Меню

Транспортное средство какая амортизационная группа

Определение амортизационной группы автомобиля – к какой относятся легковые, грузовые машины, транспорт?

Транспортные средства, приобретаемые организацией, можно отнести к амортизируемому имуществу.

В связи с этим у владельцев автомобилей появляется необходимость на стадии принятия ТС к учету определять для них амортизационную группу по Классификатору основных средств.

К какой относится движимое имущество?

Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:

  • предназначен для длительной эксплуатации;
  • конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
  • используется в производственных или управленческих нуждах;
  • как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).

Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.

В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.

В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.

При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.

Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.

В Классификаторе предусмотрено 10 амортизационных групп.

Для каждой определен срок полезного использования в виде диапазона лет, в пределах которых можно выбирать любую длительность эксплуатации для расчета амортизации.

О расчете амортизации для автомобилей читайте здесь.

Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.

Таблица

Амортизационная группа Срок службы, лет Вид автотранспортного средства
2 2-3
  • Грузовые и пассажирские подъемники с платформами
3 3-5
  • Легковой транспорт.
  • Малые автобусы до 7.5 метров.
  • Грузовики до 3.5 тонн.
  • Спецмашины, не включенные в другие группы
4 5-7
  • Легковые автомобили для инвалидов
  • Средние и длинные автобусы до 24 м
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи
  • Спецтранспорт – катафалки, бензовозы, лесовозы, машины для содержания дорог и коммунального хозяйства
  • Машины полиции, аварийных служб
  • Автомобили, перевозящие нефтепродукты, газ
5 7-9
  • Легковые авто большого и высшего класса (двигатель более 3.5 л)
  • Автобусные поезда от 16.5 до 24 м
  • Грузовики от 3.5 до 12 т с любым видом двигателя
  • Спецтранспорт – тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Полуприцепы и прицепы

Легковое авто

Легковые автомобили можно отнести к третьей амортизационной группе, при этом для них установлен ОКОФ 310.29.10.2. Диапазон срока службы от 3 до 5 лет.

Если легковая машина предназначена для инвалидов (ОКОФ 310.29.10.24), то тогда для нее нужно устанавливать 4 группу со сроком от 5 до 7 лет.

Легковые авто с объемом двигателя от 3.5 л большого и высшего класса (ОКОФ 310.29.10.24) относятся к 5 амортизационной группе, начислять амортизацию по ним можно от 7 до 9 лет.

Грузовой транспорт

Грузовики небольших размеров с максимальной допустимой массой 3,5 тонны и меньше относятся к 3 амортизационной группе со сроком от 3 до 5 лет.

Сюда относятся грузовые автомобили как с дизельным, так и бензиновым двигателем (ОКОФ 310.29.10.41.111 и 310.29.10.42.111 соответственно).

Бортовые машины, самосвалы, фургоны, а также тягачи для полуприцепов (ОКОФ 310.29.10.4) включаются в 4 группу, для них возможен период службы от 5 до 7 лет.

К 5-й можно отнести грузовые автомобили грузоподъемностью от 3.5 до 12 тонн и выше с дизельным и бензиновым двигателем.

Автобус

В третью группу для начисления амортизации можно отнести также небольшие автобусы, длина которых не превышает 7,5 метров. Для городских малых автобусов установлен ОКОФ 310.29.10.30.111, для прочих — 310.29.10.30.119.

Автобусы средней длины до 12 м и особо большие до 24 м включительно относят к 4 амортизационной группе и устанавливают для них время эксплуатации от 5 до 7 лет.

В эту же группу попадают как городские автобусы, так и те, что передвигаются между городами – дальнего следования.

Троллейбусы также включены в 4 группу.

Автобусные поезда длиной свыше 16.5 м до 24 м включаются в 5 амортизационную группу, использовать их можно от 7 до 9 лет включительно.

Выводы

Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

Источник



Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).

