Меню

Современный урок географии как средство

Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)
статья по географии на тему

В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye_tehnologii_na_urokah_geografii.rar 1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»

Современные педагогические технологии на уроках географии

(из опыта работы Пановой О.П.)

Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. (Слайд 2)

В. А. Сухомлинский

Основные цели современной системы образования — интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.

В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Технология критического мышления: (слайд 3 – 6)

Прием «Кластер» — графический систематизатор, схема. Как правило, применяю в начале изучения темы и при закреплении. Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях.

Классический – используется ключевое слово или термин. Например, АПК.

Бумажный – когда учащиеся из слов, записанных на карточках, выбирают те, которые относятся к конкретной теме, например, машиностроение России.

Прием «Верные и неверные утверждения» помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению. Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления. Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).

Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии и формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Освещает, нагревает, обжигает

Солнечное излучение несет энергию

Река (равнинная) — 6 класс

Течет, переносит, разливается

Издалека долго, течет река

Тундра – 8 класс

Кормит, исцеляет, завораживает

Беспросветная тьма гнуса летом

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме.

Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе, изучив дополнительный текст, ребята составили такие вопросы:

А) С помощью какого прибора измеряется АД?

Б) Кто и в каком году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?

В) Какой барометр удобнее применять и почему?

Г) При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?

Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом. Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Игровые технологии (слайд 7 – 10)

Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

  1. При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии»
  2. При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово.
  1. 59 с.ш. 11 в.д. О сло
  2. 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
  3. 13 ю.ш. 76 з.д. Л има
  4. 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
  5. 52 с.ш. 113 в.д. Ч ита
  6. 42 с.ш. 78 з.д. Н ью – Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д. О ттава
  1. Прием «третий лишний» или «белая ворона»
  2. Определить тему уроку, отгадав ребусы, загадки и т.д.

Также это может быть урок-игра при закреплении темы или раздела («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и др.)

Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ – различные ЭОР, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации. Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью. Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию. (слайд 11)

Используемые в моей практике педагогические технологии позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Подтверждением того, что я на верном пути, является результативное участие моих обучающихся в конкурсах, олимпиадах от школьного до международного уровней. (слайд 12-14)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой).

Выступление на ШМО по теме «Современные педагогические технологии на уроке географии».

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя .

Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран.

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и.

Источник



Современный урок географии
статья по географии по теме

Статья характеризует отличие современного урока географии от традиционного урока

Скачать:

Вложение Размер
sovremennyy_urok_geografii.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

Современный урок географии

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать структуру знаний по географии, которыми предстоит овладеть учащимся, выделить ключевые идеи, вокруг которых будут группироваться все остальные знания.

Важным требованием к содержанию урока является доступность и посильность географического материала для детей. Нарушение этого требования приводит к непониманию, к механическому запоминанию знаний региональной географии, к ослаблению интереса, к задержке общего развития учащихся.

Развитию приносит вред и слишком легкий, обыденный материал, пережевывание извесного, приводящее к топтанию на месте. Педагогика доказала, что учить надо на высоком, но посильном уровне трудности.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса. Урок это — универсальная система взаимодействия учителя и учащихся, работающая на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство.
Чем отличается традиционный урок от современного?

Во – первых, урок остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса, но его содержание и структура в течение времени изменяются.

Во – вторых, главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной исследовательской работе творческого характера.

Показателями качества урока не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель – организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к соблюдению правил поведения в родной природе, на производстве и в обществе в целом.

Основные признаки современного урока географии:

1. Урок направлен на формирование личности учащегося (мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, творческих качеств).

2. Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант.

3. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество.

4. Центральное место на уроке занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока.

5. Организация коллективной учебной деятельности и общения между учащимися в процессе учебной работы

6. Урок тесно связан с другими формами организации обучения экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и экологической тропе и т.п.

7. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения: урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных уроков, проводимых 2-3 учителями разных учебных предметов.

8. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы.

Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения; целевого, содержательного, деятельностного, оценочно-результативного. Признаки современного урока географии – это:

  1. Четкое планирование цели каждого урока.
  2. Обеспечение качественного усвоения учебного материала.
  3. Активная работа учащихся в классе без перегрузок.
  4. Наличие у школьников интереса к предмету.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

География – это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал – внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Методические возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы.

Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.

Вот такое вступление может предварять тему «Гидpосфеpа» в 6 классе:

Вода — чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара

Была — и, вдруг, ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает и наносит,

И так заботы нашей просит.

Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении «Природных зон» можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы.

“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, — говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.

Урок «Географическая карта» в 6 классе, начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное – мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». В 6 классе урок о полезных ископаемых начать с загадок, например, таких: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Или «Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу». Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры, а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, “Что? Где? Когда?”, «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Современный урок. Методические разработки уроков. Москва «Школьная Пресса» 2002

С. А.Шмаков «Игры учащихся – феномен культуры» Москва. Новая школа 1994 г.

Источник

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС
материал по географии ( класс) по теме

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности

Технология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)

Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Скачать:

Вложение Размер
Современные образовательные технологии на уроке географии 23.4 КБ
Современные образовательные технологии на уроке географии 364.56 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда Олдингтона
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности

Технология ( в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)

Поэтому каждый урок должен быть построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.

Признаки технологической организации урока географии:

— чёткое видение деятельности ученика ( проектирование урока)

— создание мотивационной установки деятельности.

— чёткая постановка перед учащимися учебных целей и задач.

— организация взаимодействия ( коллективные, групповые и парные формы работы).

— организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником информации.

-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач.

— осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)

— применение различных форм контроля диагностика результативности

Современные образовательные технологии, которые я применяю на своих уроках географии:

  1. Технология учебно-игровой деятельности.
  2. Технология развития критического мышления.
  3. Технология проектной деятельности.
  4. Технология дифференцированного обучения.
  5. Информационные технологии.
  6. Технология проблемного обучения.
  7. Технология здоровьесбережения.

Технология учебно-игровой деятельности.

Игры способствуют становлению творческой личности ученика.

Формируют умение выделять проблемы и принимать решения

Развивают познавательный интерес к предмету

Формируют черты характера

Стимулируют к поиску решений и формированию собственных позиций.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации

1.«Третий лишний» — игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например Амазонка, Байкал, Лена.

2.«Логическая цепочка» — игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?

3. «Продолжи фразу» — игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют ….

4.«Угадай контур» — игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника :
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, принимать решения на основе анализа информации

  1. Составление перепутанных логических цепочек
  2. Слова-ассоциации
  3. Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,
  4. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,
  5. Ключевые термины.
  6. Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы, например перед изучением нового материала даю учащимся термин христианство ( 10 класс при изучении темы Религии мира ) учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова которые вспомнили или ассоциируются с этим словом получился некий хаос затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Описывает, исследует, прогнозирует

Наука о прекрасной планете

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:

1. Анализ проблемной ситуации

2.Постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы.

3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных знаний для решения проблемы.

4. Получение конечного продукта и его защита.

5. Рефлексия деятельности учащихся.

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)

Положительные аспекты дифференциации :

-появляется уровень мотивации учения;

-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

Современный урок географии, как и любой другой урок невозможно представить без применения информационных технологий это и интерактивные карты, интернет ресурсы, презентации, онлайн-тестирование, мультимедийные пособия и т.д

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ).

Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии

— Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

— Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

— Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

— Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.

Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику

результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;

• — значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

• — вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

• — формируется социальный опыт к труду в общении;

• — способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

• — помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении роботы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

В заключении хочется привести слова президента РФ сказанные на съезде Русского Географического общества в 2014 году, о изучении географии в школе:

«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Путин) на съезде РГО

Источник

Читайте также:  Чистящее средство для кухни из пластика