Меню

Резервирование средств из бюджета что это

Государственные финансовые резервы и резервные фонды

Резервные фонды бюджетов — это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Резервные фонды призваны:

— обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

— способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

— выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

— маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

— удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

— они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

— их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

— их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

— они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

Источник формирования резервных фондов — средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах — резервные фонды органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Читайте также:  Как стимулировать месячные при задержке народными средствами

Резервный фонд Российской Федерации

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Источник



Бюджетные резервы

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Бюджетные резервы» в других словарях:

Резервы Бюджетные — часть бюджетных ресурсов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования предусмотренных бюджетом расходов, а также покрытия непредвиденных затрат государства. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РЕЗЕРВЫ, БЮДЖЕТНЫЕ — часть бюджетных ресурсов, заранее обособляемая в специальных фондах, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, а также покрытия непредвиденных затрат государства, могущих возникнуть… … Большой экономический словарь

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ — (англ. contingency funds) – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Золотовалютные резервы — (International reserves) Золотовалютные резервы это запасы золота и валюты в центральном банке государства Что представляют собой золотовалютные резервы, каким образом они формируются, структура, порядок накопления и расходования золотовалютных… … Энциклопедия инвестора

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ БЮДЖЕТОВ — (англ. budget reserve funds) – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

резерв — а; м. [от лат. reservо сберегаю, сохраняю] 1. Источник, откуда черпаются новые силы, средства. Молодёжь р. рабочего класса. Трудовые резервы (о молодёжи, получающей в специальных учебных заведениях профессии квалифицированных рабочих). 2. обычно… … Энциклопедический словарь

резерв — а; м. (от лат. reservo сберегаю, сохраняю) см. тж. резервный 1) Источник, откуда черпаются новые силы, средства. Молодёжь резе/рв рабочего класса. Трудовые резервы (о молодёжи, получающей в специальных учебных заведениях профессии… … Словарь многих выражений

СССР. Финансы и кредит — Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения… … Большая советская энциклопедия

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… … Энциклопедия инвестора

Источник

Резервный фонд Российской Федерации

Добавлено в закладки: 0

Что такое резервный фонд Российской Федерации ? Описание и определение понятия

Резервный фонд Российской Федерации – это часть финансов федерального бюджета, которая подлежит обособленному специальному управлению и учету. Средства Резервного фонда необходимо направить на обеспечение исполнения государством обязательств расходного вида при уменьшении доходов нефтегазоносного сектора российской экономики. Управление Резервным фондом производит Министерство финансов.

Резервный фонд РФ создали 01.02.008 года при разделении Стабилизационного фонда на Фонд нацблагосостояния России и Резервный фонд.

Этот фонд образуется сегодня из таких доходов:

избыточные доходы от продажи газа и нефти;

доходы от управления Резервным фондом;

нефтегазовых доходов (налогов на добычу полезных ископаемых, пошлин, которые взымают за вывоз товаров, которые изготовлены из нефти, экспортных пошлин на сырое топливо).

Резервные фонды, помимо РФ, учреждаются большинством зависимых от цен на сырье стран, к примеру, Оманом, Венесуэлой, Норвегией, Азербайджаном, Нигерией.

Согласно последних данных Министерства финансов, сумма Резервного фонда Российскрй Федерации на 01.05.2015 был 3 950,49 миллиарда рублей.

Описание

Резервный фонд являет собой некоторые средства федерального бюджета, которые подлежат обособленному управлению и учёту для проведения нефтегазового трансферта при недостаточности нефтегазовых доходов для обеспечения финансово данного трансферта.

Наибольшая величина Резервного фонда

Когда формируется нефтегазовый трансферт нефтегазовые доходы в полном объёме поступают в Резервный фонд. Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон в отношении федерального бюджета на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 7 % объёма внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. Когда Резервный фонд наполняется до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд нацблагосостояния России.

Образование Резервного фонда

Резервный фонд формируют благодаря:

нефтегазовым доходам федерального бюджета в сумме, которая превышает величину нефтегазового трансферта, которая утверждена на необходимый финансовый год, когда накапливаемый объём Резервного фонда не больше его нормальной величины;

Читайте также:  Гипотония как поднять давление народными средствами

доходов от управления средствами Резервного фонда.

В данный момент соответственно с Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ» (далее — Закон) с 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяют, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда нацблагосостояния и Резервного фонда, а направляют для финансового обеспеченияе расходов федерального бюджета.

Управление Резервным фондом

Цели управления средствами Резервного фонда — это обеспечение сбережения средств Фонда и стабильной степени доходов от его помещения в длительной перспективе. Управление в указанных целях средствами фонда позволяет получить негативные финансовые результаты в короткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Особые полномочия по управлению Резервным фондом могут производиться Центральным банком РФ.