Обоснование

К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:

— 310.29.10.2 Автомобили легковые

— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые

— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 2017 года

До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Читайте также:  Что такое хозяйственные средства предприятия в бухгалтерском учете

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Рубрики:

Советуем прочитать

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)

Источник

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2021 году

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.
Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.

Таблица для авто в 2021 году

Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице. Она актуальна в 2021 году.

Вид автомобиля ОК 013-2014 (ОКОФ) Амортизационная группа Срок полезного использования
Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3 500 куб. см включительно (3,5 л) 310.29.10.21
310.29.10.22
Третья От 37 до 60 месяцев включительно
Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3 500 куб. см (3,5 л) 310.29.10.22 Пятая От 85 до 120 месяцев включительно
Легковой с дизельным двигателем 310.29.10.23
Грузовой (бортовой, тягач или фургон) с максимальной массой не более 3,5 т включительно 310.29.10.41.111
310.29.10.42.111
Третья От 37 до 60 месяцев включительно
Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т 310.29.10.41.112
310.29.10.41.113

Пятая от 85 до 120 месяцев включительно Самосвалы, автобензовозы, автолесовозы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы 310.29.10.41.120
310.29.10.42.120 Четвертая От 61 до 84 месяцев включительно

Как определить, к какой амортизационной группе относится авто?

В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

  • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
  • Во второй, от 2 до 3 лет.
  • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

Зная технические параметры автомобиля, можно определить точную группу ТС. При этом учитывают его тип (вид), объем двигателя. Аналогичные правила действуют и для грузового транспорта.

Пояснение

Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

Определяем амортизационную группу легкового авто

Выберите любое количество лет в рамках установленного диапазона. Например, в третью группу входят активы со сроком использования от 3 лет 1 месяца до 5 лет включительно. Поэтому можно установить период от 37 до 60 месяцев (3 года × 12 мес. 1 мес. или 5 лет × 12 мес.).

В бухучете для активов стоимостью свыше 100 000 руб. лучше установить такой же период, что и в налоговом учете. Это позволит избежать расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом. Бывает, что нужного актива нет ни в Классификации, ни в ОКОФ. Тогда срок определите по технической документации (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Запишите информацию о сроке использования в инвентарную карточку (например, по форме № ОС-6). Если решили установить разные сроки для бухучета и налогового учета, это также зафиксируйте в документах.

С 2021 года чиновники отменили норму о том, что налоговую классификацию основных средств можно использовать для бухучета (постановление Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 640). В бухучете компания самостоятельно определяет, сколько она планирует использовать объект (п. 20 ПБУ 6/01). На налоговую классификацию можно ориентироваться.

Возможно, что для компании главное упростить учет. Тогда можно всегда устанавливать одинаковый СПИ в обоих учетах.

Если же вы решили действовать по правилам ПБУ и установили срок в бухучете меньше, чем по классификации, не запутайтесь в налоге на имущество. С объектов первой и второй амортизационных групп налог платить не нужно. Их стоимость бухгалтер не отражает в строках 020—110 раздела 2 расчета. Но речь идет о группах по налоговой классификации (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Для нового движимого имущества третьей—десятой группы по налоговой классификации компания имеет право на льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Если же компания получила объект от зависимого лица, при реорганизации или ликвидации льгота не действует. Тогда у налоговиков при проверке наверняка будут вопросы, почему срок отличается от классификации. Обосновать расчет поможет учетная политика.

— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно;

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 1510197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 1510216).

Дорожные тягачи для полуприцепов, фургоны, автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы включены в четвертую амортизационную группу.

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.

Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/[email protected]). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.

К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.

Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.

