Меню

Средства индивидуальной радиационной защиты в таможенных органах

Средства индивидуальной радиационной защиты в таможенных органах

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19992

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 21 декабря 2010 г. N 2509

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ И ПОРЯДКА
ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации статьи 107 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и на основании статьи 169 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) приказываю:
1. Утвердить перечень технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля (далее — Перечень) (приложение N 1), и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации (далее — Порядок) (приложение N 2).
2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить:
внесение необходимых изменений и дополнений, обусловленных настоящим Приказом, в применяемые технологические схемы проведения таможенных операций и таможенного контроля, должностные инструкции и должностные регламенты в соответствии с Перечнем и Порядком;
максимально эффективное применение технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК) при проведении таможенного контроля;
контроль за исполнением Порядка и эффективностью применения ТСТК при проведении таможенного контроля.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

Источник



Приказ МЗТ ЦТУ ФТС от 21.07.2004 № 433 «Об утверждении порядка действий должностных лиц таможни при осуществлении радиационного контроля товаров и транспортных средств»

Во исполнение требований приказа ГТК России от 04.02.2004 N 154 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов», приказа ЦТУ от 16.02.2004 N 80 «Об утверждении Порядка представления сведений по фактам выявления незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через таможенную границу Российской Федерации в местах таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в регионе деятельности Управления», письма ЦТУ от 09.03.2004 N 47-08/4831 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Порядок действий должностных лиц Московской западной таможни при осуществлении радиационного контроля товаров и транспортных средств (далее — Порядок) (приложение).

2. Начальникам таможенных постов и отделов таможенного оформления и таможенного контроля строго руководствоваться требованиями Порядка при проведении таможенного оформления.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля А.В.Татарчука.

Начальник таможни
полковник таможенной службы
А.Н.Волик

Приложение
к приказу МЗТ
от 21.07.04 N 433

ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МОСКОВСКОЙ ЗАПАДНОЙ ТАМОЖНИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с приказом ГТК N 154 от 04.02.2004 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов», Методическим руководством по технологии таможенного контроля делящихся, радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, введенным в действие письмом ГТК России от 28.12.2001 N 20-90/51570, приказом ГТК от 26.09.2003 N 1070, приказом ГТК от 29.10.2003 N 1220, приказом ЦТУ от 16.02.2004 N 80, письмом ЦТУ от 09.03.2004 N 47-08/4831 для проведения радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в регионе деятельности МЗТ, и определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения.

Порядок определяет основные требования к должностным лицам таможни, а также определяет порядок их взаимодействия.

2. При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством Российской Федерация, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Не допускается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения (проведение таможенного досмотра ДРМ, а также осуществление дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения) должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам.

3. Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля ДРМ (ТС ТКДРМ).

Для проведения первичного радиационного контроля используются различные модификации стационарных таможенных систем типа «Янтарь» и при отсутствии или выходе из строя стационарных систем переносные поисковые микропроцессорные дозиметры ДРС-РМ1401 и его модификации.

Все ТС ТКДРМ на момент проведения измерений должны иметь свидетельства о метрологической поверке, а сотрудники, привлекаемые к работе с данными средствами, должны пройти необходимую техническую подготовку и иметь допуск на право работы.

Читайте также:  Средство для чистки форсунок авто

4. При проведении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации, уполномоченные должностные лица таможни согласно установленному Порядку последовательно применяют следующие формы таможенного контроля:

— первичный радиационный контроль;

— дополнительный радиационный контроль;

— углубленное радиационное обследование;

— экспертизу радиационного груза.

5. Таможенный контроль уполномоченные должностные лица таможни осуществляют, используя стационарные ТС ТКДРМ, а при их отсутствии или неисправности — переносные поисковые ТС ТКДРМ.

Критерием отнесения проверяемого объекта (транспортного средства, упаковки с товарами, багажа и т.п.) к имеющему повышенный уровень ионизирующего излучения является устойчивое срабатывание ТС ТКДРМ, подтвержденное при повторном замере.

Целью первичного радиационного контроля является выявление при перевозке товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых и иных операций, объектов с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения.

