Меню

Ресурсы власти также разнообразны как многообразны средства удовлетворения ответы

Ресурсы, процесс и виды власти

2. Ресурсы, процесс и виды власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.

Ресурсы власти так же разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Как правило, ресурсы власти делят на:

1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т. д.);

2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Социальные ресурсы выступают и в качестве таких показателей, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государстве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).

Использование ресурсов власти приводит в движение псе ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно и к такому сложному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую (которую часто называют принудительной) .

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Как правило, в обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти.

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства (социальные государства) с помощью социальной политики могут влиять на статус широких слоев населения, вызывая тем самым их Лояльность и поддержку.

Информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современных условиях без опоры на знания власть в обществе не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки власти. Такое воздействие осуществляется через школу и образовательные учреждения, просветительские общества и СМИ.

Вывод: Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о власти, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

3. Политическая власть как особый вид власти

Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1. Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам.

4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.

Политическая власть находится в сложном взаимоотношении с другими формами общественной власти. Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где почти все имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы толстосумов. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

Читайте также:  Как быстро убрать синяк с лица народными средствами

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д.

Вывод: Слияние политической, экономической, социальной и информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров, в политике — разделение власти между государством, партиями, а также самой государственной власти на три ветви, в духовной сфере — доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

4. Политическая легитимность

Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, пожалуй, центральная проблема деятельности политической власти — ее легитимизация.

Под легитимностью в политологии понимается признание правомерности власти массами, добровольное подчинение предписаниям политической власти, когда большинство граждан, без внешнего принуждения исполняет властные распоряжения в своей повседневной деятельности.

Что же заставляет людей добровольно подчиняться указаниям политической власти и даже в тех случаях, когда это противоречит их коренным интересам?

Во-первых, необходимо признать бессознательную, инстинктивную приверженность большинства людей к власти. Со времен первобытного общества человек осознал, что без системы организованной власти он попросту не смог бы выжить в бесконечной веренице кровавых войн и конфликтов.

Во-вторых, люди подчиняются власти в силу того, что она обеспечивает реализацию их общих интересов, ибо они заинтересованы в сохранении определенного социального порядка.

В-третьих, особую роль в подчинении индивида власти играет т. н. харизматическая легитимность. В большинстве своем люди склонны воспринимать власть как некую иррациональную силу, всевидящую и всепроницающую. Особенно это характерно для общества с авторитарной традицией. Здесь имеет место безоглядное доверие вождю, в личности которого персонифицируется данная система власти. Подобный тип легитимности очень характерен для России. Он воплощается в приверженности царям, величии В. И. Ленина, И. В. Сталина и т. д.

Вывод: Таким образом, можно выделить два основных типа легитимности:

— эмоциональная, в том числе харизматическая, построенная на бессознательно-чувственном восприятии власти;

— рациональная, исходящая из сознательного понимания необходимости и целесообразности конкретной системы политического устройства.

Критерием легитимности власти является боязнь открыто нарушать ее предписания. Если нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления, это свидетельствует о достаточной легитимности системы политической власти. Если же законы и предписания власти нарушаются открыто, это говорит о ее неавторитетности и недостаточной дееспособности. Фактически потеря легитимности означает кризис власти, ее серьезные деформации.

Список использованной литературы

1. Витченко А. С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. — М., 1982.

2. Залысин И. К. Политическое насилие в системе власти // СГЗ.- 2005.- № 3.

3. Курскова Г. Политический феномен власти// СГЗ. — 2000. — №1.

4. Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт //СГЗ.- 2005. — № 2.

5. Фетисов А. С. Политическая власть: проблемы легитимности // Соц.-полит. журнал. — 1995. — № 3.

6. Цыганов А. П. Политический режим // Соц.-полит. журнал. — 1996. — № 1.

Источник



Vse_predmety_Otvety_Ural / obsh / Экзамен1 / ОБ-1308-крит

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса.

