Меню

Здоровый образ жизни это по санпину

Общее понятие о здоровом образе жизни

Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).

Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.

Главные составляющие здорового образа жизни.

• умеренное и сбалансированное питание

• достаточная двигательная активность

• отказ от вредных привычек

• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов

• умение управлять своими эмоциями

• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,

предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.

Умеренное и сбалансированное питание

Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.

Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.

Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.

Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.

Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.

Достаточная двигательная активность и закаливание организма

Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.

Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.

Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.

Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.

Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.

Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.

К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:

— психическую и эмоциональную устойчивость;
— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.

Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.

Источник



СанПиНы
учебно-методическое пособие по зож на тему

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Скачать:

Вложение Размер
sanpiny.docx 29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания во время перемен.

Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха (табл. 5).

Таблица 5

Температура наружного воздуха, t , o С

Время проветривания ( мин)

в малые перемени

в большие перемены

Для занятий рекомендуется сквозное проветривание (одновременно открыты фрамуги и дверь), которое в 5—10 раз эффективнее по сравнению с обычным. Сквозное проветривание проводится только в отсутствие детей.

Согласно последним исследованиям, дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы:

младшие классы — «теплые» тона (оранжевый, желтый);

средние классы — оттенки зеленого;

старшие классы — «холодные» тона (голубой, серый).

Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. Учебный процесс для ребенка — это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения. Занятия в школе связаны со статическим напряжением мышц спины, живота, конечностей.

В младшем школьном возрасте отмечается меньшая устойчивость позы по сравнению со средним и старшим возрастом.

В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия. Поза «сидя» экономичнее позы «стоя», так как при этом происходит меньше энергозатрат для поддержания равновесия. Поза с малым наклоном корпуса оптимальна с точки зрения биомеханики, так как амплитуда колебаний центра тяжести незначительна. Поза с большим наклоном корпуса приводит к смещению центра тяжести и увеличению амплитуды его колебаний, также увеличивается напряжение мышц шеи и спины, при этом происходит учащение пульса, уменьшение амплитуды дыхательных движений, нарушение зрения, венозный застой в конечностях, сдавливание межпозвоночных дисков. Положение тела считается правильным, если:

  • устойчивое равновесие и центр тяжести не выходит за площадь опоры;
  • наблюдается нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищева-рительной систем, слухового и зрительного анализаторов;

— отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Посадка ученика за партой считается правильной, если:

  • имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол);
  • бедра лежат на сиденье не менее 2/3 и не более 3/4 своей длины;
  • расстояние от глаз до рабочей точки (тетрадь, книга) равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами;
  • грудная клетка отстоит от края стола на 5—б см (ширина ладони);
  • ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом (90—100°).

Грамотный подбор мебели для школы необходим для:

— обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности;.

⎯ нормального физического развития;

— профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения.

Школьная мебель стандартизирована, и ведущим критерием в определении группы мебели является рост учащегося.

В последнее время промышленностью начат выпуск учебных столов и стульев новых б групп (табл. 7). Маркировка проставляется сбоку, и если она стерлась, то может быть восстановлена после измерения высоты сиденья и крышки стола над полом.

Высота стола, стула или сиденья парты в зависимости от группы роста (см) ГОСТа 1990 г.

Высота рабочей плоскости стола

Высота стула или сиденья парты

Материалами для изготовления школьной мебели могут служить различные виды древе-сины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта, лиственница) и различные пластические материалы. Поверхность должна быть гладкая, матовая. Цвет — все оттенки зеленого и натурального дерева.

Расстановка мебели имеет важное значение для создания оптимальных условий обучения. От наружной стены до первого ряда столов должно быть не менее 0,5 м (0,6—0,7 м); от внутреннеи стены до третьего ряда и от задней стены до последних парт — от 0,5 до 0,65 м; от классной доски до первых столов — не менее 2 м, но не более 3 м; между рядами — 0,6—0,8 м. При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропо-метрические данные (рост) и состояние здоровья.

Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного (муляжи, схемы, таблицы) и дидактического материала, применением различных технических средств обучения (показ диафильмов, диапозитивов, короткометражных кинофильмов, телепередач).

