Меню

Тип средств бюджета что это

Виды бюджетов и их классификация

73 884 просмотров

Любая серьезная компания уделяет внимание планированию своей деятельности, в том числе и финансовой стороне – для этой цели служит финансовый бюджет организации. Именно в нем прописываются все виды доходов бюджета и расходов организации в тот или иной период времени, и на его основе определяются необходимые для получения прогнозируемого дохода ресурсы.

Существуют различные понятия и виды бюджетов, нацеленные на решение различных задач, основными являются:

  • Финансовый бюджет;
  • Операционный бюджет.

В условиях современного бизнеса бюджетная классификация также часто выделяет и третий вид – инвестиционный бюджет.

Важно отметить, что финансовый и операционный виды бюджетов составляют единый генеральный (основной или общий) сводный бюджет предприятия. С другой стороны, каждый из них содержит в себе операционные и финансовые бюджеты более низких уровней. В частности, операционный содержит:

Рисунок 1. БДДС и БДР на примере программного продукта «WA: Финансист».

Финансовый бюджет

В данные виды финансового прогнозирования закладываются все будущие расходы и доходы предприятия в денежном выражении. Он состоит из нескольких основополагающих документов, в том числе: прогноз о прибылях и убытках, прогноз о движении денежных средств, бухгалтерского баланса и движения собственного капитала.

Необходимо заострить внимание на том, что это основной вид бюджета и он направлен именно на планирование движения денежных средств в масштабах всей организации с целью обеспечения платежеспособности компании и регулирования возможного дефицита (профицита) средств. Планирование конкретных доходов и расходов проводится в рамках разработки операционного бюджета предприятия.

Рисунок 2. Планирование денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».

Операционный бюджет

В данный вид бюджета входят различные бюджеты, в которых отражены расходы и доходы предприятия от конкретных видов деятельности, сюда же включаются затраты на косвенные налоги, а также доходы и расходы в виде материальных ценностей. Операционный бюджет предприятия включает в себя различные виды бюджетов предприятия, в том числе бюджет производства, затрат на энергию и материалы, продажи продукции, амортизационных отчислений, расходов на выплату налогов, общехозяйственных расходов и т.д.

То есть, если финансовый бюджет отражает общие движения денежных средств, то в операционном прописаны целевые затраты и доходы каждого подразделения предприятия.

Планирование – сложная задача, которую помогает решать специальный модуль «Бюджетирование», который предлагает мощный инструментарий для разработки всех видов бюджетов: операционного, финансового, БДР и БДДС и т.д. Он может быть использован для организаций любого уровня с учетом особенности их деятельности. Модуль значительно сокращает затраты времени и сил на процесс планирования бюджета по любым видам деятельности и позволяет добиться высоких результатов с максимальной эффективностью на любых предприятиях с различными масштабами деятельности в Москве или других регионах России.

По содержанию отдельные операционные виды бюджетов на предприятии подлежат классификации, их можно объединить в группы:

  • функциональные;
  • текущих периодов;
  • инвестиционные;
  • ЦФО.

Операционный бюджет в категории функциональный может включать и объединять некоторые самостоятельные виды бюджетного контроля:

  • продаж;
  • производственных запасов;
  • закупок;
  • общепроизводственных расходов;
  • производственный;
  • трудовых затрат;
  • коммерческих расходов;
  • общих и административных расходов.

Рисунок 3. Операционные (функциональные) бюджеты на примере программного продукта «WA: Финансист».

Инвестиционные бюджеты могут включать следующие подвиды:

  • вывода новой продукции;
  • освоения нового рынка сбыта;
  • создания филиала;
  • приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования;
  • строительства новых объектов производственного и хозяйственного назначения.

В рамках взаимосвязи операционных и основных бюджетов, планы центров финансовой ответственности могут также включать совокупность более детализированных видов бюджетов, создаваемых в зависимости от масштабности бизнес-процессов и их значимости для хозяйственной деятельности предприятия в целом. К ним могут относиться бюджет:

  • отдела маркетинга;
  • отдела оптовых продаж;
  • отдела розничных продаж;
  • отдела снабжения;
  • транспортного цеха;
  • клада;
  • филиалов;
  • других структурных подразделений.