2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства Срок полезного использования Амортизационная группа
Автобус Длиной не более 7,5 м Свыше 3 лет до 5 лет включительно 3-я
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м включительно Свыше 5 лет до 7 лет включительно 4-я
Особо большие — длиной свыше 16,5 м до 24 м включительно Свыше 7 лет до 10 лет включительно 5-я
Автомобиль грузовой Грузовик грузоподъемностью до 0,5 т Свыше 3 лет до 5 лет включительно 3-я
и общего назначения Грузовики общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т Свыше 7 лет до 10 лет включительно 5-я
Тягачи седельные
Иные автомобили: грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) Свыше 5 лет до 7 лет включительно 4-я

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).

Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.

ПримечаниеКстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т.д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория «В». Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию.

К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория «В» (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория «В» у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.

2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В») (Письмо Минфина России от 21.10.

2010 N 03-05-06-04/251).И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).

Вид транспортного средства Срок полезного использования Амортизационная группа
Автобус Длиной не более 7,5 м Свыше 3 лет до 5 лет включительно 3-я
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м включительно Свыше 5 лет до 7 лет включительно 4-я
Особо большие — длиной свыше 16,5 м до 24 м включительно Свыше 7 лет до 10 лет включительно 5-я
Автомобиль грузовой Грузовик грузоподъемностью до 0,5 т Свыше 3 лет до 5 лет включительно 3-я
и общего назначения Грузовики общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т Свыше 7 лет до 10 лет включительно 5-я
Тягачи седельные
Иные автомобили: грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) Свыше 5 лет до 7 лет включительно 4-я
  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 310.00.00.00.000 — Транспортные средства
  • 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
  • 310.29.10 — Средства автотранспортные
  • 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения
  • 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 310.00.00.00.000 — Транспортные средства
  • 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
  • 310.29.10 — Средства автотранспортные
  • 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Коэффициент амортизации автомобиля

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Легковые автомобили

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

Выбираем способ амортизации

Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.

Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.10.51 — Автокраны
  2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
  3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
  4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные
ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
153410198 Автомобили грузовые общего назначения. Шасси 310.29.10.5 Средства автотранспортные специального назначения
153410200 Автомобили грузовые прочие
153410201 Автомобили грузовые электромобили
153410210 Автомобили-тягачи седельные
153410211 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т
153410212 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т
153410213 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т
153410214 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т
153410215 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т
153410216 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т
153410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040
153410340 Автомобили-фургоны со специализированными кузовами
153410341 Автомобили-фургоны для перевозки промтоваров
153410342 Автомобили-фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)
153410344 Автомобили-фургоны для перевозки хлебобулочных изделий
153410345 Автомобили-фургоны для перевозки почты
153410346 Автомобили-фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов
153410349 Автомобили-фургоны для перевозки прочих грузов
153410351 Автомобили-фургоны ветеринарной службы
153410359 Автомобили-фургоны специализированные прочие
153410360 Автоцистерны
153410364 Автоцистерны для воды
153410366 Автоцистерны-муковозы (в том числе на полуприцепах)
153410367 Автоцистерны-сахаровозы
153410379 Автоцистерны прочие
153410443 Автокатафалки
153410449 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие

20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налого-вом учете.

Соответственно и «полная» амортизация, т.е. списание всей стоимости объекта произойдет быстрее.

Поэтому налог на имущество будет уплачиваться в меньшей сумме и в течение меньшего количества периодов. С точки зрения налога на прибыль, амортизация – это затраты.

Просто в этом случае списание происходит быстрее и налог на прибыль снижается более существенно в первые годы после приобретения объекта. Т.е. по сути экономия здесь связана с понятием временной стоимости денег – с точки зрения этой концепции лучше уменьшить платежи текущего года, чем предполагаемые в будущем.

Организация приобрела в лизинг автомобиль стоимостью 1 млн руб.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Требования к амортизационным группам

К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.

В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе.

Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете. Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2021 года.

Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется. Амортизация по ним будет осуществляться в прежнем порядке.

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Особенности учета использованного имущества

Основное средство «секонд хенд». Как определить норму амортизации?

Амортизация транспортных средств – расчет

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка , пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.

Утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2021 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2021 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

Источник