Меню

Труд как средство нравственно волевого воспитания детей

Формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка средствами трудовой деятельности в условиях введения ФГОC

Валентина Росликова
Формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка средствами трудовой деятельности в условиях введения ФГОC

Труд – основа жизнедеятельности.

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача наша с вами и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии. Особенно актуальной становится проблема формирования нравственно-волевых качеств личности средствами трудовой деятельности в современных условиях в ведения в ФГОС.

С одной стороны, за последние годы система российского образования набрала достаточный опыт обучения воспитания и развития дошкольников, с другой стороны заметно упустила значимость момента труда в жизни ребенка. Труд перестал быть областью профессионального интереса педагогов. Тем временем трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит особая роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Трудовая деятельность дошкольника, оказывает положительное влияние на развитие волевых черт характера. Методически грамотно организованный труд детей позволяет сформировать нравственно-волевые качества обеспечивающие успешность дальнейшей жизни ребенка.

Труд определяется как целесообразная деятельность детей, процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека, происходит нравственно-волевое становление личности, социализация; трудовое воспитание дошкольников представляется как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудится, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, цель, содержание. Но четких границ между видами нет.

Задачи нравственно волевого воспитания средствами труда я вижу следующие:

1)Трудовую деятельность использую для познания ребенком других людей и самого себя, для формирования адекватной самооценки полученных результатов.

2)Стараюсь организовать все режимные процессы, виды труда так, чтобы каждый ребенок выступал в нем как активный деятель, воспитатель — как советчик, активный деятель.

3)Стремлюсь к развитию положительного отношения ребенка к собственному труду, удовлетворения от самостоятельного трудового усилия, возникновению и развитию эмоционального отклика на результат труда.

4)Развивать в процессе самообслуживания и ХБТ нравственные качества: заботливость, добросовестность, ответственность.

5)Развивать аккуратность, бережное отношение к предметам, оборудования, уважение к результатам труда. Обучая ребенка трудовой деятельность,пользуюсь системой пальцев руки:

1.Мизинец обозначает замысел: Что я хочу сделать, о ком заботится.

2. Безымянный –предмет преобразования: Из чего буду делать.

3. Средний – средства: Чем буду делать (какими орудиями будет осуществляться преобразование.)

4. Указательный –порядок действий: Как буду делать (с чего начать,чем закончить.

5. Большой палец, поднятый вверх — результат, продукт деятельности, отношение к нему и к себе, то есть самооценка.

Требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда

2. Постепенность детской нагрузки

3. Подбор образования для труда

4. Создание трудовой атмосферы

В соей работе я большое внимание уделяю труду в природе. Данный вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов,укрепляет нервную систему: большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в какой другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Так как наш детский сад находится в сельской местности, стараюсь дать детям представление о труде на селе, воспитывать любовь к земле, родному краю; по возможности приобщать к труду взрослых, к доступным видам деятельности родителей. Моя работа находит понимание и поддержку со стороны родителей. В этом году мы с детьми участвовали в конкурсе «Территория детства» номинация «Лучший огород». А сейчас мы работаем над созданием мини питомника. Для этого у нас есть все условия, есть на территории детского сада уголок земли. Тема выбрана не случайно в селе находится «Крапивенский лесхоз-техникум, где есть «Дендрарий», в настоящее время он уже «Памятник природы» так же имеется питомник. Подумав, я решила начать подготовку. Много было изучено литературы, использовала в работе материалы сайтов «Мой детский сад», «Все для сада», nsportal.ru и maam.ru.

Вместе с родителями подготовили землю, огородили.С детьми тоже провели большую работу: было несколько целевых прогулок в дендрарий,где собрали посадочный материал: каштаны, желуди с красного и обычного дуба; провела занятие на тему «Знакомство с трудом лесничего». Беседы о природе родного края, чтение стихотворения «Добрый лес»,рис. на тему «Природа Родного края».Потом приступили к посадке каштанов и дуба, весной будем сажать туи и можжевельник. По выращиванию туи у нас уже опыт. В этом году, выращенные нами туи, дети посадили аллею на территории детского сада. Конечно, результат своей работы придется подождать, так как это длительный, долгосрочный период, но главное, чтобы для детей была понятна конечная цель.

Читайте также:  Что такое художественные изобразительные средства в литературе примеры

Основная задача, которую я ставлю перед собой, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, почувствовали его необходимость.

Надеюсь, что проводимая работа даст свои плоды,и наши воспитанники поймут: каков бы ни был труд, частным или коллективным, он является главным условием удовлетворения потребностей человека и в будущем они смогут найти для себя любимое дело и достойно трудиться.

Источник



Труд как средство нравственно волевого воспитания детей

Проведите наблюдение за трудом детей в детском саду и дома. Выделите особенности этого труда.

Проанализируйте задачи трудового воспитания дошкольников.

Тема 2. Труд как средство нравственно-волевого воспитания

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.

Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.

Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

Источник

Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств

У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.

«Труд» считается достаточно новой образовательной отраслью, и поэтому вызывает множество вопросов у педагогов. Кроме того, их интересует, каким образом как одновременно выполнять требования СанПиНов и ФГТ, которые часто противоречат друг другу.