Классификация статей доходов и расходов бюджета

Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:

  • долгосрочные или краткосрочные;
  • постатейные;
  • с временным периодом;
  • гибкие и статические;
  • преемственные или с нулевым уровнем;
  • профицитные, дефицитные, сбалансированные.

Классификация является условной. Каждое предприятие может руководствоваться собственными принципами и подходами. Компания может выбрать несколько субъектов для бюджетирования на предприятии или делать общий план без детализации по видам бюджета, осуществлять процесс планирования в обычной таблице Excel или применять средства автоматизации.

Основные виды бюджетирования используются на любом предприятии и, как явление, это планирование с целью повышения результативности хозяйственной деятельности.

Источник



Бюджеты — разновидности, наименование, назначение

Что такое бюджет

Бюджет представляет собой финансовый план, формирование которого выполняется на основе ожидаемых в определенном периоде инвестиций, объемов продаж.

Результатом бюджетирования становится получение следующих значений:

  • денежных оттоков, притоков;
  • расходов, доходов, финансового итога;
  • обязательств, собственного капитала, активов.

Неотъемлемыми составляющими бюджетирования являются контроль отклонений фактических показателей от запланированных, анализ и учет достигнутых по факту значений.

Какие виды бывают, список

К основным видам относятся бюджеты:

  1. Операционные, обобщающие сведения о плановых значениях стоимостных и натуральных показателей в разрезе текущих операций организации.
  2. Инвестиционные, формируемые на основе данных инвестиционной деятельности.
  3. Финансовые, включающие сведения о доходах, плановых расходах, обязательствах, активах, объемах собственного капитала.
Читайте также:  Какое средство метода применено в ч 1 ст 261 трудового кодекса рф декан

Кроме того, существующая классификация позволяет выделять такие разновидности, как долгосрочные и краткосрочные бюджеты, постатейные, статические и гибкие, профицитные и дефицитные, сбалансированные, преемственные.

По масштабу выделяют бюджеты субъектов, местные, федеральные, консолидированные – объединяющие все виды бюджетов конкретного субъекта.

Операционные

Для операционных бюджетов характерно включение нескольких других видов, так как в них могут существовать расходы и доходы компании от разных типов ее деятельности. Сюда включаются налоги на собственность, оплата коммунальных услуг, коммерческие, управленческие и производственных расходы, а также потери, связанные с амортизацией основных средств.

Назначением этого вида является раздельный учет целевых расходов и фиксация доходов, полученных отдельными структурными подразделениями.

Подвиды операционных бюджетов

Категорию подразделяют на несколько подгрупп. К ней относятся бюджеты:

  • текущих периодов;
  • функциональные;
  • ЦФО – центра финансовой ответственности;
  • инвестиционные.

В рамках этих подгрупп возможно осуществление контроля за продажами, закупками, производственными запасами, трудовыми и коммерческими расходами, административными затратами.

Инвестиционные

Этот вид предназначен для планирования инвестиционной деятельности, определения долгосрочных стратегических целей. Включает в себя бюджеты на:

  • вывод на рынок новых товаров;
  • поиск и освоение дополнительных рынков сбыта;
  • создание филиалов;
  • возведение необходимых для хозяйствования объектов.

Также может включать такой раздел, как расходы на приобретение производственного оборудования, своевременное введение его в эксплуатацию.

Финансовые

Финансовый бюджет предприятия отражает ожидаемые финансовые последствия. Он включает в себя ожидаемый отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли, балансовый отчет.

Этот вид считается основным для любой организации. Позволяет обеспечить ее надежность и финансовую эффективность, корректно произвести разработку системы платежеспособности.

Особенности бюджетов, основные отличия

В экономике выделяют несколько особенностей бюджетов. К ним относят:

  • принадлежность к ограниченному спецификой предприятия периоду;

Для школы началом такого периода станет 1 сентября. Курортный отель начнет отсчет с 1 апреля. А предприятие непрерывного цикла начнет составлять бюджет с 1 января.

