Меню

Сенсорный уголок как средство сенсорного развития

Сенсорный уголок как средство сенсорного развития

Автор: Гуз Екатерина Сергеевна

Организация: МДОУ № 27

Населенный пункт: Донецкая область, город Макеевка

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Оно является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимание, воображения, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых . Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценное восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира , первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е насколько совершенно ребёнок слышит, видит , осязает окружающее.

Сенсорное развитие происходить в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребенка постоянно. Сначала ребенок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Мир побуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослых. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомить со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя ребенок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы разнообразных форм, пирамидки, вкладыши.

В нашей группе так же есть уголок сенсорики, который находится в свободном доступе для детей. Он оснащен различными дидактическими играми, дидактическими материалами направленными на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, тактильно звуковых, зрительных ощущений .

В уголке нашим деткам предложены такие дидактические игры:

» Собери целое «, » Спрячь снеговика», «Найди домик для гномика“ , «Собери целое » ( используя тактильные кубики). Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).Для формирования представлений о внешних свойствах предмета их положения в пространстве, а так же их целостности я использую » Мягкие пазлы»

  • же в уголке представлены большой выбор «пирамидок», «игрушек вкладышей» и «кубиков сортеров». Цель этих дидактического материала сопоставлять и сравнивать предметы по величине, цвету , форме. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета.

Для развитие общей моторики рук используются такие игры как «Шнуровка»,» Мозайка»(различной величины и формы), игры с «прищепками» которые способствуют стимуляции сенсорно моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Для развития слухового восприятия в нашем уголке есть различные шумовые игрушки: Гусеница, Колокольчики, Трещалки, Бубны , книжки

Развивающие «Лото» «Пазлы» » Наряди матрешку» этот дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать тем самым играя дети развивают зрительное восприятие, умение соотносить предметы по определенным признакам.

Дидактические игрушки на восприятие эталонов величины: Играя с матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в большую

Подводя итог, можно сказать, совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи выполняются..

Источник



Уголок сенсорного развития детей раннего возраста

Надежда Васильевна
Уголок сенсорного развития детей раннего возраста

Работая с самыми маленькими детишками (а им от 1,6 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего.

Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении.

На своей группе я разрабатываю творческий проект: «Ручки-почемучки» по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Целью сенсорного воспитания является формирование способностей у малышей.

Для своего проекта определила следующие задачи:

• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

Читайте также:  Средство для чистки капучинатора rinza

• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;

• Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств)

• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.

Проект по своей направленности творчески он будет наполняться с каждым занятием –исследовательский и включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Предполагаемые результаты проекта:

• Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины)

• Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;

• Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.

Проект состоит из трёх этапов:

Для начала работы над проектом я сделала тематическую подборку из методической литературы, статей из журналов содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в создании мини-центров с сенсорной направленностью, приобретение и изготовление игр и пособий.

При выборе месторасположения мини-центров в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсорных объектов для центров в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Оформила мини-центр экспериментальной деятельности, который дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками, возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая свои первые опыты и познавать окружающий мир.

Оформляется мини-центр «Деревенский дворик», где дети могут не только знакомиться с его обитателями,но и становиться непосредственными участниками сюжетных игр в этом дворе: потрогать и покормить животных, собрать куриные яйца, отдохнуть на травке, перебрать для курочки зерно и т. д.

Малыши могут «собирать» урожай из яблок и слив (фрукты на деревьях – они набитые поролоном, и их можно менять в зависимости от темы, «садить» и собирать овощи с грядки (овощи пластмассовые, так же их можно менять)Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь. В дворике роль зеленой травы выполняет коврик, на котором дети могут постоять, полежать, походить.

Следующий 2 этап проекта: реализованный

Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз (с использованием мультимедийных средств, об использовании элементов массажа и само — массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности

Вот некоторые игры-задания,которые проводила во время проекта:

Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

На силуэт из картона (ёжик, солнышко, смайлики, ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.

Перебирая разноцветные мешочки, ребенок определяет что там лежит раскладывает в ряд эти мешочки (например: рис, гречка, горох, фасоль, песок, маленькие камешки галька).

Сенсорный столик для самых маленьких «Занимательная полянка»

Здесь малыш может дать волю своим ручкам:, вертеть, доставать мячики, забрасывать их в отверстия бутылочек, собирать нектар (бусинки) с цветов, учить название основных цветов, развивать не только мелкую моторику, но и глазомер, умение сосредоточиться, щупать (гладкое, шершавое, мелкое, крупное, рельефное)

На последнем заключительном этапе планирую провести занятие «Играем сказки», диагностирование детей.

• Активное использование в совместной и самостоятельной деятельности игр и пособий;

• Воспринимать познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;

• Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;

• Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;

• В ведение дидактических игр в решение обучающих задач по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.