Резервный фонд составляют из сумм, которые отчисляются из годовой чистой прибыли на случай непредвиденных и чрезвычайных потерь, для восстановления и пополнения главного капитала. Иногда размер отчислений определяют уставами предприятий.

В страховании

В страховании создают несколько типов резервных фондов, которые называются обычно страховыми резервами и отличаются по способу формирования и назначению. В страховых обществах отличают:

резерв убытков, которые заявлены, но неурегулированы;

резерв незаработанной премии;

резерв состоявшихся, но не заявленных убытков;

прочие виды резервов.

Предназначение

Резервный фонд — это средства федерального бюджета. Фонд должен обеспечивать исполнение государством собственных расходных обязательств при снижении поступлений в федеральный бюджет нефтегазовых доходов.

Резервный фонд благоприятствует стабильности развития экономически страны, снижая инфляционное давление и уменьшая зависимость нациэкономики от колебаний поступлений от экспорта заканчивающихся природных ресурсов.

Резервный фонд заменил собой фактически стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда РФ кроме доходов федерального бюджета от экспорта и добычи нефти источники образования Резервного фонда – это также доходы федерального бюджета от экспорта и добычи газа.

Наибольший размер Резервного фонда закрепляется на уровне 10 % от прогнозируемого на необходимый финансовый год объема внутреннего валового продукта РФ.

Образование

Нефтегазовые доходы федерального бюджета образуются благодаря:

налогу на добычу полезных ископаемых, как углеводородного сырья (конденсат газа, горючий природный газ, нефть);

вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть;

вывозным таможенным пошлинам на природный газ;

вывозным таможенным пошлинам на товары, которые выработаны из нефти.

Некоторая часть данных нефтегазовых доходов, как нефтегазового трансферта каждый год направляют на финансирование расходы федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждает федеральный закон в отношении федеральном бюджете на следующий финансовый год и планируемый период в абсолютном размере, который исчислен, как 3,7 % прогнозируемого на необходимый год объема внутреннего валового продукта, который указан в федеральном законе в отношении федерального бюджета на определенный плановый период и финансовый год.

После образования в полном объеме нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы могут поступить в Резервный фонд.

Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон о федеральном бюджете на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 10 процентов объема внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. После того, как Резервный фонд наполнен до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд национального благосостояния.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяли, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, а направлены на финансовое снабжение расходов в федеральном бюджете.

Другой источник образования Резервного фонда — это доходы от управления средствами.

С 01.01.2010 до 01.02.2016 доходы от управления Резервным фондом не зачисляют в Фонд, а направляют на финансовое снабжение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния учитывают на отдельных счетах, учитывая средства федерального бюджета, которые открыты в Центральном банке Россий РФ Федеральным казначейством.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 не осуществляется обособленный учет средств нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.

Перечисления и расчеты средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта, нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда производятся Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 порядок произведения перечислений и расчетов средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта.

Цели управления

Цели управления средствами Резервного фонда — это обеспечение сбережения стабильного уровня доходов и средств Фонда от его размещения в длительной перспективе. Управление в указанных целях средствами фонда дает возможность получить отрицательные финансовые результаты в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление Резервным фондом производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Некоторые полномочия по управлению средствами Резервного фонда может осуществлять Центральный банк РФ.

Управление Резервным фондом производится такими методами (как одновременно, так и каждым по отдельности):

1) при помощи получения благодаря средствам Фонда зарубежной валюты и ее помещения на счетах, учитывая средства Резервного фонда в зарубежной валюте (фунтах стерлингов, евро, долларах США) в Центральном банке РФ. За использование денежных средства на указанных счетах Центральный банк РФ оплачивает проценты, которые установлены договором банковского счета;

Читайте также:  Цифровая подпись как средство аутентификации

2) при помощи помещения средств Фонда в зарубежную валюту и денежные активы, которые номинируются в зарубежной валюте, список которых определяктся законодательством РФ.

Министерство финансов РФ управляет средствами Резервного фонда соответственно с первым методом, то есть при помощи помещения средств на валютных счетах Центрального банка РФ так: согласно порядку зачисления и расчета процентов, которые начислены на счета по средствам Резервного фонда в зарубежной валюте, который утверждается Министерством финансов РФ. Банк России оплачивает на остатки на данных счетах проценты, которые эквивалентны доходности индексов, которые сформированы из финансовых активов, в которые можно разместить средства Резервного фонда, к которым требования утверждаются Правительством РФ.

Общие правила инвестирования

Правительство РФ установило граничные доли разрешаемых финансовых активов в суммарном объеме помещенных средств Резервного фонда. Министерство финансов РФ для того, чтобы увеличить эффективность управления средствами Резервного фонда должно утверждать нормативные доли разрешаемых денежных активов в суммарном объеме помещенных средств Резервного фонда в границах необходимых долей, которые установлены Правительством РФ.