  • наличие временных этапов, предполагающее разбивку по месяцам, кварталам;
  • использование прогностических методик;
  • многовариантность, главной характеристикой которой является рассмотрение нескольких сценариев развития;
  • значимость внесенной информации, экономическая обоснованность, необходимость выделенных статей;
  • пригодность для принятия текущих управленческих решений;

Примером управленческих решений могут послужить увеличение или остановка выпуска товаров, привлечение дополнительных ресурсов, пересмотр условий договоров с контрагентами.

  • учет внешних факторов;
  • согласованность действий между структурными элементами организации.

Поскольку в создании бюджета принимают участие разные подразделения, зачастую преследующие разные интересы, согласованность такой работы выступает одной из наиболее важных особенностей.

Отличие бюджетирования и финансового планирования

Кроме наименования эти два процесса отличаются временными показателями: бюджет нацелен на планирование расходов по неделям и месяцам, а финансовые цели определяются на 5-10 или даже 20 лет.

Вторым отличием является цель. В распределении финансовых потоков основным мотиватором выступает долгосрочная стратегия. А создание бюджета позволяет грамотно управлять капиталом каждый день.

И третье отличие заключается в системе оценки результатов. Успехи финансирования фиксируются на полугодовой или годовой основе. В то время как правильность бюджетирования можно оценивать раз в неделю, ежемесячно.

Источник

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджет РФ

Бюджетную систему Российской Федерации регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 6 данного документа понятие бюджета предполагает следующее.

Бюджет — форма образования и использования финансирования, предназначенного для денежного обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.

Согласно статье 10 рассматриваемого кодекса бюджет страны включает три уровня:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных госфондов, которые утверждаются в виде федеральных законов.
  2. Региональный бюджет и бюджет территориальных внебюджетных госфондов закреплены в законах субъектов федерации.
  3. Местные бюджеты, регламентируемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления или уставами муниципалитетов.

Местные бюджеты делятся на два подуровня :

  1. Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципалитетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
  2. Бюджеты городских и сельских поселений.

Виды бюджетов в России

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет представлен в виде федерального закона. Этот документ считается основным финансовым планом страны. Утверждение закона о федеральном бюджете является одной из функций Федерального Собрания.

Функции федерального бюджета:

  • стимулирование соцполитики;
  • налаживание внутригосударственной экономики;
  • перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода;
  • контроль над денежными потоками.

Структура рассматриваемого бюджета предполагает наличие доходной и расходной части.

Формирование доходной части осуществляется за счет двух видов поступлений:

  1. Налоговых, к которым относятся налоги, федеральные сборы, таможенные платежи, госпошлина.
  2. Неналоговых, то есть доходов от эксплуатации и продажи личного имущества, частичной прибыли унитарных предприятий.

Состав доходной части главного бюджета государства обусловлен потребностью страны в денежных средствах, возможностями разумного и результативного применения этих финансов. Также существует зависимость от действующей экономической политики в данный промежуток времени.

Читайте также:  Холдированные средства что это

Структура расходной части бюджета представлена двумя составляющими:

  1. Расходы на текущие нужды, то есть на реализацию работы органов государственной власти, бюджетных организаций, поддержку нижестоящих бюджетов и конкретных экономических отраслей.
  2. Траты капитальные нужды, включающие расходы на внедрение новшеств, вложения, на воспроизводство производственных мощностей экономики.

Определяющими моментами формирования расходной части федерального бюджета являются основные государственные функции, установленные на законодательном уровне. На первом месте в очереди на финансовое обеспечении стоит социальная сфера, а именно оборона, правопорядок, здравоохранение, культура и пр.

Оптимальным при составлении федерального бюджета считается его сбалансированность. Данный принцип предполагает равенство доходной и расходной части. Однако сбалансированный бюджет достаточно редкое явление.

