Меню

Ритмы как средство изобразительности

Ритмы как средство изобразительности

Средства музыкальной выразительности

Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

К средствам музыкальной выразительности относят:

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.

  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

Источник



Выразительные средства музыки: Вначале был ритм

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие — более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм — это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия — ее нельзя даже представить вне ритма.

Читайте также:  Дезинфицирующие средства для фекалий

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый — придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот — не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия

Парфенон. Афины, Греция

Мавзолей Тадж-Махал. Индия

Собор Нотр-Дам. Монреаль, Канада

Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим — в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.

И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать — двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция — это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм — изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» — звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии . Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия — коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях — от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.

Людвиг ван Бетховен
1770 — 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия — коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Источник

Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 10.11.2016

Статья просмотрена: 913 раз

Библиографическое описание:

Каменская, О. А. Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О. А. Каменская. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11360/ (дата обращения: 25.04.2021).

Известно, что дошкольный период — самый чувственный для ребёнка. Именно в дошкольном детстве закладываются и оформляются многие эстетические качества, развиваются фантазия, воображение, творческие способности, умение выражать своё отношение к окружающему миру, тонко чувствовать увиденное и услышанное. О своих переживаниях и чувствах в тот или иной момент дошкольник может рассказать, используя выразительные средства любого вида искусства.

Одним из эффективных двигателей сопереживания прекрасного для детей являются такие виды искусства, как музыка и живопись. Очень тесно связаны эти музы выразительными средствами, среди которых важное место занимает ритм.

Тема ритма берёт своё начало с античных времён философии Гераклита и Пифагора. Понятие «Ритм» означало у древних греков чередование равномерных звуков, исполняемых в определенной последовательности. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении) [5, с. 680] Трактуется ритм в научной сфере по-разному. Учёные утверждают, что ритм существует во многих сферах человеческой деятельности: ритм музыкальный, стихотворный, чувства ритма и т. д.

Читайте также:  Дезинфицирующее средство анавидин комплит

По древнему изречению «Музыкальный ритм — категория, отражающая Время, которое: Самое быстрое и самое медленное, Самое долгое и самое короткое, Самое близкое и самое далёкое, Чем больше всего пренебрегаем и О чём больше всего сожалеем» [1, с. 179].

Изучением музыкального ритма занимались И. Шилленгер, Э. Ж. Далькроз, А. А. Мазель, В. А. Цукерман, Ильина Г. А., В. Н. Холопова. Исследователи А. А. Мазелъ и В. А. Цуккерман дают понятие ритма в узком его значении как временную закономерность, являющейся организацией звуков по их длительности, т. е. музыкальный ритм, стоит на одном уровне с ритмическим рисунком. Основоположник системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарский педагог и музыкант Э. Ж. Далъкроз связывает ритм с движением: «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма, не может быть воспринят ритм музыкальный».

Понятие «музыкальный ритм» в дошкольном детстве в большинстве случаев связывают с понятием «ритмика». В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой одно из определений слова ритмика — это «ритмические движения с музыкальным сопровождением» [5, с. 680]. Ритмика — это занятия, развивающие способности детей эмоционально воспринимать музыку через движения танца с помощью мимики и жестов. Занятия ритмикой представляют собой исполнение простых и легких танцевальных движений. Веселые танцевальные занятия под музыку доступны ребенку любого возраста и чрезвычайно полезны для физического, эмоционального здоровья. Сегодня социальное положение людей определяется, прежде всего, его успешностью и эффективностью, а если быть более точным, то перспективной полезностью для окружающих. Различные формы общения на занятиях ритмикой, в ракурсе выражения и восприятия мыслей, эмоций и чувств, способствуют развитию эмоционального интеллекта. Ритмика в этом направлении является эффективным средством формирования гармоничного развития личности ребенка. Именно в танцах, танцевальных этюдах, танцевальных играх может выразить свои чувства и переживания дошкольник. Но прежде, чем воспроизвести какое-то движение, создать тот или иной образ, нужно прослушать музыку. Доминирующее место занимает музыка и только потом — движения.

