Меню

Сказка как средство социализации дошкольников

Консультация «Сказка как средство социализации ребенка»
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
skazka_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Сказка как средство социализации ребенка»

«Детство — это особый период в жизни человека,

который нужно прожить содержательно, радостно,

а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Сказка — одно из важнейших социально — педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно — этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Все сказки мира: народные, авторские — содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Специфика сказки в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. В сказках сюжет, характеристики персонажей, зачины, концовки могут переходить из одной в другую («Жил да был», «В некотором царстве. »), т.е. всегда вариативны. Это имеет большое значение для социально — педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание сюжета.

Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Любая сказка ориентирована на социально — педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, лечит. При этом потенциал сказки гораздо богаче её художественно — образной значимости.

В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками во время непосредственно образовательной деятельности, чтения художественной литературы, игр. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в общих и групповых помещениях детского сада предметной среды. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра и др. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого ( воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.

Источник



Значение сказки в процессе социализации дошкольников

Анна Даровских
Значение сказки в процессе социализации дошкольников

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации.

Социализация — это общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей [1].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализациипринимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т. д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма дошкольного обучения, руководящей роли дошкольного учреждения, педагога.

Культура как многогранное явление включает в себя множество социальных, человекотворных образований. Среди них особое специфическое место занимает сказка. Значения сказки объясняется, прежде всего,ее универсальностью: традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов.

Мир сказки находит отражение в психолого-педагогических

исследованиях, которые интенсивно разрабатывались отечественными

учеными, начиная с 40-х годов до нашего времени. Мы имеем в виду

работы В. В. Абраменковой, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, В. А. Сухомлинского, и др. В этих работах, в основном, изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т. п.

На примере, рассмотрим работы В. А. Сухомлинского, который 33 года проработал в сельской школе. И после 10 лет педагогической работы был назначен директором Павлышевской средней школы.

Василий Александрович Сухомлинский написал книгу «Сердце отдаю детям». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Книга посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный [3, с. 2].

Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок продвигался в своем развитии, необходимо дать ему «счастье художественного видения мира».

Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку. Сквозь сказку, фантазию, игру, а также неповторимое детское творчество, проходит «верная дорога к сердцу» ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открывать истоки, мысли и слова, и они забьют животворными ключами [3, с. 15]. Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее [3, с. 15].

Без сказки и игры воображения ребёнок не может жить. Без них окружающий мир превратится для него в скучную картину, нарисованную на холсте, сказка же заставляет эту картину ожить, стать более красочной и жизнерадостной.

Сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, потому что сказочные образы ярки и эмоционально окрашены.

Посредством сказок можно воспринимать окружающий мир в ярких тонах. Сказочные образы помогали малышам чувствовать красоту родной земли. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине [3, с. 18].

Сказочные образы помогают обогатиться знаниями ребенку, так любование природы местности, её красоты, вызывают у детей положительные эмоции и восхищение. Любуясь окружающей природой, явлениями, деятельностью живущих людей дети на основе наблюдении создают необыкновенные сказки.

Девочке запомнилась встреча с рабочими-металлургами в сельском литейном цехе, и вот теперь, через 3 года, она составила интересную сказку об Огненной Реке:

«У огромной печи стоит богатырь. Он расплавил железо. Кипит железо, клокочет. Подошел богатырь к печи, открыл дверцу — и полилась Огненная Река.Льется и говорит: «Не зевайте, люди, берите огненное железо, делайте из него всё, что вам нужно». Идут к Огненной Реке мудрые мастера, черпают расплавленное железо, льют его в песок, делают из металла все, что нужно людям» [3, с. 93].

Вот сказка,сложенная Даньком:

«Провожала мать сына на военную службу. Сказала: «Возьми, сын, горсть родной земли. Помни, что ты — ее защитник!» Взял сын горсть родной земли, высыпал в красный шелковый мешочек и никогда не расставался с нею. Начали враги войну против нашей Родины. Встретил сын вражеских солдат на границе, бил по ним из пулемета, падали враги в реку. Ни на шаг не отступал сын. Но вот вражеская пуля ранила его в голову, кровь залила глаза, руки ослабели. Приближаются враги,думают: вот мы возьмем его в плен. Вспомнил сын о горсти родной земли. Прикоснулся к красному мешочку — и сразу же могучей силой налились руки. Снова стал стрелять юный богатырь, утонули враги в реке, а тем временем помощь подошла — быстрокрылые самолеты и могучие танки» [3, с. 93].