Разумеется, трудовое воспитание и раньше была неотъемлемой составляющей образования школьников, но в последнее время ее не выделяли в отдельную отрасль образования. Кстати, в большей части стран сам термин «труд» не применяется по отношению к детям школьного возраста, хотя они принимают активное участие по уходу за растениями, знакомятся с различными профессиями, учатся навыкам самообслуживания.

Труд в природе считался одним из приоритетных направлений и был отражен во всех образовательных программах. Он был очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формировалась ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могли сразу же увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой.

Одним из важнейших направлений, отраженных практически во всех образовательных программах, был труд в природе. Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества разных интересных методических советов по грамотной организации трудовой деятельности, как в нашей стране. При таком труде у детей формировались на только важные личностные качества, такие как бережливость, любовь к живой природе, умение обращаться с разнообразными предметами, приобретались всевозможные трудовые навыки, но самое главное – они могли своими глазами увидеть конечный результат своих трудов, к примеру, посаженные вместе с воспитателем цветы на газоне. По сути, это и можно считать реализацией требований ФГТ «воспитания ценностных отношений к собственному труду». Немаловажным является и тот факт, что детям в современном мире особенно необходимо общение с живой природой. Во многих странах сейчас приоритетным является организация среды таким образом, чтобы дети имели возможность подобного полноценного и очень интересного общения.

Но, к сожалению, на практике получается иначе: новые требования СанПиНов делают труд детей в природе почти невозможным, и теперь единственное что могут делать школьники, это поливать то, что было посажено взрослыми.

Читайте также:  Средства для ухода за кожей ступней ног

И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания.

От этого страдает и патриотическое воспитание, поскольку детям рассказывают «о земле-матушке и кормилице», но брать ее в руки категорически запрещают.

Кроме того, многих воспитателей волнует запрет на содержание аквариумов в школьных учреждениях. Забота о рыбках доступна даже малышам и очень их привлекает, к тому же аквариумы отлично помогают в психологической разгрузке и адаптации детей к школе.

Что же касается традиционного ухода за комнатными растениями, то он, к сожалению, постепенно уходит в прошлое.

Тем не менее, решить универсальные задачи, прописанные в программах и запрещенные СанПином вполне возможно, возложив их на родителей школьников. Согласно наблюдениям, многие родители недооценивают волевые способности детей, стремятся их опекать. Очень часто дети чувствуют себя беспомощными и неуверенными при возникновении трудностей в присутствии родителей.

Говоря о проблеме трудового воспитания, стоит обратить внимание на работы знаменитых отечественных педагогов, психологов и методистов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова и многие другие. К примеру, Н. Крупская во всех своих работах упоминала о необходимости привлечения детей к трудовой деятельности с самого раннего возраста и считала, что новое поколение следует воспитывать людьми, приспособленными к труду.

Как привить ребенку привычку к труду?

Чтобы достичь поставленных целей, перед педагогом ставятся следующие задачи:

  1. Воспитание у детей интереса к труду, самостоятельности, умение работать в коллективе.
  2. Формирование у детей практических и трудовых умений.
  3. Развитие положительных черт характера: отзывчивости, заботы, трудолюбия.
  4. Закрепление бережного отношения к предметам, как к результатам труда людей.

Для того, чтобы показать детям суть любого труда педагог:

  1. Вызывает у детей желание выполнить ту или иную работу.
  2. Раскрывает детям ценность, серьезность и важность труда.
  3. Развивает способность заранее видеть конечные результаты своих трудов.
  4. Обучает четкому планированию своих действий.

Решить все эти сложные задачи только с помощью вербальных методов невозможно, поскольку необходимы еще и наглядные методические примеры. Для этого с родителями проводят своеобразное собеседование и просят заполнить анкету.

Виды совместного труда детей и родителей

К сожалению, в семьях пока недостаточно развит совместный труд детей и их родителей, а он очень важен, ведь с его помощью можно удовлетворить естественную потребность детей в общении со своими родителями.

Увы, ручной труд, такой как шитье, изготовление поделок из природных материалов и т.д. распространен в семьях меньше бытового труда. Хотя детям он нравится куда больше, и выполняется с особым старанием.

Очень важно для полноценного развития личности уход за растениями и домашними животными. Подобный труд развивает как гуманные качества, такие как доброта, отзывчивость, любовь, забота, но и волевые – ответственность, самостоятельность, организованность. Подобный труд распространен и в городской, и в сельской местности. Разумеется, взрослые должны помогать ребенку в его трудовой деятельности, тем самым мотивируя его в доведении любого начатого дела до необходимых результатов.
В семье есть все условия для того, чтобы привлекать детей школьного возраста к труду, поскольку ребенок может наглядно убедиться в пользе своих действий для всех членов семьи.

Обычными мотивами труда школьников в семье служат любовь и забота по отношению к остальным членам семьи. В семейном кругу дети любят заниматься таким трудом, который почти не распространен в школах – моют и вытирают посуду, помогают готовить пищу, покупать продукты.