Принудительные (силовые) ресурсы – это вооружённые армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, собственности – высших ценностей.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения (наука и образование, религия и искусство, средства массовой информации и др.). В конце XX – начале XXI в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития традиционные ресурсы власти сила и богатство несколько утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

(По материалам интернет-издания)

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Источник

3 вариант ОГЭ по обществознанию 2019 год

3 вариант ОГЭ по обществознанию 2019 год с ответами (вариант является тренировочным). Экзаменационная работа состоит из 31 задания (Часть 1 — 25 заданий с кратким ответом, часть 2 — 6 заданий с развернутым ответом).

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Учёные изучают классовый и национальный состав населения. Какую сферу жизни общества они исследуют?

1) социальную
2) политическую
3) экономическую
4) духовную

Читайте также:  Как средства выразительности помогают понять авторскую позицию

2. В отличие от животных, человеку свойственна способность к

1) целенаправленным действиям
2) защите от неблагоприятных воздействий среды
3) продолжению рода
4) сочетанию наследственных и приобретённых свойств

3. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?

1) Директор школы встретился со своими бывшими учениками.
2) Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении.
3) Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.
4) Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.

4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.
Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье – это основной принцип

1) патриотизма
2) гражданственности
3) гуманизма
4) порядочности

6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современное образование связано с овладением информационными технологиями.
Б. Личностный подход к ученику является одним из направлений развития современного образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Конечный результат хозяйственной деятельности, выраженный в сумме, на которую полученная выручка превышает издержки на производство и реализацию товара, – это

1) цена
2) налог
3) зарплата
4) прибыль

8. Цена килограмма мандаринов 80 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?

1) меру стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) мировые деньги

9. Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает производительность труда на предприятии?

1) 15 работников выпекают за сутки 1500 тортов.
2) Предприятие выпускает 35 наименований тортов.
3) На предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации.
4) Предприятие ежедневно поставляет торты в 40 магазинов.

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется в принципиальной невозможности одновременного удовлетворения всех потребностей всех людей.
Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Какие из перечисленных ниже социальных групп выделены по этническому признаку?

1) консерваторы и либералы
2) буддисты и протестанты
3) русские и белорусы
4) мужчины и женщины

12. В семье М. пятилетний ребёнок. Бабушка готовит ребёнка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную
2) репродуктивную
3) хозяйственную
4) досуговую

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.
Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Что отличает государство от других политических организаций?

1) наличие аппарата управления
2) разработка программ экономического развития
3) определение перспектив развития общества
4) исключительное право издавать законы

15. Производители детских товаров создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству программу поддержки малого предпринимательства. Этот пример иллюстрирует

1) проведение предвыборных кампаний
2) деятельность муниципальных органов
3) функционирование гражданского общества
4) участие граждан в отправлении правосудия

16. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Монархическая форма правления не может создавать условия для развития гражданского общества.
Б. Республика – форма правления, присущая только правовому государству ИЛИ существующая только в правовом государстве.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

17. Правонарушением является

1) агитация за кандидата на избирательном участке в день выборов
2) выступление в суде со свидетельскими показаниями
3) обжалование в вышестоящие органы действия начальства
4) критика действия властей в средствах массовой информации

18. Правительство РФ

1) разрабатывает и принимает законы
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) утверждает судебные решения
4) решает вопросы предоставления гражданства

19. 15-летний Кирилл решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию его, согласно закону, работодатель вправе принять?

1) курьер в книжном магазине
2) водитель трамвая
3) грузчик в супермаркете
4) продавец в табачном киоске

20. Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.
Б. В правовых нормах, в отличие от моральных, выражается общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

21. В государстве Z существует правовой механизм защиты прав человека. Сравните прокуратуру и адвокатуру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) участие в судебном разбирательстве
2) проведение юридических консультаций
3) отстаивание интересов граждан
4) наличие статуса государственного органа

Черты сходства Черты отличия

22. Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которым они выделены в структуре общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Социальная группа

А) рязанцы
Б) врачи
В) сельчане
Г) демократы
Д) агрономы

Признак

1) профессиональный
2) поселенческий (территориальный)
3) политический

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Социологические службы стран Z и Y провели опрос общественного мнения. Участвующим в опросе был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, выше среди опрошенных страны Z, чем среди опрошенных страны Y.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для опрошенных страны Z выше, чем для опрошенных страны Y.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации работников эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди опрошенных страны Y, чем среди опрошенных страны Z.
4) Опрошенные обеих стран в равной мере отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Опрошенные страны Y считают повышение оплаты труда наиболее эффективным способом увеличения производительности труда.