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения оговорена соответствующими нормативами в зависимости от возраста учащихся (табл. 17).

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Длительность просмотра, мин

Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция и тембр голоса. Однообразный материал и однообразная деятельность (чтение, письмо) возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомлении, нарушении осанки и зрении рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, дли учащихся старших классов — минуты психоэмоциональной разрядки (веселая шутка, анализ конкретной жизненной ситуации и т.п.).

Соблюдение гигиенических требований в организации уголка школьника дома

Поступление в школу — важнейший момент в жизни ребенка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним.

Прежде всего, учащемуся необходимо выделить отдельную комнату или удобный уголок для занятий, тщательно продумав обстановку во всех подробностях. Это очень важно, так как наличие множества необходимых вещей и предметов при не умелом их распределении может создать беспорядок и даже хаос.

Большинство наших квартир малогабаритные, поэтому ученическая мебель должна быть емкой, но не громоздкой, включать максимум взаимозаменяемых элементов. Она должна не только отвечать возрастным особенностям ребенка, но и способствовать его нормальному физическому развитию, предупреждать бытовой травматизм.

Стул является наиболее часто используемым в домашнем обиходе предметом мебели. Проблема правильного положения тела во время работы и отдыха гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Говоря научно, к стулу нельзя под стояние между сиденьем и подлокотниками в оптимальном варианте составляет 15—20 см. Высота сиденья должна быть такой, чтобы ноги ученика, согнутые в коленном и тазобедренном суставах под углом 90—100°, опирались стопами о пол.

Другими словами, расстояние от пола до сиденья стула равняется длине голени со стопой плюс 2 см на высоту каблука обуви. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна составлять две трети длины бедра учащегося, с наклоном назад в б—10° градусов. Очень много споров относительно спинки рабочего стула. Большинство специалистов считает, что она должна быть специальной конструкции с изломом и иметь небольшой наклон в 110—115°.

Прочитав инструкцию, кто-то резонно заметит: «Допустим, что стул от нашего гарнитура действительно ребенку не подходит, но не буду же я из-за этого отпиливать у него ножки, тем более, что малыш постоянно растет». Выход из такой ситуации очень простой: если стул велик, то под ноги ученика ставят подставку или скамеечку на недостающую высоту, если стул маловат — на сиденье стула достаточно положить жесткую подушечку требуемой высоты.

Стол для занятий желательно установить около окна так, чтобы свет падал слева от сидящего. При работе с искусственным освещением надо иметь настольный светильник с абажуром для защиты глаз от прямых лучей и лампой накаливания в 60 Вт. Одновременно в комнате должен быть включен и общий свет, так как при переводе взгляда со стола в темноту зрачок расширяется, четкость изображения предметов падает и нагрузка на глаза резко возрастает.

Желательно, чтобы стол был одно- или двухтумбовый с полками или ящиками для учебных принадлежностей.

Существуют специальные правила посадки и подбора столов для учащихся разных возрастных групп. Растет ребенок — меняется величина рабочей мебели. В норме общая высота стола складывается из двух величин: высота сиденья стула плюс дифференция, т.е. расстояние по вертикали от сиденья до рабочего края стола. Напомним, что высота сиденья стула складывается из высоты голени, стопы и каблучка обуви. Дифференция равна расстоянию от сиденья стула до локтя согнутой и прижатой к туловищу руки сидящего, плюс 5—б см.

Если высота вашего стола недостаточна для ребенка, он будет вынужден горбиться при письме. Под ножки такого стола следует поставить подставочки. Если стол слишком высок, у ребенка будет формироваться выпрямленная осанка, т.е. весь плечевой пояс при письме вынужден приподниматься. В этой ситуации на сиденье стула необходимо положить жесткую подушечку, а под ноги скамеечку на недостающую высоту.