Ребёнок должен быть ребёнком. …Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Когда дети воспринимают сказки, они учатся сопереживать как положительным, так и отрицательным героям. При этом задумываясь, как бы они могли поступить на их месте, обдумав поступки, как хорошие, так и плохие. Фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность.

Таким образом, можно отметить, что дети развиваются на основе сказок всесторонне, глубже понимают сущность происходящего вокруг них. Создание фантастических образов – это самая благоприятная и благотворная почва, на которой развиваются ростки мысли.

1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. – М. : Академия, 2000. – 200 с.

2. Сластенин В. А.Педагогика: учеб. пособи. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

3. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский. – Киев. : Радянська школа, 1973. – 145 с.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Конспект занятия по социализации «Мои любимые сказки» для детей второй младшей группы Цель: Развивать умение детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям. Задачи: развивать творческое воображение.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно — ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Источник

Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»

ирина соколец
Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам новые подходы к социализации дошкольников в современном мире. В связи этим важнейшим направлением нашей работы с детьми является социально-коммуникативное развитие.

Социально коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

На протяжении ряда лет я веду с детьми старших и подготовительных групп театральный кружок «Теремок». Литературной основой для театрализованных действий служит в основном устное народное творчество: сказки, потешки, пословицы. Интонацией, жестом, мимикой мы учимся передавать настроение, манеры, намерения героев, обсуждая при этом, какие чувства движут тем или иным персонажем и какими выразительными средствами лучше эти чувства передать.

Фольклор, или устное народное творчество, – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.

Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песенки, заклички, предания, былины и пр.)

Рассмотрим значение некоторых жанров и начнем со сказки.

Нравственное воздействие сказкиподразумевает по меньшей мере три составляющих: познавательное, эстетическое и воспитательное.Вопросы к аудитории:

В чем состоит познавательное значение сказки? (Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, о которой она повествует. В русских народных сказках дети знакомятся с русским национальным бытом, узнают значения слов изба, сарафан, полати, кафтан и пр. В ненецко-нанайских сказках «Айога», «Кукушка» дети узнают слова чум, малица, пимы, тундра. В казахской народной сказке «Чудесная шуба» звучат новые для детей слова бай, кумыс, юрта.)

В чем состоит эстетическое значение сказки? (Сказка является высокохудожественным произведением устного народного творчества, впитавшим в себя мудрость многих поколений.

В чем состоит воспитательное значение сказки? (Сказки пропитаны оптимизмом, в сказке всегда счастливый конец, сказки выражают веру народа во всемогущество человека, веру человека в свои силы, а также воспитывают в ребенке правила поведения в соответствии с его гендерной принадлежностью.)

Остановимся на последнем моменте.Вопросы к аудитории:

Как величают в русской народной сказке молодую девушку? (Красна девица.)

Какими качествами она должна обладать? (Скромностью, рассудительностью, достоинством и т. д. Предлагаю пройтись,как красная девица: гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка.)

Как величают парня? (Добрый молодец.)

Какими качествами он должен обладать? (Смелостью, честностью, ответственностью и т. д.Предлагаю изобразить доброго молодца: пройтись, расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая.)

Предлагая детям эти ролевые игры, мы воспитываем в них необходимые нравственные качества, соответствующие их гендерной принадлежности.

Значительный нравственный и эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа.Предлагаю назвать и дать толкование пословицам о труде:

• Сделал дело – гуляй смело

• Делу время – потехе час

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда

• Труд человека кормит, а лень портит

• У доброго Федота спорится работа

• Глаза страшатся, а руки делают

• Не спеши языком, торопись делом

Пословицы о дружбе:

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей

• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

• Друг познается в беде

• Старый друг лучше новых двух

Пословицы о зиме:

• Мороз не велик, да стоять не велит

• Береги свой нос в большой мороз

• Сугроб да вьюга – два друга

• Много снега – много хлеба

Несомненно, что заучивание и толкование пословиц нравственно развивает ребенка, заставляет его задумываться о духовных ценностях жизни.

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Личный сайт как средство обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников 2 Слайд В своей работе по использованию личного сайта как средства обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Обобщение опыта работы по теме «Литературное краеведение как средство формирования любви к малой Родине у дошкольников» МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Обобщение опыта работы на тему: «Литературное краеведение как средство.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Источник

Читайте также:  Дегидратирующие средства что это