воспитатель.

Э. Мошковская. «Вежливое слово».

Источник

Читайте также:  Как называется расчет денежных средств