6. Выявленные в ходе первичного радиационного контроля товары и транспортные средства с повышенным фоном ионизирующего излучения размещаются на определенном сотрудником таможни участке зоны таможенного контроля, расположенном на возможно большем расстоянии от общего потока товаров и огражденном специальными знаками, для проведения сотрудниками ОТКДРМ дополнительного радиационного контроля.

7. Основанием для проведения дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств являются:

— срабатывание ТС ТКДРМ при таможенном наблюдении (первичный радиационный контроль);

— выявление косвенных признаков наличия ДРМ (знаки радиационной опасности на упаковках товаров, характерные защитные контейнеры, массивные конструкции из свинца и т.д.);

— поступление оперативной информации от таможенных и других правоохранительных органов;

— сведения, полученные при проверке транспортных и (или) коммерческих документов и указывающие на наличие в товарах ДРМ.

8. При дополнительном радиационном контроле товаров и транспортных средств сотрудник ОТКДРМ:

— определяет на поверхности товаров и транспортных средств точки (участки) с максимальной интенсивностью ионизирующего излучения;

— измеряет радиационные характеристики товаров и транспортных средств, в том числе уровни поверхностного загрязнения альфа- и бетаизлучающими радионуклидами;

— оценивает степень радиационной опасности объекта.

9. По результатам дополнительного радиационного контроля, анализа товаросопроводительных документов и всей полученной в ходе таможенного контроля информации должностное лицо, уполномоченное осуществлять таможенный контроль ДРМ, принимает решение либо о прекращении проведения радиационного контроля, либо о проведении углубленного радиационного обследования выявленного объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения. Если превышение составляет свыше одного среднеквадратичного отклонения, то сотрудник ОТКДРМ, производящий радиационный контроль, направляет данный объект на экспертизу в органы Госсанэпиднадзора. Решение о выпуске товаров и транспортных средств принимается с учетом заключения органа Госсанэпиднадзора.

10. Целью углубленного радиационного обследования являются максимально возможная локализация, первичная идентификация ИИИ (источника ионизирующего излучения), предварительное отнесение ИИИ к одной из следующих групп: ядерные материалы или изделия на их основе; радиоактивные вещества или изделия на их основе; радиоактивные (опасные) отходы; иные товары и ТС с повышенным содержанием радионуклидов (в том числе металлолом, минеральное сырье, строительные материалы и т.д.).

11. Углубленное радиационное обследование в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется сотрудниками ОТКДРМ таможни.

12. Если при проведении радиационного контроля фиксируется факт срабатывания ТС ТКДРМ по нейтронному каналу, дополнительный радиационный контроль должен осуществляться с использованием ТС ТКДРМ, оборудованных детекторами нейтронного излучения.

13. Вскрытие упаковки товаров вне грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться ДРМ, а также иные действия по поиску и локализации источника ионизирующего излучения должны осуществляться с применением средств индивидуальной защиты. До начала указанных работ на поверхности каждого из обследуемых объектов должны быть измерены уровни поверхностного загрязнения альфа- и бетаизлучающими радионуклидами.

14. Вскрытие выявленных источников ионизирующего излучения, по своим внешним характеристикам напоминающих контейнеры для транспортировки ДРМ (в виде цилиндров, герметично закрытых емкостей, ампул, флаконов, пеналов и т.п.), в зоне таможенного контроля не допускается. Указанные действия могут осуществляться только при проведении экспертизы в специально установленных местах.

15. Экспертизу радиационного груза проводят специализированные организации, аккредитованные в соответствующей области деятельности.

Передача объекта на экспертизу и его транспортировка в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются под контролем должностных лиц ОТКДРМ и с соблюдением соответствующих мер безопасности.

16. Перед экспертом наряду с другими вопросами на основании ТН ВЭД России должны быть поставлены следующие вопросы:

Читайте также:  Нюанс как средство выразительности каким может быть

— является ли данный товар радиоактивным материалом;

— является ли данный товар радиоактивными отходами;

— какова удельная активность радионуклидов, содержащихся в товаре, и подпадает ли данный товар под регламентацию действующих Норм радиационной безопасности (НРБ-99);

— можно ли данный товар использовать (применять) по прямому назначению.