Существуют три положения стула относительно рабочего стола: положительная дистанция — стул далеко отстоит от стола, нулевая дистанция — край сиденья и стола на одной вертикали, отрицательная— край сиденья заходит за край крышки стола на 5—7 см. Последнее положение самое правильное, при этом между крышкой стола и грудной клеткой сидящего должно оставаться расстояние примерно в ширину его ладони. При всех других видах посадки рабочая поза учащегося становится неудобной, увеличивается статическая нагрузка, следовательно, утомление наступает быстрее.

Помните, что правильно организованное рабочее место школьника способствует хорошему настроению, усидчивости, работоспособности, но самое главное, улучшает физическое и психическое состояние ребенка, подростка.

Несколько дополнительных советов относительно благоустройства детской комнаты:

  • Благоприятное психологическое воздействие оказывает однотонная или с легким, ненавязчивым рисунком окраска стен. Неуместны яркие тона, пестрые цве-товые пятна.
  • В небольшой комнате достаточно большое зеркало создает оптическое впечатление обширного пространства. Перед зеркалом удобно выполнять физические упражнения, следить за своей осанкой, одеждой, тем более, что интерес подростка к своей внешности повышен.
  • Определенный уют создает зелень, цветы на подоконнике, которые не только радуют глаз, но также выполняют роль регулятора влажности и температуры в помещении.
  • Необходимо постоянно заботиться о чистоте оконных стекол. Зашторивать окна днем не следует, так как обилие дневного света, вид солнца и неба благоприятно влияют на настроение и физическое состояние ребенка.
  • При выполнении учащимся домашнего задания, соблюдайте шумозащитные меры: разговор вполголоса, снижение громкости звучания телевизора и радиоприемни-ка. По возможности, комната должна быть изолированной.
  • Оптимальный температурный режим 20°С оказывает положительное влияние на растущий организм.
  • Комнату, где находится ребенок, нужно проветривать по 10—15 мин каждые 3 ч в любое время года. Летом окна могут быть открыты круглосуточно. Если этажность дома повышена, а ребенок еще достаточно мал, продумайте конструкцию ограж-дений на окнах. В городе предпочтителен приток воздуха в ночное время, так как днем воздух в большей степени, загрязнен пылью и газами.
  • Предоставьте ребенку право самому поддерживать чистоту помещения. Влажную уборку следует проводить ежедневно. Небольшой ковер или дорожку предпочтительно чистить пыль.

Источник

СанПиН. Требования к помещениям и оборудованию ОУ.
учебно-методическое пособие по зож по теме

СанПиН : требования к помещениям и оборудованию ОУ, к воздушно-тепловому режиму, непрерывность использования ТСО на уроках, рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
sanpin._trebovaniyadocx.docx 92.35 КБ

Предварительный просмотр:

5.Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

5.1. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка

Номера
мебели по
ГОСТам
11015-93
11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом
крышки края стола,
обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом
переднего края
сиденья по ГОСТу
11016-93 (в мм)

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме «, чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Требования к воздушно-тепловому режиму.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий:

— в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 °C ;

— в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 °C;

-спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования — 20 — 24 °C;

-медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 °C, душевых — 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений.

│Наружная температура,│ Длительность проветривания помещения, мин. │

│ │ в малые перемены │ в большие перемены и между │

│ От +10 до +6 │ 4 — 10 │ 25 — 35 │

│ От +5 до 0 │ 3 — 7 │ 20 — 30 │

│ От 0 до -5 │ 2 — 5 │ 15 — 25 │

│ От -5 до -10 │ 1 — 3 │ 10 — 15 │

│ Ниже -10 │ 1 — 1,5 │ 5 — 10 │

не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Рекомендуется использовать следующие цвета красок:

для потолков — белый,

для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый;

для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

для дверей, оконных рам — белый.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.

Непрерывная длительность (мин.), не более

просмотр
статических
изображений
на учебных
досках и
экранах
отраженного
свечения

просмотр
динамических
изображений
на учебных
досках и
экранах
отраженного
свечения

работа с
изображе-
нием на
индивиду-
альном
мониторе
компьюте-
ра и кла-
виатурой

прослу-
шивание
аудио-
записи
в науш-
никах

Источник

Читайте также:  Понятие здорового образа жизни включает вычеркните один неверный ответ