Читайте также:  Как пользоваться средствами безопасности в самолете

24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных связывает повышение производительности труда с материальными факторами.
2) Проблема повышения квалификации не очень актуальна для отвечавших из обеих стран.
3) Внедрение научных разработок позволяет повысить заработную плату работников.
4) Социально-психологические факторы, по мнению опрошенных, не имеют никакого значения для повышения производительности труда.
5) Большинство опрошенных обеих стран готовы лучше работать, только когда им предоставлена инициатива организации производства и совершенствования технологий.

25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По данным социологов, в РФ за последние 20 лет отношение граждан к получению высшего образования изменилось. (Б) Доля тех, кто считает, что для получения престижной высокооплачиваемой работы не требуется высшее образование, сократилась вдвое. (В) Однако подчас завышенные требования работодателей к уровню образования и квалификации работников вызывают серьёзные опасения.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса.

Принудительные (силовые) ресурсы – это вооружённые армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, собственности – высших ценностей.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения (наука и образование, религия и искусство, средства массовой информации и др.). В конце XX – начале XXI в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития традиционные ресурсы власти – сила и богатство – несколько утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие примеры экономических и социальных ресурсов привёл автор? В чём, по мнению автора, проявляется специфика демографического ресурса?

28. Почему, по мнению автора, принудительные (силовые) ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти? Какой важнейший ресурс власти в современном обществе указан в тексте?

29. Проиллюстрируйте примерами мысль автора о том, что человек может быть: а) ресурсом власти; б) субъектом власти; в) объектом власти. (К каждой позиции приведите соответствующий пример.)

30. Приведите два объяснения того, что применение комплекса ресурсов власти эффективнее, чем применение одного любого ресурса.

31. Приведённая классификация ресурсов политической власти может применяться к власти в семье, другой малой группе. Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование этой позиции.

Ответы на 3 вариант ОГЭ по обществознанию 2019 год
1-1
2-1
3-2
4-1
5-3
6-3
7-4
8-1
9-1
10-3
11-3
12-1
13-4
14-4
15-3
16-4
17-1
18-2
19-1
20-1
21-1324
22-21231
23-25
24-12
25-112
26.
1) экономические и социальные ресурсы власти.
2) принудительные (силовые) ресурсы.
3) культурно-информационные ресурсы.
4) демографические ресурсы.
27.
1) примеры экономических ресурсов: деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые.
2) примеры социальных ресурсов: способность повышения или понижения социального статуса.
3) объяснение: люди – это универсальный многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.
28.
1) ответ на первый вопрос: их использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и собственности.
2) ответ на второй вопрос: знания и информация.
29.
1) солдаты действующих армий во время войны являются ресурсом власти.
2) в стране Z граждане (субъекты власти) избирают президента и депутатов парламента.
3) в стране Z проводится пенсионная реформа, граждане выступают в качестве объекта власти.
30.
Комплексное использование ресурсов эффективнее, чем применение одного любого ресурса, потому что, как правило, оно позволяет:
1) воздействовать на разные сферы жизни общества, обеспечивая их развитие;
2) заинтересовать в подчинении людей, группы с разными ценностями, властно значимыми интересами.
31.
1) в семье родители обладают экономическими ресурсами (материально обеспечивают своих детей) и принудительными ресурсами (могут заставить что-то сделать, если они понимают, что ребёнку это необходимо).
2) в трудовом коллективе успешность выполнения работы может зависеть не только от оплаты труда (экономические ресурсы), но от возможности карьерного роста, расширения круга делового и личного общения (социальные ресурсы), реализации своих идей и получения новых знаний (культурно-информационные ресурсы).

Источник