17. Если по результатам проведения экспертизы товар отнесен к радиоактивным материалам или радиоактивным отходам, то на основании ТН ВЭД России (раздел VI, примечания к группе 28) предъявленный к таможенному оформлению товар должен быть включен при декларировании в товарную позицию 2844.

18. Должностное лицо, назначенное ответственным за эксплуатацию системы «Янтарь», ежедневно проверяет работоспособность системы с выводом на экран пульта управления данных из запоминающего устройства о сбоях (отключениях) системы, о наличии срабатываний системы (сигнал «Тревога»). В случае выявления транспортных средств (товаров), находящихся под таможенным контролем и не прошедших радиационного контроля системы «Янтарь» (в результате ее неисправности, отключения или скрытия фактов ее срабатывания), должностное лицо таможенного поста докладывает руководству поста о выявленных фактах.

19. В случае наличия в электронной памяти системы «Янтарь» сведений о сигнале «Тревога» сотрудник поста проверяет их регистрацию персоналом СВХ в журнале срабатываний системы и действий по ним сотрудников склада (на таможенный пост сообщается по всем фактам срабатывания системы «Янтарь»).

20. Должностные лица таможенного поста, непосредственно осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, при выявлении факта незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов или товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения незамедлительно сообщают об этом начальнику таможенного поста.

21. Начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, при получении сообщения организует:

— размещение выявленного ДРМ или товара с повышенным уровнем ионизирующего излучения в специально отведенном месте, выставление ограждений и знаков «Радиационная опасность»;

— формирование донесения и его передачу в течение 2 часов в подразделение оперативно-дежурной службы таможни с регистрацией времени отправления донесения в журнале.

22. Оперативный дежурный таможни незамедлительно информирует по данному факту отделение ТКДРМ таможни и в течение 4 часов передает указанную оперативную информацию:

— дежурному по ТКДРМ ГТК (тел. 730-06-17, ведомственный 533107);

— в рабочее время (9.00-18.00) в отдел ТКДРМ Управления (тел./факс 265-99-36, ведомственный 522936);

— в ночное время, выходные и праздничные дни оперативному дежурному Управления (факс 265-99-65, ведомственный 522965).

23. Сотрудник отделения ТКДРМ таможни проводит дополнительный радиационный контроль и все последующие действия, указанные в настоящем Порядке выше.

24. При необходимости начальник отделения ТКДРМ таможни докладывает руководству таможни о необходимости сбора местной межведомственной комиссии по контролю за перемещением через таможенную границу Российской Федерации ДРМ.

Контактные телефоны представителей правоохранительных и иных государственных контролирующих органов приведены в Плане мероприятий на случай радиационной аварии, связанной с незаконным перемещением ДРМ через таможенную границу Российской Федерации.

Источник

Приказ ФТС России от 09.10.2012 № 2026 «Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве»

В целях реализации положений части 4 статьи 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Определить, что технические средства для проведения радиационного контроля могут быть следующего типа:

а) стационарная система радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения, оснащенная комплектом видеонаблюдения с выводом информации на автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа; модификация указанной стационарной системы определяется с учетом вида транспорта, которым осуществляется доставка товаров на склад временного хранения (далее — СВХ);

б) переносной поисковый прибор радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения.

2. Определить, что досмотровая рентгеновская техника может быть следующего типа:

а) стационарная конвейерная рентгенотелевизионная установка, отвечающая следующим техническим характеристикам:

размер (ширина/высота) досмотрового окна не менее 1450/1800 мм и грузоподъемностью не менее 1200 кг при размещении на СВХ товаров, перемещаемых на паллетах стандартных размеров (европаллетах);

размер (ширина/высота) досмотрового окна не менее 800/1000 мм и грузоподъемностью не менее 200 кг при размещении на СВХ товаров, перемещаемых в коробках, тюках, ящиках и прочих среднеразмерных упаковках;