Ситуация, когда доход превышает расход, называется профицитом и считается положительной. В случае превышения расхода над доходом имеет место дефицит. Считается, что при небольшом перевесе в сторону расходов экономика испытывает положительное влияние, так как небольшой дефицит подстегивает ее на развитие. В ситуации с большой разницей в пользу расходов может возникнуть рост инфляции. Также большой дефицит представляет опасность в виде экономической нестабильности, увеличением госдолга. Все перечисленное в итоге грозит дефолтом.

Закрепление финансового плана государства в виде закона определено необходимостью отслеживания расходования бюджетных средств и источников дохода. Бюджет позволяет делать прогнозы по исполнению масштабных госпрограмм, контролировать соблюдение бюджетного законодательства.

Бюджеты субъектов Федерации

Для реализации задач, относящихся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, существует региональный бюджет.

Функции бюджета субъектов РФ:

  1. Объединение денежных средств, составляющих финансовую базу для работы органов представительной и исполнительной власти региона.
  2. Гарантия финансово-хозяйственной автономности субъектов государства в использовании средств на социально-экономическое развитие.
  3. Стабилизация уровня экономического и социального развития региона.
  4. Финансирование бюджетных учреждений субъекта Федерации.
  5. Выделение финансов на развитие экономики, социальной сферы, промышленности и сельского хозяйства.

Доходная часть регионального бюджета поступает в распоряжение органов государственной власти субъекта РФ на безвозмездной основе.

Доходы бюджета региона состоят из следующих источников:

  1. Налогов и сборов субъекта РФ.
  2. Части федеральных налогов и сборов.
  3. Доходов от использования имущества региона.
  4. Дотаций из бюджетов других уровней.
  5. Части прибыли госпредприятий унитарной формы, чье имущество является собственностью субъекта Федерации. Данные средства в законодательно установленном размере остаются от уплаты налогов и других обязательных платежей.
  6. Доходов от оказания платных услуг госучреждениями региона.
  7. Штрафов и других поступлений.

Расходная часть регионального бюджета включает:

  1. Траты на обеспечение работы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
  2. Расходы на исполнение региональных целевых программ.
  3. Финансирование СМИ региона.
  4. Обеспечение отдельных гос. полномочий, получаемых муниципалитетом от региональных властей.
  5. Финансы на обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ.
  6. Средства на организацию выборов и референдумов региона.
  7. Траты на формирование государственной собственности субъектов РФ.
  8. Финансирование международных и внешнеэкономических связей региона.
  9. Денежные средства на содержание и развитие гос. организаций субъекта.
  10. Финансовую поддержку местных бюджетов.
  11. Компенсацию доп. расходов в результате решений органов государственной власти региона, приводящих к дефициту местных бюджетов.
  12. Иные траты при реализации полномочий субъектов РФ.

Местные бюджеты

Финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления осуществляется за счет местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют данный вид бюджета.

Структура рассматриваемой формы распределения средств предполагает доходную и расходную часть.

Доходы местного бюджета складываются из следующих денежных средств:

  1. Собственные доходы, к которым относятся местные налоги, штрафы и благотворительные взносы.
  2. Субвенции, то есть финансирование из вышестоящего бюджета для обеспечения переданных от субъекта РФ полномочий.
  3. Дотации на покрытие дефицита из бюджета региона.
  4. Субсидии на содержание предметов общего ведения.
  5. Заимствования местных бюджетов.

Расходы местного бюджета:

  1. Средства на решение вопросов местного значения (перечень определен законодательством РФ и законодательством региона).
  2. Траты на выполнение полномочий, полученных от региональных и властей.
  3. Расходы на обслуживание и погашение муниципального долга по займам и ссудам.
  4. Средства на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.
  5. Прочие траты, установленные уставом муниципалитета.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации

Консолидированный бюджет субъекта Федерации — это объединенный бюджет, который складывается из регионального бюджета и свода бюджетов муниципалитетов, находящихся на территории субъекта РФ. Данное понятие дает полную картину всех доходов и расходов конкретного региона.

Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет составляют консолидированный бюджет государства. Этот термин используется в статистической работе и планировании бюджета. Консолидированные бюджеты не несут правовой нагрузки.