Конечно, проведение проекта не ставит точку в дальнейшей моей работе по сенсорному развитию детей,потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания, в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Читайте также:  Почему куры клюют яйца что делать народные средства

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра – инструмент формирования сенсорных эталонов Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.

Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста В выступлении представлен материал, направленный на приобретение детьми навыков умственной работы и развития их логического мышления. Данные.

Формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с применением интерактивного стола Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. Основным средством для развития.

Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста На основе данных современной психологии, практикой образования принято считать сенсорику (от лат. sensus, «восприятие») как категорию, описывающую.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Источник

Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Валентина Булгакова
Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт — задача находящихся рядом взрослых – родителей и воспитателей.

Во ФГОС дошкольного образования направленность воспитательной деятельности взрослых обозначена целевыми ориентирами — социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и др.). Решение данной задачи осуществляется нами – педагогами – в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.

В нашей группе раннего возраста «Цыплята» создан уголок сенсорного развития, который способствует обогащению сенсорного опыта наших ребятишек, и помогает воспитателям осуществлять задачи познавательного развития.

Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами.

Разнообразие игр, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей.

Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определённые умения. Например, в играх-шнуровках малыши сначала учатся продевать шнурок в отверстия, затем – пришнуровывать более мелкие детали к крупным. Играя с прищепками, учатся сначала снимать их, а затем уже надевать.

Ежемесячно появляются новые игры и пособия, стимулирующие познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленные руками воспитателей и родителей (законных представителей). Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, даёт детям возможность свободного выбора деятельности.

Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов.

Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д.

Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.

Переносная песочница, оборудование для игр с водой и крупой используются в совместной и самостоятельной деятельности детей, для экспериментирования, во время непосредственно образовательной деятельности.

Читайте также:  Отоклин средство для чистки для собак инструкция по применению

Еще одно универсальное пособие в нашей группе — развивающая ширма «Познавайка», с помощью которой можно проводить дидактические игры, её легко складывать и переносить, она многофункциональна, её можно использовать как ширму для театра, использовать в играх как палатку, домик и т. д.

1 секция. Используется для дидактической игры «Помоги маме развесить белье» (предметы одежды выполнены из фетра). При необходимости может использоваться и для других игр, связанных с группированием (можно вешать карточки, геометрические фигуры и т. д.)

2 секция – двухстороннее полотно. Здесь можно поиграть в игру «Кто где живет?». Створки окошек снабжены пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией. В каждом окошке — «жители», те животные,которых детки уже знают и могут назвать: лошадка, собачка, кошка и т. д. (конечно же, игра сопровождается звукоподражанием).

Вторая сторона секции — дидактическая игра «Спрячем медвежонка от дождя». Зонтик полностью разборный, крепится на липучки. Его можно сложить в кармашек на пуговицах и предложить детям поискать мишке зонт. Облако шуршащее и мягкое, что позволяет детям обогащать сенсорный опыт. Капельки, висящие на шнурке, можно передвигать, длину шнурка тоже можно изменять.

3 секция. Здесь представлена дидактическая игра «Плетение». Выполнена она из решеток для раковины, лент и шнурков. Позволяет переплетать ленты и шнурки, продевая их в ячейки решетки так, как захочется. Вторая часть створки напоминает счеты. Здесь можно перебирать пальчиками бусины, кубики, детали конструктора, светящиеся мячики, имеющие массажный эффект, а футляры от киндер-яиц таят в себе некий сюрприз — деревянные фигурки животных или мягкий шарик, стимулируя любознательность. Есть звуковые детали и колокольчик.

Развивающая среда сенсорного уголка безопасна, игры, игрушки, пособия имеют сертификат качества и соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.

Оборудование сенсорного уголка используется для организации совместной деятельности дошкольников раннего возраста с воспитателем, для организации самостоятельной деятельности,а также в работе с родителями: в проведении родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей.

Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями. В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого – создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей по изготовлению развивающих игр своими руками «Игры из ничего».

Таким образом, объединяя наши усилия, мы делаем все для того, чтобы наши дети полноценно развивались каждый день.

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Бизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возраста Бизиборд как средство сенсорного развития у детей раннего возраста. Актуальность: Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста Почему главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное? Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс.

Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье» Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление.

Уголок сенсорного развития детей раннего возраста Работая с самыми маленькими детишками (а им от 1,6 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст.

Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста В выступлении представлен материал, направленный на приобретение детьми навыков умственной работы и развития их логического мышления. Данные.

Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства, наблюдается тенденция.

Роль сенсорного развития в воспитании ребенка раннего возраста Эта тема особенно актуальна в развитии малышей 2-3 лет, т. к. успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной.

Уголок ПДД в группе раннего развития Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.

Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста Бондаренко И. А., Барсукова Л. И. ДС «Космос» г. Волгодонск Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для.

Источник