размер (ширина/высота) досмотрового окна не менее 500/400 мм и грузоподъемностью не менее 150 кг при размещении на СВХ товаров, перемещаемых в картонных коробках, пластиковых ящиках, мешках холщовых и полипропиленовых и прочих малоразмерных упаковках;

Читайте также:  Досмотр или осмотр транспортных средств в чем разница

проникающая способность (по эквиваленту стали) не менее 25 мм;

разрешающая способность (по одиночному медному проводу) не более 0,15 мм;

наличие функции распознавания материалов контролируемого объекта по эффективному атомному номеру (Zэфф);

автоматическое выделение подозрительных объектов, которые могут относиться к взрывчатым, наркотическим веществам;

наличие функции записи и хранения изображений объектов контроля;

б) переносная рентгенотелевизионная установка с разрешающей и проникающей способностью не меньшей, чем у стационарной конвейерной рентгенотелевизионной техники.

3. Определить следующие критерии принятия решения о необходимости технических средств для проведения радиационного контроля:

а) СВХ, являющийся местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, подлежит оборудованию средствами для проведения радиационного контроля, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего приказа *1;

*1 За исключением СВХ, расположенного в месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в случае проведения в пункте пропуска радиационного контроля с использованием средств для радиационного контроля, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящего Порядка. Такой СВХ подлежит оборудованию только средствами для радиационного контроля, указанными в подпункте «б» пункта 1 настоящего приказа.

б) СВХ, не отвечающий критерию, установленному подпунктом «а» пункта 3 настоящего приказа, подлежит оборудованию средством для радиационного контроля, указанным в подпункте «б» пункта 1 настоящего приказа;

в) СВХ закрытого типа, предназначенный для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, оборудованию средствами для радиационного контроля не подлежит.

4. Определить следующие критерии принятия решения о необходимости досмотровой рентгеновской техники:

а) СВХ, являющийся местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, подлежит оборудованию досмотровой рентгеновской техникой, указанной в подпункте «а» пункта 2 настоящего приказа;

б) СВХ, являющийся местом нахождения таможенного поста (его структурного подразделения), производящего таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, специализирующийся на хранении транспортных средств, товаров с нестандартной упаковкой, крупногабаритных товаров, которые невозможно досмотреть с использованием стационарной конвейерной рентгенотелевизионной установки, и (или) состоящий только из открытой площадки, подлежит оборудованию досмотровой рентгеновской техникой, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего приказа;

в) СВХ, не отвечающий критериям, установленным подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящего приказа, оборудованию досмотровой рентгеновской техникой не подлежит.

5. Определить следующие критерии принятия решения о количестве технических средств для проведения радиационного контроля:

а) количество средств для радиационного контроля, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящего приказа, определяется из расчета одна стационарная система радиационного контроля с комплектом видеонаблюдения на каждую полосу движения контрольно-пропускного пункта СВХ; автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа одно на СВХ;

б) количество средств для радиационного контроля, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящего приказа, определяется из расчета один переносной поисковый прибор радиационного контроля на один СВХ.

6. Определить следующие критерии принятия решения о количестве досмотровой рентгеновской техники:

а) количество досмотровой рентгеновской техники, указанной в подпункте «а» пункта 2 настоящего приказа, определяется из расчета одна стационарная конвейерная рентгенотелевизионная установка на один СВХ;

б) количество досмотровой рентгеновской техники, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего приказа, определяется из расчета одна переносная рентгенотелевизионная установка на один СВХ.

7. Таможням согласовывать необходимость, количество и тип технических средств для проведения радиационного контроля с региональными таможенными управлениями (таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, — с ФТС России).

8. Таможням согласовывать необходимость и количество досмотровой рентгеновской техники с региональными таможенными управлениями (таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, — с ФТС России).

9. Начальникам таможен обеспечить доведение настоящего приказа до сведения владельцев складов временного хранения.

10. Управлению по связям с общественностью (А.В.Смеляков) обеспечить опубликование настоящего приказа в официальных изданиях ФТС России.

11. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 5 апреля 2011 г. N 707 «Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве» (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2011, рег. N 20773).

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В.Давыдова.

13. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Источник