Меню

Рефлексия как средство формирования

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал.
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.
Читайте также:  Гипотония как поднять давление народными средствами

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник



Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Татьяна Семенова
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

Рефлексия

(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии.

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Классификация рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.

В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.

Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей

А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.

А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?

Также рефлексивныеспособности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.

Читайте также:  Какими народными средствами лечат гайморит

Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

(Слайд 12)«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)

(Слайд 13)— А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению

(Слайд 14)-Ваза с цветами

(Слайд 15)-Дерево с листочками

(Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения

(Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.) (Слайд 22) -Дорисуй. Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)

«Светофор»— дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД

У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.

На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

«Поляна с цветами» — на каждом цветке нарисован этапы НОД, дети прикрепляют смайлики на тот этап, который понравился ему больше всего

Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД

Аналогично — «Дорожка успеха»

Солнышко- мне все удалось

Солнышко с тучкой-Мне не все удалось

Тучка- мне ничего не удалось

Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом

Пантомима- пантомимой можно показать результат своей работы. Например руки вверх- довольны своей работой, голова вниз — недовольны

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

рефлексивный круг — дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик)и отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал …

У меня получилось…

У меня не получилось…

Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»

Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Источник

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
статья на тему

» Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов» [И з опыта работы учителя МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выступление на м етодическом объединении учителей начальных классов МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга (школьный уровень ; 10.12.2014 г.)].

Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга.

Скачать:

Вложение Размер
professionalnaya_refleksiya_i_ee_mesto_v_formirovanii_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга

к заседанию методического объединения учителей начальных классов на тему: «Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов».

Докладчик : Чичикина И.В., учитель начальных классов, I квалификационная категория.

По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Рефлексия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Профессиональная рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

В свете этого подхода важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Изучались психолого-педагогические условия формирования и развития различных видов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной, социально-перцептивной (образ «Я» глазами других людей) личностной (образ «Я»: реальный и идеальный) и профессионально-педагогической) на разных ступенях непрерывного образования. Личностная рефлексия четко отражается в самооценке человека. Рефлексивный автопортрет включает в себя самооценку, которая восходит от образа личности глазами других, что позволяет личности корректировать и самосовершенствовать себя.

В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психолого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации .

1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.

2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.

4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с «азами» научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.

Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.

Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Сознательно (рефлексивно) опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в педагогической деятельности позволяет дифференцирующая функция рефлексии. Рефлексивность позволяет психике выделить и зафиксировать в самой себе те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством педагога.

Рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у студентов рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно. Важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного учения (в позиции «студент») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»).

Практикуются специальные курсы, где рассказывается о важности и необходимости рефлексии для каждого педагога, через сюжетно-ролевые игры подвергается анализу деятельность «учителя» и «ученика». Как правило, возможность выступать в роли обучающего появляется у студента лишь к четвертому-пятому курсам во время педагогической практики в школе.

На основании теоретических постулатов была создана модель обучения, развивающая рефлексию студента вуза . В модели мы выделяем три плоскости:

— первая плоскость, где студент взаимодействует с другими в позиции «ученика» (плоскость учения),

— вторая – в которой студент находится в позиции «учителя» (плоскость обучения),

— третья плоскость – «метапозиции» студента (рефлексивная плоскость), где студент подвергает самоанализу себя и как учащегося и как обучающего.

За счет удержания позиции ученика и учителя, становится возможным выход в метапозицию. В рефлексивной плоскости конструируется учебная ситуация, которая рассматривается через учебную и профессиональную деятельность. Развитие рефлексивных способностей в таких условиях происходит не стихийно, а осознано.

В процессе рефлексии, т.е. анализа и понимания себя как «учащегося» и «педагога», студент осознает, что происходило на занятии, познает саму ситуацию и себя. Рефлексия проходит в групповой и индивидуальной формах, и в том и другом случаях она может осуществляться устно или письменно. Во время рефлексии студентам помогают вопросы: «Что вы хотели получить в процессе деятельности?», «Что получили на самом деле?», «В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?», «В чем причины несоответствий?». Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования студентами последующей деятельности.

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности , модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний , заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.

Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления .

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2001.

2. Акмеология: Методология, методы и технология. – М.: РАГС, 2008.

3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 2007.

5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М.: РАГС, 2000.

6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 2004.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2003.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 2009.

9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. – М.: МГУ ПП, 2009.

10.Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М.: ИП РАН, 2008.

Источник