Что такое государственный внебюджетный фонд

Переход государства к рыночной экономике обусловил необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд — форма перераспределения и реализации денежных средств для финансирования социальных потребностей граждан. Рассматриваемые фонды находятся под управлением органов государственной власти.

Главное назначение таких фондов заключается в обязательном социальном страховании, подразумевающем совокупность государственных правовых, экономических и организационных мер. Эти меры направлены на возмещение последствий изменения финансового или общественного положения граждан и наступления социальных страховых рисков, к которым относятся:

  • потребность в медицинской помощи;
  • утрата дохода по причине наступления страхового случая (болезнь, производственная травма, наступление пенсионного возраста, беременность и материнство, инвалидность, потеря кормильца, потеря работы и др.);
  • дополнительные траты застрахованного лица/членов его семьи вследствие наступления страхового случая.
Читайте также:  Личные денежные средства как переводится

Финансовые ресурсы данных фондов не включены в состав бюджетов и являются федеральной собственностью страны. Фондовые деньги не могут быть изъяты. Деятельность этих организаций регламентируется федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», где установлен порядок из создания, функционирования и ликвидации. Бюджеты фондов ежегодно утверждаются федеральными законами.

Субъекты обязательного социального страхования:

  • работодатели в роли страхователей;
  • некоммерческие организации в качестве страховщиков;
  • застрахованные лица и прочие органы, организации и граждане.

Финансы внебюджетных фондов находятся на хранении на банковских счетах организаций, определенных Правительством государства. Целевое расходование денежных средств на финансовый год установлено законодательно.

Существуют федеральные и территориальные внебюджетные гос.фонды.

Органы управления фонда составляют проект бюджета организации. Затем документы рассматривает и утверждает Федеральное Собрание Российской Федерации параллельно с принятием федерального бюджета. Федеральное казначейство страны осуществляет исполнение бюджета фондов. Отчет об исполнении составляют органы управления фонда. Этот документ подлежит утверждению законодательными органами в виде закона. Исполнение бюджета государственных внебюджетных фондов контролируют органы, осуществляющие контроль над исполнением соответствующего бюджета.

Разновидности внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.

Доходная часть бюджета ПФ:

  • единый социальный налог;
  • средства федерального бюджета;
  • пени и другие денежные санкции;
  • доходы от временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • пожертвования физических лиц и организаций;
  • средства, выделяемые из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
  • превышение сумм страховых взносов, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате пенсий;
  • прочие источники.

Расходная часть бюджета ПФ:

  • выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
  • доставка пенсий;
  • финансирование работы ПФ;
  • выплата базовой части трудовых пенсий;
  • выплата пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
  • прочие цели.

Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.

Фонд социального страхования

Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.

Средства фонда складываются из следующих источников:

  • единый социальный налог;
  • страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
  • средства федерального бюджета;
  • остаток средств с прошлого финансового года;
  • иные поступления.

Расходы бюджета ФСС:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортное обслуживание;
  • обеспечение научно-исследовательских работ по охране труда;
  • страховые выплаты в связи с наступлением несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
  • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;
  • оздоровление детей;
  • оздоровление граждан, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.

К основным функциям фонда можно отнести следующие:

  • обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели;
  • осуществить контроль над использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Задачи фонда обязательного мед. страхования:

  • гарантия соблюдения прав граждан на медпомощь с точки зрения финансирования;
  • обеспечение финансовой стабильности системы ОМС и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи;
  • контроль над целевым использованием средств ОМС.

Доходная часть ФФОМС:

  • единый социальный налог;
  • доход от размещения временно свободных средств;
  • остаток средств с предыдущего финансового года;
  • прочие поступления.

Расходы фонда:

  • реализация оздоровительных целевых программ по оздоровлению;
  • обеспечение проф. подготовки и переподготовки кадров;
  • создание нормативного страхового запаса;
  • компьютеризация системы ОМС;
  • оплата медикаментов;
  • оказание медицинской помощи в условиях массовых заболеваний, катастроф и др.;
  • формирование материально-технической базы здравоохранения;
  • содержание фонда и др.

Источник