Например, педагог предлагает детям под музыку К. Сен-Санс «Аквариум» превратиться в морских обитателей. Для этого он использует элементы костюмов (шапочки с изображением морских обитателей, газовые платочки для изображения плавников, ленты на палочке для имитации водорослей), картинки с изображением морских животных.

Педагог показывает картинки с изображением морских животных, предлагает детям назвать их.

– Сегодня мы послушаем произведение композитора Камилла Сен-Санса «Аквариум». (Дети слушают музыкальное произведение).

– Это необычная музыка. Почему? Как вы думаете? Что вы представили себе, когда слушали эту музыку? (Ответы детей: музыка плавная, нежная, солнечная, булькающая; в музыке вода переливается на солнце; рыбки светятся в лучах солнышка, им весело; рыбки плавают, резвятся в море, догоняют друг друга).

– В мелодии слышны нежные звуки скрипки, переливчатые пассажи фортепьяно, красивый звон челесты. И все эти звуки рождают наши фантазии. Давайте представим себе, что наш зал — море, а мы — морские обитатели. Покажите, как они живут, что едят, как добывают пищу, с кем дружат, кого боятся.

Педагог предлагает детям превратиться в морских обитателей и «пожить» их жизнью под музыку К. Сен-Санса. Затем проводит беседу о том, кто каким животным был, что делал, что видел вокруг себя, заметил ли других морских обитателей. Дети будут слышать музыку плавную, переливистую соответственно и ритм их внутреннего мира будет соответствовать услышанной музыке, их движения станут пластичными, гибкими, спокойными, текучими и т. д.

Дошкольники охотно выполняют такие мини-этюды как «Шаловливый ручеёк» под музыку Аренского, «Весёлые цыплята» под музыку Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» и т. д. В них они получают возможность самовыражения и самообучения в результате творческого процесса с педагогом и со своими сверстниками. Такие этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т. п. Создавая музыкально-художественный, игровой образ, ребята проживают музыку в движении. Это помогает развивать фантазию, воображение и чувства ритма у детей, услышать ритм героя и изобразить его согласно музыке. Этот процесс приносит ребёнку радость, помогает почувствовать уверенность в себе и активно способствует оздоровлению как физическому, так и эмоциональному.

Ритм музыкальный находится в тесном переплетении и с изобразительным ритмом. Можно сказать, что изобразительный ритм зависим от музыкального ритма. Прослушав музыкальное произведение или во время его прослушивания, художник может представить художественный образ или пейзаж и воплотить его на своём холсте, выразить, таким образом, своё видение окружающего, передать кистью своё настроение, чувства

Ритм в изобразительном искусстве представляет собой линии, пятна, оттенки цвета, чередованием фигур людей, их рук или ног или другие элементы рисунка и т. д. Одни художники ритм считают правилом композиции (А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим начало композиции. В XV веке приёмы и правила композиции наиболее последовательно и успешно разрабатывали Мазаччо, Боттичелли, Мантенья. Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Художники XVII — XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения. Характер ритма значительно усложнился, он стал более динамичным.

Прослеживается связь между музыкой и живописью. Многие термины в музыке заимствованы из живописи, и вообще изобразительного искусства для того, чтобы объяснить понятия и явления в музыке, которые особым образом имеют смысл с точки зрения общей эстетики. Музыкальные произведения, также как и произведения изобразительного искусства имеют неповторимый и индивидуальный язык общения. Языком музыки являются организованные звуки, языком же изобразительного искусства являются сочетания разного рода линейных и цветных ритмов. Несмотря на различия языков искусства все-таки можно при помощи ассоциаций видеть музыку и слышать живопись. Нельзя сказать о том, что изобразительное искусство всегда вызывает музыкальные ощущения, а музыка всегда вызывает зрительные представления. Следовательно, каждое из этих искусств, всегда дополняют друг друга. Как, например, подходящая музыка всегда углубляет, дополняет и даже развивает эмоциональное состояние того, кто смотрит на предмет изобразительного искусства. Именно поэтому основной целью работы с детьми, конечно же, является донесение и раскрытие смысла любого из видов творчества и развитие мышления художественным образом.

Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного цвета к светлому цвету и при этом поет гамму в восходящем направлении. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка — это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).

Читайте также:  Средство для мытья стекол help лимон 500 мл

Дети старшего дошкольного возраста, слушая ритмы музыкального произведения, могут отразить своё творчество, настроение, видение окружающего на бумаге, используя ритмы изобразительного искусства. Музыкальные ритмы играют огромную роль в создание живописной картины юных художников. Художественный образ зависит напрямую от музыкального воздействия. Если ребёнок услышит плавную музыку, напевную, спокойную, соответственно и кисть его изобразит спокойные, придержанные, может быть даже минорные цветовые тона, оттенки. Бодрая, задорная, весёлая музыка предрасполагает к яркой, игристой цветовой гамме.

Так, можно предложить ребятам нарисовать пейзаж, слушая «Осеннюю песню. Октябрь» П. И. Чайковского и «Осень» Антонио Вивальди. Результат не заставит себя ждать. Ведь дошкольники данной возрастной категории отчётливо понимают и разделяют динамику цветовой гаммы: яркие цвета и бледные, мрачные и т. д. Например, в начале занятия педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение того или иного композитора, затем выбрать цветные воздушные шарики и объяснить свой выбор. (Музыка прозвучала весёлая, я выбрал красный шарик, а я выбрал жёлтый, а я — оранжевый и т. д.). Это ребятам поможет вспомнить мажорные и минорные тона. В рисунках детей находит отражение и ритм музыки.

Дети «проживают» ритм с помощью собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинает «звучать» и в их рисунках. Наиболее интересны темы для рисунков, те, в которых дошкольники воплощают ритмически яркую танцевальную музыку: «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев», «Танец русских самоцветов» и др. Ритм музыки находит отражение в чередовании цветовых пятен, снежинок, волнообразных линий и т. д.

Таким образом, ритм обладает мощным, энергетическим воздействием на ребёнка-дошкольника при самовыражении своей личности, а также является важнейшим средством выразительности не только в музыкальной, но и в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.

  1. Бергер Н. А. Рождённый движением (О ритме в жизни и в искусстве) //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 87, 2009, С.179
  2. Жак-Далькроз Э. Ритм. — М.: Классика XXI, — 2001. — 248 с.
  3. Иванова Е. М. Иосиф Шилленгер о музыкальном ритме. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 171, 2014, С. 131–139
  4. Коротеева Е. И. Связь музыки и живописи в развитии художественного образного мышления школьников. // Искусство в школе. 1996. № 1. С. 35–38.
  5. Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка./РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд. — М., 2008. — 944 с.
  6. Соломенникова О. А.Радость творчества: Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.

Похожие статьи

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

изобразительное искусство, ритм, Музыка, музыкальное произведение, ребенок, музыкальный ритм, движение, художественный образ, дошкольное детство, детский рисунок.

Специфика формирования художественного образа в рисунках.

2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

музыкальное воспитание, ритм, музыкально-ритмическое чувство, общее воспитание, ритмическое чувство, музыкальный ритм, музыкальное движение, музыка, неопределенный признак, временный ход. Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через.

Художественное слово как средство восприятия музыкального.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют. Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности.

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенкадошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного.

Младший дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности. Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на.

Похожие статьи

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

изобразительное искусство, ритм, Музыка, музыкальное произведение, ребенок, музыкальный ритм, движение, художественный образ, дошкольное детство, детский рисунок.

Специфика формирования художественного образа в рисунках.

2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

музыкальное воспитание, ритм, музыкально-ритмическое чувство, общее воспитание, ритмическое чувство, музыкальный ритм, музыкальное движение, музыка, неопределенный признак, временный ход. Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через.

Художественное слово как средство восприятия музыкального.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ.

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Дети выразительно двигаются под музыку, точно передавая метр и ритм; с увлечением импровизируют. Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности.

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенкадошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду.

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного.

Младший дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности. Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на.

Источник