Разрешенные денежные активы, которые определены Бюджетным кодексом РФ

Граничные доли, которые установлены Правительством РФ

Нормативные доли, которые утвержденные Минфином РФ

Долговые обязательства зарубежных государств

долговые обязательства зарубежных госагентств и центробанков

долговые обязательства финансовых международных организаций, включая , те что оформлены ценными бумагами

депозиты в кредитных организациях и зарубежных банках

Правительство РФ установило такие требования к данным финансовым активам:

1. средства Резервного фонда можно размещать в долговые обязательства, как ценные бумаги зарубежных государств, зарубежных государственных агентств и центробанков таких стран:

2. долговые обязательства обязаны отвечать следующтаким требованиям:

эмитент долговых обязательств обязан иметь рейтинг длительной кредитоспособности не меньше степени «АА-» по типу рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» или «Стандарт энд Пурс» или не меньше степени «Аа3» согласно классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис». Если эмитенту долговых обязательств данные агентства присвоили различные рейтинги длительной кредитоспособности, то, как рейтинг длительной кредитоспособности принимают самый меньший из присвоенных;

сроки по погашению выпусков долговых обязательств фиксированные, условия обращения и выпуска не преполагают права эмитента производить их выкуп (погашение) досрочно и права собственника долговых обязательств предъявить досрочно их к погашению (выкупу) эмитентом;

нормативы максимального и минимального сроков до того, как погасят выпуски долговых обязательств, установленные Министерством финансов РФ обязательны;

ставка купонного дохода, который выплачивается по долговым купонным обязательствам и достоинства долговых обязательств фиксированные;

номинал долговых обязательств выражают в фунтах стерлингов, долларах США, евро, платежи по долговым обязательствам проводятся в валюте номинала;

объем выпуска долговых обязательств, которые находятся в обращении, составляет не меньше 1 миллиарда долларов США для долговых обязательств, которые номинируются в долларах США, не меньше 1 миллиарда евро – для долговых обязательств, которые номинированы в евро, и не меньше 0,5 миллиарда. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, которые номинированы в фунтах стерлингов;

выпуски долговых обязательств — это не выпуски, предназначенные для непубличного (частного) размещения.

3. к финансовым международным организациям, у которых в долговые обязательства можно размещать средства Резервного фонда, относят:

Северный инвестиционный банк (NIB);

Банк развития при Европейском Совете (СЕВ);

Азиатский банк развития (ABD);

Европейский инвестиционный банк (EIB);

Европейский банк развития и реконструкции (EBRD);

Международная финансовая корпорация (IFC);

Межамериканский банк развития (IADB);

Международный валютный фонд (IMF);

Международный банк развития и реконструкции (IBRD).

К долговым обязательствам МВФ относят финансовые средства в специализированных правах заимствования (СДР), которые учитываются им ввиду формирования и корректировки резервной позиции РФ. Общая сумма денежных средств, которые перечислены в границах данных операций, должна быть не менее суммы, которая предусмотрена МВФ, как минимальная для начисления процентов за использование данных средств. Требования, которые указаны в пункте 2, не распространяются на долговые обязательства МВФ.

Соглашением между Банком России и Минфином России и Законодательством РФ предусматривается, что функции Минфина РФ по образованию резервной позиции РФ в МВФ передают Банку России.

4. при помещении средств Резервного фонда на депозитах в зарубежных кредитных организациях и банках обязаны исполняться такие требования:

зарубежная кредитная организация или банк обязаны иметь рейтинг длительной кредитоспособности не меньше уровня «АА-» согласно классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» или «Стандарт энд Пурс» или не меньше уровня «Аа3» согласно классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис». Когда кредитной организации или банку данными агентствами присваивают различные рейтинги длительной кредитоспособности, то, как рейтинг длительной кредитоспособности принимают самый меньший из присвоенных;

нормативы максимального и минимального сроков помещения средств Резервного фонда на депозитах в зарубежных кредитных организациях и банках, установлены Министерством финансов РФ, являются обязательными;

суммарный объем Резервного фонда, который размещен на депозитах в одной зарубежной кредитной организации или банке, не должен быть больше 25 % суммарного объема Резервного фонда, которые размещены на депозитах в зарубежных кредитных организациях и банках.

5. Министерство финансов РФ имеет право устанавливать добавочные требования к депозитам и долговым обязательствам в зарубежных кредитных организациях и банках в границах требований, которые установлены Правительством РФ.

Мы коротко рассмотрели резервный фонд Российской Федерации: описание, наибольшая величина, образование, управление, в страховании, предназначение, образование, цели, структура, общие правила инвестирования. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Источник