Организация труда в детском коллективе

Чтобы понять, на каком уровне находятся трудовые умения и навыки детей, с ними проводятся тестирования, после чего планируется дальнейшая работа. В группе создаются условия, необходимые для полноценного трудового воспитания, используются разнообразные формы организации трудовой деятельности – дежурства, труд в коллективе. Детей необходимо учить трудиться вместе, помогать и поддерживать друг друга.

При организации труда в детском коллективе педагогу необходимо выделить несколько последовательных этапов:

  • распределить работу между всеми участниками;
  • проследить за выполнением детьми различных заданий;
  • обсудить результаты трудовой деятельности.

Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.

Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника.

По трудовому воспитанию можно посоветовать такую художественную литературу, как «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Кем быть?» М. Маяковского, «Отцовское поле» В.Н. Крупина, «А что у вас?» С. Михалкова, и др.

При ознакомлении школьников с трудом взрослых полезно применять цепочку взаимосвязей трудов людей различных профессий. К примеру, на вопрос, «откуда взялся хлеб?» ребенку можно рассказать, что те булочки, которые покупают в магазинах, это результат труда множества людей – колхозники вспахивают поля, сеют пшеницу, собирают урожай, везут на мукомольную фабрику, где зерно становится мукой, пекари из этой муки делают хлеб, грузчики загружают его в машины, везут в магазины, где их и предлагают нам продавцы. При таком подходе у детей формируются представления о том, что любой труд почетен и нужен.

Читайте также:  Средство для ухода за пневматикой

Отличный эффект могут дать и музыкально-литературные концерты, спектакли, комплексные занятия.

Вообще, давно известно, что нравственное и трудовое воспитание детей реализуется гораздо успешнее, если применять оригинальные формы работы, такие как викторины, КВН, выставки, дни открытых дверей.

По опыту психологов можно отметить, что наиболее успешным трудовое воспитание может быть только при совместной работе семьи и школы.

Роль семьи в трудовом воспитании детей

Педагог должен убедить родителей, что трудовое воспитание имеет чрезвычайную важность для формирования волевых и нравственных качеств ребенка, и помочь им понять психологическую роль труда в подготовке к обучению в школе.

Для начала педагог посещает семьи воспитанников и изучает условия, созданные для домашнего труда, участвует ли ребенок в трудовой деятельности семьи, каким образом родители объясняют ребенку необходимость школьного обучения, какие трудности есть в воспитании, на чем необходимо заострить внимание в первую очередь, какую помощь родители хотели бы получить от педагогов школы. В планировании работы с родителями важную роль играют также беседы, консультации, родительские собрания, на которых все участники могут поделиться своим опытом и знаниями.

Зачастую у детей недостаточно развиты нравственные и волевые качества в силу того, что родители не могут правильно воспитать ответственность, настойчивость, самостоятельность. Типичной ошибкой является использование только словесных методов. Злоупотребление отрицательными оценками не повышает старательность и ответственность детей, а лишь ведет к негативному отношению к труду как к таковому.

К сожалению, в семьях пока еще недостаточно развит совместный труд детей и родителей, но не стоит его недооценивать, поскольку детям необходимо полноценное общение со взрослыми, которые, в свою очередь, могут держать детскую деятельность под контролем.

Как правило, согласно ответам родителей, на самом первом месте среди труда школьников в семье стоит самообслуживание, затем – уборка помещения и игрушек, а остальные виды трудовой деятельности почти не задействованы.

Шитье, вышивание, изготовление разнообразных поделок из тканей, бумаги, природных материалов и другой подобный ручной труд, к сожалению, распространен в семьях еще меньше бытового. Хотя это совершенно напрасно: занимаясь подобно деятельностью, ребенок может своим руками сделать подарки своим близким, родителям, друзьям, ровесникам из школы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем инициативности, усидчивости, настойчивости и множества других важных волевых и нравственных качеств, и черт характера.

Уход за комнатными растениями и домашними животными тоже может внести свой вклад в развитие детской трудовой деятельности. В городе у большинства семей обычно есть домашние животные и уж тем более комнатные растения. Но, увы, как правило, ухаживают за ними только взрослые, поскольку не доверяют детям, считая, что те могут испачкаться, обжечься и т.д. Но этот вид труд очень важен, он воспитывает не только гуманизм, доброту, любовь ко всему живому, но и укрепляет волю, развивает самостоятельность, ответственность за свои поступки. К тому же, подобный труд распространен повсеместно – как в городах, так и в сельской местности, и всегда служат удовлетворению потребностей не только детей, но и всех членов семьи, способствует их объединению, и, без сомнения, улучшает и укрепляет отношения.

Взрослым членам семьи тоже важно привносить в труд школьников некие нравственные мотивы, уделяя внимание, помогая, проявляя заботу, сочувствие, тем самым мотивируя ребенка на доведение абсолютно любой работы до качественного результата, а не бросать дела на полпути.

Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.

В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.

Положительным результатом проведенных работ также будет посещение воспитанников кружков типа «Умелые руки», умение вязать, вышивать, выжигать по дереву, выпиливать лобзиком и т.д.

Источник